Рабочая программа по русскому языку для 8 класса

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть  разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса: учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое и поурочное планирование ,перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит прин...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

17


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 8 «Г» класса составлена на основе :

1 .Авторской программы для 5- 9 кл.: Ладыженской Т.А. Баранова М.Т. и др. «Русский язык». 5-9 кл. - М., «Просвещение», 2010

2. Учебника: Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А Ладыженская, Л. А. Тростенцова.,А.Д.Дейкина. -7-издание.- М., «Просвещение», 2010.


Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса: учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое и поурочное планирование ,перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Цели обучения

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обуславливают следующие задачи:

- организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями;

- формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;

- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки

Место предмета « Русский язык « в учебном плане школы

Программа предусматривает обязательное изучение русского языка в VIII классе - 102 часа (3 часа в неделю).

По учебному плану школы:105ч.По рабочей программе: 105.

Способы развёртывания материала

Календарно-тематическое планирование составлено в основном в соответствии с авторской программой, но в связи с тем, что учащиеся занимаются по новой редакции учебника для 9 класса под ред. Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др. . - М., «Просвещение», 2010, то по рекомендации авторов учебника в календарно-тематическое планирование включены следующие дидактические единицы:

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксис. Предложение как единица синтаксиса.( Уроки10,11,12)

Увеличено количество часов: Синтаксис. Пунктуация. Культура речи -
Словосочетание( с 2 до 6)

Обращения, вводные слова и междометия (с 9 до 11ч)

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе ( с 5 до 8ч )

Уменьшено количество часов: Простые односоставные предложения(с 9 до 8)

Однородные члены предложения (с12 до 11)ч

Обособленные члены предложения ( с 18 до 14ч)

Содержание тем учебного курса

«Русский язык 8 класс»

(105 ч)

Содержание тем учебного курса

«Русский язык 8 класс»

(105 ч)

Функции русского языка в современном мире (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 7 классах (6 ч ++2р.р.)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Словосочетание- 6ч.
I. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (3ч + 1р.р. )
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения:
Главные члены предложения(6 ч. + 2р.р. )
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (6ч + 2р.р. )
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (8ч +2р.р.)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения -2ч.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (11ч + 2р.р.)
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обращения, вводные слова и междометия (11ч + 2р.р ):
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения ( 14ч + 2 р.р.)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Чужая речь (6ч + 1р.р. )
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (8ч +1р.р. )
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Учебно-тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по планированию

Контрольные работы

Развитие речи

Функции русского языка в современном мире

1

1



Повторение пройденного в 5-7 классах

6+2=8

6+3=9

1

3

Словосочетание

2

3+2=5


2

Простое предложение

3+1=4

3+1=4


1

Главные члены предложения

6+2=8

6+2=8


2

Второстепенные члены предложения

6+2=9

6+3=9

1

3

Простые односоставные предложения

9+2=10

8+2=10

1

2

Неполные предложения

2

2



Однородные члены предложения

12+2=14

11+2=13

1

2

Обращения, вводные слова и междометия

9+2=11

11+2=13

1


Обособленные члены предложения

18+2=20

14+1=15

1

1

Прямая и косвенная речь

6+1=7

5+ 1=6


1

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

5+1=6

5

1


Контрольных классных сочинений: 2. Контрольных классных изложений:2.



Календарно-тематическое и поурочное планирование по русскому языку в 8 классе

п.п.

Тематическое планирование с указанием кол -ва часов

Поурочное планирование с указанием часов

Дата по плану

Дата фактическая

Введение (1 час)

1

1ч. Функции русского языка в современном мире

Повторение пройденного в 5-7 классах (6 ч + 2р.р)=8ч

2

1ч. Пунктуация и орфография. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения

3

2ч. Знаки препинания в сложном предложении

4

3.Разделительные и выделительные знаки препинания в сложном предложении

5

4ч. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

6р.р.

1чР.р. Подготовка к контрольному подробному изложению с грамматическим заданием.

(Упр.26)

7р.р.

1ч. Р.р. Написание контрольного подробного изложения с грамматическим заданием.

(Упр.26)

8

5ч. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи


6ч. Контрольный диктант по теме « Повторение пройденного в 5-7 классах»


Синтаксис,Пунктуация.Культура речи .Словосочетание (6ч+ )

10

1ч. Основные единицы синтаксиса.

П. 6

11

2ч. Текст как единица синтаксиса П. 7

12

3ч. Предложение как единица синтаксиса. П 8


1ч. Р.Р. Написание сжатого изложения с изменением лица

( Упр.52)

13

4ч. Словосочетание как единица синтаксиса

Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова

14

5ч. Связь слов в словосочетании : согласование, управление, примыкание.

15

6ч. Синтаксический разбор словосочетаний

Простое предложение (3 часа +1Р)

16

1ч. Грамматическая основа предложения

17

2ч. Порядок слов в предложении

18

3ч. Интонация простого предложения

19Р.р.

1ч. Р.Р. Описание архитектурных памятников как вид текста.

Главные члены предложения (6 часов + 2Р)=8ч.

20

1ч. Подлежащее. Способы выражения подлежащего

21р.р.

1Ч.Р.р. Контрольное сочинение-описание по картине И.Шевандроновой «На террасе» (упр. 91).

22

2ч. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

23р.р.

1Ч.Р.р. Сочинение на тему «Чудный собор» (упр. 102).

Сопоставительный анализ репродукций картин . А. Баулина, С. В. Герасимова с изображением одного и того же памятника русской архитектуры.

24

3ч. Составное глагольное сказуемое

25

4ч. Составное именное сказуемое

26

5ч. Тире между подлежащим и сказуемым

27

6ч. Урок - практикум по теме «Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения (6 часов + 2Р)=8ч.

28

1ч. Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение

29

2ч. Определение. Несогласованное определение

30

3ч. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

31

4ч. Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению

32р.р.

1ч. Р.р.Характеристика человека как вид текста.

( п.29Упр.162)

33

5ч. Сравнительный оборот; знаки препинания при нём. Синтаксический разбор двусоставного предложения

34

Р.Р.

1Ч.Р.Р. Контрольное сочинение по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения»

35К

6ч. Контрольный диктант по теме

« Второстепенные члены предложения»

Простые односоставные предложения (8 часов + 2Р)=10

36

1ч. Группы односоставных предложений.

Назывные предложения

37

2ч. Определённо-личные предложения

38

3ч. Неопределённо-личные предложения

39Р.р.

1ч.Р.Р.Инструкция. П 34.

40

4ч. Безличные предложения

41Р.р.

Р.Р. .Изложение с элементами сочинения-рассуждения (упр. 208, 209). «Чем же мне дорог родной край»

42

5ч. Урок повторения по теме «Простые односоставные предложения»

43

6ч. Урок- практикум. Подготовка к контрольному диктанту

44К

7ч. Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

45

8ч. Анализ контрольного диктанта

Неполные предложения (2часа)

46

1ч. Понятие о неполных предложениях.

47

2ч. Неполные предложения в диалогах и в сложном предложении

Синтаксический разбор односоставного предложения

Однородные члены предложения (11 часов + 2Р)=13ч.

48

1ч. Понятие об осложненном предложении. Понятие об однородных членах предложения

49


2ч. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и знаки препинания при них

50Р.р.

1ч. Р.р. Написание контрольного изложения (по тексту УПР. 242)

51

3ч. Однородные и неоднородные определения

52

4ч. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

53Р.р

1ч.Р.р. Сравнительная характеристика ( УПР.263,264)

54

5ч. Разделительные знаки препинания между однородными

членами

55

6ч. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

56

7ч. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

57

8ч. Синтаксический разбор предложений с однородными членами

58

9ч. Пунктуационный разбор предложений с однородными членами

59

10. Урок повторения по теме «Однородные члены предложения»

60К

11. Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

Обращения, вводные слова и междометия (11часов + 2Р)=13ч.

61

1ч. Повторение изученного об обращении . Распространенное обращение.

62

2ч. Выделительные знаки препинания при обращениях. Употребление обращений

63

3ч. Вводные конструкции. Вводные слова

64р.р.

1ч. Написание контрольного сочинения - рассуждения на основе литературного произведения .« Моё отношение к героям романа А.С.Пушкина « Капитанская дочка

65

4ч. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

66

5ч. Выделительные знаки препинания при вводных словах и вводных словосочетаниях

67

6ч. Выделительные знаки препинания при вводных предложениях

68

7ч. Вставные слова, словосочетания и предложения

69

1ч.Р.р. Публичное выступление на общественно значимую тему .«Песня - явление духовного бытия России» (упр. 386).

70

8ч. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при междометиях

71

9ч. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словом, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

72

10ч. Повторение по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

73К

11ч. Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и

междометия»



Обособленные члены- 14+2р.р.=16

74

1ч. Понятие об обособлении . Обособленные определения

75

2ч. Обособленные определения

76

3ч. Выделительные знаки препинания при обособленных определениях.

77

4ч. Тест по теме «Обособленные определения»

78р.р.

1ч.Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему(Упр.302).П49.

79

1ч.Р.р. Контрольное сочинение - рассуждение на дискуссионную тему.

« Можно ли сказать, что курение не вредит здоровью»

80

5ч. Обособленные приложения . Выделительные знаки препинания при приложениях

81

6ч. Обособленные обстоятельства.

82

7ч. Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах

83

8ч. Обобщение и систематизация материала по теме «Обособленные обстоятельства"

84

9ч. Уточнение как вид обособленного члена предложения

85

10ч Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

86

11 Урок- зачёт по теме «Обособленные уточняющие члены предложения»

87

12ч. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами

88

13ч. Повторения по теме «Обособленные члены предложения»

89К

14ч. Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»




Прямая и косвенная речь 6+1р.р

90

1ч. . Способы передачи чужой речи. . Прямая и косвенная речь


91

2ч. Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью .Слова автора внутри прямой речи

92

3ч. Диалог.

93Р.р

1ч.Р.Р.Сочинение - рассказ на свободную тему

по картине « Водитель Валя»

94

4ч. Цитата. Знаки препинания при цитировании

95

5ч. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение материала по теме « Чужая речь»

96

6ч. Контрольный диктант по теме «Прямая и косвенная речь»

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе- 8ч+1р.р.

97

1ч. Синтаксис и морфология

98

2ч. Синтаксис и пунктуация

99

Р.р. Изложение (упр443)

100

3ч. Синтаксис и культура речи

101

4ч. Синтаксис и орфография

102

5ч. Урок - практикум по теме: « Повторение и обобщение пройденного в 8 классе»

103

6ч. Подготовка к контрольному диктанту

104

7ч. Итоговый контрольный диктант

105

8ч. Анализ итогового контрольного диктанта

Учебно-методическое обеспечение

п.п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1.

Программа для общеобразовательных школ. Русский язык. 5-9 классы

8

Баранова М.Т. Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. «Русский язык». 5-9 кл

М., «Просвещение»

2010, 11-издание

2.

Русский язык: учеб. для 8 кл. об-щеобразоват. уч-реждений.7-е издание

8

Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский

М.: Просвещение

2010

3

Русский язык. 8 класс: Поурочные планирование

8

Сиденко Н.В.

Волгоград: Учитель

2003

4

Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя

8

Г.А.Богданова

М.: Просвещение

2006

5

Поурочные разработки по русскому языку.

8

Егорова Н.В

М.: ВАКО

2005.

6

Русский язык: Контрольные и проверочные рабо-ты: 8 кл./

8

Текучева И.В.

М.:«Издательство Астрель»

2008.

7

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой

8

Горашова Н.Г.

М.: Издательство «Экзамен»

2009.

8

Поурочные разработки по русскому языку

8

Е.А.Влодавская

М.Экзамен

2011

9

Итоговые диктанты по русскому языку

5-9

Е.А.Влодавская

М.: Просвещение

2012

10

Русский язык. Поурочные разработки

8

Л.А. Тростенцова,А.И.Запорожец

М.: Просвещение

2014

11

Поурочные разработки по русскому языку

8

Егорова Н.В,В.Н.Горшкова

М.: ВАКО

2014



© 2010-2022