Методическое эссе на тему Использование ИКТ в работе над словом в условиях современных стандартов образования

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе Матасовой Юлии Анатольевны на тему

«Мои методические находки»

Использование ИКТ в работе над словом в условиях современных стандартов образования.

Актуальность.

Я хочу рассмотреть один из аспектов проблемы модернизации школьного образования - содержательного компонента программы по русскому языку, направленного на формирование познавательных компетенций и коммуникативной культуры выпускников школ в процессе формирования культуры пользования словарями. Образовательные стандарты в настоящее время обеспечивают весь развивающий потенциал системы и становятся важнейшим направлением в деятельности учителей - предметников. Основой образовательного и воспитательного процесса выступают универсальные учебные действия (УУД), которые носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития личности.

ИКТ становятся незаменимыми помощниками в овладении общепредметными способами деятельности - извлечением информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационной переработки текста. Работа над словом, работа со словом, работа с помощью слова. Все эти понятия заложены в ежеурочный курс школьной программы по русскому языку и литературе. В методике обучения русскому языку в последние десятилетия возрос интерес к словарной работе.

Осуществить такое важное умение коммуникации как общение с разными типами текстов позволяет системно - деятельностный подход, выступающий в качестве основы современного российского образования и ориентирующий на его результат - познание и освоение мира. На каждом уроке происходит взаимодействие с учебным материалом. Его нужно не только понять, но и освоить, а потом выразить свои знания и умения в собственных устных и письменных текстах. Поэтому одним из важных предметных результатов при переходе из начального образования в среднее звено является навык смыслового чтения текстов различных жанров в соответствии с целями и задачами. Но опыт личного преподавания показывает, что зачастую прочитанное про себя или вслух не становится личным достоянием обучающихся. Причиной этого служит скудный словарный запас ребенка, при котором смысловое чтение невозможно. С текстовой информацией сталкиваемся все мы практически ежедневно, и это стало необходимым условием жизни любого современного человека. Важно, чтобы возникла потребность обратиться к различным словарям (толковым, орфографическим, орфоэпическим, фразеологическим, грамматическим, словообразовательным, этимологическим и тематическим) для расширения собственного словарного запаса учащихся. «По большому счету весь урок русского языка - это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности и выразительности. И поэтому очень важно, чтобы урок был подчинен главной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих».

Педагогическая проблема: «Как сделать работу над словом продуктивной и лично значимой для школьника?»

Да, словарей в отечественной лексикографии великое множество, однако они мало используются широкими массами. На каждом школьном родительском собрании я прошу ответить родителей на два важных вопроса: сколько словарей хранится у них дома и как часто кто-либо ими пользуется. Каждый раз оказывается, что в большинстве семей словари есть, они достались по наследству от бабушек, хранятся в гардеробных. А вот школьники обращаются к ним редко и бессистемно, от случая к случаю. Можно добавить, что у каждого практически в случае необходимости есть возможность обратиться к словарю онлайн. Но что это за словарь? Какого качества? На какую аудиторию рассчитан? В этих вопросах школьнику разобраться трудно.

Методика решения проблемы.

На мой взгляд, важно определить, какие направления в работе со словарями выбрать исходя из темы и целей и специфики урока, возрастной категории обучающихся для продуктивной деятельности. В одних случаях мне необходимо помочь школьникам решить грамматико-орфографические задачи и тогда я использую словарно-орфографическую, словарно - морфемную или словарно - морфологическую работу. Овладение орфографическим правилом предполагает необходимые орфографические умения и навыки. Каждая орфограмма имеет свое название и представляет собой инструкцию. В содержании любого учебника мы найдем перечисленные орфограммы в заглавиях параграфов. Еще в начальной школе закладываются орфографические понятия и факты. Так в конце учебника русского языка мы находим словарик «Пиши правильно!» и течение года работаем над ним. Слова эти встречаются в упражнениях и требуют внимания со стороны понимания и правописания. А вот общего словаря-минимума, обязательного для всех пока нет. Я думаю, что единый учебник поможет сформировать систему работы со словом.

Конечно, учебную цель можно решить и без ИКТ, поэтому важно для самого учителя определить цель использования таких технологий. Помогать, а не усложнять - вот главный принцип использования мною ИКТ на уроке.

Методический опыт.

Учебный комплекс В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова Русский язык. Теория. 5-9 кл. М.: Дрофа, 2008,2009,2010 Русский язык. Практика. 6 кл. (под редакцией Г.К.Лидман-Орловой). М.: Дрофа, 2012 Е.И.Никитина. Русская речь. 6кл.

М.: Дрофа, 20010-2012

Словарная (лексическая) работа проводится мною на уроках русского языка в связи с изучением морфологии и орфографии, при изучении тем «Лексика», «Фразеология» в 6 классе, на уроках развития речи и литературы. Это приводит к обогащению словарного запаса учащихся, усвоению значения и написания слова, восприятию его в контексте как средства речевой выразительности, развитию смыслового чтения. В этом мне помогают такие приемы как «Работа с таблицами» (Word), «Чтение с пометами» (Word), метод «Алфавит-Глоссарий» (Word, Еxel, таблица Googl), «Текст с пропуском», «Текст с ошибками» (earding apps.org), «Облако слов» (tagedo.com. wordle.net), «Фабрика кроссвордов» (puzzlecup.com). К сожалению, все сервисы англоязычные и требуют как от ученика, так и от учителя определенных умений работы с ними. Большая часть инструментария не поддерживает русский язык.

Визуализация информации - неотъемлемая часть работы над словом. В этом мне помогают такие сервисы как cacoo.com, spiderscribe.net, popplen.com.

Работа эта должна проводиться комплексно, многосторонне, и не должна пониматься только как совокупность методов и приемов. Нет пределов познанию слова. Об этом мы читаем у В. фон Гумбольдта: «невозможно представить подлинный смысл, совокупность всех объединенных признаков слова как определенную и завершенную величину». Возросли потребности языковой личности грамотного носителя языка в изучении лексической системы русского языка. Поэтому работа учителей-предметников призвана формировать ценностное отношение к слову, учитывать в своей работе все достижения современной науки.


© 2010-2022