Интегрированный урок литературы и истории Картины войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого Война и мир

     Интегрированный урок литературы и истории "Картины войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" приурочен к 200-летию Бородинского сражения, которое отмечала Россия в августе 2012 года. Цели урока: содействовать воспитанию гуманистических и патриотических чувств, способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своего народа.      На уроках литературы и истории существует необходимость обращения к различным типам источников: художественным произведениям, историческим докум...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вечерняя (сменная) школа













КАРТИНЫ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО

«ВОЙНА И МИР»







Преподаватель

русского языка и литературы

Куртвейсова Э.Н.

Преподаватель истории

Синельникова Л.П.





Интегрированный урок литературы и истории

Тема: «Картины войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Цели:

Обучающие: проследить изображение Отечественной войны 1812 года , показать значение Бородинской битвы как кульминации в истории и в романе «Война и мир».

Развивающие: продолжить формирование умений работать с историческими, литературными источниками, текстом учебника, исторической картой; развивать умение сравнивать героев литературного произведения (Кутузов и Наполеон); показать, как исторические события войны 1812 г., которые произошли 200 лет назад, повлияли на патриотическое творчество писателей, поэтов, художников.

Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своего народа; содействовать воспитанию гуманистических и патриотических чувств .

Оборудование: - фрагменты из кинофильма С.Бондарчука «Война и мир», музыка С.Прокофьева из оперы «Война и мир», текст произведения Л.Толстого «Война и мир»; - иллюстрации портретов полководцев; - иллюстрации к роману «Война и мир» - скульптуры Демут -Малиновского «Русский Сцевола» и «Кутузов»; - компьютерная презентация; - портреты Кутузова и Наполеона; - раздаточный материал: тесты; - карты военных действий; - русская поэзия 1801 - 1812 года, М.Ю.Лермонтов «Бородино».

Оформление на доске: эпиграф, портрет Л.Н.Толстого, Кутузова, Наполеона.

Ход урока

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»

М.Ю.Лермонтов

Кадры фильма. (Слайд № 2)

  1. Эмоциональное начало урока

Учитель литературы: Ребята, сегодняшний наш урок не совсем обычный, его мы проведем вдвоем с учителем истории, так как для изучения некоторых литературных произведений, посвященных какому-либо историческому событию, надо хорошо знать историю этого события. Сегодня именно такой случай. В августе 2012 года Россия отмечала 200-летие Бородинского сражения. Этому событию посвящено много различных художественных произведений разных жанров. Вот один из них - роман-эпопея «Война и мир» Л.Н.Толстого.

Эпиграфом нашего урока являются слова М.Ю.Лермонтова «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».

Ученица читает М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Учитель литературы: Сегодня на уроке мы не только закрепим знания по тому, как изображает Л.Толстой эти события на страницах своего романа-эпопеи, но и посмотрим, какое воплощение они нашли в других видах искусств - живописи, архитектуре, поэзии.

  1. Актуализация знаний учащихся, проверка знания текста. Опрос учащихся.

Учитель литературы: Но прежде чем приступить к нашей теме урока, мы хотим предложить вам тест по изученному материалу романа «Война и мир». (Слайд № 3)

Учащиеся отвечают на вопросы теста.

  1. Роман-эпопея -

а) ода; б) крупное произведение эпического жанра; в) эпическое масштабное по объему монументальное эпическое произведение; г) повествовательное произведение.

2. Первоначальное название романа «Война и мир» -

а) «Узник»; б) «Возвращение»; в) «Добро и зло»; г) «Декабристы».

3.Роман «Война и мир» начинается -

а) с описания Шенграбенского сражения; б) с описания именин в доме Ростовых; в) с описания вечера у А.П. Шерер; г) с описания Бородинского сражения.

4.Действие романа «Война и мир» начинается -

а) в январе 1812 года; б) в мае 1807 года; в) в июле 1805 года; г) в апреле 1801 года.

5.«Молодой человек, неумеющий жить, которого хозяйка салона (А.П. Шерер) приветствовала поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии. При виде вошедшего этого молодого человека в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх» -

а) Василий Курагин; б) Андрей Болконский; в) Пьер Безухов; г) Анатоль Курагин.

6.Князь Андрей идет служить в действующую армию (том 1), потому что -

а) стремился к славе; б) считал, что так исполнит офицерский долг; в) стремился защищать Родину; г) желал продвинуться по служебной лестнице.

7.В своем кумире Наполеоне князь Андрей разочаровался -

а) после Шенграбенского сражения; б) после Фридландского сражения; в) после сражения под Прейсиш-Эйлау; г) после сражения под Аустерлицем.

8.Наташа Ростова появляется на страницах романа -

а) в день своих именин; б) в день рождения отца; в) в день Рождества; г) в день свадьбы старшей сестры.

9.С именем капитана Тушина связано сражение -

а) Шенграбенское; б) Бородинское; в) Аустерлицкое; г) Красненское.

10.В «Войне и мире» детально описаны -

а) 2 сражения; б) 3 сражения; в) 4 сражения; г) 5 сражений

3. Объяснение нового материала

Учитель истории (о начале войны) (Слайд № 4)

Ученица (русско-французская война).

Учитель литературы: А как же описывает начало войны Л.Н.Толстой? (Учитель зачитывает отрывок произведения)

«12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», - так начинается третий, центральный, том романа-эпопеи.

Кризисная обстановка в стране, вызванная стремительным продвижением наполеоновских войск вглубь России, выявила в людях их лучшие качества, дала возможность пристальнее всмотреться в того мужика, которого дворяне прежде воспринимали лишь как обязательный атрибут помещичьей усадьбы, уделом которого был тяжелый крестьянский труд. Когда над Россией нависла серьезная угроза порабощения, мужики, одетые в солдатские шинели, забыв свои давние горести и обиды, вместе с «господами» мужественно и стойко защищали Родину от могущественного врага. Андрей Болконский впервые увидел в крепостных крестьянах героев-патриотов, готовых на смерть ради спасения Отечества. Эти главные человеческие ценности, по мнению Толстого, и представляют «мысль народную», которая составляет душу романа и основной его смысл. Именно она объединяет крестьянство с лучшей частью дворянства единой целью - борьбой за свободу Отечества. Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляя их фальши и лицемерию высшего света. Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высокого ценил у русского крестьянства; Тихон - как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года).

Ученица (тема народного героизма) . Скульптура «русский Сцевола».

Учитель истории: (Бородинское сражение).

Учитель литературы: Описание Бородинской битвы занимает 20 глав 3-го тома «Войны и мира». Это - центр романа, его кульминация; решающий момент в жизни всей страны и многих героев романа. Здесь скрестятся все пути: Пьер встретит Долохова, князь Андрей - Анатоля; здесь каждый характер раскроется по-новому, и здесь впервые появится громадная сила - народ, мужики в белых рубахах, сила, выигравшая войну.

В третьем томе Толстой показал немало исторических личностей, чьи имена связывают с эпитетом «великий». Великий государь, император Александр 1. Великий полководец Кутузов.

Учитель литературы: В романе Кутузов показан старым («тяжело ступая… опускал ногу с подножки», шел «медленно и вяло»). Он не стремится показаться молодцеватым, он естественный и в своем поведении, и в своих отношениях к полковому командиру, к солдатам. Кутузов не живет по законам светской, неестественной жизни, вот почему он близок к солдатам. Уже в первой сцене становится ясно, что Кутузов не живет по законам светской, неестественной жизни, вот почему он близок солдатам. Находясь в почти безвыходном положении Кутузов, решается дать французам сражение при Шенграбене. «Благословляю тебя на великий подвиг», - напутствует он Багратиона. Победа Багратиона спасает армию, побуждает Александра 1 решиться на сражение при Аустерлице.)

Ученица (о Кутузове). Картина. Подлинным полководцем народной войны воплотившим дух всего русского народа, Толстой выводит Кутузова. Писатель показывает нам его и как простого хорошего человека, презерающего все показное и как мудрого исторического деятеля, и как полководца.

Как основную черту Кутузова Толстой подчеркивает его связь с народом, «то народное чувство, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». «Только признание в нем этого чувства заставило народ... выбрать его против воли царя, в предводителя народной войны. И только это чувство поставило его на … высшую человеческую высоту». Своим, родным чувствуют Кутузова солдаты и лучшие люди из дворян.

Выразителем своих взглядов в романе Толстой делает полководца Кутузова. «Долголетним военным опытом, - пишет о Кутузове Толстой, - он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борящихся со смертью, нельзя одному человеку и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандущего, не место, на котором стоят войска, не колличество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти».

В романе выступает полководец, черезвычайно точно оценивающий ход военных событий и безошибочно направляющий их. При помощи хорошо обдуманного плана контрнаступлений Кутузов губит Наполеона и его армию.

Кутузов обладает большим стратегическим мастерством, долгие ночи продумывает план компании, выступает активным деятелем, за внешним спокойствие скрывающим громадное волевое напряжение.

Носитель народного духа и народной воли, Кутузов глубоко и верно понимал ход вещей, в самом разгаре событий давал им правильную оценку, подтверждающуюся впоследствии. Так, он правильно оценил значение Бородинского сражения, сказав, что это победа. Как полководец Кутузов стоит выше Наполеона.

Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах и разговорах с близкими и приятными ему лицами, вроде Болконского, Денисова, Багратиона, его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицом и Бородином. Но он великолепно владеет и простым народным языком. «А вот что, братцы. Я знаю, трудно нам, да что же делать! Потерпите: недолго осталось... Выпроводим гостей, отдохнем тогда.», - говорил он солдатам, встретив их по дороге от Красного к Доброму. Кутузов выступает в романе как живое лицо.

Учитель литературы: И великий император Наполеон, о котором мы слышим с первых страниц романа. О нем говорили, спорили, его ненавидели, им восхищались. Он стал кумиром для всего 19 столетия. (Основная тема романа - тема Наполеона - рождается уже на первых страницах романа. Одни гости Анны Павловны видят в Наполеоне ненавистного узурпатора, другие - великого человека.

Ученица (о Наполеоне). Картина. Кутузову как носителю русской народной мысли и народного чувства противостоит в романе Наполеон. Толстой развенчивает этого полководца и выдающегося исторического деятеля. Рисуя внешний облик Наполеона, автор романа говорит, что это был «маленький человек» с «неприятно-притворной улыбкой» на лице, с «жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ляжками коротеньких ног». Толстой показывает Наполеона как самовлюбленного и самонадеянного властителя Франции, упоенного успехом, ослепленного славой, приписывающего своей личности движущую роль в ходе исторических событий. Даже в маленьких сценах, в малейших жестах чувствуется, по мнению Толстого, безумная гордость Наполеона, его актерство, самомнение человека, привыкшего верить, что каждое движение его руки рассыпает счастье или сеет горе среди тысяч людей. Раболепие окружающих вознесло его на такую высоту, что он действительно верил в свою способность изменять ход истории и влиять на судьбы народов.

В противоположность Кутузову, не придающего решающего значения своей личной воле, Наполеон выше всего ставит себя, свою личность, считает себя сверхчеловеком. «Только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Слово «я» - любимое слово Наполеона. В Наполеоне подчеркнуты эгоизм, индивидуализм и рассудочность - это черты, отсутствующие у Кутузова, народного полководца, думающего не о своей славе, а о славе и свободе Отечества.

Учитель литературы: Наполеон и Кутузов в романе антиподы, как и многие другие образы у Толстого. Они как два полюса, притягивающие к себе противоположных героев. Одни тяготеют к Наполеону, другие - к Кутузову. Один из самых близких к Кутузову людей в романе - Андрей Болконский. Перед Бородинским сражением князь Андрей уходит после разговора с Кутузовым «успокоенный насчет общего хода дела и того, кому оно доверено».

Вы познакомились с событиями 1812 г. в истории и в романе «Война и мир» и главными полководцами противоборствующих сторон России и Франции.

4.Закрепление нового материала. Рефлексия.

Учитель истории: А теперь ответьте на следующие вопросы:

1. Когда началась русско-французская война 1812 г.?

2. Как описывает начало войны Л.Н. Толстой?

3. В каком томе романа описывается война?

4. Какое значение Л.Н. Толстой придает патриотическому настроению крепостных крестьян, дворянству, которые объединились в общей борьбе против врага?

5. В романе большое значение имеет народное ополчение. А что вы сегодня узнали о героизме простого народа? Как называется скульптура Демут-Малиновского?

6. Кто возглавлял русскую армию? Какие черты главнокомандующего вы можете назвать?

7. Кто возглавлял французскую армию?

8. Почему войну с наполеоновской Францией в 1812 г. называют Отечественной войной?

9. Кто из героев романа принимал участие в Бородинском сражении?

10. Кто победил в Бородинском сражении?

Война является яркой страницей…

Выступления учащихся.

  1. Фёдор Николаевич Глинка «Партизан Давыдов»

  2. Фёдор Николаевич Глинка «Судьба Наполеона».

Учитель литературы: Трудно найти в литературе 19 века более популярного героя, чем Наполеон.

- Басня Крылова «Волк на псарне»;

  • стихотворения А.С.Пушкина «К морю», «Анчар», повесть «Пиковая дама», роман «Евгений Онегин»;

  • произведения М.Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Бородино», «Вадим»;

  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»;

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»;

  • Л.Н. Толстой «Война и мир».

Вывод: Бородинское сражение в романе Толстого - это не только испытание его героев и подтверждение философской теории писателя о народе как о движущей силе истории. Это испытание всего народа, историю которого писал Толстой. И это испытание показало огромную нравственную силу людей, их скрытый патриотизм. Даже готовясь к смерти, они продолжают жить полной жизнью: работать, шутить, улыбаться. Когда приходит беда, у честного человека рождается сознание того, что: «все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то».

5.Домашнее задание (мини-сочинение)

Продолжить предложения:

  • На сегодняшнем уроке наиболее важным открытием для меня стало...

  • Больше всего в романе-эпопее «Война и мир» меня поразило...

Выставить оценки, похвалить учащихся.



© 2010-2022