Конспект урока по русскому языку на тему Обращение (5 класс)

Урок руссого языка в 5 классе по теме "Обращение" по программе В.В. Бабайцевой. Презентация содержит 22 слайда. С целью активизации внимания проводится поэтическая пятиминутка, которая позволяет перейти к проверке домашнего задания по теме "Однородные члены". Отрывок о Мартышке, Слонёнке, Удаве и Крокодиле помогает сформулировать тему урока. Цели формулируются учащимися. Презентация содержит теоретический материал, метериал для закрепления темы. Задания предполагают повторить синтаксический разб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Обращение.

Цель урока:

  • дать понятие, что такое обращение; научить находить обращение в тексте, отличать его от подлежащего; сформировать умение ставить знаки препинания при обращении;

  • развивать речь обучающихся; совершенствовать умение анализировать и делать выводы;

  • воспитывать языковую культуру, интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Активизация внимания учащихся. Повторение изученного.

  1. Поэтическая пятиминутка.

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки серебристые,

Что кудри, завила.

С. Есенин

  • Какую картину рисует поэт? Цветение черёмухи

  • Какие изобразительные средства помогают Есенину нарисовать так живописно и красочно эту картину?

Эпитет

Инверсия

Метафора

Сравнение

Олицетворение

2. Анализ строфы Есенина.

  • Чем осложнено предложение? Однородными сказуемыми

  • Докажите, что сказуемые однородные

Отвечают на один вопрос

Относятся к одному слову

Являются одним членом предложения

Произносятся с перечислительной интонацией

Связаны сочинительной связью

III. Изучение нового материала.

  1. Определение учащимися темы урока.

    • Сегодня мы должны изучить новую тему, а помогут нам её определить знакомые вам литературные герои.

    • Чтение учителем отрывка («Подсказки на каждый день». Т. Угроватова. стр.108)

Слонёнок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слонёнок трубил. Но Крокодил молчал.

- Как же к нему обратиться? - размышлял Слонёнок.

- Я придумала! Придумала! - закричала Мартышка. - Я придумала Обращение! Давайте назовём его имя!

- Крокодил! - закричали гости хором.- Мы пришли к тебе!

- Кто это обращается ко мне так вежливо? - приоткрыл один глаз Крокодил. - Да это мои друзья!

На другой день Мартышка всем сообщала:

- Я придумала Обращение! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам ответит!

- А если захотите написать письмо, - добавлял Удав, - не забудьте отделить обращение запятой.

- Или восклицательным знаком, если хотите написать обращение «громко», - заканчивал Слонёнок.

Изобретение Мартышки очень понравилось всем зверям. Теперь со всех сторон только и слышалось: «Крокодил! Мартышка! Слонёнок! Удав! Носорог! Бегемот! Попугай!»

  1. Запись темы в тетрадь.

  2. Определение цели урока.

  • Знать: что такое обращение

  • Уметь: находить обращение в тексте, расставлять знаки препинания при обращении.

  1. Объяснение учителя.

  • Мартышка сказала: «Я придумала обращение! Назовите по имени того, к кому обращаетесь».

  • Что же такое обращение?

  • Чтение материала учебника или прослушивание записи об обращении (диск к учебнику «Русский язык» Т. Ладыженской)

  • Что добавили Слонёнок и Удав о знаках препинания при обращении?

IV. Закрепление изученного.

  1. Нахождение обращений.

Не пугай нас, зима.

Мама, в эту корзину много золота войдёт?

Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.

  • Какими по цели высказывания могут быть предложения с обращениями? Докажите.

  • Чем выражены обращения? Сущ. в И.п.

  • Какой член предложения выражается сущ. в И.п.? Подлежащее и сказуемое

  • Мы можем подчеркнуть обращение как подлежащее или сказуемое? Нет

  • Обращение членом предложения не является (подчёркивается галочками)


  1. Различение обращения и подлежащего.

обращение

подлежащее

Не входит в грамматическую основу

Входит в грамматическую основу

Нельзя от сказуемого задать вопрос

Можно задать вопрос от сказуемого

Произносится со звательной интонацией, после паузы голос повышается

Не произносится со звательной интонацией, после паузы голос понижается

Называет того, к кому обращаются с речью

Обозначает предмет, который выполняет действие


  1. Физкультминутка.

  2. Синтаксический разбор предложения.

  • Перестройте предложение, чтобы подлежащее стало обращением.

Ребята помогают зимой птицам. - Ребята, помогайте зимой птицам.


  1. Орфоэпическая разминка.

  • Красивее, средства, облегчить, газопровод, баловать, звонит, торты, столяр, договор, начала, партер.

  1. Словарная работа

Партер - нижний этаж зрительного зала с местами для зрителей.

  1. Ознакомление с распространенными обращениями.

Друзья мои! Прекрасен наш союз…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

  • Из скольких слов состоит обращение?

  • Распространённое обращение.

  • Риторическое обращение (фигура речи)


  1. Сколько падежей в современном русском языке? Шесть

  • Чтение предложения Чего тебе надобно, старче?

  • Выражено ли обращение сущ. в И.п.? Нет

  • Рассказ о звательном падеже в древнерусском языке (Боже мой, Отче наш)

9. Работа с предложениями.

  • Любите ли вы басни?

  • Что объединяет эти предложения?

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Ты с басом, Мишенька, садись против альта…

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?

  • Это отрывки из басен Крылова

  • Они осложнены обращением

  • Запишите предложения, расставьте знаки препинания.

V. Подведение итогов:

Поднимите руку, когда услышите утверждение, относящееся к вам.

  • Я понял тему, могу объяснить однокласснику.

  • Я понял тему, но необходимо прочитать материал ещё раз в учебнике.

  • Я не понял тему.

VI. Домашнее задание

  • § 22

  • Упражнение 303 или

  • выписать из басен Крылова 6-8 предложений с обращением.

Дополнительный материал.

Чтение отрывков из сочинений учащихся, посвящённых Дню матери:

  • Мама, ты очень добрая, милая, нежная. Рядом с тобой я чувствую себя защищённым. Ты дала мне жизнь, ты подарила мне этот мир. В любой момент ты поможешь, поддержишь, выслушаешь. Я очень люблю тебя, дорогая мамочка, ты мой самый дорогой человек.

Никита


  • Дорогая мамуля, спасибо за то, что любишь меня, помогаешь мне. Ты мой самый близкий человек. С тобой мне хорошо и спокойно. Иногда ты ругаешь меня, но всегда после этого обнимаешь, и сразу становится так легко. Т ы ведёшь меня по дороге жизни к успеху и счастью. Ты самая лучшая мама на свете.

Илья


  • Мама, хочу тебе сказать, что ты у меня самая хорошая, самая добрая, самая красивая. Ты одна такая, тебя никем не заменить. Ты прекрасно готовишь, всегда радуешь нас своими кулинарными шедеврами. Здоровья тебе, родная, на долгие годы.

Екатерина


  • Мамочка, ты самая лучшая. Благодарю тебя за заботу, за любовь, за доброту, за то, что ты рядом, за то, что именно ты моя мама. Ты самая красивая, милая, нежная, ласковая. Ты нам нужна. Спасибо, что любишь не за что-то, а просто так. Если бы я могла, то подарила бы тебе весь белый свет. Как ты готова ради меня на всё, так и я готова сделать всё, чтобы ты была счастлива. На тебя невозможно разозлиться. Твой тёплый взгляд растопит любую злобу. Ты моё счастье.

Медина




© 2010-2022