Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

«Русское правописание: орфография»

11 класс









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 10-11 класса, базируется на программно-методических материалах по русскому языку С.И. Львово ,которая соответствует стандартам по русскому языку. Используется в качестве программно-методического сопровождения.

В программе особое внимание уделяется характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Курс рассчитан на свободное овладение орфографией и пунктуацией русского языка, формирует умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Центральными направлениями в работе становятся усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления и опора на этимологический анализ при обучении орфографии. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания.

Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма. Широко используются такие виды работы как лекции, практикумы, тестирование как форма контроля.

Содержание рабочей программы реализуется через уроки- лекции, уроки- практикумы, уроки обобщения, уроки контроля.

Цель обучения:

  • научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации.

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;

  • повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня речевой культуры, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи преподавания:

Элективный курс по русскому языку в 11 классе предполагает углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в средних классах, закреплении правописных и речевых навыков, обогащение учащихся сведениями национально- коммуникативного плана. К задачам курса относятся:

  • систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;

  • обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков правописания;

  • систематизация и обобщение знаний в области правописания, повышение функциональной грамотности учащихся;

  • углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 9 классах;

  • формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов.

Требования к подготовке учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- раскрывать роль русского языка в межкультурном общении;

- по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям;

обнаруживать в тексте образные средства языка; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы;

-производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы в слове; подбирать однокоренные слова; находить производящую основу; определять способы словообразования;

- по морфологии: различать части речи по совокупности признаков;
- по синтаксису: уметь определять синтаксические связи и отношения; разграничивать сочинительные и подчинительные связи в словосочетании, предложении и тексте; различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;
- по связной речи: указывать признаки текста; определять тему, основную мысль, озаглавливать текст; выделять микротемы, составлять план; определять тип речи, стиль, жанр; выявлять стилевые признаки текста; разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац; заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях;

- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5-9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами.

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Содержание программы

Речевой этикет в письменном общении (2 ч)

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и другое в письменной речи.

Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и ДР-)-

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Пунктуация (32 ч)

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации - расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.

Знаки препинания в конце предложения (1ч)

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

Знаки препинания внутри простого предложения

(13 ч)

Система правил данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые и письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др. ).

Знаки препинания между частями сложного предложения

(8 ч)

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.

Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Знаки препинания в связном тексте (4 ч)

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.


Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Из них

Развитие речи


Сочинение

Изложение

Речевой этикет в письменном общении

2

Пунктуация

32

Итого

34




Календарно- тематическое планирование

№ урока

Тема

Дата

Оборудование.

Вид контроля

Подготовка к ГИА

Домашнее задание

Речевой этикет в письменном общении (2 часа)

1

Речевой этикет как правило речевого поведения

Дополнительная литература

Текущий

2

Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении

Дополнительная литература

Текущий

Пунктуация (32 часа)

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 часа)

3

Принципы русской пунктуации

Презентация

Текущий

Задание 15

4

Основные функции пунктуационных знаков

Доклады учеников

Текущий

Задание 16

5

Разделы русской пунктуации

Презентация

Текущий

Задание 17

Знаки препинания в конце предложения (1 час)

6

Знаки препинания в конце предложения

Презентация

Текущий

Задание 18

Знаки препинания внутри простого предложения (13 часов)

7

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Презентация

Промежуточный

Задание 19

8

Знаки препинания между однородными членами предложения

Раздаточный материал

Текущий

Задание 15,16

9

Однородные члены, не соединенные союзом

Демонстрационный материал

Текущий

Задание 17

10

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Презентация

Текущий

Задание 18,19

11

Однородные и неоднородные определения

Тесты

Промежуточный

Задание 15

12

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные

Тесты

Текущий

Задание 16

13

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом

Презентация

Текущий

Задание 17

14

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями

Раздаточный материал

Текущий

Задание 18

15

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения

Демонстрационный материал

Текущий

Задание19

16

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом

Презентация

Текущий

Задание19

17

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения

Промежуточный

Задание15,16

18

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями

Дополнительная литература

Текущий

Задание17,18

19

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов

Таблица

Итоговый

Задание19

Знаки препинания между частями сложного предложения (8 часов)

20

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений

Демонстрационный материал

Текущий

Задание 19

21

Виды сложных предложений

Опорные схемы, таблицы

Текущий

Задание16

22

Знаки препинания между частями ССП

Тесты

Текущий

Задание16

23

Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой

Раздаточный материал

Текущий

Задание17

24

Употребление знаков препинания между частями СПП

Демонстрационный материал

Текущий

Задание17

25

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в БСП

Презентация

Текущий

Задание18

26

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей

Опорные схемы, таблицы

Текущий

Задание 18

27

Сочетание знаков препинания

Таблица

Промежуточный

Задание19

Знаки препинания при передаче чужой речи (3 часа)

28

Прямая и косвенная речь

Презентация

Текущий

Задание17

29

Оформление на письме прямой речи и диалога

Дополнительная литература

Текущий

Задание 18

30

Разные способы оформления на письме цитат

Тексты разных стилей

Промежуточный

Задание19

Знаки препинания в связном тексте (4 часа)

31

Связный текст как совокупность предложений,

объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью

Дополнительная литература

Текущий

Задание15,16,17,18,19

32

Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста

Справочники, словари

Текущий

Задание15,16,17,18,19

33

Авторские знаки

Презентация

Текущий

34

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста

Раздаточный материал

Итоговый


Литература для учащихся


1. Рыбченкова Л.М. Программно- методические материалы: Русский язык 10-11 классы. М.: Дрофа, 2008.

2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. - М.,1990.

3. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского язка.- М.,1990.

4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 1987.

5. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации.- М.,2000.

6. Львова С.И. Язык в речевом общении. - М., 1995.

7. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 1996.

8. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. - М., 1997.

9. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.- М., 1970.

10. Рождественский Н.С. . Свойства русского правописания как основа методики его

преподавания. - М., 1960.


Литература для учащихся


1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. - М., 1995.

2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?- М., 1983.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка.- М" 1978.

4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М.

5. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация.- М., 1966.

6. Шапиро А.Б. Русское правописание. - М., 1951.

7. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. -М" 1988.

8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь для учащихся

общеобразовательных школ, гимназий.- 43-е изд.- М., 2001.

9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь

иностранных слов / Под ред. IIИ. Иванова.-4-е изд. - М., 1999

10. И.П. Цыбулько, В.П. Капинос и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов- М.: Эксмо, 2010.

Печатные пособия

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 10-11 класса.

Мультимедийные пособия

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  3. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.

  4. 1С:Репетитор. Русский язык.

Интернет - сайты:


  1. mytests.ru/ 4. superidea.ru/tm.htm/

  2. koob.ru/memory/ 5. koob.ru/superlearning/

  3. ru.wikipedia.org/wiki/ 6. psy-files.ru/


© 2010-2022