Урок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текста

Урок словесности в 10 классе "Речеведческий анализ текста". Работа на уроке проводится на основе изучаемого в 10 классе романа И.Гончарова "Обломов". Для анализа ученикам предлагается фрагмент "Сон Обломова". Исследуются выразительные средства языка. ЦЕЛИ: 1. Закрепить умение анализировать текст.2. Повторение, закрепление и обобщение лингвистического материала.3. Глубокое понятие и восприятие литературного произведения.4. Развитие речи учащихся.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаУрок словесности в 10 классе Речеведческий анализ текстаОТКРЫТЫЙ УРОК В 10 КЛАССЕ.

ТЕМА: «Речеведческий анализ текста. Выразительные средства языка».

ЦЕЛИ: 1. Закрепить умение анализировать текст.

2. Повторение, закрепление и обобщение лингвистического материала.

3. Глубокое понятие и восприятие литературного произведения.

4. Развитие речи учащихся.

ТЕКСТ: «СОН ОБЛОМОВА»

1.Где мы? 2. В какой благословленный уголок земли принес нас сон Обломова? 3. Что за чудный край! 4. Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов-нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

5. Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? 6. Море, например? 7. Бог с ним! 8. Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. 9. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

10. Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свое, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на суку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. 11. Птицы не щебечут вокруг ; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

12. Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! 13. От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.

14. Нет, бог с ним, с морем!

15. Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. 16. Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя. 17. И небо там над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.

18. Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

Вопросы и задания:

  1. Прочитайте текст вслух выразительно, выделяя нужные слова и смысловые отзвуки информации, паузами и повышением или понижением тона.

  2. Найдите и подчеркните в тексте лексические повторы. Сколько раз повторяется слово море? Почему?

В тексте содержатся следующие лексические повторы: уголок (1-18), море (4, 6, 13, 14) , горы (4, 15), скалы (4, 17), пропасти (4, 15, 17), грандиозное (4, 5), дикое (4, 5), человек (8, 12, 15), в 17-м предложении слово человек повторяется в форме мн.ч. : людей.

Слово море 4 раза повторяется в тексте потому, что автор разворачивает перед читателями грандиозную и устрашающую картину моря.

  1. Какими описательными оборотами заменяется слово море в тексте? Как называется такие обороты речи? Дайте им определение.

Слово море заменяется следующими описательными оборотами: необозримая пелена вод, бесконечная картина, бешеные раскаты валов. Такие обороты речи называют перифразами.

Перифраза - оборот речи, который состоит в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащий элемент характеристики описываемого предмета, явления или лица. Перифразы помогают избежать повторов, в образной форме выражают оценку объекта и являются богатым резервом синонимических средств языка.

  1. Перифразы могут быть как общеупотребительными и общепонятными, относящимися только к данному объекту (лиса - рыжая плутовка, Япония - страна восходящего солнца), так и контекстуальными, т.е. относящимися к данному лицу или предмету только в определенном контексте. Какие из них используются в этом тексте? Докажите свое мнение.

Здесь используются контекстуальные перифразы, т.к. в другом контексте они могут быть отнесены, например, к океану или озеру, а словосочетания бесконечная картина и широкая картина - к степи, к небу и т.д.

  1. Найдите в тексте контекстуальный одиночный синоним слова море. Какой образ моря создает автор? Какие слова он для этого использует?

Контекстуальный синоним слова море - чудовище, т.е. нечто страшное, враждебное человеку. Гончаров создает образ моря - громадного, ревущего, стонущего, вечно существующего чудовища: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное, стон, чудовище , зловещие голоса.

  1. Обратите внимание на звуковой образ моря в тексте. Какими фонетическими средствами он создается?

Звуковой образ моря сложен: это то ревущее, то стонущее чудовище. Поэтому аллитерации тут чередуются и сочетаются с ассонансами. Например, в 10 предложении звуковой образ моря создаётся чередованием повторов согласных звуков [р], [в], [б], передающих рев и рокот, и аллитераций [с], [н], [ж] в сочетании с ассонансами [о], [у], которые создают впечатление стона, завывания.

7.Найдите в тексте синонимы слов горы и пропасти. Какую смысловую и оценочную роль играет такая синонимия?

Контекстуальные синонимы слов горы и пропасти - когти и зубы дикого зверя. Такая контекстуальная синонимия создаёт образ дикой, угрюмой, враждующей человеку природы.

8.Обратите внимание на аллитерации в предложениях 15 и 16. Какую роль здесь играют эти фонетические средства?

В предложениях 15и 16 аллитерация используется не только для создания звукового образа, но и для передачи эмоционального впечатления, определённого восприятия дикой природы слабым человеком. Горы, пропасти, грозны, страшны, устремлённые, зверя, и усиливает впечатление страха, угрозы, исходящей от дикой природы.

9.Какие литературные тропы использует И.А. Гончаров для создания такого образа природы? Какие из них основаны на переносном значении слов? Дайте определения этих тропов.

И.А. Гончаров использует разные фигуры речи: эпитеты ( в том числе и метафорические):необозримая (пелена вод), бесконечная (картина), бешеные ( раскаты валов), мрачное и неразгаданное ( содержание), зловещие ( голоса), дикого ( зверя) и проч. - сравнения: безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся…и кружатся. Они ( горы и пропасти) грозны, страшны, как выпущенные и устремлённые на него когти и зубы дикого зверя.

- олицетворения: рев валов, валы твердят свою…песнь, в которой слышится стон и жалобы будто обречённого на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса; вопли природы; небо…отступилось о т людей.

- метафоры: бешеные ( раскаты валов), вопли природы.

Метафора - литературный троп, основанный на переносном значении слов и уподоблении одного предмета или явления другому, т.е. метафора - скрытое сравнение.

10.Вспомните , что такое градация. Найдите примеры использования градации в этом тексте.

Градация - фигура речи, основанная на постепенном возрастании или убывании качества, свойства, значимости явления или предмета. Как правило, градация строится на нагнетании синонимов.

Море наводит грусть - хочется плакать - сердце смущается робостью; ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины. Принцип градации может использоваться и при построении текста, т.е. он может быть композиционным приёмом. Можно ли сказать, что композиция данного текста построена на приёме градации? Чтобы ответить на этот вопрос, найдём ключевые слова фрагмента.

11.Подчеркните объективные и субъективные ключевые слова. Выпишите их, располагая по порядку и в соответствии со смысловыми отношениями.

Благословленный уголок земли - нет моря нет гор, скал, пропастей

нет ничего грандиозного, дикого, угрюмого

чудный край дикое и грандиозное море

на человека

грусть плакать

робостью перед необозримой полной

вод бесконечной картины

бешеные раскаты валов

мрачного и неразгаданного

стон жалобы

чудовища

ничтожен голос человека зловещие голоса

человек безмолвные чайки

мал слаб исчезает перед воплями природы

тяжело широкой картины

на море

не для увеселения с морем

человека

отступилось от людей

горы пропасти

небо грозны страшны

мирный уголок над скалами и пропастями

12. Выпишите все перифразы, заменяющие в этом тексте наименование «Обломовка». Как вы думаете, с чьей точки зрения оценивается этот край: автора, Ильи Ильича О., обломовцев?

Обломовка - благословленный уголок земли - чудный край - мирный уголок. Этот край оценивается с точки зрения обломовцев и главного героя, который также к ним принадлежит. Обломовцы не просто любят свою деревню, но даже считают её идеалом жизни. Так же думает и Илья Ильич Обломов, поэтому во сне он с умилением и радостью видит чудный край.

13. Найдите и выпишите из текста примеры антонимов. Что такое антонимы? С какой целью они используются здесь?

Здесь есть контекстуальные антонимы: благословленный уголок - грандиозное, дикое и угрюмое, а также лексические антонимы мирный уголок - грозны (горы и пропасти). Антонимы - это слова одной части речи с противоположными лексическими значениями. В этом тексте они используются для того, чтобы подчеркнуть основное противопоставление: мир Обломовки - дикая природа.

14. Отметьте композиционно - смысловые части текста. На каких приемах основано композиция текста? Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся?

Весь текст можно разделить на три основные части: 1. Два первых абзаца (чудный уголок). 2. С 5-го по 17-е предложения - картина дикой природы; 3. Последний абзац (мирный уголок). Большую среднюю часть также можно подразделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, морем, горами и пропастями.

Композиция текста основана на противопоставлении и градации. Чудный край противопоставлялся дикой природе; ей же противопоставлялся человек. Изображение самой дикой природы основано на градации - усилении впечатления чего-то безграничного, страшного, враждебного человеку. Состояние человека перед лицом дикой природы также передается при помощи градации: сначала говорится, что человеку становится грустно при виде моря, и постепенно доходит до утверждения, что он совсем исчезает на фоне величественной картины, даже небо отступилось от людей. Этим усиливается впечатление одиночества, ничтожности и беспомощности человека перед лицом дикой природы.

Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность того мира, в котором живут обломовцы.

15. Почему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, пропасти?

Море, горы и пропасти - это излюбленные образы романтической литературы, связанные в романтизме с такими понятиями, как вечная неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от обломовки как от замкнутого, тихого, благословленного мира, где царствует покой, и одновременно как бы подчеркивает свою литературную позицию: отказ от романтизма как метода, изображающего нечто необычное, исключительное, далеко от обыкновенной жизни.

16. Выпишите из текста прилагательные и причастия с -н- и -нн-, сгруппируйте их и объясните правописание.

1. Прилагательные: беш-ен-ый - бесить (н.в.), благослов -енн -ый - благословить (с.в.), неразгада -нн -ый - ( не) разгадать (с.в.).

2.Причастия: измуч - енн - ый, обреч - енн - ый, осужд - енн - ый, выпущ - енн - ый, устремл - енн - ый. Все страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов -енн, -нн, - т, поэтому в полной форме этих причастий пишется два «н».

17.Выпишите слова с приставками на з / с. Объясните их правописание.

Слова с приставками на -з Слова с приставками на -с

(перед звонким согл.) (перед глухим согл.)

Вз-гляду бес - конечной

И з - мученному рас - каты

Не - раз - гаданного бес - силен

Без - молвные

18. Произведите фонетический разбор слова бессилен.

Бес - си - лен - 3 слога, второй ударный; перенос совпадает со слогоделением;

[б' и с' и л'ь н]

Б - [б'] - согл., звонк., парн., мягк., парн.

Е - [и] - гласн., безударный;

С - [с'] - согл., глухой парн., мягк. парн.

С

И - [й] - гласный, ударный;

Л - [л'] - согл., сонорный, звонк непарн., мягк. парн.

Е - [ь] - гласный, безударный;

Н - [н] - согл., сонорный, звонк. непарн., тверд. Парн.

8 букв, 7 звуков: 3 гласных и 4 согласных.

19. Домашнее задание:

*1. Что такое многозначные слова? Расскажите о прямом и переносном значении слова. Как используются переносные значения слова в литературных произведениях? Отвечая на вопрос, основывайтесь на предыдущем тексте.

2. Что такое синонимы? Какие виды синонимов вы знаете? С какой целью они употребляются в текстах? Как они используются в литературных произведениях? Приведите примеры из текста.

3. Что такое перифразы? Какие виды перифраз вы знаете? Как они используются в литературных произведениях? Приведите примеры из текста.

4. Что такое антонимы? Назовите их разновидности. Для чего они используются в литературных произведениях? Приведите примеры из текста.

*Написать творческую работу: « Мое впечатление от начала главы "Сон Обломова"».



© 2010-2022