Мастер-класс по литературе «Интеграционное обучение филологическому анализу художественного текста на уроках литературы»

Мастер-класс по литературе .Учитель демонстрирует приемы филологического анализа текста по технологии развития критического мышления, технологии мастерских на примере работы над рассказом И.Полянской « Снег идет тихо-тихо.«Работа с заглавием, с микротемами, ключевыми словами, художественной деталью, средствами выразительности, а также использование музыки и произведений живописи- все это помогает обучающимся создать в итоге свой творческий продукт. Материал может быть использован учителями литер...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Белова Ольга Борисовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ» р.п. Турки


Мастер-класс по литературе


Тема: «Интеграционное обучение филологическому анализу художественного текста на уроках литературы».

( По рассказу И.Полянской «Снег идет тихо-тихо».)


Цели:


  1. Опираясь на различные виды искусства, используя синтез педагогических технологий и наук, помочь учащимся осуществить погружение в текст художественного произведения.


  1. Учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов.


  1. Учить оформлять свои размышления в словах, в связной, доказательной устной или письменной речи.

Наработанный опыт свидетельствует о том, что филологический анализ позволяет рассматривать текст как объект герменевтического (т.е. не выходящего за рамки текста) и литературоведческого анализа, а интеграция филологических дисциплин с искусствоведческим, с религией, с философией формирует культуроведческие компетенции учащихся.

(Слайд № 1. Портрет И.Полянской. Биографические сведения).

Я предлагаю присутствующим «прожить» в качестве учеников фрагмент урока с элементами филологического анализа, познакомиться с некоторыми приёмами и оценить их эффективность. Я очень надеюсь, что совместное прочтение рассказа Ирины Полянской «Снег идет тихо - тихо» подтвердит слова М.Цветаевой: «А что есть чтение - как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… чтение - прежде всего сотворчество».

(Слайд № 2. Цитата М Цветаевой.)

А чтобы процесс сотворчества состоялся, нужно, чтобы общение для вас было комфортным. Свои места за столами вы заняли «согласно купленным билетам», т.е. сделав выбор в пользу одной из геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника и зигзага). Переверните карточку, которая лежит в центре стола, прочтите характеристику и вы поймёте, что вы не случайные соседи, а близкие по своему отношению к жизни люди, команда единомышленников, а это значит, у нас все сегодня получится.

Итак, в путь …..

Этап 1. Работа с заглавием.

- Прочтите отстранённо заглавие «Снег идёт тихо - тихо», не обращаясь к содержанию рассказа (текст его лежит на столе). Какие ассоциации возникают у вас при этом? Давайте соберем ассоциативную цепочку.

(Тишина, чистота, одиночество, красота, умиротворение, погружение в себя, одинокий человек в толпе).

- Все эти слова очертили предполагаемый круг тем рассказа. Почувствовали вы, что у фразы отсутствует интонация конца, как будто идет человек и о чем-то размышляет? Ваши читательские прогнозы: какие вопросы чаще всего волнуют человека?

(Кто я здесь? В чем моё назначение? Что останется после меня?)

- Интересно узнать: оправдались ли ваши ожидания? Итак, я предлагаю по- участвовать вам в уроке - размышлении. Читаю рассказ, погружению в текст поможет музыка Шопена. Ваша задача: во время моего чтения найти в тексте вопрос, который станет темой нашего урока.

(Слайд № 3. Видеоряд фотоэтюдов на тему «Зимний город.»).


- Вы сделали правильный выбор. Тема нашего урока: «Что ты понял? Что?»

В качестве эпиграфа я предлагаю вам слова из Ветхого Завета:

Род приходит, и род уходит,

а земля пребывает вовеки.

Екклесиаст

Глава 1: стих 4


Этап 2. Обучение оформлению в речи чувств, ассоциативно-образных картин, возникающих при чтении.

-Выделите смысловые части рассказа, микротемы. (Далее работаем в группах). Запишите в таблице, представленной на листах «обратной связи», образы, которые могут стать заглавием этих частей, а напротив - чувства, состояние героя или автора.

Составляется таблица:


Образ

Чувства

1. Застоявшийся в прихожей гость.

1. Одиночество, отрезанность от людей.

2.Человек перед лицом смерти

2.Тоска, смятение.

3. Сын - отец

3. Сострадание - боязнь казаться жалким.

4. Обряд погребения

4. Безысходность

5. Книжка - завещание

5.Одухотворенная надежда


Этап 3. Далее подвожу учеников к формулированию мыслей, идей, которые они на интуитивном уровне почувствовали. Начинать нужно с работы над ключевым словом - образом и изобразительно - выразительными средствами, с помощью которых он создан. Здесь это образ снега. Обратите внимание, что ключевой образ, на основе которого выстроена композиция рассказа, сопровождается эпитетами. Найдите их в своей микротеме.

Работаем с таблицей.

( Слайд № 4 )


Ключевой образ

Глаголы, которые отражают авторскую позицию на поднятую проблему

1.Сонный снег

1.Создает (что?)

2. Наплывающий снег

2.Описывает (что?)

3. Ледяной снег

3.Подчеркивает (что?)

4.Живой снег

4.Обращает внимание (на что?)


- У нас получилась снежная мозаика. Сформулируйте позицию автора на затронутые в тексте проблемы, используя предложенные глаголы.

Предполагаемые ответы:

1. Создает образ человека, подошедшего к финалу жизни.

(Обращаю внимание на метафору «соскользнуть по зимнему пути»).

2. Описывает растерянность перед лицом смерти, желание просто и мудро поставить финал пьесы жизни, разобраться в себе самом.

3. Подчеркивает, что человека уже нет, а есть место ледяного приюта.

4. Обращает внимание на противоестественность случившегося, но «живой» снег пытается все исправить, прикрывает землю нежно и легко, рождает другое настроение.

-Взгляните на полотна русских художников, изображавших снег. Каким настроением они пронизаны? (Настроение грусти, очарования, приближающегося счастья, ностальгии)

(Слайд № 5. Репродукции картин Куинджи, Пластова, Грабаря, Кугача, Медведева, Пыхтина).

Звучит музыка Шопена «Прелюдия № 6».

- Все эти нотки звучат в очень музыкальной фразе, завершающей 4 микротему ( « И тихо - тихо шел снег. Шел, но тихо - тихо, не имея цели впереди, памяти - позади. Чего ему было шуметь, куда спешить?»)

Прислушайтесь к звукописи. Обратите внимание, что развернутая метафора, построенная на аллитерации (т,х,ш) и ассонансе ( и - е), рождает прекрасный образ, с помощью которого автор напоминает о вечной красоте мира, о надежде, о счастье, о жизни всего живого, замыкающейся в круговороте.

Этап 4. Моделирование художественного мира, т.е. учащиеся должны связать между собой все элементы анализа. В результате рождается текст о тексте. Озвучивается главная мысль, ради которой написано произведение: «Кто мы? Что будет после нас?»

- Обыгрывается прием «разрыва», озарения, нового видения предмета. Вы соавторы. И сын, перевернув страницу записной книжки, прочел продолжение фразы, которая станет ответом на вопрос, заявленный в теме: «Что ты понял? Что?».

Ваши варианты продолжения.

Пример: «Живите, радуйтесь, всё продолжается, мир не потеряет своей прелести после моего ухода. Красота не спасает, но она вечна».

Этап5. Соотнесение нескольких текстов.

- Вот как на этот вопрос ответил в своем стихотворении «Настанет день - исчезну я» И.А.Бунин.

(Слайд № 6. Видеоролик «Настанет день - исчезну я». Б.Ветров, музыка Рейчел Портман)

- Чем близки эти произведения?

(Оба соединяют в себе 2 противоположных начала: драматичное и жизнеутверждающее).

Самостоятельный анализ стихотворения в режиме технологии мастер - класса можно выстроить на основе предложенных в таблице клише.

(Слайд № 7. Клише для филологического анализа текста).

- На какой антитезе построены эти 2 произведения?

(Молодость - старость, миг - вечность, жизнь - смерть, борьба - смирение)

- Они станут основой для выполнения творческой работы.

Этап 6. Рефлексия.

- Предлагаю вам написать творческую работу в форме даймонда, основанного на антитезе «Миг - вечность».

(Слайд № 8. Алгоритм написания даймонда).

Пример:

Миг.

Стремительный, ускользающий.

Дарит, исчезает, запоминается.

Цепочка мгновений длиною в жизнь.

Повторяется, перевоплощается, соединяет.

Прекрасная, неизменная

Вечность.

- Согласитесь, это своеобразная интерпретация эпиграфа нашего урока.

(Слайд № 9. Фотоэтюд)

Этап 7. Итог урока.

Какие ассоциации вызвал у вас мастер - класс. (Одно - два слова на листах «обратной связи»)

- А я, в свою очередь, хочу сказать, что вы были увлеченными учениками, которые умеют мыслить, сопереживать, а это значит, каждый из вас - личность.

Спасибо за урок.


Приложение


Мастер-класс по литературе «Интеграционное обучение филологическому анализу художественного текста на уроках литературы»Мастер-класс по литературе «Интеграционное обучение филологическому анализу художественного текста на уроках литературы»

Мастер-класс по литературе «Интеграционное обучение филологическому анализу художественного текста на уроках литературы»Мастер-класс по литературе «Интеграционное обучение филологическому анализу художественного текста на уроках литературы»

Мастер-класс по литературе «Интеграционное обучение филологическому анализу художественного текста на уроках литературы»

© 2010-2022