- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Логункова Н.Ю. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Русское правописание: орфография»
11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 10-11 класса, базируется на программно-методических материалах по русскому языку С.И. Львово ,которая соответствует стандартам по русскому языку. Используется в качестве программно-методического сопровождения.
В программе особое внимание уделяется характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Курс рассчитан на свободное овладение орфографией и пунктуацией русского языка, формирует умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Центральными направлениями в работе становятся усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления и опора на этимологический анализ при обучении орфографии. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания.
Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма. Широко используются такие виды работы как лекции, практикумы, тестирование как форма контроля.
Содержание рабочей программы реализуется через уроки- лекции, уроки- практикумы, уроки обобщения, уроки контроля.
Цель обучения:
-
научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации.
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
-
повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня речевой культуры, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи преподавания:
Элективный курс по русскому языку в 11 классе предполагает углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в средних классах, закреплении правописных и речевых навыков, обогащение учащихся сведениями национально- коммуникативного плана. К задачам курса относятся:
-
систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;
-
обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков правописания;
-
систематизация и обобщение знаний в области правописания, повышение функциональной грамотности учащихся;
-
углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 9 классах;
-
формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-
развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов.
Требования к подготовке учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- раскрывать роль русского языка в межкультурном общении;
- по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям;
обнаруживать в тексте образные средства языка; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы;
-производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы в слове; подбирать однокоренные слова; находить производящую основу; определять способы словообразования;
- по морфологии: различать части речи по совокупности признаков;
- по синтаксису: уметь определять синтаксические связи и отношения; разграничивать сочинительные и подчинительные связи в словосочетании, предложении и тексте; различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;
- по связной речи: указывать признаки текста; определять тему, основную мысль, озаглавливать текст; выделять микротемы, составлять план; определять тип речи, стиль, жанр; выявлять стилевые признаки текста; разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац; заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях;
- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5-9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами.
аудирование и чтение
-
использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
говорение и письмо
-
создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Содержание программы
Речевой этикет в письменном общении (2 ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и другое в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и ДР-)-
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Пунктуация (32 ч)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации - расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1ч)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения
(13 ч)
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые и письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др. ).
Знаки препинания между частями сложного предложения
(8 ч)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (4 ч)
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
Учебно-тематический план
Содержание
Кол-во часов
Из них
Развитие речи
Сочинение
Изложение
Речевой этикет в письменном общении
2
Пунктуация
32
Итого
34
Календарно- тематическое планирование
№ урока
Тема
Дата
Оборудование.
Вид контроля
Подготовка к ГИА
Домашнее задание
Речевой этикет в письменном общении (2 часа)
1
Речевой этикет как правило речевого поведения
Дополнительная литература
Текущий
2
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении
Дополнительная литература
Текущий
Пунктуация (32 часа)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 часа)
3
Принципы русской пунктуации
Презентация
Текущий
Задание 15
4
Основные функции пунктуационных знаков
Доклады учеников
Текущий
Задание 16
5
Разделы русской пунктуации
Презентация
Текущий
Задание 17
Знаки препинания в конце предложения (1 час)
6
Знаки препинания в конце предложения
Презентация
Текущий
Задание 18
Знаки препинания внутри простого предложения (13 часов)
7
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым
Презентация
Промежуточный
Задание 19
8
Знаки препинания между однородными членами предложения
Раздаточный материал
Текущий
Задание 15,16
9
Однородные члены, не соединенные союзом
Демонстрационный материал
Текущий
Задание 17
10
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
Презентация
Текущий
Задание 18,19
11
Однородные и неоднородные определения
Тесты
Промежуточный
Задание 15
12
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные
Тесты
Текущий
Задание 16
13
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом
Презентация
Текущий
Задание 17
14
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями
Раздаточный материал
Текущий
Задание 18
15
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения
Демонстрационный материал
Текущий
Задание19
16
Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом
Презентация
Текущий
Задание19
17
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения
Промежуточный
Задание15,16
18
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями
Дополнительная литература
Текущий
Задание17,18
19
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов
Таблица
Итоговый
Задание19
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 часов)
20
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений
Демонстрационный материал
Текущий
Задание 19
21
Виды сложных предложений
Опорные схемы, таблицы
Текущий
Задание16
22
Знаки препинания между частями ССП
Тесты
Текущий
Задание16
23
Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой
Раздаточный материал
Текущий
Задание17
24
Употребление знаков препинания между частями СПП
Демонстрационный материал
Текущий
Задание17
25
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в БСП
Презентация
Текущий
Задание18
26
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей
Опорные схемы, таблицы
Текущий
Задание 18
27
Сочетание знаков препинания
Таблица
Промежуточный
Задание19
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 часа)
28
Прямая и косвенная речь
Презентация
Текущий
Задание17
29
Оформление на письме прямой речи и диалога
Дополнительная литература
Текущий
Задание 18
30
Разные способы оформления на письме цитат
Тексты разных стилей
Промежуточный
Задание19
Знаки препинания в связном тексте (4 часа)
31
Связный текст как совокупность предложений,
объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью
Дополнительная литература
Текущий
Задание15,16,17,18,19
32
Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста
Справочники, словари
Текущий
Задание15,16,17,18,19
33
Авторские знаки
Презентация
Текущий
34
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста
Раздаточный материал
Итоговый
Литература для учащихся
1. Рыбченкова Л.М. Программно- методические материалы: Русский язык 10-11 классы. М.: Дрофа, 2008.
2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. - М.,1990.
3. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского язка.- М.,1990.
4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 1987.
5. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации.- М.,2000.
6. Львова С.И. Язык в речевом общении. - М., 1995.
7. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 1996.
8. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. - М., 1997.
9. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.- М., 1970.
10. Рождественский Н.С. . Свойства русского правописания как основа методики его
преподавания. - М., 1960.
Литература для учащихся
1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. - М., 1995.
2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?- М., 1983.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка.- М" 1978.
4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М.
5. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация.- М., 1966.
6. Шапиро А.Б. Русское правописание. - М., 1951.
7. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. -М" 1988.
8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь для учащихся
общеобразовательных школ, гимназий.- 43-е изд.- М., 2001.
9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь
иностранных слов / Под ред. IIИ. Иванова.-4-е изд. - М., 1999
10. И.П. Цыбулько, В.П. Капинос и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов- М.: Эксмо, 2010.
Печатные пособия
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 10-11 класса.
Мультимедийные пособия
-
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
-
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
-
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.
-
1С:Репетитор. Русский язык.
Интернет - сайты:
-
mytests.ru/ 4. superidea.ru/tm.htm/
-
koob.ru/memory/ 5. koob.ru/superlearning/
-
ru.wikipedia.org/wiki/ 6. psy-files.ru/