Программа курса «Риторика 5-7 класс»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Кадяева Ирина Александровна


Место работы: МАОУ «Комсомольская СОШ»


Должность автора: учитель русского языка и литературы


Программа курса «Риторика 5-7 класс»

МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»














Программа

«Риторика 5-7 класс»







Кадяева И. А.

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МОУ «Комсомольская СОШ»



















2010 - 2011 учебный год

Пояснительная записка.


В Древней Греции, как повествует старинная легенда, спартанцы, оказавшиеся в затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к Дельфийскому оракулу. Они просили прислать им опытного полководца, сильного и храброго. Каково же было их удивление, когда они узнали, что оракул прислал им школьного учителя Тиртея, не искушённого в военном деле и вдобавок ещё хромого. Спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили Тиртея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, - силой зажигательного слова. Тиртей, идя впереди войска, пел пламенные гимны доблестным воинам, клеймил позором предателей и трусов. Он пел, и спартанцы, воодушевлённые его песнями, воспрянули духом и разбили врагов.

Древние верили в силу слова. Общеизвестно, что уже в Древней Греции, наряду с чтением, письмом, физическими упражнениями, обязательно обучали риторике. Это одна из самых древних наук на земле, возникшая как наука об искусной, умелой, красной речи, - устной, прежде всего. Этот предмет, некогда несправедливо забытый, а теперь (и это радует) вводимый в учебные планы школ, безусловно, востребован и сейчас, в III тысячелетии. Почему?

Мир сложен и противоречив. Особенно современный. С одной стороны, это мир новейших достижений в области техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. С другой стороны, это мир, в котором люди мало общаются, достаточно одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Очень непросто жить в этом « прекрасном и яростном» мире нам, взрослым, а каково же детям? И вот здесь на помощь может прийти риторика, так как она даёт знания, ориентированные на то, чтобы научить общаться, а ведь как говорил Сент-Экзюпери: « Общение - главная роскошь жизни».

Риторика помогает осознать общечеловеческие ценности. Она учит: будь внимателен к своему слову; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.

Кроме того, риторика учит гуманитарному мышлению (как отказать, не обидев человека; как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?). Здесь очевидно значение риторики как предмета, который помогает будущему члену общества искать и находить выходы из различных ситуаций, который развивает способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Работая на уроках, дети невольно приходят к выводу, что почти всегда при решении проблемы возможен вариант, благоприятный для всех участников общения, а значит, учатся позитивному отношению к миру, к личности.

Этот важный предмет направляет детей на то, чтобы они оценивали свою и чужую речь, т.е. развивает аналитические навыки. Анализируя речевую ситуацию, ребёнок учится адекватному речевому поведению, так как учитывает, с кем он говорит, с какой целью, где, когда и как. А если умеешь проводить такую работу, то будешь меньше совершать ошибок в общении, а значит, и меньше подвергаться стрессам.

Риторика готовит детей к будущей жизни - успешной работе в коллективе, когда потребуется сотрудничать с коллегами, искать оптимальные решения проблем вместе с сотрудниками и руководителями; возможно, общаться с клиентами или подчинёнными. Следовательно, можно утверждать, что риторика выполняет важный социальный заказ.

Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит снижение уровня речевой культуры. Например, мы слышим неправильные ударения в речи дикторов, откровенно грубые слова в речи участников теле- и радиопередач. Риторика же во многом воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой культуры.

Таким образом, урок риторики - это урок жизни, а не просто час в расписании.

Конечно, риторика как учебный предмет тесно связан с уроками развития речи на русском языке, культурой речи, но ни в коем случае не дублирует их.

Уроки русского языка дают учащимся «строительный материал», а поиск замысла и реализация его - это то, чем занимается риторика.

Культура речи предполагает работу над разными нормами языка, над такими его качествами как богатство, точность, выразительность и др. Однако понятие «риторика» значительно шире.

Риторика- это особый предмет, потому что усвоение знаний о качествах речи, как и работа по устранению ошибок и обогащению речи детей языковыми средствами, не учит общению, а только готовит к нему. Риторика формирует не только коммуникативно-речевые умения. Она формирует личность, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением. А как раз это и можно назвать компетенцией: «Я знаю, что я умею это делать и знаю, как это сделать».

Риторика, интегрирующая в себе философию и логику, психологию и этику, стилистику и лингвистику текста, культуру и технику речи, способна дать систему средств, набор операций для анализа чужого текста и изобретения собственной выразительной речи, звучащей в различных сферах человеческого общения.

Знание законов речемыслительной деятельности позволит учащимся не только свободно изъясняться, наиболее полно выражать себя в слове, нести ответственность за сказанное, но и продуктивно мыслить, анализировать, самостоятельно принимать решения.

Структура курса «Риторика 5 - 7 класс».


Курс риторики ориентирован на 3 года обучения.

1. 5 класс. Введение в риторику (основы риторики)

2. 6 класс. Риторика.

3. 7 класс. Школа диалога. «Побеседуем?»

Теоретическими основами курса являются:

1. Классическая риторика Аристотеля, основой которой являются Этос, Логос, Пафос.

2.Достижения социолингвистики в России, позволившие выделить основы речепроизводства, определить содержание и последовательность действий на каждом технологическом этапе обучения, основы речемыслительной деятельности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА РИТОРИКИ 5 - 7 КЛАСС.


Цель: саморазвитие личности через усвоение навыков речемыслительной деятельности.

Предполагаемый результат обучения риторике характеризуется следующими умениями:

-свободно изъясняться, высказывать свою точку зрения в различных сферах общения, правильно и убедительно излагать свои мысли, нести ответственность за сказанное;

-вести беседы на доступные темы, пользуясь различными риторическими жанрами;

-выступать с небольшой речью перед аудиторией, учитывая её интересы и настроение;

-участвовать в прениях, диспутах, соблюдая правила ведения спора;

-в процессе слушания и чтения вникать в замысел и анализировать приёмы его реализации в чужом высказывании.

При составлении программы использованы следующие материалы:


1.Экспериментальная программа по риторике для I -VII классов гимназии в рамках программы «Дэкос». Автор- С.Ф.Иванова.

2. Программа по риторике для 5-6 классов Кирово - Чепецкой гимназии. Автор-составитель И.Г.Чарушина.

3. Основы риторики. Программа для 9-11 классов. Составитель А.К.Михальская.


5 класс.


Первый этап обучения - введение в риторику.

5 класс начинает курс риторики впервые, поэтому моя задача - заинтересовать детей новым учебным предметом и помочь им освоиться в новом статусе пятиклассника.

Цель: помочь учащимся разбить чувство неуверенности и развить умение ориентироваться в разных сферах речевого общения.

Задачи:

  1. Помочь овладеть техникой речи.

  2. Помочь понять, что с помощью слова можно самоутвердиться среди сверстников.

  3. Учить слушать и слышать говорящего.

  4. Учить различать особенности жанров.

Конечный результат обучения риторике на этом этапе характеризуется следующими умениями:

  • овладение техникой речи;

  • внимательно слушать собеседника

  • определять жанр речи и соответствующие ему элементы композиции (в рамках изученных);

  • определять тему текста, главную мысль, замысел автора;

  • создавать в устной и письменной форме собственный текст на заданную тему в изученном жанре.

Формы работы: решение познавательных задач, изучающее аналитическое чтение с конструированием вопросов к непонятным словам, упражнения в технике речи, ролевые игры, собственное творчество детей.

Содержание (34 ч.)


Риторика как учебный предмет. 6ч.

Общение в жизни человека. Виды общения, жесты и мимика. - 2ч.

Что такое коммуникативная задача?- 1

Понятие адресата речи, ситуации речи, цели речи.- 1

Речь устная и письменная. - 1

Диалог и монолог. Речь внутренняя и внешняя. -1

Слушание как вид РМД. - 2 ч.

«Слышать» и «слушать»

Приёмы слушания по совершенствованию умения слушать. Игры. - 1

Этикетные ситуации в речевом общении. Этикет говорящего и слушающего.- 1

Текст. - 9 ч.

Умеем ли мы читать? - 1

Текст. Понятие цельности текста. - 1

«Ключики-замочки» текста: заголовок, основная мысль, опорные слова, первое и последнее предложение. - 2

Тема- микротема. Абзац. План текста. - 1

Авторство и адресность речи. - 1

Связность текста. Связи предложений в тексте. - 1

Виды чтения (общее знакомство с ознакомительным, изучающим чтением) - 1

Учимся читать учебный текст. - 1

Работа над отдельными речевыми жанрами. - 9 ч.

- Понятие жанра их разнообразие.

- Ответ на вопрос. Типология вопросов (уточняющие, смысловые, тематические и т.д.) Конструирование ответа. - 2

- Рассказ, как его строить. - 2

Начальный этап анализа чужого текста. (Риторический анализ текста.) - 1

- Похвальное слово. Комплимент и похвальба. Составление комплиментов и ответных комплиментов. Разыгрывание речевых ситуаций. - 1

- Поздравление Виды поздравлений. Составление модели. - 1

- Объявление. О чём может рассказать объявление. - 1

Вредный совет - 1

* сказка, сообщение, приглашение,

Уроки творчества (в конце каждой четверти) - 4 ч.

!!! Работа со справочной литературой в течение года - 2 ч.

VI/ Подведение итогов. Конкурс риторов. ( 2ч .)

6 класс


Второй этап обучения - риторика .

Цель: помочь овладеть некоторыми умениями речемыслительной деятельности для свободного пользования различными видами чтения.

Задачи:

1. Способствовать формированию умения определять замысел речи-абзаца

( задача, сверхзадача, тезис);

2.Познакомить с элементами просмотрового чтения.

3.Сформировать навык составления плана.

4.Помочь научиться создавать свои тексты различного типа

Конечный результат обучения риторике на этом этапе характеризует следующие умения:

- чётко выделять замысел речи - абзаца;

-выделять тезис в небольших текстах;

-выступать с короткими сообщениями по собственному плану;

-составлять план и конспект;

-знать и уметь пользоваться элементами просмотрового чтения.

Формы и методы работы: изучающее чтение с привлечением справочной литературы, анализ образцов, ролевые игры, собственное творчество детей.


Содержание (34 ч.)

1. Речь и общение. Повторение.- 2

2. Техника речи. 2 ч.

Человеческий голос как тончайший и совершеннейший инструмент. Общая характеристика человеческого голоса: высокий, низкий, сильный, слабый и т.д.

Речевое дыхание, упражнения по его совершенствованию. Дикция чёткая, энергичная. Скороговорки.

Логическое ударение и пауза. Громкость, темп, ритм речи.

3. Слушание как вид РМД. - 3 ч

Виды слушания: информативное, эмоциональное, инструктивное, глобальное и детальное, критическое и некритическое, т.д.

Приёмы слушания по совершенствованию умения слушать. Игры.

4. Текст - 15

Вспомним! (осн. понятия о тексте) - 1

Авторский текст: осмысление, задача, сверхзадача, адресат.- 2

Читаем учебный текст. - 1

Ознакомительное чтение: знакомство + практика - 2

Просмотровое чтение - 3 ч.

Выявление замысла через вспомогательно - ориентировочный материал.

Выделение элементов: оглавление, аннотация, предисловие, вводная статья, сноска.

Роль просмотрового чтения, умение им пользоваться.

Основы работы по созданию текста - 4 ч.

Анализ чужого текста. (Риторический анализ текста.)- 2

5. Работа над отдельными речевыми жанрами ( 6 ч.)

- Представление, знакомство. Ситуация, адресат. Составление моделей представления.

- Письмо. Виды писем (дружеские, письма - советы, любовные, и т.д.) Составление правил написания писем.

Уроки творчества (в конце каждого полугодия) - 2 ч.

Работа со справочной литературой в течение года - 2 ч.

VI/ Подведение итогов. Риторическая трибуна. ( 2 ч.)


7 класс.

Третий этап обучения - школа диалога. «Побеседуем?» (7 класс)

Цель: научить вести беседу на различные темы.


Задачи:

1. Научить начинать и поддерживать разговор на различные темы.

2. Научить участвовать в диалоге, соблюдая его этические нормы и правила.

3.Дать понятие спора, дискуссии, полемики.

Конечный результат обучения риторике на этом этапе характеризует следующие умения:

- корректно задавать вопросы и вступать в разговор;

- задавать вопросы различных типов;

- различать виды диалогового общения;

- участвовать в диалоге, соблюдая его этические нормы и правила.

Формы и методы работы: беседы, споры, дискуссии, ролевые игры, анализ примеров классических речей.

Содержание ( 34 ч.)


I. Теория риторики. (3 ч.)

Определение понятий спор, дискуссия, полемика.

Из истории искусства спора: диалектические беседы в Древней Греции; Сократ, Аристотель.

Полемическое искусство в России.

II. Вопросы и ответы. (3ч.)

Классификация вопросов по логической структуре, по форме, по характеру, по содержанию и т.д.

Создание вопросов разных типов, анализ примеров.

Типология ответов.

III. Логическая структура спора. ( 6 ч.)

Структура доказательства: тезис, аргументы, вывод.

Способы доказательства.

Виды и способы аргументации в выступлении: проверенные факты, данные науки, законы, теоретические положения, принципы, ссылки на авторитеты.

Ошибки в аргументации, апелляции к чувствам аудитории, подмена доказательства тезиса характеристикой оппонента.

Опровержение, использование полемических приёмов.

IV. Теория и практика спора. (4 ч.)

Спор, его признаки, виды. Уловки в спорах, способы их предотвращения и разоблачения. - 2

Культура спора, этические нормы и правила - 1

Деловые игры - 1

V. Работа над отдельными жанрами. ( 12 ч.)

Беседа. Социальная и речевая роль. Истоки нарушения понимания.

Выработка правил ведения беседы - 2

Конференция. Определение жанра, теоретические обоснования. Практикум. 2

Деловой стиль - 2

Учебные жанры, их особенности и назначение. Конспект. Лекция. Доклад. Реферат. Аннотация. Отзыв, рецензия. Инструкция. - 3 ч.

Газетные жанры. Хроника, заметка, репортаж, + Интервью. Знакомство со спецификой жанра. Правила ведения интервью. Выполнение творческих заданий в жанре - 3 ч.

Работа со справочной литературой в течение года - 2 ч.

Круглый стол «Словари, их роль в нашей жизни» - 1 ч.

VI. Подведение итогов курса риторики. Конкурс риторов - 3 ч.

Литература для учителя.


1. Школьная риторика. Развитие речи. Пособие для учащихся 5 класса в 2-х частях. Под редакцией Т.А.Ладыженской. М., «Дрофа», 1997 г.

2. Школьная риторика. Развитие речи. Пособие для учащихся 6 класса. Под редакцией Т.А.Ладыженской. М., «Дрофа», 1998 г.

3. Школьная риторика. Учебник для 7 класса в 2-х частях. Под редакцией Т.А.Ладыженской. М., «С-Инфо Баллас», 1998 г.

4. Школьная риторика. Учебник для 8 класса в 2-х частях. Под редакцией Т.А.Ладыженской. М., «С-Инфо Баллас», 1998г.

5. На подступах к риторике. Пособие для уч-ся 8-11 классов общеобразоват. учеб. Заведений. М. «Мнемозина», 1996г. автор-сост. В.Я.Коровина.

6.Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. Пособие для учителя литературы. М. «Мнемозина», 1996г.

7.Кохтев Н.Н. Риторика: учеб. Пособие для уч-ся 8-11 кл. М.; «Просвещение»,1994г.

8. Л.Г.Антонова. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль; Академия развития, 1997г.

9.Л.Лихачёва. Уроки этикета. Екатеринбург. Ср.-Ураль. Книж. Изд-во 1996г.

10.Уроки риторики в школе. Книга для учителя. Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская.М.2000г.

11. Школьная риторика. Под ред. Т.А.Ладыженской. Методические рекомендации 6,7 классы.М. 1999г

12. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.; 1991г.

13. Материалы журналов:

«Русский язык в школе»:

-Вьюшкова Л.Н. Учим слушать.1995г. №5,

  • Дзабенко О.Г. Обучение дискуссионной речи. 1988г. №6

  • Иванова С.Ф. Риторика завоёвывает место в школе. 1991г. №2

  • Пузанкова Е.Н. Развитие выразительности устной речи.5-7 кл. 1995г. №5

«Литература в школе»:

-З.А.Шелестова. Особенности чтения художественной прозы. 2000г.№3

-Е.В.Попова. Поэтический текст как риторическое произведение. 1999г. №8

«Читаем, учимся, играем.» Журнал-сборник сценариев для библиотек.

-«Счастлив ты, Гиппий…» (2470 лет со дня рождения Сократа) 2001г.№6

-Путешествие в газетный мир. 2001г. №7

Литература для учащихся:


1. Школьная риторика. Развитие речи. Пособие для учащихся 5 класса в 2-х частях. Под редакцией Т.А.Ладыженской. М., «Дрофа», 1997 г.

2. Школьная риторика. Развитие речи. Пособие для учащихся 6 класса. Под редакцией Т.А.Ладыженской. М., «Дрофа», 1998 г.

3. Школьная риторика. Учебник для 7 класса в 2-х частях. Под редакцией Т.А.Ладыженской. М., «С-Инфо Баллас», 1998 г.

4. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.; 1991г.

5. Л.Лихачёва. Уроки этикета. Екатеринбург. Ср.-Ураль. Книж. Изд-во 1996г.


© 2010-2022