Современные педагогические методы определения качества знаний учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные педагогические методы определения качества знаний учащихся

Проверка знаний учащихся - это один из важнейших этапов процесса обучения.
Главная её функция состоит в контроле знаний и умений учащихся, что позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний, уровень достижения учащимися минимума содержания образования. Выявленный уровень подготовки учащихся дает возможность уточнить имеющиеся пробелы и систематизировать типичные ошибки для выработки дальнейшей стратегии и тактики обучения: определение путей ликвидации ошибок, корректировку содержания и методов обучения.
Однако проверка играет не только контролирующую роль. Немаловажное значение для учителя имеют такие функции контроля:
обучающий;
развивающий;
воспитывающий.

Обратимся к целям и задачам дисциплины «Русский язык», с тем, чтобы определить направленность проверки знаний и умений по данной дисциплине, специфику форм и методов контроля знаний и умений.
Как указано в Концепции структуры и содержания предметной области «Филология», филологическое образование нацелено на формирование определенных компетенций:
Языковой
Лингвистической
Коммуникативной
 Культурологической

Существует множество разных форм и методов проверки результатов учебной деятельности школьников, которые должны выполнять основные принципы контроля: целенаправленность, систематичность, объективность.
Различают следующие виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Чтобы контроль знаний сделать для учащихся интересным используют разные формы опроса: индивидуальный, групповой, коллективный.
Предлагаю Вашему вниманию примерную классификацию различных приемов и способов проверки знаний и умений, которые я применяю в своей деятельности:
Виды контроля Устный Письменный
Традиционные методы
Входной
Текущий
Тематический
Промежуточный
Итоговый Фронтальный опрос
Экзамен
Зачет
Рассказ
Ответы на вопросы
Контрольное списывание Контрольная работа
Тестирование
Самостоятельная работа
Практическая работа
Диктант
Словарный диктант
Графический диктант
Изложение
Сочинение
Комплексный анализ текста
Нетрадиционные методы Занимательная грамматика:
Сообщение на заданную тему
Моделирование
Творческие работы исследовательского характера
Викторины
Диспут
Деловые игры
КВН
Интеллектуальный ринг
Зрительные диктанты
Сигнальные карточки Эссе
Реферат
Доклад
Проект
Презентация
Карточки
Перфокарты
Технологические карты
Составление схем
Работа по таблице
Кроссворды
Ребусы
Шарады
Чайнворды
Перевертыши
Загадки
Задачи
Логические квадраты

Контроль в процессе обучения должен носить системный характер. Необходимо отслеживать динамику развития умений и навыков учащихся, чтобы работать над пробелами знаний. Положительную динамику имеет контроль, который проводится в непринужденной обстановке, когда учащиеся не чувствуют стресса. Этого можно достичь, используя в своей практике нетрадиционные формы и методы опроса учащихся.
Сегодня наиболее актуальны такие методы контроля, которые включают в себя комплексно-дифференцированный контроль - возможность проверить умения и навыки учащихся сразу по нескольким параметрам: знание теории, умение применять на практике, выполнение заданий творческого характера. Необходимо отметить что, когда контроль преподносится в непринужденной и творческой обстановке, результативность его повышается. Именно поэтому, планируя уроки, я применяю нетрадиционные формы опроса учащихся, в основе которых лежит комплексная направленность - они не только контролируют теоретические знания, но также позволяют оценить речевые, учебно-языковые и правописные умения и навыки.

Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели. Данная технология направлена на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идейного продукта. В своей педагогической практике использую следующие виды проектов: мини-проекты, укладывающиеся в один урок или часть урока; краткосрочные проекты, требующие выделения 4-6 уроков; недельные, выполняющиеся в ходе проектной недели; долгосрочные (годичные) проекты. По количеству участников разделяю проекты, ориентированные на индивидуальную, парную и групповую деятельность учащихся. По комплексности - монопредметные, межпредметные и надпредметные.

В качестве примера долгосрочного группового проекта предлагаю краткий обзор лингвистического практико-ориентированного проекта «Особенности школьного сленга» (2010-2011 учебный год). Основой данной работы стал эмпирический материал, собранный в процессе исследования в МКОУ Заводская СОШ инициативной группой учащихся 7-9 классов. Целью данной работы является анализ особенностей школьного сленга. В соответствии с этим исследователями были поставлены следующие задачи: Выявить основные тематические группы школьного сленга и проследить динамику их развития.

1) Вычленить наиболее продуктивные способы словообразования.

2) Выявить особенности фразеологии школьного сленга.

3) Оценить место сленга в речевой культуре школьников.

В ходе исследования учащиеся дали определение рассматриваемому явлению, выявили ряд причин появления школьного сленга:

1) Желание подростков проявить свою самостоятельность.

2) Употребление школьниками сленговых выражений для оживления обыденной речи, словесной игры.

3) Стремление показать свою принадлежность к какой-либо неформальной группе (спортивные фанаты, представители различных молодежных субкультур и т.п.).

Исследователями была сформулирована тематическая классификация школьного сленга, связанная со следующими четырьмя сферами: сферой школы (наименования учебных предметов и других реалий учебного процесса); сферой досуга (названия занятий, вещей и мн. др., не входящее в рамки школьной жизни); сферой быта (лексемы, называющие части тела, одежду, обувь, аксессуары, различную бытовую технику); сферой оценки (вокативы и собственно оценочная лексика). Также были определены способы словообразования школьного сленга: аффиксальный (дискач, стукач образованы с помощью суффикса -ач); безаффиксный (отпад, облом, прикид); от иноязычной основы (клевый от clever - умный, фигня от things - вещи); метафорический перенос (копыта, фары, виза, тормоз, камчатка). Результатом исследования стал мультимедийный и печатный словарь школьного сленга, употребляемого учениками МКОУ Заводская СОШ. В ходе работы над проектом были решены задачи по формированию общеучебных умений и навыков словарной работы, повышению речевой культуры и познавательного интереса к изучению языковых и социальных явлений, овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему и установлению эффективной коммуникации между участниками исследования (навыки взаимодействия при работе в группах). В рамках внедрения технологии проектной деятельности мною также были реализованы следующие проекты:

1) Исследовательская работа «Мой земляк - Н.Н. Садовский. Поэт, художник, музыкант» (надпредметный, парный, недельный проект).

2) Литературоведческий исследовательский проект «Образы-символы в лирике С. Есенина» (монопредметный, индивидуальный, годичный проект)

3) Проект «Автобиография причастия» (монопредметный, групповой мини-проект).

4) Творческий проект по написанию и инсценированию лингвистических сказок «Буквы о-а в корне -лаг-, -лож- » (монопредметный, групповой мини-проект)

Таким образом, можно сделать вывод о перспективности метода проектной деятельности в современном образовании и его преимуществах перед традиционой классно-урочной системой: актуальность, создание комфортной образовательной среды для личностного роста, дифференцированный подход, использование информационных технологий, формирование исследовательских навыков и мн.др.

© 2010-2022