- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План - конспект урока по русскому языку
План - конспект урока по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Климова Г.К. |
Дата | 18.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План - конспект урока c УУД
Урок №1
Раздел «Морфология. Имя прилагательное»
Тема «Имя прилагательное как часть речи». ( слайд №1-2)
Класс 3
УМК «Школа России»
Учебник « Русский язык»
Автор: Канакина В.П., Горецкий В. Г.
Издательство Москва « Просвещение» 2009 год
Учитель - Климова Г.К.
Этот урок является уроком совершенствования знаний, умений и навыков. Он первый в блоке «Имя прилагательное», поэтому на нём необходимо повторить, обобщить и систематизировать усвоенные учащимися знания об именах прилагательных во 2 классе.
Урок представлен как проблемный, поэтому в его основу положена структура урока данного вида. Проблемные ситуации, включённые в урок, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.
Форма урока - игра, что помогает учащимся легко и непринуждённо достичь целей, поставленных на уроке.
Цель:- формирование представлений об имени прилагательном как части ( слайд №3)
речи, его лексико-грамматических признаках и употребление в речи.
Задачи: ( слайд №4)
Образовательные:
- повторить и обобщать знания об имени существительном и прилагательном;
-формировать умение распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес обучающихся, речь, память, внимание, навыки грамотного письма;
- развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
Воспитательные:
- добиваться достижения конечного результата своей работы, воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, схемы «Имя существительное» и «Имя прилагательное», карточки - ступеньки, карточки с заданием на урок, карточки с домашним заданием, цветные карточки, записки, рисунки ступенек, часов, шкатулки, солнышка, магниты.
п/п№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
I
Организационный момент.
( слайд №5)
- Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами урок русского языка. Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.
- Приветствуют учителя.
-Настраиваются на работу.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
II
Повторение изученного материала.
( слайд №6)
- На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты такой?
Раз, два, три, четыре, пять…
Вышел зайчик погулять
- Кто из нас не знает эти детские стишки? Что это?
- Правильно, ребята, это считалки из вашего, да и моего, детства, которое было, которое было… не буду говорить, сколько лет тому назад, скажу лишь, что не так уж и давно. А как вы думаете, для чего нужны считалки?
- Правильно, ребята, определить ведущего в игре. Для меня самой любимой игрой в детстве была игра в прятки. А вы любите эту игру? А играли ли вы когда - нибудь в прятки по запискам? Нет? Тогда я предлагаю вам сегодня познакомиться с этой игрой. Вы удивлены? Нет, мы не будем прятаться под шкафы, под парты, всё равно ведь найдут. Мы поиграем сегодня в необычные прятки - прятки с частями речи. И, конечно же, считайтесь, не считайтесь, а водить всё равно придётся нам, ведь не станут же части речи искать нас. Ну как, не струсили? Тогда вперёд.
Первая наша записка лежит в шкатулке, к которой ведут необычные ступеньки. На них написаны слова. Нам нужно определить, к какой части речи относится каждое из них. Отвечать нужно только правильно. Правильный ответ - один шаг на следующую ступеньку. Готовы? Тогда начнём!
- Отвечают на вопросы.
Регулятивные:
- нацеливание на успешную работу.
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме и понимать речь других
Регулятивные
-
Сотрудничество с учителем
III
Создание проблемной ситуации.( слайд №7)
Словарная работа.
( слайд №8- 9)
- Какую же всё-таки часть речи мы нашли, существительное или глагол? А это мы сейчас узнаем, заглянув вот в эту шкатулку. (В шкатулке находится нарисованное солнце).
- А причём здесь солнце? (Дети отвечают, что солнце раньше называли «светило»)
- Так какую же часть речи нам удалось найти? (Имя существительное)
- А что вы о нём знаете?
(По ходу ответа учащихся на доске выстраивается схема «Имя существительное»)( слайд №10)
- Определите, пожалуйста, род имени существительного «уроки». Давайте сделаем вывод.
Вывод: Во множественном числе род у имён существительных не определяется.
( слайд №11)
1 записка.( слайд №12)
- А вот и первая записка. Читаю: «Меня вы найдёте за тем, что идёт круглые сутки, но не уходит». Загадка какая-то. Но я думаю, мы с вами легко её отгадаем. Итак, где же спрятана вторая записка? (За часами). Правильно, ребята! Вот мы её и нашли. (На доске несколько видов часов. ( слайд №13)
- Ребята, тогда давайте сами выберем часы, за которыми может находиться следующая записка.
- А какие признаки вы назвали?
( слайд №14)
- Совершенно верно, ребята. Вы замечательно справились с этим заданием! А вот и следующая записка.
- Отвечают на вопросы делают вывод, доказывают.
Примерные ответы детей:
-Отвечает на вопрос кто? или что?
- Вопрос кто? Ставится к одушевлённым именам существительным. К таким относятся имена существительные, обозначающие людей и животных. Вопрос что? Ставится к неодушевлённым именам существительным. К ним относятся все остальные имена существительные.
- Имена существительные называют предметы.
- Бывают собственными и нарицательными.
-Изменяются: по числам, имеют форму единственного или множественного числа, а также могут иметь форму либо единственного, либо множественного числа. (Например: сахар, молоко, доброта, каникулы, очки, шахматы).
- по падежам. Имеют шесть падежей.
(Дети перечисляют падежи с падежными вопросами и вспомогательными словами).
- Относятся к мужскому, женскому или среднему роду.
(Если дети скажут, что имена существительные изменяются по родам, можно провести игру «Измени род имени существительного «стол»)
(Все ответы учащихся сопровождаются примерами).
- Дети удивлены, ведь часов много и они все разные
- Дети выдвигают гипотезы, за какими часами находится записка, объясняют свой выбор. Но в итоге сходятся в одном, что не найдут записку, пока точно не будут знать признаки часов).
--Дети описывают выбранные часы
- Цвет, форму, размер
Регулятивные:
-анализировать собственную работу.
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.
Личностные
- проявлять интерес к происхождению слов
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов.
- осознанное построение речевого высказывания в форме устных ответов.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.
Регулятивные
- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.
- выдвигать гипотезы.
IV
Формулирование темы урока.
2 записка: ( слайд №15)
(читает записку)
- «Молодцы, ребята, быстро вы меня нашли… А теперь давайте познакомимся поближе». Интересно, что же мы нашли, и с кем или с чем нам предстоит познакомиться поближе? (Если дети затрудняются ответить на данный вопрос, можно прочитать стихотворение про имя прилагательное)
- Ребята, а здесь ещё что - то написано.
( слайд №16)
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
- Какая же часть речи пряталась за часами?
- Тогда у меня к вам предложение. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока
-А как вы думаете, какие задачи встанут перед нами?
- Знакомы ли вы с этой частью речи? Что вы можете о ней сказать?
На доске выстраивается схема
«Имя прилагательное»
1.Это часть речи.
2.Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
3.Обозначает признак предмета: цвет, форму, размер, температуру и т.д.
4.Изменяется по числам.
5.В предложении является определением.
- Как вы думаете, ребята, нужны ли в нашей речи имена прилагательные, и зачем? - Молодцы, ребята, мне нравятся ваши рассуждения. А теперь их правоту мы проверим на практике.
- отвечают на вопросы
- читают
- формулируют тему урока
- дети формулируют задачи урока
- читают запись на доске
Коммуникативные:
- аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.
Регулятивные:
- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
- умение вести диалог,
-воспринимать текст,
-находить нужную информацию
- проявлять активность во при работе.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.
Предметные
- научатся находить прилагательные, определять их основные признаки
V
Продуктивные задания и воспроизведение полученных знаний.
Работа с учебником.( слайд №17)
1.
- Упражнение 100 на странице 62. (Работа со стихотворным текстом)
- Ребята, на вас сейчас будет возложена очень большая ответственность, доказать нам своим необычным чтением стихотворения Сергея Александровича Есенина значимость имён прилагательных. Кто из вас очень любит читать стихи?
- Ребята, понравилось ли вам прочтение стихотворения в исполнении (имя учащегося)? Давайте поблагодарим его и подарим свои аплодисменты. (Аплодисменты)
- Какой перед вами предстала берёзка? Как вы считаете, это красивый образ? Это и неудивительно, ведь берёзка считается символом нашей Родины, символом России. А что сделало её такой красивой, какие слова? (Сонные, шёлковые, зелёные, серебряные). ( слайд №19)
- Как называется этот художественный приём в литературе?
(Это красочные определения - эпитеты)
- А как называет автор берёзки?
(Это не просто берёзки, а только что утром проснувшиеся красавиц…)
- Как называется этот художественный приём в литературе? (Олицетворение)
- И всё это - имена прилагательные.
- А теперь давайте сделаем вывод, какова же роль имён прилагательных в нашей речи. (Имена прилагательные делают нашу речь более художественной, красочной, напевной, яркой и выразительной)
- Запишем этот текст в тетрадь.
-Один учащийся выразительно читает стихотворение С.А. Есенина из упражнения 100 на странице 62
( слайд №18) Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
- аплодируют чтецу
- отвечают на вопрос учителя
- записываю стихотворение в тетрадь
- отвечают на вопросы, доказывают свой выбор ответа
- делают вывод
- записывают текст в тетрадь
Регулятивные:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками.
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
-устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные:
- задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности
- понимать на слух текст и ответы одноклассников.
Предметные
- научатся находить прилагательные, определять их основные признаки
VI
Физкультминутка.
- А сейчас ребята мы с вами немножко отдохнём и выполним упражнения. Я читаю стишок, а вы повторяете движения за мной. Можете придумывать свои.
( слайд №20)
Кап-кап, я - капель, (Хлопаем в ладоши.)
У меня в апреле
На весеннем тепле
Капельки поспели.
Кап-кап на скамью, (Прыжки на месте.)
Детям на игрушки.
Кап-кап воробью
Прямо по макушке.
- выполняют движения эмитируя берёзку
Регулятивные:
- планировать свои действия, самоконтроль
Продолжение
2.Работа с текстом. Ребята читаем задание к упражнению 101 на странице 63 .
( слайд №21)
(Работа с прозаическим текстом)
- А теперь, ребята, мы понаблюдаем за именами прилагательными в небольшом тексте, данном в упражнении 101.
-Как вы думаете, этот текст тоже стихотворный? (Нет)
-Как вы догадались? ( Ответы детей)
-Правильно, этот текст, действительно, не стихотворный. А как же данный текст называется в литературе?
-Правильно, ребята, этот текст называется прозаическим. Давайте прочитаем его в таком виде, в котором он нам дан.
- А теперь попробуем вставить в этот текст подходящие по смыслу имена прилагательные и посмотрим, что у нас получится. Имена прилагательные даны в словах для справок.
- Какой текст, на ваш взгляд, более яркий? Что сделало его таким выразительным? (Имена прилагательные)
- Какова же роль имён прилагательных в данном тексте? (Имена прилагательные конкретизируют, описывают предмет, указывают на его конкретные признаки)
( слайд №22, 23 )
- А сейчас я предлагаю вам выполнить это упражнение в своих тетрадях и подчеркнуть в полученном тексте имена прилагательные, которые вы вставили. Но перед нами сразу же встаёт вопрос, а как мы их будем подчёркивать. Мы с вами знаем, что у каждого члена предложения есть свой любимый отличительный знак: у подлежащего одна черта, у сказуемого - две, а как же мы будем подчёркивать имя прилагательное, ведь оно тоже будет являться членом предложения. Характер у имён прилагательных не прямой, как у подлежащего и сказуемого, а мягкий, напевный, перетекающий, как вода в весеннем ручейке. Поэтому и знак нам нужно придумать соответствующий. Ребята, ваши предложения. (Дети предлагают знаки, но останавливаются на волнистой линии.
- Правильно, ребята, именно так мы и будем в дальнейшем подчёркивать имена прилагательные.
- Если вы уверены в правильности выполнения задания, поменяйтесь своими работами с вашим соседом по парте. Если задание выполнено правильно, подарите ему свою улыбку. А если нет, то постарайтесь объяснить, в чём состоит его ошибка.
( слайд №24,25)
- отвечают на вопросы
- Один учащийся читает текст без имён прилагательных
- Другой учащийся читает текст с именами прилагательными
- отвечают на вопросы. Доказывают свою правильность ответа.
- отвечают на вопросы
- дети выполняют упражнение
- находят и подчеркивают имена прилагательные
- взаимопроверка
Коммуникативные:
- умение заслушивать выступления других.
- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.
- строить высказывания, понятные для других.
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
Предметные
- научатся находить прилагательные, определять их основные признаки
Личностные:
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность),
-развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству.
VII
Творческое воспроизведение знаний.
- Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное назвали именем прилагательным? (Предположения детей)
- Правильно, ребята, потому что эту часть речи всё время прилагают, а вот к чему, к какой части речи?
-Докажите свои предположения.
- Правильно, ребята, к имени существительному. И вместе с именем существительным оно составляет…..(словосочетание). Давайте составим с вами такое словосочетание. Произнесите отдельно существительное из этого словосочетания. Легко ли это получилось? Всё понятно? А теперь произнесите имя прилагательное. Что заметили? Давайте сделаем вывод.
( слайд №26 правило)
Вывод: имена прилагательные без имён существительных не употребляются.
- Ну а сейчас я предлагаю вам внимательно прочитать правило на странице 64 учебника. Всё ли правильно мы сказали об имени прилагательном? Со всем ли вы согласны? Если да, то хлопните в ладоши, если нет, то поднимите руку.
- А эти аплодисменты показывают нам, что мы молодцы.
- высказывают свою точку зрения
-Дети доказывают свои предположения
- составляют словосочетание с предложенными словами
- дети делают вывод
- внимательно читают правило
- дети хлопают в ладоши
Регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль
- уметь оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме,
- понимать на слух ответы обучающихся,
Познавательные:
- осуществлять самоконтроль и взаимный контроль.
Предметные
- научатся находить прилагательные, определять их основные признаки, устанавливать связь с сущ.
VIII
Самостоятельная работа.
3 записка.( слайд №27)
- А теперь следующая записка. Наши части речи решили пригласить нас с вами в салон красоты. Но вот незадача, прилагательные на месте, а существительные опять спрятались. Поэтому сейчас нам предстоит трудная задача, найти каждому прилагательному пару, подходящее по смыслу имя существительное. (Работа выполняется на доске (в тетрадях - по вариантам)
1 вариант: 2 вариант:
Белый синее
большое маленькие
тяжёлая доброта
синева сладкая
тёплые громкий
узкая отзывчивый
- Докажите, что слова синева, доброта - имена существительные.
- Но имена прилагательные тоже обозначают признаки предметов. Значит, какой грамматический признак, из перечисленных вами, поможет нам различать имена существительные, называющие признак предмета, и имена прилагательные, обозначающие признак предмета?
- Итак, мы только что с вами сказали, что имена прилагательные обозначают признаки предметов. Перечислите, пожалуйста, эти признаки.
( слайд №28)
- внимательно слушают задание
- два ученика работают у доски
- дети замечают, что в каждом варианте помимо имён прилагательных есть и имена существительные, называющие признак предмета
- Дети называют основные признаки имён существительных: отвечают на вопрос что?, называют признаки предметов и качество
- Дети доказывают, что они отвечают на разные вопросы)
Ответы детей. В ходе работы дополняется схема
«Имя прилагательное»: прилагательные обозначают признак предмета:
-
По цвету;
-
По запаху;
-
По величине;
-
По весу;
-
По звуку;
-
По температуре;
-
По размеру;
-
По характеру и т.д.
Каждый ответ должен сопровождаться примерами)
(Оценивание работы и выставление оценок производят сами учащиеся, делая её анализ)
Регулятивные:
- оценивать результаты своей работы.
Познавательные:
- выявлять сходство и различие объектов,
-объединять в группы по признаку.
Предметные
- научатся находить прилагательные, определять их основные признаки
- различать прилагательные и существительные по их признакам
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме,
- понимать на слух ответы обучающихся
- осуществлять взаимный контроль.
Познавательные:
- структурировать свои знания
- осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме.
IX
Развитие речи.
- Молодцы ребята, хорошо справились с заданием, а теперь ещё одна записка от наших частей речи.
4 записка:( слайд №29)
- (читает): «Именно сейчас, когда на улице ещё холодно и серо, хочется, чтобы побыстрее пришла настоящая весна и принесла с собой «радугу весенних красок.».
- А вам, ребята, хотелось бы, чтобы именно сейчас к нам в класс вошла весна? (Ответы детей). Почему? (Ответы детей)
- И это волшебство в вашей власти. Я предлагаю вам побыть в роли настоящих волшебников. Сейчас мы нарисуем весну, но без карандаша и красок. А как вы сможете совершить такое чудо? (Ответы детей) Совершенно верно, вместо красок мы возьмём с вами наших новых друзей, имена прилагательные, и нарисуем чудесную весеннюю картину.
- Ребята, а какие имена прилагательные помогли вам точно нарисовать картину прихода весны?
- внимательно слушают
- отвечают на вопросы
- дети устно составляют текст о весне
- дети называют прилагательные, которые употребили в сочинённом ими тексте.
Коммуникативная:
- умение вести диалог,
-находить нужную информацию
- проявлять активность при ответах на вопросы
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.
Регулятивные:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками.
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
X
Рефлексия.
( слайд №30)
- Ребята, а вы знаете, что у нашего настроения тоже есть свой цвет? Например, красный цвет обозначает радость, оранжевый - восторг, зелёный - спокойствие, а чёрный - грусть, тоску и плохое настроение. Выберите, пожалуйста, карточку, отражающую ваше настроение после сегодняшнего урока, и поднимите её вверх. У нас получится радуга нашего с вами сегодняшнего настроения.
-Посмотрите, как получилось красиво!
- дети поднимают цветные карточки
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем
XI
Домашнее задание.
( слайд №31)
- Имена существительные и имена прилагательные благодарят вас за интересную игру и в благодарность решили подарить вам подарок, чтобы вы не забыли сегодняшний день и наш урок. А что может быть лучшим подарком ученику? … Только домашнее задание! (Задание даётся на вырезанных из бумаги берёзовых листочках зелёного цвета)
1. Упражнение 77, страница 37 (рабочая тетрадь).
2. Творческое задание: сочинить стихотворение или загадку, или сказку об имени прилагательном.( слайд №32)
- записывают домашнее задание
Личностные:
- демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.
23