Статья Использование метода проекта на уроках литературы для развития компетенций будущего специалиста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование метода проекта на уроках литературы для развития компетенций будущего специалиста


Лучко Ирина Валентиновна, преподаватель

русского языка и литературы ГБПОУ КК

«Гулькевичский строительный техникум»,

город Гулькевичи

Сегодня общество предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке специалиста. Обществу нужен инициативный, самостоятельный человек, способный постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно такая личность может адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально - профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер деятельности.

Специалист в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для профессионального образования проблемы: формирование у студентов информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.

Литература как учебная дисциплина - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Преподаватели часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди студентов, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а педагогу - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

Метод проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы:

Проблема проекта

"Почему?"

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?" (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

"Что получится?" (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

Алгоритм работы над проектом

Тема: "История моей семьи в истории моей Родины".

Тип проекта: творческий.

Проблема

Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков

Почему?

Не интересуемся

Не сохранилось достаточно сведений

Отсутствие семейных традиций

Родители тоже плохо знают историю своей семьи

Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные

Что делать?

Изучить историю семьи

Как?

Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о семье

Изучить документы, семейные реликвии, фотографии

Что получить? (результат)

Сочинение "История моей семьи в истории моей Родины"

Познавательный (знания об истории семьи, предках)

Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)

Алгоритм работы над проектом

Тема: "Поэзия Ф.И.Тютчева"

Тип проекта: исследовательский, творческий

Проблема

Поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается студентами, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах

Почему?

Недостаточно знаний о жизни и творчестве поэта

Философская поэзия трудна для восприятия

Что делать?

Изучить жизнь и творчество поэта в доступной, привлекательной для студентов форме

Как?

С использованием дифференцированных групповых заданий

С использованием современных технологий

(например, исследовательская деятельность)

Что получить? (результат)

Сборник работ обучающихся

Познавательный (знания о жизни и творчестве Тютчева)

Воспитательный (эстетическое, патриотическое воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные, специальные навыки, исследовательские умения)

На 1-м этапе - погружении в проект - преподаватель должен пробудить у студентов интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. В результате проблематизации совместно с педагогом определяются цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта.

На 2-м этапе преподаватель организует группы, определяя цели и задачи каждой из них.

При определении заданий для каждой группы необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей студентов. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности. На втором этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта.

3-й этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе студенты проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, при знакомстве с критической литературой в журналах, монографиях, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. При подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

4-й этап - презентация проекта. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить студентов сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль преподавателя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы над проектом является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, а преподаватель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников.

Формирование общих компетенций по этапам проектной деятельности

Этапы работы над проектом

Формируемые компетенции

Планирование

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

(для группового проекта)

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Осуществление деятельности по решению проблемы, оформление результатов

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

(для группового проекта)

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Анализируя формирование общих компетенций по этапам проектной деятельности, можно сделать следующий вывод: метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми наш выпускник сможет адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Список литературы

1. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования . - Ростов - на - Дону, 2000. - 352 с.

3. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов - на- Дону, 2001, - 160 с.

4. Якиманская, И.С. Технология личностно - ориентированного образования // Журнал «Директор школы». - 2000. - № 7. - 145 с.



© 2010-2022