- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Эссе Моя педагогическая философия
Эссе Моя педагогическая философия
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пристенская Е.Б. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Моя педагогическая философия
В русском языке и в русской речи, в русской словесности происходят сейчас вещи катастрофические. Распад и люмпенизация в области слова, в том числе публичного и литературного, угрожают стать процессом необратимым и опасным для нашего национального существования, если ему не противостоять сегодня же. Главная- если не единственная- область, где такое противостояние еще может быть фундаментальным и действенным,- это школьное преподавание русской литературы, начиная с самых младших классов, когда закладываются духовные и нравственные основы личности.
Многого и многих сегодня мы от бездуховности уже не спасем, но судьба детей,- а значит, и будущей России-пока еще зависит от нас, учителей.
Поэтому свою педагогическую философию я могла бы выразить тремя словами: синтез обучения и воспитания. Целью моей педагогической деятельности является формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности, такой личности, для которой учебником жизни стали бы подлинные произведения искусства.
Не менее важны и учебные задачи. Я, как учитель-словесник, обязана передать ученикам такую сумму знаний, а самое главное, научить их добывать эти знания самим, чтобы приобретенные в школе навыки и умения позволили бы им сдавать всевозможные экзамены, успешно учиться в вузах.
В работе каждого учителя есть сверхзадача, решение которой является смыслом педагогической деятельности.
Я считаю самой важной воспитательную миссию словесника. Уроки литературы должны развивать творческие способности ученика, его индивидуальность, способствовать формированию высокодуховной личности.
Именно так я понимаю предназначение литературы и поэтому являюсь сторонницей гуманно-личностного подхода и личностно-ориентированных технологий.
Сегодня сложилась такая ситуация, когда для многих молодых людей жизнь на Западе является образцом для подражания. Поэтому воспитать высокодуховную личность- значит воспитать и патриота своей страны. Это и есть сверхзадача. Мне близка позиция русской философии, понимавшей, что личность есть нечто большее, чем индивид. Только индивид, осознавший свою индивидуальность и свою принадлежность к обществу, реализовавший и то, и другое, становится личностью. Я преподаю русский язык и хочу, чтобы мои ученики и говорили, и думали по-русски.
«Национальность-вопрос не происхождения, а поведения, не «крови», а культуры, поэтому русский-тот, для кого судьба России-его судьба» (В.А. Морар-учитель).
Надо помочь ученикам ощутить себя одним из звеньев в неразрывной цепи многих поколений русских людей. Духовность, гуманизм, любовь к своей земле и ее истории-все это и воспитывает русская литература, об этом я и говорю с учениками.
Только надо иметь ввиду, что патриотизм вовсе не означает национализма.
Замечательный русский философ Бердяев говорил: «Кто не любит своего народа, тот не любит и человечества».
Деятельность учителя разнообразна, и все-таки центральное место в ней занимает урок. Для меня урок ценен тем, что является проявлением синтеза обучения и воспитания.
Современный урок, каким я его понимаю, предполагает поисковые формы деятельности, проблемное изучение литературы, формы сотворчества. И если есть хотя бы желание мыслить- это уже результат.
Я стремлюсь, чтобы урок литературы имел форму диалога, полилога, где моя позиция, как позиция учителя, была равнозначна высказанным мнениям учащихся. На уроке мои ученики имеют право на любую точку зрения, но с одним условием-эта точка зрения должна быть аргументирована фактами из текста. В помощники себе ребята могут брать учебник, критические статьи, словари. Самое важное для меня в таких уроках- найти точки соприкосновения во время живого общения.
А.М. Горький писал: «Воспитательное значение художественной литературы огромно потому, что она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и чувства». Я согласна с этим и поэтому понимаю: чтобы добиться глубокого воздействия литературы на нравственный облик моих учеников, я должна научить их на уроках радоваться, грустить, размышлять и спорить- воспитывать чувства, оттачивать разум, выковывать свои убеждения. А это удается только в том случае, когда ты совершенно убежден, что литература- могучее средство воспитания.
Мне очень важно, чтобы моим ученикам захотелось вернуться к прочитанному на уроке во взрослой жизни. Если это произойдет, значит, я свою миссию словесника выполнила- воспитала в них потребность к самосовершенствованию, самовоспитанию, самообразованию.