Технологическая карта урока на тему: «Род и число имён прилагательных» (4 класс, Школа России)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





КОНСПЕКТ УРОКА

по русскому языку

на тему: «Род и число имён прилагательных»

Класс 4 «А»

("Школа России")



Подготовила:

Студентка группы 43"А"

Специальность:050146
"Преподавание в начальных классах"

Дорофеева Анастасия Александровна


Проверил:

Учитель: Баус Т.В.
_________________________


Волгоград, 2015 г.

Технологическая карта урока.


1.Ф.И.О. учителя-студента: Дорофеева Анастасия Александровна

2.Класс: 4 «А»

3.Дата: 09.02.2016г.

4.Предмет: Русский язык.

5.Тема урока: «Род и число имён прилагательных».

6.Тип урока: изучение нового материала

7.Цель урока: создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного

8.Задачи:

  • Образовательные: содействовать усвоению умений подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам

  • Развивающие: способствовать развитию навыка образовывать однокоренные прилагательные от существительных

  • Воспитательные: содействовать воспитанию уважительного отношения к языку и его традициям.

9.Дидактические средства: учебник (Русский язык, 4 класс «Школа России»), презентация (средства ИКТ).

10.Формы работы: фронтальная, индивидуальная.









Ход урока:

Название этапа. Цель. Время.

Содержание этапа

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Результаты УУД.

1

Мотивация.

Цели для учителя: Способствовать созданию условия для создания эффективности работы

Для учащихся: Подготовится для продуктивной работы.

(2-3 мин)

Психологический настрой на учебную деятельность


-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я у вас проведу урок русского языка.

Поздоровайтесь друг с другом и улыбнитесь однокласснику.

Здравствуйте.

Приветствуют друг-друга

Регулятивные: Волевая самореализация.

Коммуникативные: Умение выражать собственное мнение.

2

Актуализация.

Цель для учителя:

Создать Положительный эмоциональный настрой, организовать работу и умение работать самостоятельно.

Для учащихся: Участие в учебной деятельности.
(10 мин)

Проверка домашнего задания упр. 7




Минутка чистописания





Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.( упр. 7)

- Какие слова называют синонимами?

- Какие слова называют антонимами?


- А теперь мы проведем минутку чистописания.

- Прочитайте и запишите устойчивые выражения и отрывок стихотворения.

- Какой звук повторяется в них?

- Дайте характеристику звукам [б'] и [б].

- Запишите соединения с буквой «б».

Прочитайте орфоэпически верно слова на бук-ву «б».

Отвечают на вопросы учителя.

Зачитывают пары синонимов.

Сообразительный - смекалистый, грустный - печальный, маленький - крошечный, ароматный - душистый, скорый - быстрый, апельсиновый - оранжевый.

Зачитывают пары антонимов.

Грустный - радостный, маленький - большой, узкий - широкий, медленный - скорый.

Читают предложение с любым именем прилагательным.

Бабушка заварила ароматный чай

Выполняют чистописание.

Бродит в роще листопад

По кустам и кленам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

(А. Плещеев)

Без муки нет науки. Бабье лето. Беда мудрости учит.

Технологическая карта урока на тему: «Род и число имён прилагательных» (4 класс, Школа России)

Бало́ванный, бензопрово́д, бутербро́д [тэ].

Коммуникативные: Умение выражать собственные мысли., понимать речь другого.

Регулятивные: Формирование познавательной инициативы.

3

Выявление места и причин затруднения.

Цель для учителя: Помочь усвоению нового материала, высказать причину затруднения.

Для учащихся: выявить причину затруднения.

(5-7 мин.)

Работа со словарным словом

Загадка


Определение целей урока




Слайд 1

Отгадайте загадку:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это … (электричество).

- Запишите словарное слово в словарики.

- Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдет разговор.

Я слово ищу, необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое.

Оно уменьшительное или ласкательное,

Еще называют его … («Имя прилагательное»).

Прочитайте тему урока. Слайд

- Определите цели урока, используя опорные слова.


Электричество


Записывают словарное слово в словарик.

Имя прилагательное




«Род и число имён прилагательных»

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

- Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным.

Познавательные: Умение ставить и формулировать проблему.

4



5

Динамическая пауза



Построение проекта выхода из затруднения.

Цель для учителя: Побудить обучающихся к активности при изучение нового материала, определить методы изучения нового материала.

Цель для учащихся: участвовать в учебной деятельности и выбор способов деятельности.

(10 мин)

Физминутка



Беседа










Работа с учебником

Работа в тетради

ПТехнологическая карта урока на тему: «Род и число имён прилагательных» (4 класс, Школа России)однимает руки класс - это раз,

Завертелась голова - это два,

Три - руками три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.


Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера,сл. А. Арканова).

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд.

Оранжевые мамы

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют.

- Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? Что происходит с прилагательным «оранжевый»?

С чем это связано?

- Послушайте сказку «Скромные просители»
и ответьте на вопрос: с какой частью речи связаны имена прилагательные?

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот
незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

- А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе - служба, вместе - дружба.

- Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными?

В самом названии «имя прилагательное» уже содержится намек на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуясь - в роде, числе, падеже, отображают признаки предметов, явлений, обозначаемых существительными - цвет, вкус, качество и т. д.

- В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными? Какие признаки
берут они у имени существительного? Проведем исследование.

- Подставьте имя прилагательное «вкусный» к именам существительным женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа


Выполняют упражнения



Слушают песню




Оранжевый

- У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными.

- Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.

Слушают сказку

















Подставляют данное прилагательное к именам
существительным разного рода и числа.



-ая

-ое

-ый

-ые

вкусный

вкусная

вкусное

вкусные

Технологическая карта урока на тему: «Род и число имён прилагательных» (4 класс, Школа России)

Технологическая карта урока на тему: «Род и число имён прилагательных» (4 класс, Школа России)

Технологическая карта урока на тему: «Род и число имён прилагательных» (4 класс, Школа России)

Технологическая карта урока на тему: «Род и число имён прилагательных» (4 класс, Школа России)

арбуз
(м. р.)

груша

(ж. р.)

яблоко

(ср. р.)

фрукты

(мн. ч.)

Делают вывод: признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слово может быть в форме мужского, женского, среднего рода и в форме множественного числа




Познавательные: Умение находить и выделять необходимую информацию.

6

Первичное закрепление. Цель для учителя: организовать деятельность обучающихся.
(10 мин)

Работа по учебнику с.7, упр.8


Работа в тетради.


-А сейчас, откройте учебники на с. 7, упр. 8.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие? В каком числе они употреблены?

- Приведите примеры имен прилагательных
в этом числе. Запишите.

Открывают учебники

- Имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие, отвечают на вопрос «какие?».

-Они употреблены во множественном числе.

-Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе.


Познавательные: Умение находить и выделять необходимую информацию.

7



Технологическая карта урока на тему: «Род и число имён прилагательных» (4 класс, Школа России)

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель для учителя: определить уровень знаний, полученных на уроке, закрепить их.


Рефлексия.

Цель для учителя: определить степень заинтересованности или понятиями стимулировать активность.

Для учащихся: Осознать ценность своей деятельности на уроке и стремление усвоение материала и успешно его использовать.
5-7мин

Работа в тетради с.7, упр. 9




Итог: беседа.



Самооценка



Домашнее задание


Словесное оценивание учителем

-Посмотрите на упр. 9.

- Прочитайте. Озаглавьте текст.

- Определите тему и главную мысль текста.

- Найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены?

- Выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имен прилагательных

- Что нового узнали на уроке?

- Почему прилагательные называются именно так?

- Как называется связь в русском языке, когда прилагательное принимает те же формы, что и существительное, к которому оно относится?

- Что нового вы узнали об имени прилагательном?

-Ребята сейчас я вам раздам яблочко, если вам всё понравилось, всё удалось, раскрасьте его красным цветом.

Если не всё удалось- зелёным. Если совсем ничего не понравилось- жёлтым. После того, как раскрасите, прикрепите яблочко к дереву.

- Открываем дневники, записываем домашнее задание.

Д.З с.8, упр.11 выполнить упражнение в учебнике, слова ЛУЧИСТЫЙ, БЕЗЛУННАЯ, КОЖАНЫЙ - разобрать по составу.

-Ребята мне очень понравилось работать в вашем классе, вы все молодцы, а особенно сегодня отличились__,_____,____ и они получают оценку_______.

-Урок окончен.

Подбирают названия к тексту: «Живые цветы», «Гости у кормушки».

Выписывают словосочетания с именами прилагательными, выделяют окончания.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова «грудки»


Имена прилагательные «прилагаются», присоединяются к имени существительному.

- Согласование.

- Имена прилагательные изменяются по родам и числам.

Личностные: Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой, умение оценивать себя на основе критерия успешности.


Познавательные: Контроль и операция процесса в результате своей деятельности.


© 2010-2022