Методические рекомендации по изучению творчества Н. М. Карамзина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ - Старокулаткинская СОШ№2 Ульяновской области













Методические рекомендации по изучению творчества

Н.М. Карамзина























Алтынбаева Зульфия Рушановна,

учитель русского языка и литературы



ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение…………………………………………………………………………...1

ГЛАВА I

1.1 Жизнь и творчество Н.М. Карамзина………………………………………..3

1.2. Н.М. Карамзин как представитель русского сентиментализма…………...9

ГЛАВА II

2.1 Рекомендации по проведению системы уроков по изучению творчества Н.М.Карамзина.……………………………………………………..14

2.2 Изучение повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»……………………...............16

2.3 Использование тетради с печатной основой при изучении творчества Н.М. Карамзина………………………………………………………………… 22

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы…………………………………………...27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Введение.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Выбор мною темы объясняется несколькими причинами: во-первых, интересом к творчеству Н. М. Карамзина как крупнейшего представителя русского сентиментализма; во-вторых , желанием пробудить в учениках гордость за свой край на уроках русской литературы.
Будучи представителем русского сентиментализма он внес огромный вклад в литературу. На протяжении всей своей литературной деятельности, которая продолжалась свыше сорока лет, Карамзин изо всех сил старался ради просвещения русского народа.

Актуальность исследования заключается в том, что Карамзин как писатель-сентименталист интересен и по нынешний день. Его произведения с большой любовью и интересом читает и наше поколение.

Цель моей работы: дать рекомендации для проведения цикла уроков по изучению творчества Н. М. Карамзина в школе.


Задачи исследования:

-познакомить с основными этапами жизни писателя;

-оценить роль Карамзина как представителя русского сентиментализма;

-выявить методики изучения творчества Карамзина;

Практическая значимость заключается в использовании материала при работе в школе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.

При работе использовались труды известных литературоведов Г.А. Гуковского ,Ю.М.Лотмана, А.Ф.Смирновой, В.Г.Белинского.













ГЛАВА I

1.1 Жизнь и творчество Н.М. Карамзина.

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца - отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724-1783) среднепоместного симбирского дворянина. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шадена, одновременно посещая в 1781-1782 годах лекции И. Г. Шварца в Университете.

В 1778 году Карамзин был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена.

В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом - в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а по приезде в Москву в течение четырёх лет (1785-1789) был членом масонской ложи «Дружеское учёное общество».

В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей - «Детское чтение для сердца и разума».

В 1789-1790 предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторыми филологами считается, что именно с этой книги ведёт свой отсчёт современная русская литература.

По возвращении из поездки в Европу, Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» 1791-1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина - его признанным лидером.

Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки». В 1811 году он написал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды консервативных слоёв общества, недовольных либеральными реформами императора. Своей задачей Карамзин ставил доказательство того, что никаких преобразований проводить в стране не нужно.

«Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» сыграла также роль набросков к последующему огромному труду Николая Михайловича по русской истории. В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царём, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии.

Незаконченный XII том был издан после его смерти.

Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади…

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791-1792) и повести «Бедная Лиза» (1792; отдельное издание 1796) открыли в России эпоху сентиментализма.

Эти произведения имели большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы - бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

«Кто же милая твоя?»

Я стыжусь; мне, право, больно

Странность чувств моих открыть

И предметом шуток быть.

Сердце в выборе не вольно!..

Что сказать? Она… она.

Ах! нимало не важна

И талантов за собою

Не имеет никаких;

Странность любви, или бессонница (1793)

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:

Один голос

Страшно в могиле, хладной и тёмной!

Ветры здесь воют, гробы трясутся,

Белые кости стучат.

Другой голос

Тихо в могиле, мягкой, покойной.

Ветры здесь веют; спящим прохладно;

Травки, цветочки растут.

Кладбище (1792)

Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов - как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения . Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии.

Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему - «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.

«История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам А. С. Пушкина «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом». Это произведение вызвало также и волну подражаний и противопоставлений (например, «История русского народа» Н. А. Полевого)

В своём труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк - описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.

В известной эпиграмме, чьё авторство приписывается А. С. Пушкину освещение Карамзиным истории России подвержено критике:

В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья

И прелести кнута.

Карамзин выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади (1818).

Н. М. Карамзин открыл «Хождение за три моря» Афанасия Никитина в рукописи XVI века и опубликовал его в 1821 году. Он писал:

«Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века … Оно (путешествие) доказывает, что Россия в XV веке имела своих Тавернье и Шарденей (en:Jean Chardin), менее просвещённых, но равно смелых и предприимчивых; что индийцы слышали об ней прежде нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время как Васко да Гамма единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш твеританин уже купечествовал на берегу Малабара …»1

В 1792 году Н. М. Карамзин перевёл замечательный памятник индийской литературы - драму «Сакунтала» («Шакунтала»), автором которой является Калидаса. В предисловии к переводу он написал:

«Творческий дух обитает не в одной Европе; он есть гражданин вселенной. Человек везде - человек; везде имеет он чувствительное сердце, и в зеркале воображения своего вмещает небеса и землю. Везде Натура есть его наставница и главный источник его удовольствий. Я чувствовал сие весьма живо, читая Саконталу, драму, сочинённую на индейском языке, за 1900 лет перед сим, Азиатским поэтом Калидасом…» 2





1.2. Н.М. Карамзин как представитель русского сентиментализма

Николай Михайлович Карамзин - крупнейший представитель русского
сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись
художественные возможности этого литературного направления.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. Карамзин,
как и Радищев, придерживался взглядов просветителей, но они носили более
умеренный характер. В политике он был сторонником просвещенной
монархии, что не мешает ему сочувствовать и республиканскому строю,
при том условии, что путь к нему не вел через революцию. Среди
просветительских идей наиболее близки Карамзину осуждение деспотизма и
идея внесословной ценности человеческой личности.
Литературная деятельность Карамзина началась в середине 80х годов XVIII
в. и завершилась в 1826 г., т. е. в общей сложности продолжалась свыше
сорока лет и претерпела ряд существенных изменений. Ранний период
творчества писателя относится ко второй половине 80х годов XVIII в.,
когда юный Карамзин стал одним из членов масонской ложи розенкрейцеров, возглавляемой Н. И. Новиковым. Подобно своим новым товарищам, он получает масонское имя - лорд Рамзей. Близость к масонам Карамзин рассматривает как счастливый дар судьбы. По поручению своих наставников он занимается переводами нравоучительно-религиозных произведений. Одним из них была книга швейцарского поэта Галлера «О происхождении зла».
Вместе со своим другом, также масоном, А. А. Петровым он редактирует
первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума»
(1785-1789), где была помещена его повесть «Евгений и Юлия». Влияние
масонов ощущается в повышенном интересе Карамзина к религиозно
моралистическим проблемам. Однако в отличие от правоверных масонов,
Карамзин испытывает в это время сильное влияние со стороны
сентиментальной и предромантической литературы, о чем прежде всего
свидетельствуют переведенные им произведения: «Времена года» Томсона,
идиллия Геснера «Деревянная нога», драма Лессинга «Эмилия Галотти». Ему
хорошо знакомы и произведения Руссо, Клопштока, Юнга, Виланда,
Ричардсона и Стерна.
Новый, сентиментально-просветительский период, как было указано выше,
начинается в 1789 г. и продолжается до лета 1793г.И к началу этого
периода т.е. в 1789 г. Карамзин порывает с масонами. Сам писатель
объясняет впоследствии свое решение тем, что его раздражали «нелепые
обряды» и таинственность масонских собраний. Но причина оказывалась
более глубокой. Еще до поездки за границу Карамзин твердо решил начать
издание собственного журнала, который бы полностью соответствовал его
новым литературным вкусам. В 1789-1790 годах писатель совершает
путешествие по Западной Европе. Вернувшись в Россию, он издает
ежемесячный «Московский журнал» (1791 -1792), в котором публикует
«Письма русского путешественника», повести «Бедная Лиза», «Наталья,
боярская дочь», а также переводы произведений западноевропейских
авторов.
«Письма русского путешественника» открывают
сентиментально-просветительский этап творчества Карамзина. Они
печатались сначала в «Московском журнале», затем в альманахе «Алая».
Полностью отдельным изданием вышли в 1797-1801 гг. Материал,
представленный в «Письмах», чрезвычайно разнообразен: здесь и картины
природы, и встречи с знаменитыми писателями и учеными Европы, и описа-
ние памятников истории и культуры. Просветительский характер мышления
Карамзина особенно четко обрисовывается при оценке общественного строя
посещаемых им стран. Явное неодобрение автора вызывает феодальная
Германия. Карамзина раздражает назойливый контроль полицейских
чиновников. В Берлине ему предлагают длинный список вопросов, на которые
необходимо ответить в письменной форме. В Пруссии бросается в глаза
засилье военных. «Здешний гарнизон, - пишет Карамзин о Кенигсберге, -
так многочислен, что везде попадаются в глаза мундиры». Капитан, с
которым автор вступил в беседу, жаловался на отсутствие военных
действий: «Пора снова драться - солдаты наши пролежали бока». Карамзин
указывает на убожество общественной жизни немецких княжеств. Приезд в
Берлин родственницы короля, «штатгальтерши», как пренебрежительно
называет ее автор, превращается в событие государственной важности:
устраивается военный парад, жители выходят на улицы, играет оркестр.
«Нельзя было не смеяться этому фарсу»,- замечает Карамзин. Придворная
жизнь втягивает в свою орбиту даже великих писателей. В Ваймаре Карамзин не застает дома ни Виланда, ни Гердера, ни Гёте. Известие, что все они были во дворце, вызывает у него возмущение.
Совершенно по-другому пишет Карамзин о Швейцарии, которая для
просветителей, особенно для Руссо, была наглядным примером республиканских порядков. «Итак, я уже в Швейцарии, -сообщает
путешественник, - в стране живописной натуры, в земле тишины и
благополучия». Зажиточность швейцарских землевладельцев автор объясняет
тем, что они « не платят почти никаких податей и живут в совершенной
свободе». В Цюрихе он с большим одобрением рассказывает о «девичьей
школе», в которой сидят рядом дочери богатых и бедных родителей, что
дает возможность «уважать достоинство, а не богатство» человека.
Причину, поддерживающую в Швейцарии республиканский строй, Карамзин, в духе Монтескье и Руссо, видит в строгих аскетических нравах жителей, среди которых даже самые богатые не держат более одной служанки.
Глава русского сентиментализма Н. М. Карамзин осуществляет в конце XVIII
- начале XIX в. реформу стилей литературного языка. Им были
провозглашены и подтверждены собственной литературной практикой принципы так называемого "нового слога". Суть его сводилась к упрощению
письменной речи, освобождению её от "славянщины", тяжеловесной
книжности, схоластической высокопарности, свойственных произведениям
классицизма. Заслуги Н. М. Карамзина общепризнанны. По словам
Белинского, он "создал на Руси образованный литературный язык", сумел
"заохотить русскую публику к чтению русских книг".1
Но в реформе Карамзина было немало и слабых мест. Идеолог
сентиментализма, примиряющего социальные противоречия, он ориентировался в основном на язык избранных, на изящный светский стиль речи, принятый в дворянских салонах. Писателям карамзинской школы казались низкими, непристойными народные слова и выражения. В этом смысле показательны суждения Карамзина о словах пичужка и парень. В письме к поэту И. И.
Дмитриеву он замечал: "Один мужик говорит пичужечка и парень: первое
приятно, второе отвратительно. При первом слове воображаю красный летний день, зелёное дерево на цветущем лугу, птичье гнездо, порхающую
малиновку или пеночку и покойного селянина, который с тихим
удовольствием смотрит на природу и говорит: "Вот гнездо! вот пичужечка!"
При втором слове является моим мыслям дебелый мужик, который чешется
неблагопристойным образом или утирает рукавом мокрые усы свои, говоря:
"Ай, парень! Что за квас!" Надобно признаться, что тут нет ничего
интересного для души нашей". 2
Манерные выражения, весьма далёкие от простого, безыскусственного языка,
были характерным признаком литературы того времени. Вместо того
чтобы, например, сказать солнце, писали дневное светило, нос жеманно
именовался вратами мозга, глаза - раем души, зиму называли грозной
царицей хлада, простое слово сапожник заменяли искусственным выражением смиренный ремесленник. Законодателем стилистических норм становится в то время вкус "светской дамы".
Заботясь об изящности, утончённости речи (кстати, само слово
утончённость впервые появилось в "Письмах русского путешественника" Н.
М. Карамзина), писатели-карамзинисты, хотя порой и выступали против
иноязычного засилья, в своей литературной практике всё-таки чрезмерно
увлекались иностранными, особенно французскими, словами и выражениями.
Ведь в те времена не только царский двор стремился копировать Версаль.
Галломания захватила и жизнь дворянских усадьб. Вспомним, что не только
Онегин "по-французски совершенно мог изъясняться и писал", но и
провинциальная пушкинская Татьяна писала письмо Онегину по-французски и вообще "выражалася с трудом на языке своём родном".
Некоторые писатели-"европеисты" начисто отвергали тогда
церковнославянские слова, которые, как мы уже знаем, сыграли в своё
время важную культурную роль в образовании и развитии русского
литературного языка. Отрицая ломоносовский принцип соединения
церковнославянизмов с простой народной речью, они не только
культивировали "благородный" французский стиль, но и провозгласили
программу преобразования русского языка по типу и образцу
западноевропейских языков. Такая позиция, естественно, не могла не
вызвать противодействия.
Вдохновителем борьбы против "нового слога" Карамзина, противником
всяческих новшеств и заимствований стал в начале XIX в. адмирал А. С.
Шишков, занимавший некоторое время пост министра народного просвещения и президента Академии Российской. Шишков был страстным и убежденным поборником старины, все новое в языке представлялось ему злонамеренной порчей. Образцом русской речи для него служили древние памятники, фольклор и, конечно, книжные, церковнославянские тексты. Особенно яростно нападал он на иностранные слова. Причем его нетерпимость к "языковому чужебесию", безудержный пуризм (так называют

стремление к частоте языка) имели во многом идеологические корни. Ярый монархист, Шишков считал, что вместе с французскими словами в Россию проникают вредные веяния французской революции. Например, слово республика, как он писал, напоминает: "режь публику".









ГЛАВА II

2.1 Рекомендации по проведению системы уроков по изучению творчества Н.М.Карамзина.

Начиная уроки, посвященные Н. М. Карамзину, учителю важно, на мой взгляд, самому подготовить небольшой, но емкий рассказ о писателе, включив в него оценку В. Г. Белинского: «К чему ни обратись в нашей литературе - всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории». 1
Хорошим материалом для такого рассказа может служить книга В. И. Федорова «Литературные направления в русской литературе 18 века». 2 Обратите внимание на основные этапы жизни и творчества писателя, не отягощая память девятиклассников подробностями, которые понадобятся им позднее. Примерная структура:
Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 года в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне, на берегу Волги, там он овладел основами грамоты, затем - симбирский пансион, вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 года - военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, который привозит Карамзина в Москву. Кружок Н. И. Новикова. Особенно подружился Карамзин с молодым литератором А. А. Петровым, с которым, по поручению Новикова, редактировал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» - масонства и просветительства. В 1803 году Н. М. Карамзин приступает к многотомному труду по истории России. Смерть писателя в 1826 году прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.
Творческий путь писателя начался переводами. Затем появляются и собственные произведения в стиле сентиментализма - «Русская истинная повесть: Евгений и Юлия». В конце XVIII - начале XIX в. появляются «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Юлия», «Марфа-посадница» и др. Особую популярность получили «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза».
И Лиза, и ее мать, и покойный отец - люди высоких моральных качеств. В идиллических тонах рисуется роман между дворянином Эрастом и крестьянской девушкой Лизой. Его трагический конец - результат обстоятельств и легкомысленного характера героя, а не социального неравенства. Автор сосредоточил свое внимание на психологии героев. Успеху у читателей повесть обязана прежде всего своей гуманистической направленностью.
Сентиментально-психологической является и повесть «Наталья, боярская дочь», обращенная ко временам царя Алексея Михайловича.
Сентиментальное воспроизведение душевных переживаний еще более последовательно отразится в поэзии Карамзина («Поэзия», «Послание к Дмитриеву», песня «Прости»).

Любовь и дружба - вот чем можно
Себя под солнцем утешать...-

писал поэт в «Послании к Дмитриеву».
Творчество Н. М. Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы. А. С. Пушкин, с малых лет ценивший и отличавший его от всех других писателей, говорил: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России...»
Рассказ учителя подкрепляется чтением учащимися небольшой статьи в учебнике о Карамзине и энциклопедической справки о сентиментализме, ответами на вопросы, помещенными после этих статей. Дома школьники прочтут повесть «Бедная Лиза» и стихотворение «Осень», подготовятся к пересказам и беседе в связи с прочитанным.
Второй урок посвящается повторению сведений об авторе, осмыслению понятия «сентиментализм», анализу прочитанного дома.
В целях воспитания патриотизма, интереса и любви к российской истории педагогу очень важно пробудить интерес учащихся к самостоятельному чтению если не в полном объеме «Истории государства Российского», то ее фрагментов. Попросите их рассказать о своих впечатлениях, порекомендуйте прочитать книги: «Литература. 9 класс. Хрестоматия художественных произведений», «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 9 класс», «Российская школьная хрестоматия» (9 класс).
Карамзин преобразовал, сблизил литературный и разговорный язык. Учитель напомнит школьникам, что именно Карамзин ввел в русский язык такие слова, как общественный, общеполезный.
Старшеклассники, подготовившие сообщения, расскажут о жизни писателя, значении его творчества («Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом», - писал А. С. Пушкин), и о «Бедной Лизе», и о главном его труде «История государства Российского», который по выходе покупался нарасхват всеми слоями общества. К сентиментализму или классицизму относим мы «Бедную Лизу»? Чем интересна сегодняшнему читателю «История государства Российского» или «Записка о древней и новой России» в ее политическом и гражданском отношении?



2.2 Изучение повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Изучение повести Карамзина в 9-м классе вызывает трудности, связанные с тем, что она создана более двухсот лет назад и потому, несмотря на прозрачную сюжетную линию, по языку кажется школьникам сложной. Вот почему первая задача учителя - вызвать интерес к повести у своих учеников и донести до них проблемы, в ней поднятые, неподвластные времени. Анализ повести может быть связан с выполнением ряда письменных работ. Некоторые из них можно предлагать всем учащимся, какие-то - отдельным ученикам, одни работы следует выполнять в классе, другие - лучше в виде домашней работы. Как правило, в процессе изучения повести «Бедной Лизы» я предлагаю своим ученикам две-три письменные работы.

Сочинение-стилизацию «Прогулка в парке» хорошо дать в качестве домашней работы после анализа экспозиции повести. На уроке мы уделяем большое внимание образу рассказчика - человеку образованному, эмоциональному, способному тонко чувствовать природу и сострадать окружающим; литератору, обладающему способностью пробуждать в читателе лучшие чувства. Обсуждая образ рассказчика, следует отметить, что, проявляя интерес к жизни обычных людей, автор сострадает и Лизе, и Эрасту. Внимание учащихся заостряется на субъективности повествования, что является важной особенностью сентиментализма.

Особенно пристально мы работаем над стилистическими особенностями прозы Карамзина: отмечаем конструкцию сложных распространённых предложений, инверсию, многочисленные восклицания. Обязательно обращаем внимание на лексику повести: употребление архаизмов, прилагательных в превосходной степени, необычных эпитетов.

Обсуждая экспозицию, обращаем внимание и на то, что в ней описываются различные состояния природы, соотносимые с духовной жизнью человека, рассказывается о картинах монастырской жизни, возникающих в воображении рассказчика. Авторские размышления о юном монахе позволяют вспомнить сюжет лермонтовского «Мцыри», и ученики делают маленькое "открытие": а может, сюжет поэмы навеян повестью Карамзина? Заканчивается экспозиция суждениями об истории отечества, где встречается образ Москвы-вдовицы - и вновь радость ассоциации, на этот раз с пушкинскими строками из «Медного Всадника». Эти подробности позволяют обсудить то впечатление, которое произвела повесть на читателей, влияние творчества Карамзина на последующее развитие литературы.

На композиционные особенности следует обратить внимание учеников и для того, чтобы они понимали, что их стилизация должна передать не только лингвистические особенности, но и сохранить интонацию и логику повествования.

На первом же уроке желателен разговор о прозаических жанрах, разрабатываемых писателями-сентименталистами: повесть, дневник, эпистолярный жанр.

Тогда в качестве варианта домашней работы можно предложить написать сочинение-стилизацию в жанре письма от имени человека XVIII века, который рекомендует прочитать повесть Карамзина своему другу и рассказывает, какое впечатление произвело это произведение в Москве. В этом случае важно напомнить о правилах оформления письма: в начале его должна быть проставлена дата; обращаться к адресату следует, соблюдая нормы того времени; письмо соответствующим образом подписывается (возможно пожелание "Vale") и может иметь постскриптум.

Ещё один вариант - это сочинение в жанре дневника. Оно сложнее по своему содержанию. Наряду с описанием прогулок можно предложить учащимся сделать несколько записей: человек узнаёт о том, что вышла новая книга, которую все расхваливают; он покупает её или получает в подарок рукописный вариант; медленно и вдумчиво читает, записывая свои размышления о прочитанном. Ежедневные записи могут быть неравны по объёму. При оформлении дневника следует проставить даты. Предлагая это задание, напоминаю, что дневник - это личные записи.

В XVIII-XIX веках были распространены также альбомы, куда наряду с рисунками и стихами заносились и размышления о жизни и о прочитанном. Как ещё один вариант стилизации можно предложить придумать запись в альбом, выполненную в стиле Карамзина, которая будет содержать размышления о жизни, навеянные повестью. В этом случае следует продумать обращение к владелице альбома, а в конце не забыть поставить подпись.

Повесть Карамзина предлагается для изучения в 9-м классе, заканчивая который учащиеся должны написать изложение с элементами сочинения. В качестве подготовки на уроках по развитию речи иногда я даю изложение по экспозиции и предлагаю следующие вопросы.

- Каким видится вам рассказчик, от лица которого ведётся повествование?

- Какие художественные приёмы встречаются в предложенном отрывке и какова их роль?

Если экспозиция была подробно проанализирована, ученики с удовольствием пишут и изложение и творческую часть.

Практика работы в школе показывает, что обучение умению писать сочинение, создавать свой текст - дело длительное, кропотливое. И первые шаги - это умение составить и написать характеристику героя. Следующая по сложности работа - это сравнительная характеристика двух или нескольких персонажей. Эти виды сочинения лучше проводить в классе.

Тема «Новизна образа героини повести "Бедная Лиза"» предполагает, что на уроке были обсуждены вопросы социального происхождения героини, отличительных черт её характера, отношения с матерью, осложнившиеся после встречи с Эрастом, причём доверительность была нарушена самой Лизой. Как проявляется сложная внутренняя жизнь героини? В чём проявляется неоднозначность её характера? Какие значения заложены в слове "бедная"? Эти и другие вопросы также помогают ученикам в написании работы.

Тема «Неоднозначность образа Эраста в повести Карамзина», также, по сути, представляет собой развёрнутую характеристику героя. Важными представляются вопросы о том, искренно ли Эраст любит Лизу, что он увидел в этой простой "поселянке", как он ведёт себя после разлуки, почему даёт деньги, какие чувства испытывает он после гибели девушки, от кого узнаёт историю бедной Лизы рассказчик.

В ходе уроков учащиеся ведут записи в тетради по литературе, которые ложатся в основу их письменных работ. Важно, чтобы в тетрадях было записано как можно больше синонимичных слов и выражений. Примером таких записей могут быть материалы для сравнительной характеристики героев.

Лиза Эраст Социальное положение поселянка, крестьянка, простая девушка дворянин, знатный господин Отношение к богатству бедна, зарабатывает на жизнь, отказывается от предложенных денег довольно богат, проматывает деньги, вступает в брак по расчёту, покоряясь обстоятельствам и сообразно нравам того времени Качества характера чиста душой, доверчива, открыта по
отношению к миру и людям, наивна; нежная, заботливая, любящая, внимательная дочь, трудолюбива (работящая), некорыстна (бескорыстна), глубоко, искренне, беззаветно любит, хранит верность своей любви, крах в любви стал крахом всей жизни "изрядный разум, доброе от природы
сердце", но слабый, ветреный, легкомысленный человек, ведёт рассеянную светскую жизнь, любовь становится воплощением его мечты об иной жизни,
думает только о себе, совестлив.

Общие черты героев. Оба искренно любят и глубоко страдают, что позволяет рассказчику выразить надежду на то, что "теперь, может быть, они уже примирились".

Общий вывод. Новизна и неоднозначность созданных Карамзиным образов обычных, простых людей, рассказ об истории их сложных чувств и мыслей явились своеобразным художественным открытием, определившим дальнейшее развитие литературного процесса.

Иногда непосредственно на уроках сразу после обсуждения предлагаю темы для небольших по объёму письменных ответов: «Смысл названия повести Карамзина», «Композиция повести "Бедная Лиза"», «Мотив денег в повести». Обычно на это отводится 10-15 минут в конце урока.

Отдельный вид письменных работ на уроках литературы - составление конспекта по лекции учителя. Этот вид работы представляется мне целесообразным в 9-11-х классах, он учит выявлять главное, устанавливать логику чужого устного повествования, готовит школьников к будущей студенческой жизни. В качестве начальных этапов этой работы можно предлагать ученикам составить простой или тезисный план лекции. Содержанием лекции может стать обобщение материала по классицизму и сентиментализму, с привлечением фрагментов разных произведений.В гуманитарных классах предпочтительно завершать изучение темы обобщающей лекцией. Сама лекция может быть гораздо более информативна и композиционно свободна. В конце урока я оставляю около десяти минут для вопросов и размышлений учеников.

Ещё один из вариантов письменных заданий - конспектирование литературоведческих статей. Эту работу я предлагаю своим ученикам в качестве домашней. Можно сориентировать их на какой-нибудь один вопрос, если статья многоаспектна и велика по объёму.

Подобного типа записи помогают ученикам подготовиться к письменной работе.

Если класс слабый и у школьников нет стабильных навыков в написании сочинений, то подготовительной работе отвожу отдельный урок, на котором показываю, как составляется план сочинения. Его записываем на доске и в тетрадях. По мере составления плана учащиеся отвечают на все его пункты, за что им выставляются оценки. Сочинение по созданному плану учащиеся пишут дома.

Сочинения, связанные с темой, проблемой, идеей, требуют особенного внимания со стороны учителя, так как учащиеся нередко плохо различают литературоведческие понятия, поэтому при изучении каждого произведения (повести «Бедная Лиза» в частности) необходимо выяснять, какова его тема, проблема, основная идея. Каждый раз мы обращаемся к словарю литературоведческих терминов (или к выписанным определениям этих понятий в тетради по литературе). Обсудив тематику повести, в качестве письменной работы можно предложить сочинение «Тема любви и ответственности за любимого человека (по повести Карамзина "Бедная Лиза")».

«Новизна идеи повести Карамзина», «Авторская позиция в повести "Бедная Лиза"», «Элементы психологизма в обрисовке характера героини» - эти темы предлагаю в качестве итоговой работы, которую учащиеся пишут по завершении изучения повести Карамзина. Конечно, все эти вопросы предварительно мы обсуждаем на уроках.

В сильном классе можно предложить ученикам темы сочинений-размышлений по повести Карамзина «Слог, фигура, метафора, образы, выражения - всё сие трогает, когда одушевляется чувством» (Н.М. Карамзин); «Речевая характеристика героев повести». На уроках мы обсуждаем (и довольно подробно) стиль Карамзина, поэтому всегда находятся два-три человека из класса, которые берутся за эту тему.

Сочинение-интервью в качестве самостоятельной творческой работы предлагаю иногда как итоговое отдельным учащимся. Они создают воображаемый диалог с современником и почитателем Карамзина. Какие вопросы, касающиеся повести, можно было бы задать человеку другой эпохи? Какие ответы мы могли бы получить? Важно, чтобы эти ответы были стилистически соотнесены с эпохой. Это задание требует от ученика некоторого воображения и хороших филологических знаний, тогда получается по-настоящему интересное сочинение.

Письменные работы в жанрах газетной статьи или рефератов лучше предлагать тем, кто, углублённо занимаясь литературой, посещает факультатив. Интересным может получиться «Заочное путешествие в Москву XVIII века» (по повести «Бедная Лиза»). Это творческое задание предполагает интеграцию знаний по истории, литературе и искусству.

Поскольку внеурочные занятия предоставляют большую свободу в выборе материала, я иногда предлагаю прочитать повесть Карамзина «Наталья - боярская дочь». Обсудив её, ученики создают рефераты на темы: «Своеобразие героев повестей Карамзина», «Стилистические особенности прозы Карамзина». Интересная работа может получиться на тему «Роль пейзажа в повести Карамзина». Ученики могут её написать с опорой на одно или несколько произведений по своему выбору.

Важным представляется презентация этих ученических работ. Их можно опубликовать в школьной газете или предложить в виде докладов на классной или школьной конференции, но они обязательно должны быть представлены публично.

Особый вид работы - составление аннотации, которая адресована потенциальным покупателям и читателям книги (повести) и потому должна быть написана кратко, но ёмко и вызывать интерес и желание подробнее познакомиться с произведением. Я предлагаю её на занятиях факультатива, предварительно прочитав и обсудив аннотации к различным книгам.

Ещё раз хотелось бы оговорить, что во время изучения повести Карамзина я даю отнюдь не все перечисленные работы, а, как правило, две-три, выбирая тот вид, который, как мне кажется, заинтересует учеников и будет им по силам.

Нельзя научиться писать, не создавая самостоятельные письменные работы. Ни одно пособие, ни один даже самый подробный рассказ о том, как надо писать, не помогут, если у школьника нет умений и навыков по созданию собственного текста.

Если хотим, чтобы наши ученики свободно писали, мы должны предлагать им как можно больше разнообразных письменных работ .





2.2 Использование тетради с печатной основой при изучении творчества Н.М. Карамзина

В последнее время в книжных магазинах учителю и ученику часто предлагают продукцию, которая называется "Рабочая тетрадь" или "Тетрадь с печатной основой". Предлагаются такие материалы практически по всем предметам. Есть рабочие тетради и по литературе. Они разработаны к определенным учебникам.

В предложенных ниже материалах представлен фрагмент рабочей тетради по литературе. Он создан с учетом заданий учебников по литературе 9 класса (авторы В.Г.Маранцман, Т.Ф.Курдюмова) или учебника по литературе 8 класса (автор А.Г.Кутузова).

Использование тетради с печатной основой упрощает работу с записью, которую учитель ведет на уроке, позволяет не тратить время на диктовку домашнего задания. Кроме того, ученик заранее видит приблизительный ход занятия и основное направление работы, понимает логику урока.

Таким образом, учитель с самого начала урока имеет возможность работать над текстом учебника или произведения.

Опыт работы с тетрадью показывает, что не надо делать обязательным полное заполнение тетради дома. Возможно распределить работу по группам, назвать заранее вопросы (пункты), которые необходимо выполнить дома самостоятельно всем ученикам класса. Можно дополнительно обговорить, в каком виде, письменно или устно, необходимо выполнить задание.

Подбирая материалы для формирования записи в рабочей тетради, автор статьи ставила перед собой следующие задачи:

1. Выделить наиболее значимые моменты в жизни писателя.

2. Предложить работу с текстом на основе общего анализа произведения.

3. Предложить виды работы, при выполнении которых ученик самостоятельно получает знание.

4. Предложить разнообразные виды работ, среди которых можно выбрать задания для ученика с любым уровнем подготовки.

5. Предложить ученику задания, связанные с сегодняшней жизнью.

6. Научить работать с учебником и другими видами справочной литературы.

ХОД УРОКА

1. Составьте краткий конспект (план, список произведений) статьи учебника:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАРАМЗИНА

_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

2. Карамзин издает журналы:

___________________________,
___________________________.

3. В.Г.Белинский писал о Карамзине (материал учебника):

_______________________________________________________________________________________________

4. Подготовьте сообщения (по вариантам), используя текст учебника (В.Г.Маранцман) или справочной литературы.

"Арзамас" и "Беседа любителей русского слова"

"История государства Российского"

"БЕДНАЯ ЛИЗА" (1792)

1. Смысл названия произведения:

БЕДНАЯ ЛИЗА
Методические рекомендации по изучению творчества Н.М. Карамзина

2. Составьте сюжетную схему повести:

экспозиция- завязка- развитие действия- кульминация-развязка

3. Докажите с помощью цитирования произведения, что жизнь Москвы и сельская жизнь противопоставлена:

Москва

Сельская жизнь

4. Какие чувства испытывает повествователь в начале произведения?

_______________________________________________________________________________________________

5. Выпишите из текста произведения фразу, которая, по-вашему, определяет идею повести "Бедная Лиза"? Ответ обоснуйте (устно).

_______________________________________________________________________________________________

6. Охарактеризуйте главных героев повести:

Лиза (цитаты)

Эраст (цитаты)

7. Напишите цитатный план:

РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ ЛИЗЫ И ЭРАСТА

_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

8. Каково отношение повествователя к героям? ("Естественный человек" и человек цивилизации)

К Лизе:________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

К Эрасту: ______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

9. Подготовьтесь к сочинению "Повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" - произведение сентиментализма". Составьте план сочинения.

ПЛАН

1. Вступление:__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

2. Основная часть:

1)_________________________________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________________________________

3.Заключение:___________________________________________________________________________________

10. Какие ситуации, описанные Н.М.Карамзиным, могут произойти сегодня? (Напишите сочинение-миниатюру или подготовьте устный развернутый ответ)

_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

Заключение.

Таким образом, Н.М. Карамзин, как представитель русского сентиментализма, возникшего во II половине XVIII в, внес огромный вклад в мировую литературу. Зародившись в 60-е годы, в России сентиментализм сыграл важную роль в жизни русской литературы.
Рассматривая творчество крупнейшего представителя русского
сентиментализма - Н. М. Карамзина , хочу отметить, что именно в его
творчестве наиболее ярко и полно раскрываются художественные возможности этого направления.

Учитывая принадлежность этого замечательного писателя к нашей региональной культуре, мы должны взрастить в сознании учеников гордость за своих земляков, за то, что мы являемся частью этой культуры.

Погрузится ли ученик в мир, создан­ный писателем, или мысли и чувства автора оставят его рав­нодушным, а то и вызовут внутреннее неприятие-об этом всегда думает учитель, готовя первую встречу школьника с произведением. Как она должна пройти? Следует ли предло­жить ученикам, чтобы во время первого чтения они думали над определенными вопросами, делали выписки и пометки, или лучше сделать эту первую встречу с книгой свободной, не осложнять ее аналитической работой?

На все эти вопросы я попыталась ответить в своей работе, посвященной изучению творчества Н.М.Карамзина.

Ведь самое великое удовольствие и счастье для учителя-это устремленные на тебя глаза учеников, их неподдельный интерес к теме урока.



Библиография

1. Гуковский, Г. А. Русская литература XVIII в. М., 1998. - С. 435.

2. Дьюги, Г. Сентиментализм в исторических произведениях Н. М. Карамзина.- т. I.1962.

3. Белинский ,В. Г. Полное собр. соч., т. IX, стр. 678-679.

4. К эволюции сентиментализма Н. М. Карамзина Томск; 1962, N 50, 1965.
5. Калганова, Т. А. Русская словесность. - 2003. - N7. - С. 23-27.

6. Кочеткова, Н.Д. Русский сентиментализм -«Наука»; 1978.

7. Карамзин Н. М. Предания веков/ Сост., вступ. Ст. Г.П. Макогоненко; Г. П. Макогоненко и М. В. Иванова; - Ли. В. В. Лукашова. - М.: Правда, 2005. - 768с.

8. Лотман, Ю. М. Карамзин: Сотворение Карамзина. Ст. и исслед., 1957-1990. Заметки рец. / Ю.М. Лотман. - СПБ.: Искусство - СПБ, 2004 - 830 с.: ил.: портр.

9. Смирнов, А.Ф. Книга-монография «Николай Михайлович Карамзин» («Российская газета, 2006»).

10. Федоров, В.И. «Литературные направления в русской литературе 18 века», М., «Просвещение», 1979г.

11. . proshkolu.ru





1 - Карамзин, Николай Михайлович - Биография. Библиография. Высказывания

2 Там же

1 Белинский В.Г. , Полное собр. соч., т. IX, стр. 678-679.

2 Кочеткова Н.Д. Русский сентиментализм -«Наука»; 1978, стр.18



1 . Белинский, В.Г. Полное собр. соч., т. IX

2 Федоров, В.И. «Литературные направления в русской литературе 18 века», М., «Просвещение», 1979г

29

© 2010-2022