Элективный курс Написание сочинений на литературном материале

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены

до такой степени, чтобы воспитанники на всякую

данную материю, по знаниям их и возрасту

соразмерную, могли сами написать сочинение

правильное, ясное и по летам изящное, но простое и невысокопарное.

М.М.Сперанский (1772-1839), русский государственный деятель



Известно, что написание сочинения по литературе вызывает затруднение у многих учащихся. В настоящее время такое сочинение вводится в качестве допуска к ЕГЭ. Чем больше звучит различных мнений о судьбах ЕГЭ, тем твёрже становится позиция учителей: необходимо отказаться от примитивных целей и способов работы, ориентированных на усреднённый результат. В этом случае необходимо вернуться к вдумчивой, системной работе, которая требует значительных усилий, для подготовки учащихся к выполнению творческого задания.

Но важнее, что работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит и волнует, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Цель данного курса: обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с художественным текстом и литературно-критической статьёй; совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями.

В результате реализации данного элективного курса учащиеся должны:

  • -знать теоретико-литературные понятия и использовать их в сочинениях;

  • -уметь писать сочинения различных жанров;

  • -составлять план сочинения, работать над вступлением и заключением;

  • -уметь подбирать для раскрытия темы материал художественных произведений и критических статей;

  • -уметь использовать и оформлять цитаты;

  • -не допускать речевые, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.

Курс рассчитан на 17 часов.

Программа курса

1.Сочинение как текст (2ч) Основные признаки текста. Средства связи. Тема, основная мысль текста. Проблема. Авторская позиция и способы её выражения в тексте. Работа над текстом художественного произведения.

2.Теоретико-литературные понятия (2ч) Повторение изученного по теории литературы. Использование теоретико-литературных понятий в сочинении. Анализ основных ошибок в их использовании.

3.Темы сочинений. Анализ формулировок тем (1ч) Основные темы. Ключевые слова. Микротемы. Требования к сочинению. Оценка сочинений.

4.Своеобразие жанров сочинений (2ч) Повторение изученного. Сочинение-характеристика. Сравнительная характеристика. Анализ эпизода. Анализ лирического произведения. Рецензия. Эссе.

5. План сочинения (2ч) Как составить план. Коллективное составление плана сочинения по теме «Поэзия Пушкина». Индивидуальное оставление плана по роману И.Гончарова «Обломов».

6.Выбор темы сочинения. Структура сочинения (2ч) Влияние темы на жанр сочинения. Вступление. Основная часть. Заключение. Связь с современностью.

7.Отбор литературного материала (2ч) Работа с текстом. Отбор материала к сочинениям по творчеству Лермонтова, Тургенева. Подбор материала критических статей. Связь с современностью.

8.Правила цитирования (1ч) Использование цитат в сочинении. Цитаты из художественного текста и критических статей. Оформление прозаических и стихотворных цитат.

9.Художественные средства и их роль в сочинении (1ч) Использование различных изобразительно-выразительных средств в анализе художественного произведения. Выражение личностного отношения.

10.Характерные ошибки в сочинениях (1ч) Фактические, логические, речевые, этические ошибки.

11.Рецензирование готового сочинения (1ч)





Тематическое планирование

Тема занятия

Вид деятельности

1

Сочинение как текст

Беседа, составление плана, опорной таблицы. Сочинение «Культура - память народа» (Д.С.Лихачёв)

2

Авторская позиция и способы её выражения в тексте

Практическая работа по нахождению авторской позиции в художественном произведении

3

Теоретико-литературные понятия

Работа с таблицами, анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины

4

Использование теоретико-литературных понятий в сочинении

Анализ рассказов Чехова. Анализ эссе В.Набокова.

5

Темы сочинений

Определение ключевых слов в формулировке тем. Самостоятельное формулирование тем.

6

Своеобразие жанров сочинений

Работа по определению жанра сочинения. Написание эссе на тему «Чем живы люди»

7

Особенности жанров

Составление опорной таблицы

8

План сочинения

Анализ планов, коллективное составление плана по теме «Поэзия Пушкина»

9

Составление планов сочинений

Практикум по составлению планов по роману И.А.Гончарова «Обломов»

10

Выбор темы сочинения. Структура сочинения

Практикум по выбору темы сочинения, его обоснование, подбор эпиграфа

11

Особенности вступления, заключения сочинения

Практикум по написанию вступления и заключения

12

Отбор литературного материала

Работа с текстами Лермонтова, Тургенева. Устное сочинение по плану

13

Отбор критического материала

Работа со статьями Белинского, Гончарова

14

Использование цитат в сочинении

Практикум по подбору цитат к предложенным темам

15

Художественные средства и их роль в сочинении

Работа с клише. Работа с индивидуальными карточками

16

Характерные ошибки в сочинениях

Практикум по нахождению ошибок в сочинениях

17

Рецензирование готового сочинения

Практикум. Рецензирование.

Литература

1.Голуб И.Б, Давыдова Л.В. Сочинения и изложения без репетитора М: Владос, 2001

2.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах М: Просвещение, 2002

3.Карнаух Л.Н., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11классы М: Дрофа, 2002

4.Куманова Н.В. Как научить вашего ребёнка писать сочинения 10-11классы М: Грамотей, 2002

5.Мещерякова М Литература в таблицах и схемах М: Айрис-пресс, 2002

6.Павлова Т.И., Белоусова Т.В Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта Ростов-на-Дону, 2013

7.Торкунова Т. Как писать сочинение М: Айрис-пресс, 2003







Рекомендовано РЭС Утверждено:

Председатель РЭС директор (ОУ)

__________/В.В.Баскакова/ __________ /Порывкина Е.А../ «___»___________2014г. «___»___________2014г.

МБОУ «Нижнетоемская СОШ»

Архангельская область

Верхнетоемский район



Элективный курс по литературе для 10 класса







«Сочинение

на литературном материале»



Автор- Вострякова Н.А.,

учитель русского языка и литературы













с.Нижняя Тойма

2014г.



© 2010-2022