Урок литературы в 8 классе на тему: «М. Горький «Песня о Соколе»

Основное содержание направлено на анализ «Песни о Соколе». Блиц-опрос позволяет проверить знания учащихся по биографии писателя. Прочитать произведение должен учитель. Чтение сопровождается комментированием, что дает начальный анализ.Учащиеся с удовольствием участвуют в коллективном обсуждении, сопоставляя образы Сокола и Ужа.Результаты творческого задания-размышления о сущности человеческой жизни очень интересны.Особое внимание нужно отвести природе, изображенной в «Песне...»В целом урок очень ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 8 классе на тему:«М.Горький «Песня о Соколе»


Урок литературы в 8 классе на тему:«М.Горький «Песня о Соколе»



Урок литературы в 8 классе на тему:«М.Горький «Песня о Соколе»






Тема: «Песня о соколе» - гордый призыв к свободе, к свету.

Цель: вспомнить известные биографические факты; познакомить учащихся с содержанием «Песни» и проанализировать ее, донести до учеников идейный смысл произведения, раскрыть его высокий пафос, воплощенный в контрастных образах Сокола и Ужа; объяснить, что «Песня» - произведение романтическое.


Ход урока.

Оргмомент.

Блиц-опрос по жизни и творчеству М. Горького.

1. Назовите настоящую фамилию писателя.

2. Почему писатель выбрал такой псевдоним?

3. В каком городе родился М. Горький?

4. Назовите любимое занятие писателя.

5. «Друг, самый близкий сердцу, самый понятный и дорогой человек» в жизни Горького. Назовите, кто это.

6. В какой город приехал шестнадцатилетний Горький? О чем он мечтал?

7. С кем познакомился Горький, живя в Тифлисе?

8. Как называлось и как было подписано первое опубликованное горьковское произведение?

9. Назовите автобиографическую трилогию писателя.

10. Когда была написана «Песня о Соколе»?

Комментированное чтение «Песни» и ее анализ.

-работа по первой части «Песни»: «Рожденный ползать - летать не может».

-Где происходит действие в «Песне»?

-Что случилось с Соколом?

-В чем героизм Сокола?

Учащиеся подкрепляют свои ответы выразительным чтением отрывков из текста.

-работа по второй части «Песни»: «Безумству храбрых поем мы песню».

-работа с учебником: анализ высказывания М.Горького о двух формах жизни: гниении и горении.

Вывод: «Песня» построена на противопоставлении двух форм жизни.

-Характеристика образов Сокола и Ужа.

-Коллективное обсуждение; работа с текстом - подбор цитат, подтверждающих позицию Сокола и Ужа (оформление плакатов).

-Размышления учащихся о смысле человеческой жизни

«Самый жалкий человек - это человек без стремлений».

Абай. Слова назидания. Слово 44.


«Это, брат, …. Хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, - при жизни и становятся покойниками, скучнейший народ».

М. Горький. Письмо к сыну.


-Отработка выразительного чтения отрывков из второй части «Песни».

Составление таблицы: «Сравнительная характеристика Сокола и Ужа»:

Герои «Песни»

Место, где живут герои

Речь и действия героев

Стремления героев

Сокол

Высокое светлое небо

Пал с неба,

Храбро бился,

Славно пожил,

Гордо крикнул…

Взлететь в небо, видеть небо, храбро биться, ощутить счастье битвы

Уж

Тёмное, сырое ущелье

Вполз, лёг, свернувшись в узел, отполз проворно, прошипел, испугался…

Спокойно ползать в сыром и душном ущелье

Особо подчеркнув стремления героев «Песни», я подвожу ребят к выводу об идейном смысле горьковского произведения: суть человеческой жизни - в стремлении к свободе, к счастью. Этот вывод даёт нам возможность поговорить о романтизме «Песни». Мы определяем его как определение в литературе, главный принцип которого - показать в ярких образах высокое назначение человека. Основные особенности романтизма учащиеся записывают в тетрадь:

  • Драматизм событий.

  • Исключительный герой в исключительных обстоятельствах

  • Природа - действующее лицо.

Домашнее задание: предлагаю подтвердить каждую особенность романтизма примерами из «Песни о Соколе», написав сочинение-миниатюру «В чем видит Сокол счастье и смысл жизни» и выучить отрывок из «Песни».

Заключение урока: подхожу к портрету писателя и говорю о том, что жизнь и литературная деятельность Алексея Максимовича Горького - великий подвиг во имя счастья людей. Поэтому слова, сказанные им о Соколе, можно с полным основанием отнести к самому писателю: «Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильным духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поём мы песню!»

Итог.

© 2010-2022