Конспект учебного занятия - исследования «Лев Николаевич Толстой. По страницам великой жизни»

Тараскина Мария Васильевна ГАОУ СПО ТТТ и ХО Конспект учебного занятия - исследования «Лев Николаевич Толстой. По страницам великой жизни».             Цель: познакомить с биографией и мировоззрением писателя; развивать речь и творческие способности студентов; воспитывать  любовь и уважение к личности и гениальному наследию писателя.    Оборудование: портреты Л.Н.Толстого, выставка фотоматериалов, иллюстрации по биографии и произведениям писателя, грамзаписи (Шопен, Бетховен, Моцарт), выставка «...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тараскина Мария Васильевна

ГАОУ СПО ТТТ и ХО

Конспект учебного занятия - исследования «Лев Николаевич Толстой. По страницам великой жизни».


Цель: познакомить с биографией и мировоззрением писателя;

развивать речь и творческие способности студентов;

воспитывать любовь и уважение к личности и гениальному наследию писателя.

Оборудование: портреты Л.Н.Толстого, выставка фотоматериалов, иллюстрации по биографии и произведениям писателя, грамзаписи (Шопен, Бетховен, Моцарт), выставка «Свет Ясной Поляны», видеофильм.

Подготовка к уроку: создается 7 групп, каждая получает задание:

Группа исторического комментария (готовит и оформляет к уроку опорный конспект (ОК)- историческая эпоха. Развитие литературы, исскуства и науки второй половины 19 века)

Искусствоведов (сбор иллюстративного материала и музыкальное оформление урока. Индивидуальные задания - рассказать об одном из портретов Толстого)

Мемуаристов (подбор цитат из воспоминаний современников).

Архивная группа (работа с дневниковыми записями Толстого, анализ сгруппированных по годам выдержек, позволяющих проследить формирование личности Толстого, его идеи нравственного самосовершенствования).

Любителей поэзии (подбор стихотворений о Толстом, раскрывающих различные грани его жизни и творчества).

Библиографов (оказание помощи в работе всем творческим группам: подбор литературы и оформление выставки «Свет Ясной Поляны»

Группа «смекалистых» (составление и проведение викторины о Толстом).

Ход урока:

Слово учителя. «Стихия толстовского гения созвучна безбрежному морю. Читаешь его и погружаешься в глубины человеческой души, воедино слитой с природой. Каких бы сторон жизни ни касался этот поразительный художник, писал он широко, по-человечески мудро и просто.

Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов. Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Таков лейтмотив нашего сегодняшнего урока о Л.Н.Толстом - «Свет Ясной Поляны» (так называется книга правнука писателя И.Толстого).

Давайте же вместе попытаемся разобраться, чем близок и дорог нам этот замечательный человек.

Преподаватель записывает на доске тему урока, даты рождения и смерти писателя (1828-1910)и предоставляет слово группе исторического комментария, которая отвечает на вопросы:

-Свидетелем каких исторических событий был писатель?

-На какие годы падает рассвет его творчества?

-С кем из выдающихся людей Толстой общался?

Используя хронологическую таблицу учебника по литературе, студенты называют целый ряд дат и событий, служащих ответом на первый вопрос. В их числе: года смерти А.С.Пушкина (1837), М.Ю.Лермонтова (1841), Н.В.Гоголя (1852), 1854- Н.Г.Чернышёвский, сотрудник «Современника», 1853- 56- Крымская война, 1855- смерть Николая 1, 1861- «Крестьянская реформа», 1866- покушение Д.В.Каракозова на Александра 2; 1871- Парижская коммуна, 1876- возникновение общества «Земля и воля»,1877- 78-русско-турецкая война; 1881- смерть Александра 2,1887- попытка покушения на Александра 3; 1904- 05-русско-японская война, 1905-9 января, Кровавое воскресенье.

После работы со справочным аппаратом студенты обращаются опорному конспекту, созданному группой исторического комментария: «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства, науки второй половины 19 века». Опорный конспект представляет собой нарисованный на бумаге круг, разбитый на 7-9 секторов (разделов). В каждом из разделов записаны по 5-7 известных имен современников Л.Н.Толстого: писателей- классиков ( как русских и представителей других народов России, так и зарубежных), крупных поэтов, литературных критиков, ученых, художников, композиторов, режиссеров и актеров.

В самом центре - портрет Л.Толстого, вокруг которого - на радиусах- приведены знаменательные даты в истории того времени.

Вывод- обобщение студенты записывают в тетради: «Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого». Расцвет творчества писателя приходится на 50-е годы- время создания романа «Война и мир».

Ответить на третий вопрос студентам помогает работа с ОК, позволяющем судить о круге знакомств Толстого с деятелями культуры и науки. В частности, студенты рассказывают о его встречах с Н.А.Некрасовым, И.С.Тургеневым, А. И. Герценом, А.Н.Островским, А.П.Чеховым, В.М. Гаршиным, Ф.М.Тютчевым и другими писателями.

Толстой проявил большой интерес к творчеству писателей народов России- Т.Г.Шевченко, А.Церетели, К. Хетагурова.

Имя Толстого было хорошо известно и за пределами России, о чем свидетельствует такие писатели, как Ги де Мопассан, П.Мериме, Ж.. Санд, О.Бальзак, Р. Роллан. У Роллана к Толстому было особенно теплое чувство. Вспоминая в одной из своих книг о Льве Николаевиче, приводит такой эпизод. В молодости он собирался стать педагогом- историком. Но любовь к литературе тоже была очень сильной. И вот, прежде чем сделать окончательный выбор, он решает обратиться за советом к Толстому в Ясную Поляну. И великий писатель ответил ему, тогда еще никому не известному юноше. Письмо это и решило судьбу Р.Роллана.

Учитель просит прокомментировать слова Л.Толстого: «Каждый человек- алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

Комментарий студента: « Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополняя знания, закалял волю. Толстой дорог и близок мне своим стремлением к идеалу».

К отчету приступает группа мемуаристов, подготовившая ответы на такие вопросы:

- Каким представляется Толстой в воспоминаниях современников?

- Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках?

- Чем он близок вам?

(используются ЭОР).

«Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью… носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом проследить противоречивые искания, которыми так богата мятущаяся жизнь. Едина была трагедия его искусства и его жизнь». Р.Роллан.

Комментарий студента. «Правда искусства Толстого неотделима от правды жизни. Поиски правды - смысл его бытия, которое отнюдь не было легким и простым. Именно своими противоречивыми исканиями мне особенно дорог писатель»

«Весь мир, вся земля смотрит на него…

отовсюду к нему протянуты живые, трепетные

нити…» М.Горький

«Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться» Драйзер.

Комментарии студента «Все цитаты помогают понять мировое значение Толстого как писателя и как личности. Но каждый автор выделяет особую грань его творчества. Кто-то ценит его как мыслителя и проповедника, во взглядах которого воплотились противоречия русской действительности. М.Горький отмечает масштаб влияния Толстого, его общечеловеческую привлекательность, Т. Драйзер восхищается им как величайшим художником, мастером слова, несущим людям свет добра и милосердия».

В работу включается группа любителей поэзии. Два студента читают стихи, перекликающиеся с общей темой разговора.

Я.Полонский. «Писатель, если только он…»

А.Апухтин. «Графу Л.Н.Толстому».

Слово учителя. «Конечно же, словесный образ, литературный портрет-первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают портреты Толстого, созданные художниками - его современниками.

Сообщение студентов из группы искусствоведов:

И.Н.Крамской. «Портрет Л.Н.Толстого» ( рассказ о знакомстве с Крамским и истории создания портрета).

И.Е.Репин. «.Л.Н.Толстой» 1887г. ( рассказ студента).

Слово учителя. «В доме Толстых Репин не раз слушал прекрасную музыку Шопена, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Лев Николаевич хорошо знал, понимал и любил музыку»

«Случалось, что после какой-нибудь впечатлительной сонаты Лев Николаевич рассказывал нам целую драму, которая рисовалась ему во время исполнения пьесы»,- вспоминал Репин.

Отчет группы искусствоведов, в задание которых входил подбор фонозаписи и рассказ о музыке, любимой Л.Н.Толстым.

Студент. «Наряду с музыкальной классикой Толстому нравились произведения, полные задушевности, искренности и мелодической красоты.

Думаю, эти мелодии будут близки и нам»

( прослушиваются музыкальные отрывки).

Затем идет обзорное знакомство с разделом книжно-иллюстративной выставки, посвященной музыке, которую любил Л.Толстой.

Звучит отрывок из «Лунной сонаты» Л.Бетховена.

Слово учителя. В огромном литературном наследии Толстого есть книга, известность которой не так велика, как «Война и мир» или «Анна Каренина». А между тем эта книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая ныне 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта - дневники писателя

Их не станешь читать безотрывно, как роман или повесть. Но тот, кто решит с ним познакомиться, несомненно, будет вознагражден: россыпь ярких мыслей, острых впечатлений, свежих картин и наблюдений, запечатленных на страницах толстовского «Дневника», позволяют заглянуть в сокровенный мир Художника.

Личность Толстого неотделима от его искусства. Мы поражаемся разнообразию тем, щедрости образов, богатству мыслей в его книгах. Но ведь все это, в том числе и счастливый труд воображения, рождалось из опыта собственных чувств, будничной работы ума и сердца. Дневник - правдивое зеркало жизни великого писателя.

Толстой очень дорожил искренностью своих записей. Когда Софья Андреевна, от которой у него не было тайн, стала заглядывать в его дневник, он потерял покой: знать, что пишешь в расчете еще на чьи- то глаза - значит писать не совсем откровенно. Следует учесть также, что вся жизнь писателя была на виду, а из дневника он часто делал выписки для близких и друзей. Чтобы сохранить чистоту и неприкосновенность этой своей исповедальни, Толстой начинает вести «Тайный дневник» (1908) и «Дневник для одного себя» (1910). Последний он прятал от любопытных глаз под обшивку старого кресла или за голенище сапога…

Его дневник - и свидетельство очевидца, и календарь встреч, и творческая тетрадь. Но, пожалуй, больше всего - орудие самопознания и самовоспитания, изменения самого себя.

В работу включается архивная группа, подготовившая выдержки из дневниковых записей, сгруппированных по годам. Вопросы для анализа:

- Проследите становление личности Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его жизни?

- Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Толстого?

- Ваше мнение о дневниковых записях Толстого. Чем они интересны для нас?

Один из студентов отчитывается о работе группы ( сообщение его).

Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей души.

(Правила и программа Толстого написаны на доске, студенты записывают их в свои тетради).

1.Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.

2.Что исполняешь, исполняй хорошо.

3.Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

4.Заставь постоянно ум твой действовать со всей возможною ему силой.

5.Читай и думай всегда громко.

6.Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают...» и т.д.

Сообщение студента о программе Толстого.

Заочная экскурсия в Ясную Поляну( ЭОР )

Слово учителя. Один из членов нашей архивной группы имел счастливую возможность побывать в доме Толстого в Ясной Поляне. Совершим же вместе с ним заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем писателя (рассказ студентки с показом видеофильма).

Студент (из группы любителей поэзии) читает стихотворение Г.Горбовского «Над Ясной Поляной свинцовые тучи…»

Отчет группы библиографов.

Слово группе смекалистых, которые проводят блиц-викторину. В качестве примера приведем лишь несколько вопросов:

-Нашел ли Толстой «зеленую палочку», разгадал ли ее тайну?

-Назовите любимого композитора Л.М.Толстого, фрагменты из музыкальных произведений которого звучали на уроке. (Ф.Шопен. Вальсы.)

-Участником какой войны был Толстой?

-Каким видом спорта увлекался Толстой? и т.д.

Заключение урока. Комментирование оценок.

Домашние задание ( на вариативной основе):

1.Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Л.Толстого на основании исторических событий, свидетелем и участником которых он был.

2.Используя учебник и сведения, полученные на уроке, раскрыть процесс становления личности юного Л.Толстого в автобиографической трилогии.

3.Подготовить презентацию «Моя встреча с Толстым».

© 2010-2022