Урок-исследование «Никто ее любви небесной не достоин…» (по творчеству А. С. Пушкина) (6 класс)

   Урок-исследование «Никто ее любви небесной не достоин…» (По творчеству А.С.Пушкина) (6 класс)   Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «художественный образ» как способом изображения жизни и выражения мыслей, чувств и            настроений поэта. 2. Формировать умение исследовать стихотворный текст, используя   метод «вслед за автором». 3. Исследуя стихотворение А.С.Пушкина, воспитывать в детях любовь, отзывчивость, дружелюбие, доброе отношение к окружающему миру. Средства обучения: художес...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок-исследование «Никто ее любви небесной не достоин…»

(По творчеству А.С.Пушкина). 6 класс.

Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «художественный образ» как

способом изображения жизни и выражения мыслей, чувств и

настроений поэта.

2. Формировать умение исследовать стихотворный текст, используя

метод «вслед за автором».

3. Исследуя стихотворение А.С.Пушкина, воспитывать в детях

любовь, отзывчивость, дружелюбие, доброе отношение к

окружающему миру.

Средства обучения: художественный текст, слово, портрет А.С.Пушкина, репродукции картин А.П.Куинджи, рисунки детей, музыка.

Ход урока.

  1. Целевая установка.

Играет музыка, на ее фоне три ученика по очереди читают отрывки из стихотворений А.С.Пушкина:

1). Зачем из облака выходишь,

Уединенная луна,

И на подушки, сквозь окна,

Сиянье тусклое наводишь?

Явленьем пасмурным своим

Ты будишь грустные мечтанья,

Любви напрасные страданья

И гордым разумом моим

Чуть усыпленные желанья.

(«Месяц»)

2). Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она…

(«Зимняя дорога»)

3). На небесах лежали мрачны тени,

И месяц, дальних туч покинув сени,

Дрожащий слабый свет на запад изливал -

Восточная заря играла в океане,

И зрелася ладья, бегущая в тумане…

(«Наполеон на Эльбе (1815)»)

- Эти стихотворения написал великий русский поэт и писатель А.С.Пушкин. Я хочу, чтобы вы мне сейчас рассказали, что увидели, что нарисовали в своем воображении, когда слушали данные стихотворения.

- Ночь. Мрак. На небе тучи. Среди них пробивается неясный свет луны…

- А теперь скажите, какие чувства возникли у вас, когда увидели такие картины?

- Печаль, грусть, тревога, настороженность, таинственность…

- Какие же слова помогли вам создать такое настроение?

- «Уединенная луна», «сиянье тусклое», «явленье пасмурное», «грустные мечтанья», «льет печально свет», «мрачны тени»…

- Скажите, а есть ли в этих отрывках из стихотворений образ, который их объединяет?

- Образ луны.

- Совершенно верно. Неповторимость, красоту, зачарованность придает стихотворениям образ луны. Цель нашего урока: установить, что такое художественный образ, какие функции он выполняет. Проанализировать, как образ луны в стихотворениях А.С.Пушкина помогает передать мысли, чувства, настроения поэта. И темой нашего урока стала строчка из стихотворения поэта: «Никто ее любви небесной не достоин…», а почему так считает автор, мы узнаем чуть позже.


  1. Изучение нового материала.

- Прежде чем выяснить, что такое художественный образ, мы должны определить, к какому роду литературы относятся эти произведения.

- Эти произведения относятся к лирическому роду. Лирика - такой род литературы, который передает состояния души человека в разные моменты жизни. Лирика - это выражение настроений, чувств, переживаний, впечатлений, мыслей, окрашенных чувством.

- Я сейчас прочитаю вам стихотворение Ю.Дружининой, которая сказала о лирике языком лирики:

Открываю томик одинокий -

Томик в переплете полинялом.

Человек писал вот эти строки.

Я не знаю, для кого писал он.

Пусть он думал и любил иначе,

И в столетьях мы не повстречались.

Если я от этих строчек плачу,

Значит мне они предназначались.

- Не правда ли это стихотворение о каждом из нас? А.С.Пушкин писал свои стихотворения в другом веке, а мы понимаем и чувствуем то же. Прислушайтесь: «Мы чувствуем…» А что должен сделать поэт для того, чтобы передать эти свои чувства, свои настроения? Должны же быть какие-то способы изображения и выражения мыслей? Главным таким способом является создание художественного образа, то есть в произведении должен быть создан такой образ, который будет являться отражением жизни. Выражением определенных настроений, эмоций, мыслей, чувств. Попробуйте сами сформулировать определение художественного образа.

- Художественный образ - это способ изображения жизни (настоящей или воображаемой) и выражения мыслей, чувств, настроений.


  1. Закрепление.

- Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение и постараться его понять (выразительное чтение учителя).

Ненастный день потух; ненастной ночи мгла

По небу стелется одеждою свинцовой;

Как привидение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла…

Все мрачную тоску на душу мне наводит.

Далеко, там, луна в сиянии восходит;

Там воздух напоен вечерней теплотой;

Там море движется роскошной пеленой

Под голубыми небесами…

Вот время: по горе теперь идет она

К брегам, потопленным шумящими волнами;

Там, под заветными скалами,

Теперь она сидит печальна и одна…

Одна… никто пред ней не плачет, не тоскует;

Никто ее колен в забвенье не целует;

Одна… ничьим устам она не предает

Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных.

Никто ее любви небесной не достоин.

Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен;

Но если…

Это стихотворение достаточно тяжело воспринимается на слух, поэтому я предлагаю вам прочитать его еще раз. В стихотворении много слов, лексическое значение которых не совсем понятно, поэтому проведем словарную работу:

Свинец - мягкий, очень тяжелый металл синевато-коричневого цвета.

Пелена - сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.

Ненастье - дождливая, пасмурная погода.

Напоен - наполнен.

Заветные (скалы) - сокровенные, оберегаемые, ценные.

Уста - губы.

Перси - грудь.

Не предает - не дает.

А теперь скажите, что в данном стихотворении является главным художественным образом?

- Луна. Поэт при помощи этого образа передает свои мысли, чувства, переживания.

- Верно. А еще поэт отражает жизнь и чему-то нас учит. Давайте попробуем проследить за мыслью автора. Будем читать стихотворение по строчкам и стараться понять, что хотел сказать поэт.

Дети вслух читают еще раз первые пять строчек, анализируют. Примерные ответы:

у: В данном отрывке рисуется картина очень мрачная. Поэт подобрал соответствующие определения: «ненастный день», «ненастная ночь».

у: Поэт сравнивает мглу ночи со свинцовой одеждой. Это создает ощущение тяжести, дискомфорта.

у: И поэт называет луну привидением.

У: Ребята, а вы знаете, что такое привидение? Это призрак умершего или отсутствующего существа. Как интересно! Но давайте читать дальше.

Дети читают вслух следующие четыре строчки.

у: Нам рисуется светлая, добрая картина. Такую картину помогли создать удачно подобранные эпитеты: «вечерняя теплота», «роскошная пелена», «голубые небеса».

У: Почему поэт рисует две такие разные картины рядом «луна туманная» и «луна в сиянии»?

у: Наверно, происходит смена дня и ночи. В начале луна еще не вступила в свои права, потом - луна полноправная хозяйка, настало ее время, сейчас она будет властвовать над миром.

у: В данном стихотворении очень много олицетворений: луна выступает в образе женщины, «идет», «сидит», «плачет»; эпитетов: «печальна и одна», «персей белоснежных», «любви небесной»; метафор: «колен», «плеч», «уст», «персей» и т.д.

у: Луна в стихотворении одинокая, печальная, слово «одна» повторяется несколько раз, и каждый раз после него стоит многоточие, что призывает задуматься над глубоким одиночеством луны. И ведь действительно она одна такая на небосклоне, ей нет подобных. Она «далеко, там…» Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим образом?

у: Печаль, одиночество, красота, холод, гордость, недоступность.

У. Можем ли мы ее сравнить со Снежной Королевой? Ведь не даром поэт сравнивает ее с женщиной гордой и одинокой. А сейчас я прочитаю следующие строки:

Мороз и солнце!

День чудесный!

Какое настроение они у вас вызывают? Каким вы видите образ солнца?

у. Солнце дарит нам любовь, добро, дружбу, жизнь! Ведь именно под солнышком все любят греться, именно под солнышком все растет и расцветает.

У. А что же луна?

у. А луна одинока, у нее нет друзей. Она даже скупится подарить свет, она не дарит тепла.

У. Скажите, а встречаются ли в нашей жизни такие люди, как эта луна, которая считает, что «никто ее любви небесной не достоин»? Конечно, встречаются. А как вы думаете, чему учит нас это стихотворение?

4. Выводы.

У. Мало быть необычной, красивой, недоступной. Всего этого для счастья так мало! Прежде всего надо дарить любовь, добро, тепло души. Не даром говорится: «Красота до вечера, доброта - на всю жизнь».

А теперь сделаем определенные выводы. Мы говорили, что художественный образ - это способ передачи мыслей, чувств, эмоций. Создав образ луны в этом стихотворении, А.С.Пушкин смог вызвать определенные чувства и мысли у нас? При помощи каких изобразительно-выразительных средств речи поэт передал все оттенки чувств, смог сделать картину яркой, насыщенной? Но луна может создавать не только такое настроение. Посмотрите, перед вами репродукции картин Куинджи А.П. и ваши собственные рисунки, на которых вы изобразили лунную ночь. И каждый рисунок, каждая репродукция передает свое настроение, каждый из вас по-своему увидел и почувствовал…

А.С.Пушкин любил образ луны, он занимает большое место в творчестве поэта. Луна вообще на каждого из нас влияет. Она гипнотизирует нас своим волшебным взглядом. И мы идем навстречу этой луне-загадке, которая властвует над людьми вот уже много-много столетий. И мы не сопротивляемся ее магическому воздействию и предаемся сладостным мечтаниям, сказочным снам. Сейчас ребята прочитают стихотворение «Приметы», и вы увидите, как поэту в одном стихотворении удалось показать такие разные настроения и чувства! И ведь не даром предыдущее стихотворение заканчивается словами «но если…» Поэт приглашает нас заглянуть в его мир, понять его образ мыслей, поразмышлять вместе с ним…

Я ехал к вам: живые сны

За мной вились толпой игривой,

И месяц с правой стороны

Сопровождал мой бег ретивый.

Я ехал прочь: иные сны…

Душе влюбленной грустно было,

И месяц с левой стороны

Сопровождал меня уныло.

Мечтанью вечному в тиши

Так предаемся мы, поэты;

Так суеверные приметы

Согласны с чувствами души.

5. Домашнее задание.

Попробуйте найти среди стихотворений А.С.Пушкина такие, которые рисуют образ луны, но создают иные настроения, вызывают светлые и радостные чувства.

Найдите один какой-либо художественный образ, раскрываемый в разных стихотворениях А.С.Пушкина.





© 2010-2022