Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2014-2015 учебный год

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АНАЛИЗ

работы ШМО учителей русского языка, литературы,

истории и английского языка

МКОУ Выкопанская средняя общеобразовательная школа

за 2014 - 2015 учебный год

Цели анализа: выявить степень реализации поставленных перед членами МО задач.

Предмет анализа: учебная и методическая работа членов МО.

В состав школьное методическое объединение учителей русского языка, литературы, истории и английского языка в 2014-2015 учебном году входило 6 преподавателей. Педагогический стаж в среднем составляет - 27 лет. Все педагоги имеют высшее образование. Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи.

Деятельность ШМО учителей русского языка, литературы, истории и английского языка в 2014-2015 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой: «Повышение качества образовательного процесса через внедрение новых педагогических и информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) », её подтемой «Современный урок через внедрение новых педагогических и информационных технологий» и методической темой объединения «Повышение качества знаний учащихся через внедрение новых педагогических и технологий».

В начале учебного года определились цели работы МО:

- совершенствование уровня педагогического мастерства учителей;

- формирование у учащихся интереса к предмету через развитие предметных компетенций,

а также задачи по их решению:

- обеспечение качественного методического уровня проведения всех видов занятий;

- повышение профессиональной квалификации учителей МО;

- обобщение и распространение положительного педагогического опыта учителей МО;

- продолжение работы по формированию ключевых компетенций учащихся в процессе обучения;

- внедрение в учебный процесс учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения с использованием ИКТ;

- организация системной подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и другим учебным предметам.

В основном поставленные перед МО задачи на учебный год были реализованы. Как показала работа, члены МО приложили много усилий для реализации поставленных в 2014-2015 учебном году целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Это работа по подготовке к конкурсам, олимпиадам, общешкольным, муниципальным и региональным мероприятиям. Для развития способностей учащихся использовались в работе групповые и индивидуальные занятия.

В соответствии с поставленными задачами методическая работа МО гуманитарного цикла была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, организации подготовки к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену. Учителями апробированы такие методики использования новых технологий на уроках, как: защита проектов, подготовка презентации по теме урока, их защита. В школе созданы материальные условия для применения ИКТ.

В соответствии с планом учителя-предметники посещают курсы, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам. Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой. Одним из важных аспектов в деятельности МО является изучение и анализ новых форм итоговой аттестации выпускников по русскому языку , английскому языку и обществознанию. Для решения задачи повышения качества образования, формирования опыта подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9-ом классе в новой форме, в 11-ом - в форме ЕГЭ были проведены семинары, групповые и индивидуальные консультации. В школе оправдала себя такая форма работы, как посещение учителями -предметниками родительских собраний. В начале учебного года каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы .

В 2014-2015 учебном году учителя МО широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов. Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ. Во всех учебных кабинетах имеется все необходимое для проведения уроков на высоком современном уровне: дидактический материал, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты, карточки для индивидуальной работы, словари (толковые, орфографические, лингвистические, фразеологические и др.), хрестоматии, справочники.

За 2014-2015 учебный год было проведено 9 плановых заседаний. На первом заседании учителя были ознакомлены с изменениями в нормативных документах Министерства Образования и науки РФ и департамента образования Московской области по проблемам гуманитарного образования в контексте ФГОС ООО, а также утверждены рабочие программы на предстоящий учебный год и дан подробный анализ ГИА и ЕГЭ прошлого учебного года. В течение года на заседаниях методического объединения рассматривались вопросы, связанные с реализацией проблемно-диалогического обучения на уроках в среднем звене, проведением зачетов на уроках русского языка и изучением и применением новых технологий, большое внимание уделяли вопросам сохранения здоровья учащихся, изучали тексты и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы, рассматривались вопросы использования современных информационных технологий на уроках и внеклассных мероприятиях. Проводился анализ контрольных работ, намечались ориентиры по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы методических объединений проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам:

  1. Уроки литературы в 7 классе «Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк» (Зайцева Н.Ю.) , в 5 классе «Пейзажная лирика С.А.Есенина» (Штрыкова Л.В.), в 6 классе « Под алым парусом», посвященный А.Грину - писателю, подарившему миру мечту (Ершова Т.Н.).

  2. Урок истории «в 9 классе «Послевоенное политическое и экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг» (Немова Е.В.).

  3. Уроки русского языка в 7 классе « Употребление наречий в речи» и «Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» (Зайцева Н.Ю.)

На заседаниях учителя делились с коллегами своими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой работали (теме самообразования), проводили самоанализ своей деятельности. В течение года члены объединения делились опытом работы, как в школе, так и обобщали опыт работы на уровне района, выступали с сообщениями на педагогических советах школы.

Проанализировав работу ШМО, следует отметить, что методическая тема и вытекающая из нее тема методического объединения соответствуют основным задачам, стоящим перед школой; тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед учителями; заседания тщательно подготовлены и продуманы; выступления и выводы основывались на анализе, практических результатах, позволяющим сделать серьезные методические обобщения. Проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения. Уделялось внимание формированию у учащихся навыков творческой исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию образовательной среды.

Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям. С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла, по итогам которых победители приняли участие и в районном туре предметных олимпиад.

Традиционно учителя гуманитарного цикла организуют участие школьников в различных дистанционных предметных олимпиадах. Среди их участников много лауреатов и победителей.

В этом учебном году в школе были организованы и проведены мероприятия, посвященные 700-летию преподобного Сергия Радонежского, 1000-летию святого князя Владимира и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Учащиеся школы под руководством учителей-предметников и классных руководителей участвовали в конкурсах сочинений, конкурсах чтецов и конкурсах презентаций. Ученица 10 класса Бочарова Юлия заняла 1 место в районном конкурсе сочинений, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Существенным недостатком в работе ШМО учителей гуманитарного цикла в этом учебном году было то, что не все запланированные мероприятия в рамках предметных недель в школе были проведены. Имеющиеся недостатки в работе анализируются, а значит, возможно их устранение.


© 2010-2022