Конспект урока литературы в 5 классе

План-конспект урока русской литературы в 5 классе       Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина».     (Урок сопровождается показом слайдов).     Цели деятельности учителя: Создать условия для составления сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении; выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина. Планируемые результаты изучения темы:    Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализир... Жилин   Костылин Общее   Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге. Различие   I. Портрет   Удалой, выносливый, смелый.   Физически слабый. II. «Говорящая» фамилия   Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый, выносливый, крепкий человек. Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами. Слабый человек. III. Поведение героев во время нападения татар   Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу. Нарушил уговор – не разъезжаться (ведет себя как трус и предатель). IV. В плену   1. Письмо о выкупе Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей. 1. Письмо о выкупе Трус, думает только о себе.   2. Внутреннее состояние Сильный духом, верит в удачу, собственные силы. 1. Внутреннее состояние Душевно слаб, верит в выкуп.   3. Занятия Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела. 3. Занятия Бездействует, стонет.   4. Мнение татар о Жилине Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».   4. Мнение татар о Костылине Костылин – «смирный».     V. Побег     Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется. Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.   8.Домашнее задание. (Слайд11) - Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?   9. Рефлексия(Слайд12) 1.  Значимость темы - Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни? Это необходимо в жизни, чтобы…. - различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость; - сделать правильный выбор друзей; - понимать внутренний мир человека.        ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока русской литературы в 5 классе



Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина».

(Урок сопровождается показом слайдов).

Цели деятельности учителя: Создать условия для составления сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении; выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, обучать учащихся созданию художественного образа, формулировать идею, проблематику произведения, развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение, воспитывать грамотного читателя

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: учащийся осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: учащийся принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: учащийся осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: учащийся вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.


Ход урока:

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся, настрой на хороший урок.

  1. Актуализация, мотивация учебной деятельности

-Какое произведение мы с вами читали на уроке литературы? (Слайд 1)

1. Работа над эпиграфом

Война не сказка об Иване,

И мы ее не золотим…

Борис Пастернак.


- Прочитайте эпиграф. (Слайд2)

- Почему война не сказка?

- Что значит «мы ее не золотим»?

Вывод:

-Война - это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

-Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

- Для многих война - испытание на прочность, выносливость, человечность.

-Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война) (Слайд3)

Кавказская война 1817 - 1864 г.г. (47 лет) - это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

Кавказская война - самая продолжительная война.

3.Создание проблемной ситуации.

-В рассказе изображены два офицера. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

-Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?

-Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина) (Слайд 4)

4. Целеполагание.

-А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)

5. Осмысление текста (анализ)

а). Приемы составления характеристики героев

- Какие приемы использует автор для характеристики героев в рассказе?

( портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)

Приемы составления характеристики литературных героев: (Слай5)

- внешние черты (портрет);

- поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;

- характеристика героя другими действующими лицами

б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. (Слайд 6)

- Сравним Жилина и Костылина.

- Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

- Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

Что общего?

- Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

Различие.

I. Портрет

- Найдите в тексте описание героев;

- О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

Жилин - удалой, смелый, отважный.

Костылин - физически слабый человек.

- Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

II. «Говорящая» фамилия

- Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.

- Как вы думаете, почему автор дал такую фамилию: Жилин?

(Фамилия Жилин - от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой - жилистый человек.)

-Как еще можно сказать про него? (сухощавый, крепкий, выносливый).

Как вы определите смысл фамилии: Костылин?

(Фамилия Костылин - от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).

- Какой наш герой? (слабый).

III. Поведение героев во время нападения татар

- Какое решение принимает Жилин?

-Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

- Как себя ведет Костылин?

-Что вы о нем думаете? (нарушил уговор - не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV. В плену

1. Письмо о выкупе

- Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

- Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

_почему Костылин много раз писал письма домой?

Костылин не одно письмо написал, потому думал только о себе.

2. Внутреннее состояние героев

Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».

- Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)

- Во что верит Костылин? (в выкуп)

3. Занятия героев

Жилин:

- Рукодельничает;

- Изучает местность, так как думает о побеге;

- Общается с Диной;

- Лечит людей аула.

Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:

Бездействует и стонет.

4. Мнение татар о героях.

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

Костылин - «смирный».

V. Побег

- Расскажите об этом.

- Как вели себя герои?

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин - обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

6.Вариативное применение открытых смыслов в разнообразных ситуациях.

1.-Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина, распределите их в 2 столбика и запишите в тетрадь. (Слайд 7)

Жилин Костылин

ходит по аулу спит всматривается

Скучает считает дни выпытывает информацию

Рукодельничает ждет ответ на письмо

2.-Как называется выразительное средство, которое используется при описании героев? (Антитеза)

- Что такое антитеза?

(Антитеза - противопоставление, противоположность)

-Какие изобразительно - выразительные средства вы еще знаете?

( - метафора; - эпитет; - сравнение)

2. Сейчас мы это проверим. Игра «Отгадай-ка!». (Слай8)

  1. «По целым дням сидит в сарае (Костылин) и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал…» (антитеза)

  2. «… нос крючком, как у ястреба…» (сравнение)

3-4. -Самостоятельно найдите примеры изобразительно-выразительных средств из текста рассказа и запишите. (3-4примера)

5.-Составьте синквейн по группам (1 группа - Жилин, 2 группа - Костылин) (Слайд 9)

7. Контроль.

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина» (Слайд 10)

(Дети заполняют таблицу)

Жилин


Костылин

Общее


Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Различие


I. Портрет


Удалой, выносливый, смелый.

Физически слабый.

II. «Говорящая» фамилия


Жилы - кровеносные сосуды, сухожилия.

Жилистый, выносливый, крепкий человек.

Костыль - палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.

Слабый человек.

III. Поведение героев во время нападения татар

Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.

Нарушил уговор - не разъезжаться (ведет себя как трус и предатель).

IV. В плену

1. Письмо о выкупе

Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

1. Письмо о выкупе

Трус, думает только о себе.

2. Внутреннее состояние

Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.

1. Внутреннее состояние

Душевно слаб, верит в выкуп.

3. Занятия

Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.

3. Занятия

Бездействует, стонет.

4. Мнение татар о Жилине

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

4. Мнение татар о Костылине

Костылин - «смирный».

V. Побег

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин - обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

8.Домашнее задание. (Слайд11)

- Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?

9. Рефлексия(Слайд12)

1. Значимость темы

- Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы….

- различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

- сделать правильный выбор друзей;

- понимать внутренний мир человека.





© 2010-2022