Материалы к уроку литературы, 11 класс «Отрицание насилия в художественном миросозерцании С. Есенина»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литература, 11 класс

Урок-спор

Тема: Отрицание насилия в художественном миросозерцании С.Есенина

Цель:

- раскрыть эстетические идеалы С.Есенина, его мировоззрение;

- продолжить воспитание читателя, глубоко понимающего нравственно - философский смысл произведений;

- формировать навыки анализа лирического произведения;

- продолжить формирование навыков публичного выступления;

- развивать устную речь, вырабатывать умение сжато и логично излагать мысли;

- прививать любовь к поэзии;

- способствовать формированию стремления к осознанию собственной точки зрения;

- воспитывать чувство справедливости, уважение к чужому мнению.

Тип урока: урок анализа художественных произведений

Оборудование: портрет С.Есенина; иллюстрации к произведениям (работы учащихся); тексты стихотворений; памятка-план «Анализ лирического произведения»; памятка «Рецензия устного сообщения» В ходе подготовки урока были использованы следующие виды деятельности учащихся по развитию аналитических, творческих умений: анализ поэтического текста, сравнительный анализ текстов двух стихотворений, составление диалога на данную тему, лингвистический анализ текста, составление плана - конспекта анализа исследуемого текста, справочно-информационная работа со словарями, критическими статьями, Интернет - ресурсами, изготовление коллажей, стенгазет, создание иллюстраций, подбор цитат к ним из произведений поэта, исполнение музыкальных произведений, подбор музыкального сопровождения, оформление выставки и интерьера класса.

Урок основан на выполнении дифференцированных индивидуальных заданий, полученных заранее. Учащиеся, не получившие индивидуальных заданий, выполняют роль рецензентов, участвуют в оформлении кабинета и подборе музыкального сопровождения.

Ход урока

I Орг. момент: назначение рецензентов (в конце урока дают оценку выступлениям учащихся)

II Объявление темы и цели урока.

Вступительное слово учителя:

(звучит звукозапись песни «Я обманывать себя не стану» (1 куплет).

- Автор этой песни - С.Есенин. Сегодня мы поговорим о поэте, чьё имя долгие годы ассоциировалось со строками некоторых его произведений:

Я московский озорной гуляка.

По всему тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Заканчивают это творение строки:

Оттого прослыл я шарлатаном,

Оттого прослыл я скандалистом.

1922 год.

А в стихотворении 1919 года под говорящим названием «Хулиган» он говорит о себе так: «Только сам я разбойник и хам, И по крови степной конокрад».

А вот строки, созданные в 1923 году:

И известность моя не хуже,-

От Москвы по парижскую рвань

Моё имя наводит ужас,

Как заборная, громкая брань.

1917 год. Стихотворение «О Русь, взмахни крылами». Вот каково мировоззрение С.Есенина:

Иду, тропу тая,

Кудрявый и веселый,

Такой разбойный я.

Долга, крута дорога,

Несчетны склоны гор;

Но даже с тайной Бога

Веду я тайно спор.

Сшибаю камнем месяц

И на немую дрожь

Бросаю, в небо свесясь,

Из голенища нож.

Он не признает порядок (скандалист, гуляка), Бога (ведет с ним спор), не ценит природу (сшибает камнем месяц, бросает в небо нож). Таков С.Есенин? Не зря его творчество долгие годы считалось аморальным, кабацким, прославляющим разгул, пьянство, а значит - вседозволенность, насилие?

Во второй половине 1920-х годов появился термин «есенинщина». Он просуществовал до середины 1950-х годов. В крупных городах Советской России в 1926-1928 годах проводились специальные обследования случаев самоубийств

среди молодежи и вывод нередко был следующим: «У нас многие увлекаются есенинщиной и другими такими книгами и поддаются таким настроениям, даже есть случаи самоубийств». Поэзия Есенина была названа упаднической, несоответствующей идеям строительства социализма.

Н. И. Бухарин прямо заявлял: «Есенин талантлив, но «есенинщина» - это самое вредное, заслуживающее бичевания явление нашего литературного дня». Книги поэта изымались из массовых библиотек. С 1928 до начала 1950-х годов его стихи почти не переиздавались.

Как сформулировать тему урока, думаю, вы уже знаете. Исходя из этих сведений, я предлагаю следующую формулировку:

«Вседозволенность, насилие в художественном миросозерцании С.Есенина».

Я думаю, что вы, познакомившись с его произведениями, можете подтвердить мое мнение об этом поэте, и в конце урока дадите более точную формулировку сегодняшней темы, вы так же осудите «есенинщину», которой не должно быть в жизни молодого поколения.

III Работа над темой урока.

1 Выступления учащихся (индивидуальные сообщения)

Каждый выступающий должен высказать свое мнение о формулировке темы урока: согласен ли он с данным утверждением.

  1. Стихи о «братьях наших меньших».

«Кобыльи корабли». Анализ стихотворения.

  1. Чтение наизусть, анализ стихотворения «Корова».

  2. Чтение наизусть, анализ стихотворения «Песнь о собаке».

  3. Близость лирического героя С.Есенина и природы. Исполнение учащимся песни на слова С.Есенина «Отговорила роща золотая…». Мнение исполнителя о музыкальном отображении темы и идеи стихотворения.

  4. Чтение наизусть, анализ стихотворения «Край любимый…».

  5. Чтение наизусть, анализ стихотворения «Я по первому снегу бреду…».

  6. Отображение темы войны в стихотворении «Русь» (ученик указывает, что революция, война принесли страдания родине поэта. Разочарование, боль за судьбу деревни, крестьянства отразились в произведениях, которые привели к появлению «есенинщины». Но нельзя по одному эпизоду судить обо всём творчестве поэта).

  7. Сравнительный анализ стихотворений «Эта улица мне знакома...» и «Синий май. Заревая теплынь...» (стремление к миру и покою: «Мир тебе - полевая солома, Мир тебе - деревянный дом!»; « Мир тебе, отшумевшая жизнь. Мир тебе, голубая прохлада.»)

2 Беседа об идейном содержании стихотворения «Песни, песни, о чем вы кричите?». Вопросы для анализа предлагает ученик (в какой исторический

период было создано произведение; каково настроение лирического героя; как вы понимаете смысл 1,2 строк стихотворения; что лирический герой противопоставляет «кричащим песням»; какова идея данного произведения; какие художественные средства использует автор...). Текст на каждой парте.

Учащийся подводит итог беседы: как идейное содержание данного стихотворения согласуется с формулировкой темы урока.

3 Диалог. Сравнительный анализ стихотворений «Песнь о хлебе» С.Есенина и «Джон ячменное зерно» Р.Бёрнса (уважительное отношение к людям труда, к хлебу, к ячменю)

3 Знакомство с текстом и анализ по плану-памятке стихотворения «Мы теперь уходим понемногу...» (поэтический итог творческого пути поэта). Текст на каждой парте.

IV Подведение итогов выступлений. Коррекция формулировки темы урока:

«Отрицание насилия в художественном миросозерцании С.Есенина» Исполнение песни на слова С.Есенина «Письмо матери»

V Итог урока

1 Оценка выступлений учащихся рецензентами.

  1. Заключительное слово учителя

Сегодня мы смогли изменить мнение о поэте. И, думаю, вы лишний раз убедились, что нельзя судить о человеке, а тем более осуждать его по нескольким непроверенным сведениям. Всегда нужно хорошо во всём разобраться. Так, как вы сделали это сегодня.

VI Домашнее задание

Тема следующего урока «Любовь в жизни и творчестве С.Есенина» Я предлагаю вам самим выбрать стихотворения, с которыми вы познакомите одноклассников, представив информацию в виде устных сообщений, стенгазет, презентаций.


© 2010-2022