- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рубайат Омара Хайяма-жемчужины мудрости
Рубайат Омара Хайяма-жемчужины мудрости
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исхакова Г.Г. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Ларыженцева Анастасия, ученица 9 класса
гуманитарно - экономической
школы - лицея имени Н. Островского,
города Сарканда, Саркандского района
عمر الخيام الربيعي
Направление
«Исторические памятники
Казахстана и перспективные
Туристические маршруты»
Секция «Литература»
Руководитель Исхакова Г.Г.
2014 г.
Оглавление
Абстракт……………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………4
Исследовательская часть …………………………………………………6
Заключение ………………………………………………………………..13
Список используемой литературы ………………………………………15
Абстракт
на исследовательскую работу ученицы 9 класса
гуманитарно-экономической школы-лицея им. Н. Островского
Ларыженцева Анастасия
Целями и задачами исследования темы «Рубайат Омара Хайяма - жемчужины мудрости» является анализ и классификация рубайат известного классика персидско - таджикской поэзии Гияс ад - Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури по основным темам и мотивам. Каждое рубаи Омара Хайяма - жемчужина мудрости, способная пробудить в людях добрые чувства и показать, как скучно и непродуктивно Зло и насколько удивительна созидательная жизнь Добра.
Осмысление поэзии известного метра позволяет сделать вывод о том, что темы и мотивы его творчества разнообразны, глубина смыслов и емкость чувств в рубаи поражает, они, как айсберг : всего четыре строчки, а под ними глыба мыслей и чувств. Несмотря на то, что прошло уже восемь веков, четверостишия Хайяма все также излучают глубочайшую мудрость, удивительное жизнелюбие и искрометное веселье. Творчество Хайяма - это поиск гармонии личности и общества, человека и мира, человека и природы.
Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа, сопоставления, классификации.
Новизна работы заключается в том, что анализ и постижение глубины смыслов рубайат позволило классифицировать стихи - афоризмы по основным темам и мотивам и найти рецепт спасения человечества в самое кровавое столетие земной истории, когда нравственные ценности теряют силу и значимость на фоне разврата, жестокости и насилия.
Отличительной особенностью является также самостоятельность в изучении научно-популярной литературы, использование разнообразных методов исследования. Умело и грамотно проведена классификация, сделана хорошая подборка рубайат из сборников.
Результатом работы являются объективные выводы, которые раскрывают поставленные цель и задачи.
Работа имеет практическую значимость, материалы и результаты могут быть использованы на уроках литературы, курсах по выбору общественно - гуманитарного направления, студентами филологических факультетов ВУЗов, могут также быть интересны сценаристам и режиссерам.
Введение
Тема исследования: Рубайат Омара Хайяма - жемчужины мудрости.
Объект исследования: литература (рубайат) Омара Хайяма.
Предмет исследования: основные мотивы творчества О. Хайяма
Цель исследования:
-
проанализировать четверостишия О. Хайяма;
-
постичь глубины смыслов рубайат.
Задачи исследования:
-
изучить литературу по теме исследования;
-
проанализировать и классифицировать четверостишия известного классика по основным темам и мотивам;
-
доказать, что рубайат Омара Хайяма прошли проверку временем и являются актуальными сейчас, в самое кровавое столетие земной истории;
-
каждое рубаи - жемчужина мудрости, способное пробудить в людях добрые чувства;
-
найти рецепт спасения человечества.
Методы исследования: классификации, анализ, сопоставление, количественный, компонентный анализы, наблюдение, описание.
Гипотеза: если проанализировать рубайат Омара Хайяма, то можно:
-
увидеть, что темы и мотивы его творчества разнообразны
-
раскрыть глубину содержания четверостиший
-
убедиться в том, что поэзия Хайяма - поиск гармонии личности и общества, человека и мира, человека и природы
-
найти рецепт спасения человечества
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. По параллелям в классах можно провести:
-
Дебаты: « Рубаи Омара Хайяма - актуальны»;
-
Урок литературы: «Золотое перо» (9-е классы);
-
Лекторий «Современный взгляд на Омара Хайяма как на поэта и философа»;
-
Интегрированный урок литературы, истории, изобразительного искусства (9-е, 10-е классы);
-
Олимпиады, викторины, конкурсы сочинений.
Актуальность исследования : современен ли Омар Хайям? Прошло целое тысячелетие, но нас все же волнует вопрос:
Откуда мы пришли?
Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл?
Он нам непостижим.
Не могут не поразить те вечные проблемы, о которых говорится в рубайатах, глобальные и безграничные во времени и пространстве. Его стихи, «жалящие, как змея», до сих пор покоряют своей предельной емкостью, лаконичностью, образностью, простотой изобразительных средств и гибким ритмом. Они заставляют нас задуматься над актуальными вопросами, связанными с целью и смыслом человеческого существования, отношениями с Богом и религией, гедонизмом в жизни, вином и пьянством, приоритетом земной жизни перед вечностью загробной, таинствами бытия. Четверостишия классика средневековой восточной поэзии по сей день привлекают к себе всех ценителей мудрого слова, несмотря на то, что
Омар Хайям - всемирно известный классик персидско-таджикской поэзии. Полное имя - Гияс ад - Дин Абуль Фатх ибн Ибрахим Хайям Нишапури.
Омар Хайям… Какие чувства и мысли возникают, когда мы произносим это имя? Конечно, у каждого свои, но, вероятно, есть что-то общее у всех в восприятии его творчества. Не могут не поразить те вечные проблемы, о которых говорится в рубайат, глобальные и безграничные во времени и пространстве, но вмещенные в малую форму его стихов- афоризмов.
Маленькая книжка живет на его родине, в соседних странах, во всем мире, переходит их рук в руки, из дома в дом, из страны в страну, из века в век, будоражит мысли, заставляет людей размышлять и спорить о мире, о жизни, о счастье.
Великий гуманист, жизнелюбец Хайям утверждает жизнь, прославляет красоту и духовное величие человека. За каждой реалистической картиной, будь то гончарная мастерская или черепок кувшина, скрывается глубокий драгоценный смысл: он воспевает возлюбленную, и хотя она смертна, как все люди, она становится божеством, ради которого он отказывается от рая. Он прославляет пир высоких мыслей и благородных чувств. Чаша вина - это волшебная чаша Джамшида, чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.
Исследовательская часть
Данное исследование следует начать с определения понятия рубаи. В кратком словаре литературоведческих терминов под редакцией
Л.И. Тимофеева мы находим следующее толкование: рубаи (араб., мн. число рубайат) - одна из самых распространенных форм лирической поэзии народов Востока. Четверостишие, как правило, философского содержания, в котором рифмуются первая, вторая и четвертая строки, а третья остается без рифмы. Впервые появился в персидской поэзии в IX веке.
Его четверостишия - рубайат пробились, как родники, из глубин народного творчества, каждое из них- это маленькая поэма. Хайям выгранил форму четверостишия, как драгоценный камень, утвердил внутренние законы рубайат , и в этой области нет ему равных. Глубина смыслов и емкость чувств поражает в рубайат , они , как айсберг: всего четыре строки, а под ними глыба мыслей и чувств.
В ходе исследования был проанализирован ряд рубайат. Многогранность, разнообразие творчества О. Хайяма можно почувствовать, выделив основные темы и мотивы четверостиший:
Мы считаем, что ведущей темой лирики О. Хайяма можно назвать тему прославления человека. Взгляд его на человека удивителен. Поэт смотрел на него как бы с космических высот и восхищался им, и славил его. Человек-царь природы, царь Вселенной, самое прекрасное и бесценное ее создание:
Мы - цель и вершина всей Вселенной,
Мы - наилучшая краса юдоли бренной,
Коль мирозданья круг есть некое кольцо,
В нем, без сомненья, мы камень драгоценный.
Цель творца и вершина - мы
Мудрость, радость, источник прозрения - мы
Этот круг мироздания перстню подобен
В нем граненный алмаз, без сомненья - мы
В творчестве О. Хайяма нашла отражение тема смысла человеческого существования. Жизнь человека бессмысленна, он всегда добыча тьмы, страстей и плена смерти.
Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл? Он нам непостижим.
Как много чистых душ под колесом лазурным
Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите, дым?
Приход нам и уход загадочный, - их цели
Все мудрецы земли осмыслить не сумели.
Где круга этого начала, где конец,
Откуда мы пришли, куда уйдем отселе?
Именно так начинаются многие сборники рубайат Омара Хайяма. В них смысл бренности и вечности в постоянном диалоге с самим собой и Богом. Конечность земного бытия очевидна для Омара Хайяма: «Смерть ждет нас впереди…». Но она не определена во времени. Это тайна: «Сколько жить мне осталось - неведомо мне»; «...совершай предначертанный круг!».
Очевидность хода и невозвращения в прежнем облике воспринимается Хайямом философски в космогоническом контексте, а не в религиозно понимании загробной жизни, когда
«рай сулят на свете том» и говорят: «… за гробом ты найдешь вино и сладкий мед…».
Хайям утверждает:
«…в черную глину превращает людей небосвод голубой»;
«Из праха мы пришли, нас ветер унесет». И еще:
«Но того, что сосуд, сотворенный из праха,
Прахом станет - оспаривать не берись».
Грустные размышления о жизни и смерти постоянно посещали поэта.
На тайну жизни - где б хотя намек?
В ночных скитаниях - где хоть огонек?
Под колесом, в неугасимой пытке
Сгорают души. Где же хоть дымок?!
Весь мир - театр, мы куклы в нем.
Все это правда, а не длинный сон.
Жизнь - пьеса, и сыграв ее, - потом
В сундук небытия мы вскоре попадем.
Мир я сравнил бы с шахматной доской:
То день, то ночь. А пешки? - Мы с тобой.
Подвигают, притиснут, - и погибли;
И в темный ящик сунут на покой.
Тема страха смерти, личности во враждебном и несправедливом мире ключевая в творчестве Хайяма. Он стремится извлечь человека от самой губительной эмоции: от страха смерти. А какова же стратегия и тактика Хайяма для избавления от власти небес, для направления человечества к будущему счастью? Его рецепт до гениального прост и звучит чуть ли не из четверостишия в четверостишие: « Будь весел, - говорит Хайям, - ибо мир непостоянен. Будь весел и жизнь на ветер не пускай. Не растрать впустую своего мгновения».
Жизнь мгновенна, даже время существования Вселенной - миг. Не упусти доставшегося тебе мига.
Омар Хайям воспевает радость бытия восторженно - агрессивно, постоянно напоминая, что человек живет на Земле здесь и сейчас, а не там и потом.
Сад цветущий, подруга и чаша с вином -
Вот мой рай! Не хочу очутиться в ином.
Да никто и не ведал небесного рая!
Так что будем пока утешаться в земном.
От сомнения до веры - мгновенье одно,
От любви до измены - мгновение одно.
Посвяти это краткое время веселью,
Ибо жизни размеры - мгновение одно.
Поэт обладал поистине бунтарским характером:
Если бы у меня была власть, как у Бога,
Я сокрушил бы этот небосвод
И заново создал бы другое небо,
Чтобы благородный легко достигал желаний сердца.
Бунтарски выглядит в поэзии Хайяма и его вызывающе подчеркнутое прославление вина. Вино запрещено Кораном, и тем не менее чуть ли не каждое четверостишие поэта посвящено вину и сладости опьянения.
В творчестве О. Хайяма своеобразно раскрывается эта тема.
Поток вина - родник душевного покоя.
Врачует сердце оно усталое, больное.
Ты сердце бедное мое, господь, помилуй,
И грудь, которую томит огонь постылый,
И ноги, что всегда несут меня в кабак,
И руку, что сжимать так любит кубок милый.
Хайям, столь много сказавший о кувшине, чаше и вине, не был ни пьяницей, ни гулякой. Великому мудрецу, ученому, трудившемуся весь свой долгий век до последнего часа, едва ли могло прийти в голову предаваться разгулу.
Я вином отмечаю свой юный расцвет,
Без вина ни блаженства, ни радости нет.
В этой чаше смешались и сладость, и горечь -
Мед надежд и отрава изменчивых лет.
Мотив целенаправленной жизни звучит в творчестве поэта. Омар Хайям считает, что у каждого человека должна быть цель в жизни, у кого ее нет, тот ведет бессмысленное существование, тех поэт называет «спящими». Это люди, впустую тратящие жизнь:
Разумно ли судьбу увещевать весь век,
То славу, то позор переживать весь век?
Как не веди ты жизнь, а Смерть идет по следу.
Решай, что лучше: спать иль пировать весь век.
«Пировать» - в противовес «спячке» - вести жизнь осмысленную, целенаправленную.
Интересен образ глиняного кувшина; глина в руках гончара - это удивительно емкий образ диалектики жизни и смерти, смены материи:
Дивлюсь тебе, гончар, что ты имеешь дух
Мять глину, бить, давать ей сотни оплеух,
Ведь этот влажный прах трепещущей был плотью,
Покуда жизненный огонь не потух
Кувшин мой, некогда я терзался от любви ты,
Тебя, как и меня, пленяли кудри чьи-то,
А ручка, к горлышку протянутая вверх
Была твоей рукой, вокруг милого обвитой.
У Хайяма часто возникает вопрос о «кукловодах» и «королях». Поэт поднимает в ряде рубайат тему ничтожности человеческого существования перед величием Бога.
Мы - послушные куклы в руках у Творца!
Это сказано мной не ради словца.
Нас по сцене Всевышний на ниточке водит
И пихает в сундук, доведя до конца.
Но вот другое мнение Хайяма:
Мы цель созданья, смысл его отменный,
Взор Божества и сущность зрячих глаз.
Окружность мира - перстень драгоценный,
А мы в том перстне - вправленный алмаз.
Омар Хайям находятся в постоянных спорах с самим собой, Аллахом, муфтием.
С одной стороны:
Жесткий этот мир нас подвергает смене
Безвыходных скорбей, безжалостных мучений.
А с другой:
Растить в душе побег унынья - преступленье,
Пока не прочтена вся книга наслажденья.
Лови же радости и жадно пей вино…
Любовная лирика О. Хайяма исполнена нежных и светлых чувств к женщине, лирического героя стихов о любви отличают самоотверженность, благородство, глубина и сила чувства, тема любви отражена в четверостишии:
Та что сердце мое утопила в крови -
Каждый день ее, господи, благослови! -
Снова милость явила, как будто сказала:
«Ты был добр, потому и достоин любви».
Ты расчислил движение небесных светил -
Я с красотками пил и с друзьями кутил.
Не заботам пустым и ненужным упрекам -
Я любви и вину свою жизнь посветил.
В четверостишиях Хайяма сохранились следы его напряженных духовных исканий. Как язвительно издевается он в своих стихах над показной святостью, над установлениями шариата, которые он считает бессмысленными, над всем, что гнет и давит душу живую, он отрицает существование рая и ада, отрицает загробную жизнь, смеется над постами и молитвами, что было величайшим кощунством в глазах официальных ревнителей ислама.
Дух рабства кроется в кумирне и Каабе,
Трезвон колоколов - язык смирения рабий…
И рабство черная печать равно лежит
На четках и кресте, на церкви и михрабе.
В чести невежество…
Сменю религию… В исламе - стыдно мне.
Мы считаем, что стыдно поэту явно не за себя, а за ислам, который неизбежно представляет человека грешником. Из первой строчки этого четверостишия, пускай полушутливого, видно, что Хайям искал среди религиозных учений пищу не только сердцу, но и уму. Иранский исследователь хайямовского творчества С. Фуруги утверждает: «Хайям - вполне добропорядочный мусульманин традиционного толка, который так жутко ругался с Аллахом и высказывал греховные мысли лишь потому, что беспредельно верил в Его милосердие».
Заключение
Таким образом, в данной работе освещены вопросы, связанные с творчеством известного классика персидско - таджикской поэзии Гияс ад - Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури. Мы считаем, что поставленные цель и задачи выполнены. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
-
Джафар ар-Рудаки первым в письменную поэзию ввел рубаи;
-
Омар Хайям трансформировал форму в жанр философско-афористический. Он выгранил форму четверостишия, как драгоценный камень, утвердил внутренние законы рубаи, и в этой области нет ему равных;
-
Творчество персидского метра прошло проверку временем и является особенно актуальным сейчас, в самое кровавое столетие земной истории. Нравственные ценности теряют силу и значимость на фоне разврата, жестокости, насилия;
-
Каждое рубаи Омара Хайяма - жемчужина мудрости, способное пробудить в людях добрые чувства и показать как скучно и непродуктивно Зло и насколько удивительно созидательная жизнь Добра;
-
Творчество персидского поэта многогранно и разнообразно.
Основные темы и мотивы жемчужин мудрости следующие:
Осмысление поэзии персидского гения позволило нам найти рецепт спасения человечества:
Список использованной литературы
-
Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. -М.: Просвещение, 1999. - 123с.
-
Бородина В. Гармония чувств и мыслей: маленькие тропинки в акме. - М.: Журнал Библиотека, 2001.- 77с.
-
Бородина В. «Физики» и «лирики» вновь спорят? - М.: Журнал Библиотека, 2002.- 57с.
-
Большой справочник по литературе для школьников.- М.- Дрофа, 1999.- 592с.
18