- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе Галерея образов помещиков в произведении Гоголя Мертвые души
Конспект урока по литературе Галерея образов помещиков в произведении Гоголя Мертвые души
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ткаченко Е.С. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект
урока литературы в 9 классе
Дата : 11.02.16.
Учитель : Ткаченко Е.С.
Тема. Галерея образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Мертвые и живые души. Обучение анализу эпизода.
Цели: - воспитание интереса учащихся к творчеству Н.В.Гоголя
через самостоятельную работу по поиску информации об образах,
помещиков в поэме «Мёртвые души»;
- раскрыть многозначность понятия «мёртвые души», раскрыть понятие «образ»,
- работать над развитием устной речи учащихся.
Оборудование: книга Н.В.Гоголя «Мёртвые души», медиапроектор,
иллюстрации к поэме, портреты помещиков.
…Не ревизские - мёртвые души,
а все эти Ноздрёвы, Маниловы
и все прочие - вот мёртвые души,
и мы их встречаем на каждом шагу.
А.И.Герцен
Ход урока
1. Орг. момент.
- Добрый день, дорогие ребята .
2. Подведение учащихся к самостоятельной формулировке темы. Сообщение целей урока. Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о бессмертном творении Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». На уроке мы должны с вами раскрыть значение понятия «образ», раскрыть многозначность понятия «мёртвые души», представить и охарактеризовать образы помещиков, с которыми встречается Чичиков на пути своего следования. Также на уроке мы с вами научимся анализировать эпизод произведения.
3. Раскрытие понятия «мёртвые души».
- Первоначально название «Мёртвые души» не было пропущено цензурой, так как царские чиновники были напуганы тем, что автор таким названием высмеивает религиозные догматы, христианские представления о бессмертии души либо таким образом он выдвигает протест против крепостного права. Н.В.Гоголь переделывает название и появляется такое дополнение «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; вторая часть названия была напечатана более крупно, что означало, что именно эту сторону поэмы автор считает главной.
Символикой заглавия задано противопоставление живого и мёртвого, таким образом, Гоголь хотел донести до читателя мысль о том, что живое как возможность скрыто в мёртвом.
- Как вы думаете, ребята, кто такие «мёртвые души»?
- Это умершие, за которыми нет никакого лица, но когда мы читаем поэму, мы видим, что за ними стоят реальные крестьяне, конкретные люди, которых помещик властен и продать, и купить. Н.В.Гоголь мог бы назвать своё произведение «Ревизские души», т.е. души, представляемые в ревизской сказке - именном списке крепостных крестьян, представляемых помещиком во время подушных переписей (ревизий). Запишем толкование этого слова.
- А какое ещё значение имеет это выражение?
- У русского прозаика и публициста Герцена Александра Ивановича мы находим такие слова /чтение эпиграфа/: «…Не ревизские - мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие - вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».
Действительно, читая поэму, мы убеждаемся в том, что мёртвыми душами можно назвать хозяев жизни, помещиков и чиновников. Второе значение понятия «мёртвые души» - метафорическое. Мета́фора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Они живые, но как они живут? Об этом нам сегодня мы и поговорим. Вашим домашним заданием к данному уроку была подготовка характеристики Чичикова.- Запишите в тетради число - 11.02. тему урока (на доске) и эпиграф - слова А.И.Герцена.
Сегодня мы отправимся вслед за Чичиковым.
5. Образы помещиков в поэме . Просмотр видеоролика.
Беседа по показу видеоролика.
Литературный словарик.
ОБРАЗ
воссоздание, изображение в художественном произведении любых предметов, объектов: людей, других живых существ, явлений предметного мира (образы природы, образы городов, образы вещей и т. д.). Образ - одна из основных категорий литературоведения.
- Какое впечатление можно составить о Манилове?
( «Маниловка не могла заманить своим местоположением». Серость, скудость, неопрятность всего, что окружает Манилова.)
- Как описание обстановки дома помогает понять характер героя?
( «В доме его чего-нибудь вечно недоставало…», пустые мечты, не ведущие ни к какой деятельности. Время проводит в беседке с надписью «Храм уединённого размышления.)
- Как о нём отзывается автор?
(«Ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».)
- В чём смысл фамилии Манилова?
(Очаровывает своей обходительностью и любезностью, приятное лицо, «выражение лица не только сладкое, даже приторное…».)
- Что показывает на мертвенность и бездуховность Манилова?
(Серые тона, скудость, бесхозяйственность, неопрятность, отсутствие задора, пустые мечты - всюду горки золы из трубки, в книге 2 года закладка на 14 странице. Нет никаких запросов, страстей, увлечений, никакой деятельности.)
-
Визитная карточка Коробочки
- Как Гоголь подчёркивает типичность Коробочки?
( «… одна из тех матушек , небольших помещиц», которых на Руси много, плачется на неурожай, а сама копит деньги в мешочках.)
- Чем отличается Коробочка от Манилова в ведении хозяйства?
(Обилие псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Двор полон всякой птицы, просторные огороды с овощами, «есть яблони и другие фруктовые деревья.)
- Каково значение фамилии Коробочка?
( Фамилия метафорически выражает её сущность: бережливая, недоверчивая, боязливая, скудоумная, упрямая и суеверная, деньги не только в мешочках, но и в комоде. Комод - аналог Коробочки, тождественна ей и шкатулка Чичикова с различными ящичками. Её тарантас, на котором она прибывает глухой ночью в город, похож на арбуз, набитый всякой снедью - ещё один аналог её образа. Она как бы заключена в «коробочку» своего пространства и понятий, ни о каком Собакевиче она не слышала.)
- Что показывает на её мертвенность?
( У неё нет индивидуальности, Гоголь показывает типичный образ помещицы, не описывая её лица; одни и те же детали одежды, деньги лежат в мешочках «мёртвым грузом»; нет развития, хотя она хозяйственная.)
-
Визитная карточка Ноздрёва
Беседа .
- Почему Н.В.Гоголь называет его историческим человеком?
(С ним постоянно «случаются» какие-либо истории из-за его скандального характера.)
- Чем отличается Ноздрёв от Манилова и Коробочки?
(В отличие от них, он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола; он буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа».)
- Какого хозяйство Ноздрёва?
(Хозяйство запущено, в отличном состоянии у него только псарня. Всё выращенное его крестьянами продаётся на ярмарках по самой выгодной цене, но он может прокутить и проиграть за один вечер.)
- Каково значение фамилии Ноздрёва, с чем она соотносится?
( Метонимия носа (происходит абсурдное отделение ноздрей от носа, носа - от тела; с его образом и характером можно соотнести поговорку «держать но по ветру»; Гоголь о нём пишет: «Чуткий нос его слышал за несколько вёрст, где была ярмарка со всякими съездами и балами».)
- В чём заключается его мертвенность, ведь он кажется таким жизнедеятельным?
( Бесхозяйственность, продаёт и покупает не ради выгоды, а ради самого процесса; во всём бесшабашный, даже в еде; отсутствие его развития: в 35 лет такой же, как и в 18-20.)
-
Визитная карточка Собакевича .
Беседа .
- Чем отличается Собакевич от других помещиков?
( Расчётливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак. Вокруг него всё прочно, всего в изобилии. В деревне всё добротно, ценит труд мужиков.)
- Что настораживает в описании крепкого хозяйства Собакевича?
( Сравнение с казармой, тюрьмой, военным поселением. Каждая вещь имеет отпечаток его характера.)
- Каково значение фамилии Собакевича?
( Фамилия ассоциативно соответствует характеру и портрету: у него «бульдожья» хватка и лицо, к людям относится, как цепной пёс; после согласия продать души говорит: «Да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствие ближнему. Имя Михайло Семёнович указывает на фольклорного медведя, да и сам, как медведь.)
- Какие детали подчёркивают мертвенность Собакевича?
(Его внешность жизнь «рубила со всего плеча» - рубить можно дерево, этим подчёркивается неживая (деревянная) сущность героя. Истинный медведь, неуклюжий, нет реакции ни на какие известия, вещи срослись с хозяином, мёртвых расхваливает как живых.)
-
Визитная карточка Плюшкина
- В чём смысл фамилии этого гоголевского героя?
( Как и название поэмы, фамилия имеет метафорический смысл: плюшка - символ довольства, радостного пиршества, весёлого избытка - противопоставлена дряхлому, угрюмому, бесчувственному и безрадостному существу. Она подчёркивает «сплющенность», искажённость героя и его души. У него одна забота - собирает всякое добро и гноит его, да ещё и следит, чтобы никто не украл.)
- Какая деталь в портрете Плюшкина особенно значима?
( Глаза: «маленькие, ещё не потухнули… как мыши…». Она подчёркивает не человеческую живость, а животную бойкую юркость и подозрительность маленького зверька.)
- Какая деталь в описании дома показывает, что жизнь в доме Плюшкина умерла?
( В доме темно, пыльно, тянет холодом, как из погреба; часы остановились - остановилась жизнь. Предметы сжимаются, усыхают, желтеют: лимон, сухарь от кулича, зубочистка. Бюро, куда он прячет деньги Чичикова, символизирует гроб, где похоронена его душа.)
- Почему Н.В.Гоголь дал биографию только этому герою, рассказав о его прошлом?
( 1. Гоголь показывает процесс деградации человека, но имеет надежду, что его нравственно изменится.
2. Среди помещиков он заражён смертельной болезнью более других.
3. Гоголю важно показать, как человек превратился в «прореху на человечестве», поэтому показывает его в развитии.)
6. Рефлексия. Итог урока.
- Мы рассмотрели с вами образы помещиков, представленных в поэме Н.В.Гоголя. Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?
- Ответьте на вопрос, по какому критерию Гоголь расположил помещиков?
- Что нового и полезного для себя вы взяли с урока?
- К чему нас призывает Н.В.Гоголь, чтобы не стать мёртвыми душами?
- Мне бы хотелось закончить сегодня наш разговор словами известного литературоведа Ю.М.Лотмана: «Мёртвые души» - это галерея застывающих, стареющих, теряющих жизненные соки душ». Н.В.Гоголь верил в то, что его герои переродятся и «избавятся от скверны», надо только верить.
7. Оценивание учащихся.
- Выставление оценок за работу учащихся на уроке: дополнения, ответы на вопросы.
8. Домашнее задание. Дифференцированное.
1) Составить визитные карточки помещиков.
2) Сделать письменный анализ эпизода поэмы ( объем - 1- 2 страницы).