- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тест в формате ОГЭ по теме
Тест в формате ОГЭ по теме
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Дашкина З.М. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тест в формате ОГЭ по теме: "Изобразительные средства выразительности".
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
А)Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денёк- другой.
Б) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.
В) Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить...
Г) Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
А) Ленка стояла у доски, прижавшись стриженым затылком к её чёрной холодной поверхности.
Б) И все ребята подняли за нею руки - целый лес рук витал над их головами.
В) Сомову - самый жестокий бойкот!
Г) Ленка медленно приближалась к Димке.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: «Лен, а я новый стих написала».
Б) Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски.
В) Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча.
Г) От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного.
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
А) На дальних высоких увалах, куда падает солнечный свет, лес зажигается ярким, мощным малахитом.
Б) Ворота эти ведут в царство валежника.
В) Щепки клюют меня.
Г) Маша смотрит на Овечкина потемневшими, серьёзными глазами.
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
А) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
Б) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.
В) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он - с Машей, которую в зоопарке все знали.
Г) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
А) Ты будешь для меня единственным в целом свете.
Б) Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
В) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.
Г) Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, - продолжал Лис.
7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.
Б) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд - против ветра.
В) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
Г) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой.
Б) Это у него была такса - чёрная головешка на четырёх ножках.
В) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
Г) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста - молчальник.
9. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
А) Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.
Б) Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек - белогрудая куница.
В) На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.
Г) Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё...
10. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
А) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.
Б) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.
В) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
Г) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
11. В каком варианте ответа средством выразительности речи является устойчивое сравнение?
А) Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».
Б) Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо...
В) Олень стоял как изваяние.
Г) Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз.
12. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
А) - Подойди сюда и сядь. Что у тебя за история? - устало произнёс он.
Б) Час от часу не легче! Директор с шумом придвинул кресло к столу.
В) - В милиции нас продержали два часа. Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару...
Г) Мама сказала: «От собаки одна только грязь!».
13.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
А) Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.
Б) Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого».
В) Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил.
Г) С этого момента начинается новая, полная трудов и величия жизнь гениального русского полководца.
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Юноша решил добиться справедливости и возвратить похищенные деньги через суд.
Б) С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.
В) Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей.
Г) Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу.
15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
А) И я хотел взять мальчика за руку, но тот поспешно отдёрнул руку и сказал:
- Не могу.
Б) Увидев командира, он как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.
В) Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра - всё равно.
Г) Глаза мальчика загорелись радостным огнём, и он облегчённо засмеялся.
16. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
А) Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера.
Б) Однажды летним утром пожилой человек в железных очках принёс ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке.
В) - Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, - бормотал Алексей.
Г) Он перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда.
17. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка».
Б) За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.
В) А Николая била в висок ужасная мысль.
Г) ...в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы.
18. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
А) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.
Б) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
В) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
Г) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.
А) Ведь этот Мурлышка - вся её жизнь!
Б) А вредная всё-таки, - он покрутил головой.
В) - Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? - дерзко спросил Лёвка.
Г) Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.
20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.
Б) Но результат не заставил себя ждать.
В) Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили.
Г) На улице тишь, только шаркает метлой дворник.
21. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
Б) Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
- Какую тебе?
В) Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
Г) - Горяченького захотел, голубчик мой! - радостно приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
22. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.
Б) Наш вагон был относительно пуст - в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.
В) Тихо покачиваясь вместе с поездом, огромный детина начал рыдать.
Г) Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.
23. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.
Б) Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости.
В) И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте.
Г) С каждым днём Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей, присматривалась к их лицам и усваивала их привычки.
24. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
А) Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло.
Б) И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой.
В) Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов.
Г) Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.
25. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) У дороги застыли вербы в серебряном пуху.
Б) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.
В) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.
Г) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.
26. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
А) Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...
Б) В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.
В) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.
Г) И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.
27. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной»?
А) сравнительный оборот
Б) метафора
В) эпитет
Г) гипербола
28. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней.
Б) Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку.
В) - Шашки вон! - командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды.
Г) Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза.
29. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Поэзия - это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.
Б) Выбирал разное - то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся: «...и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».
В) Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльевич рассказывал так, что возникало подозрение, не учились ли они в одном классе.
Г) Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читала.
30.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является противопоставление .
А) Ученик, отступающий от правил школы, - не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек.
Б) «Не бойся, Шурик, - думал я, - ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас». Хотелось быть ласковым и добрым.
В) - Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости...
Г) Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии: смешным мог оказаться каждый.
31.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
А) Но улыбка погасла на её лице, едва она открыла дверь в класс.
Б) Учёба давалась ему с трудом, но он был прилежен и исполнителен.
В) - Погодите, ребята, нельзя ничего делать сгоряча, так можно и дров наломать.
Г) Не ответив, этот рослый мальчик, выше всех в классе, почти юноша, вдруг заплакал навзрыд, как маленький.
32. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!
Б) Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала.
В) Тогда же Севина брань - точно залпы расстрела.
Г) Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом.
33. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
Б) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
- Жучка, Жучка!
В) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
Г) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли теснятся в его голове.
34. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
А) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...
Б) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...
В) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
Г) Пришло время удивляться Валерке.
35. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
Б) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.
В) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
Г) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.
36. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
А) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».
Б) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
В) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
Г) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.