Конспект урока литературы Хлестаков в театре и в кино

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гоголь «Ревизор»

Тема: Хлестаков в театре и в кино.

Класс: 8-й.

Место в программе (по В.Г. Маранцману):

1 урок. "К нам едет Ревизор…" Биография писателя, понятие сатирической драмы, работа с текстом, сатирическое изображение чиновников.

2 урок. "К нам едет Ревизор…" Продолжение. Работа с текстом, образ Городничего.

3 урок. Хлестаков и Хлестаковщина. Д/З сочинение: Как вы понимаете слово "Хлестаковщина"?

4 урок. Хлестаков на сцене и на экране.

Цель: ознакомить учащихся с фрагментами спектаклей и фильмов с главным героем, тем самым способствуя их заинтересованности в искусстве театра и кинематографа.

Задачи:

- показать различия художественной интерпретации текста на примере Ивана Александровича Хлестакова, главного героя комедии "Ревизор";

- сформировать у учеников разностороннее представление о герое.

Конспект урока

Время

(мин.)

Действия учителя

Действия ученика

2

Учитель приветствует учеников и сообщает тему урока:

«Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с героем повести Н.В. Гоголя "Ревизор" А.И. Хлестаковым. На этот раз предметом нашего разговора служит воплощение этого героя на сцене. Как вы знаете, любое драматическое произведение изначально служит для того, чтобы поставить его в театре, и сегодня мы с вами понаблюдаем за тем, как изображали этого героя некоторые известные режиссеры и актеры».

Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя.

Ученики записывают тему урока и слушают учителя.

4

Учитель подготавливает учеников к восприятию материала:

«Кого из известных вам актеров вы видите в роли Хлестакова?

Почему именно этот актер?»

Учитель следит за ходом дискуссии и просит учеников аргументировать свое мнение.

Ученики участвуют в дискуссии:

У1 : Я вижу в роле Хлестакова актера…, потому что….

У2: Я (не) согласен с У1, потому что…

5

Учитель показывает ученикам презентацию по теме "Образ Хлестакова в театре и кино".

Ученики записывают названия наиболее известных театров и имена актеров, сыгравших Хлестакова на сцене и в кино.

3

Учитель показывает ученикам фрагмент фильма (актер - Игорь Горбачев).

Ученики смотрят фрагмент.

4

Обсуждение фрагмента:

1. Какие эмоции у вас вызывает игра актера?

2. Совпадает ли внешность актера с вашим представлением о Хлестакове?

3. Что в игре актера соответствует замыслу Гоголя, а что нет?

Ученики отвечают на вопросы учителя:

1. Соответствует: "чистосердечие и простота" / не соответствует: "Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли." (речь героя осмысленна, нет эффекта внезапности).

2. Да / нет, потому что…

3. Характер, поведение…

4

Учитель организует просмотр фрагмента спектакля (актер - Андрей Миронов).

Ученики смотрят фрагмент.

4

Обсуждение фрагмента:

1. Какие эмоции возникают после просмотра фрагмента?

2. Только ли смех вызывает этот герой?

3. Чем кардинально отличается эта интерпретация от предыдущей?

Ученики отвечают на вопросы:

1. Неоднозначные / грусть / смех…

2. Актер не делает из своего героя "дурачка" и "лоботряса", и, тем не менее, комический эффект остается.

3. Настроением героя, его манерой поведения, т.д.

2

Учитель показывает ученикам фрагмент спектакля (актер - Виталий Соломин).

Ученики смотрят фрагмент.

4

Обсуждение фрагмента:

1. Какова особенность этого героя?

2.Что роднит этого героя с гоголевским и что отличает?

Ученики отвечают на вопросы:

1. Он держит себя так, что… Его речь…

2. Не совпадает: "тоненький, худенький", "чистосердечие и простота" (он неискренний)

Совпадает: "приглуповат и, как говорят, без царя в голове"; "чистосердечие и простота".

3

Учитель организует просмотр фрагмента фильма (актер - Евгений Миронов).

Ученики смотрят фрагмент.

4

Обсуждение фрагмента:

1. Какие эмоции вызывает Хлестаков в изображении Е. Миронова?

2. Оправдана ли чрезмерная "живость" героя?

3. Что в игре актера соответствует замыслу Гоголя, а что нет?

Ученики отвечают на вопросы:

1. Смех / страх…

2. Да, т.к. / нет, т.к….

3. Хлестаков предстает как невинное, неземное существо, взрослый ребенок, которому захотелось проиграться.

Актер показывает "чистосердечие и простоту", но встает вопрос: за что его приняли за ревизора? Его нельзя бояться.

5

Обсуждение всех четырех фрагментов:

1. Игра какого актера вам понравилась больше и почему?

2. Чья интерпретация героя вам кажется наиболее оригинальной?

3. Чья интерпретация кажется вам наиболее приближенной к Гоголевской идее?

4. Чья интерпретация наиболее неудачна и почему?

Учитель следит за ходом дискуссии и делает краткий вывод о множественности возможных интерпретаций одного произведения.

Ученики вступают в дискуссию, аргументируя свое мнение.

1

Учитель предлагает домашнее задание (по желанию): отзыв на любой спектакль или фильм по комедии «Ревизор».

Ученики записывают домашнее задание.



© 2010-2022