Урок литературы по рассказу Б. Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»

"Рассказ Б.Житкова не оставляет равнодушным ни одного ученика. Важно не только проанализировать произведение, но и донести до каждого идею - оставаться человеком при любых обстоятельствах". Цели урока: развитие навыков анализа произведения; формирование умения характеризовать поступки героев; формирование прочной нравственной позиции школьников. Работа строится по группам, в каждой группе есть тьютор, который руководит работой. задания группы имеют разные, но дети стараются добавлять ответы не т...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: литература

Класс: 6 А

Тема: Оставаться человеком при любых обстоятельствах (по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно»).

Вид урока: изучение нового материала.

Цели: развитие навыков анализа произведения; формирование умения характеризовать поступки героев; формирование прочной нравственной позиции школьников.

Этапы урока

Оборудование

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Инициация. Формулирование темы.

Рассказ Б.Житкова «Механик Салерно»

.....при любых обстоятельствах.

Есть одна страшная история про покорение горы Эверест. Группа индийских альпинистов в 1996 году замерзала на склоне Эвереста без кислорода, они были истощены и измучены. Альпинисты из Японии, студенты университета Фукуока прошли мимо них и оставили их умирать. Потом, когда всё это стало известно, во время разбирательства, один из японцев сказал: «Невозможно позволить себе роскошь нравственности на высоте более 8000 метров».

-Что главное для человека, находящегося в экстремальных ситуациях? (подвожу к мысли оставаться человеком). Дописываем тему.

- А что помогает выжить?

Ответы записываем на доске.


Оставаться человеком

Храбрость

Знакомство с биографией писателя

Презентация



Листы контроля

Если бы Бориса Житкова спросили, о чём он в своей жизни размышлял наедине с собой больше всего, он наверняка ответил бы: о храбрости! «Я о ней много думал, -признавался он. - особенно в детстве. хорошо быть храбрым: все уважают, а другие боятся. А главное, думал я, никогда нет этого паскудного трепета в душе, когда ноги сами тянут бежать… И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается… Я знал, что по-французски «трус» и «подлец» - одно слово - «ляш». И верно, думал я: трусость приводит к подлости».

Что же мы можем сказать ещё о писателе? *Во время прослушивания биографии Житкова вам нужно выполнить задание и выступить с его защитой:

1 группа - составить

2 гр.-

3 гр.-

4 гр.-

5 гр.-

- Тьюторы групп оценят вклад каждого в группе, поставив в Листе контроля + или - рядом с фамилией работавших.

- Какой вывод о Житкове вы можете сделать?

Выступление ученика с биографией и презентацией «Борис Житков».


Работа с биографией по группам. Защита.

Оценивание работы.

Неутомимый путешественник. Море и жизнь моряков - излюбленная тема в творчестве Житкова.

Тексты

Раздаточный материал с заданиями.















Блок-схема

Мы уже прочитали рассказ «Механик Салерно». Попробуем восстановить логическую цепочку (сюжет).

Вспомним: итальянский пароход идёт в Америку. В трюме бочки с бертолетовой солью, которая при нагревании может взорваться. Возник пожар. О случившемся знает только команда. Она готовит плоты для спасения людей.

- Какой момент является кульминационным?

Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит своё задание и самостоятельно определит учебную задачу. Результаты работы нужно будет представить классу.

1 группа. «Капитан». Определите себе сами учебную задачу.

- Что случилось бы на корабле в случае паники? Найти цитату («Много случаев знал капитан. Страх - это огонь в соломе. Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе. Бросаются сотнями к шлюпкам. Топорами рубят руки. С воем кидаются в воду. Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа рвется, ревет. Это бунт в сумасшедшем доме».

- Мог ли капитан допустить подобное?

Проследите по тексту, как ведет себя капитан в трагической ситуации. Меняется ли его поведение? Как вы думаете, почему?

Все ли поступки капитана можно понять и оправдать? Был ли у капитана выбор?

Выберите для выразительного чтения отрывок из произведения, который, по-вашему, показывает идею рассказа.

Остался ли капитан человеком? Аргументируйте свой ответ.

Составляют логическую цепочку содержания рассказа.



Работа в группах. Самостоятельно ставят перед собой учебную задачу (Доказать, что капитан - человек долга).

Экстремальная ситуация диктует иногда свои условия, но капитан несёт ответственность за жизнь всех пассажиров.

















2 группа. «Механик Салерно». Проследить за поступками механика Салерно на протяжении рассказа.

Как он ведет себя в сложной ситуации?

Оцените поступки механика Салерно с этой точки зрения.

Для выразительного чтения возьмите нужный отрывок из главы 14. Как данный диалог характеризует капитана и механика Салерно?

Объясните смысл названия рассказа. Почему, по-вашему, исчез механик Салерно?

Остался ли он человеком? Аргументируйте свой ответ.

Доказать, что механик изменился.


3 группа. «Матросы». Всегда ли матросы выполняли поставленные перед ними задачи? Аргументируйте свою точку зрения.

Остались ли матросы людьми?

Найдите отрывок для выразительного чтения, который соответствовал бы вашему мнению.

Матросы остались людьми.


4 группа. «Языковеды».

- Найдите глаголы, передающие изменение поведения Салерно с тем, что он ощущает свою вину.

- Что происходит с лицом Салерно? Почему?

Вывод: писатель умело передаёт чувства героя с помощью лексики.



Язык писателя живой. образный.

Он не зашёл, а влетел. не дотронулся до капитана, а схватил, стал трясти. Глаголы передают состояние души героя. Душа страдает, человек нервничает.

Лицо кривилось, сморщилось, похудело, он осунулся. Муки совести отразились на лице.

5 группа. «Картины природы».

Прочтите созданный автором пейзаж (гл.15). Природа спокойна или тревожна? При помощи каких языковых средств Житков добивается создания столь напряженного пейзажа?


Вывод: Значит, природа слита с миром людей. Это тревожный мир. но тревоги могло и не быть, если бы механик Салерно не допустил ошибки или

«Красные пенистые волны», «Чёрный дым из трубы», «пароход летит вперёд». Цветовая лексика. Дым сравнивается со змеёй - «змеёй валил». Символ беды, страха. не обычный огонь горел в трюме, а

неправильного шага. А за свои поступки надо уметь отвечать.

- Как пытался искупить свою вину старый механик? (гл.15) (работал до самозабвения, «без памяти». Хотел спасти людей).

А в 14 гл. он плачет. Теперь он отличается от плачущего?

- Какие черты свойственны герою? Заполните блок-схему.

* Дебаты. Одни доказывают, что Салерно герой, а другие - не герой.

- Так кто же остался человек в экстремальной ситуации?

Урок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»Урок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»Урок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»Урок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»Урок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»Урок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»

ГЕРОЙУрок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»Урок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»Урок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»Урок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»Урок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»Урок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»






* Есть ещё одна немаловажная деталь в рассказе: градусник. Он, как совесть, не выдерживает!

«смертельный».

Заполняют блок-схему.

(ответственность, долг, сила духа, совесть…)

Итоги урока.

1)Какие чувства вызывает финал рассказа?

2) Почему, кроме имени механика, в рассказе нет других имен? и почему - итальянцы, а не русские или др.?

У Житкова есть ещё один рассказ о подобной ситуации. он написан коротко и страшно. По вине капитана подводная лодка села на глинистый грунт и не смогла всплыть. Воздух кончался. Капитан застрелился, оставив записку: «Я не имею право дышать этим воздухом».


*Сдать Листы контроля.

1)Финал трагичен и радостен: люди спасены, а Салерно пропал. он искупил свою вину, но не захотел жить дальше.

2) Есть ситуации, которые одинаковы для всех. К какой национальности ты бы не принадлежал, по каким бы морям не плавал, какие бы вершины не покорял. Это ситуация нравственного выбора человека.

Дом.з.

Запись в дневниках

На выбор: 1) письменный ответ на вопрос: «Нужна ли сегодня совесть?»

2) составить рассказ от лица одного из героев произведения.

Записывают задание

Рефлек-

сия

«Диаграмма результатов»: уч-ся приклеивают листочки в соответствии со своим ответом, важным для себя.

Новые знанияУрок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»Урок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»

Урок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»

Урок литературы по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»



Анализируют.

Учитель Досова Любовь Николаевна

© 2010-2022