План - конспект урока по русскому языку

Класс 3   УМК «Школа России»   Учебник  « Русский язык» Автор:          Канакина В.П.,  Горецкий В. Г.                       Издательство  Москва  « Просвещение» 2009 год Этот урок является уроком совершенствования знаний, умений и навыков. Он первый в блоке «Имя прилагательное», поэтому на нём необходимо повторить, обобщить и систематизировать усвоенные учащимися знания об именах прилагательных во 2 классе. Урок представлен как проблемный, поэтому в его основу положена структура урока данного вида. Проблемные ситуации, включённые в урок, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся. Форма урока – игра, что помогает учащимся легко и непринуждённо достичь целей, поставленных на уроке.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока c УУД

Урок №1

Раздел «Морфология. Имя прилагательное»

Тема «Имя прилагательное как часть речи». ( слайд №1-2)

Класс 3

УМК «Школа России»

Учебник « Русский язык»

Автор: Канакина В.П., Горецкий В. Г.

Издательство Москва « Просвещение» 2009 год

Учитель - Климова Г.К.

Этот урок является уроком совершенствования знаний, умений и навыков. Он первый в блоке «Имя прилагательное», поэтому на нём необходимо повторить, обобщить и систематизировать усвоенные учащимися знания об именах прилагательных во 2 классе.

Урок представлен как проблемный, поэтому в его основу положена структура урока данного вида. Проблемные ситуации, включённые в урок, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.

Форма урока - игра, что помогает учащимся легко и непринуждённо достичь целей, поставленных на уроке.



Цель:- формирование представлений об имени прилагательном как части ( слайд №3)

речи, его лексико-грамматических признаках и употребление в речи.

Задачи: ( слайд №4)

Образовательные:

- повторить и обобщать знания об имени существительном и прилагательном;

-формировать умение распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес обучающихся, речь, память, внимание, навыки грамотного письма;

- развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

Воспитательные:

- добиваться достижения конечного результата своей работы, воспитывать трудолюбие, аккуратность;

- создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, схемы «Имя существительное» и «Имя прилагательное», карточки - ступеньки, карточки с заданием на урок, карточки с домашним заданием, цветные карточки, записки, рисунки ступенек, часов, шкатулки, солнышка, магниты.



п/п№

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I


Организационный момент.

( слайд №5)

- Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами урок русского языка. Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.

- Приветствуют учителя.

-Настраиваются на работу.


Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.


II

Повторение изученного материала.

( слайд №6)

- На златом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты такой?

Раз, два, три, четыре, пять…

Вышел зайчик погулять

- Кто из нас не знает эти детские стишки? Что это?

- Правильно, ребята, это считалки из вашего, да и моего, детства, которое было, которое было… не буду говорить, сколько лет тому назад, скажу лишь, что не так уж и давно. А как вы думаете, для чего нужны считалки?

- Правильно, ребята, определить ведущего в игре. Для меня самой любимой игрой в детстве была игра в прятки. А вы любите эту игру? А играли ли вы когда - нибудь в прятки по запискам? Нет? Тогда я предлагаю вам сегодня познакомиться с этой игрой. Вы удивлены? Нет, мы не будем прятаться под шкафы, под парты, всё равно ведь найдут. Мы поиграем сегодня в необычные прятки - прятки с частями речи. И, конечно же, считайтесь, не считайтесь, а водить всё равно придётся нам, ведь не станут же части речи искать нас. Ну как, не струсили? Тогда вперёд.

Первая наша записка лежит в шкатулке, к которой ведут необычные ступеньки. На них написаны слова. Нам нужно определить, к какой части речи относится каждое из них. Отвечать нужно только правильно. Правильный ответ - один шаг на следующую ступеньку. Готовы? Тогда начнём!



- Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме и понимать речь других





Регулятивные

  • Сотрудничество с учителем


III

Создание проблемной ситуации.( слайд №7)

Словарная работа.

( слайд №8- 9)

- Какую же всё-таки часть речи мы нашли, существительное или глагол? А это мы сейчас узнаем, заглянув вот в эту шкатулку. (В шкатулке находится нарисованное солнце).

- А причём здесь солнце? (Дети отвечают, что солнце раньше называли «светило»)

- Так какую же часть речи нам удалось найти? (Имя существительное)

- А что вы о нём знаете?

(По ходу ответа учащихся на доске выстраивается схема «Имя существительное»)( слайд №10)











- Определите, пожалуйста, род имени существительного «уроки». Давайте сделаем вывод.

Вывод: Во множественном числе род у имён существительных не определяется.

( слайд №11)







1 записка.( слайд №12)

- А вот и первая записка. Читаю: «Меня вы найдёте за тем, что идёт круглые сутки, но не уходит». Загадка какая-то. Но я думаю, мы с вами легко её отгадаем. Итак, где же спрятана вторая записка? (За часами). Правильно, ребята! Вот мы её и нашли. (На доске несколько видов часов. ( слайд №13)

- Ребята, тогда давайте сами выберем часы, за которыми может находиться следующая записка.

- А какие признаки вы назвали?

( слайд №14)

- Совершенно верно, ребята. Вы замечательно справились с этим заданием! А вот и следующая записка.

- Отвечают на вопросы делают вывод, доказывают.

Примерные ответы детей:

-Отвечает на вопрос кто? или что?

- Вопрос кто? Ставится к одушевлённым именам существительным. К таким относятся имена существительные, обозначающие людей и животных. Вопрос что? Ставится к неодушевлённым именам существительным. К ним относятся все остальные имена существительные.

- Имена существительные называют предметы.

- Бывают собственными и нарицательными.

-Изменяются: по числам, имеют форму единственного или множественного числа, а также могут иметь форму либо единственного, либо множественного числа. (Например: сахар, молоко, доброта, каникулы, очки, шахматы).

- по падежам. Имеют шесть падежей.

(Дети перечисляют падежи с падежными вопросами и вспомогательными словами).

- Относятся к мужскому, женскому или среднему роду.

(Если дети скажут, что имена существительные изменяются по родам, можно провести игру «Измени род имени существительного «стол»)

(Все ответы учащихся сопровождаются примерами).

- Дети удивлены, ведь часов много и они все разные

- Дети выдвигают гипотезы, за какими часами находится записка, объясняют свой выбор. Но в итоге сходятся в одном, что не найдут записку, пока точно не будут знать признаки часов).







--Дети описывают выбранные часы

- Цвет, форму, размер

Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Личностные

- проявлять интерес к происхождению слов

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

- осознанное построение речевого высказывания в форме устных ответов.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.









Регулятивные

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

- выдвигать гипотезы.





IV

Формулирование темы урока.

2 записка: ( слайд №15)

(читает записку)

- «Молодцы, ребята, быстро вы меня нашли… А теперь давайте познакомимся поближе». Интересно, что же мы нашли, и с кем или с чем нам предстоит познакомиться поближе? (Если дети затрудняются ответить на данный вопрос, можно прочитать стихотворение про имя прилагательное)

- Ребята, а здесь ещё что - то написано.

( слайд №16)

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.



- Какая же часть речи пряталась за часами?

- Тогда у меня к вам предложение. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока

-А как вы думаете, какие задачи встанут перед нами?

- Знакомы ли вы с этой частью речи? Что вы можете о ней сказать?

На доске выстраивается схема

«Имя прилагательное»

1.Это часть речи.

2.Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

3.Обозначает признак предмета: цвет, форму, размер, температуру и т.д.

4.Изменяется по числам.

5.В предложении является определением.

- Как вы думаете, ребята, нужны ли в нашей речи имена прилагательные, и зачем? - Молодцы, ребята, мне нравятся ваши рассуждения. А теперь их правоту мы проверим на практике.



- отвечают на вопросы



- читают





- формулируют тему урока

- дети формулируют задачи урока



- читают запись на доске

Коммуникативные:

- аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Регулятивные:

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.





Коммуникативные:

- умение вести диалог,

-воспринимать текст,

-находить нужную информацию

- проявлять активность во при работе.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.



Предметные

- научатся находить прилагательные, определять их основные признаки



V

Продуктивные задания и воспроизведение полученных знаний.

Работа с учебником.( слайд №17)

1.

- Упражнение 100 на странице 62. (Работа со стихотворным текстом)

- Ребята, на вас сейчас будет возложена очень большая ответственность, доказать нам своим необычным чтением стихотворения Сергея Александровича Есенина значимость имён прилагательных. Кто из вас очень любит читать стихи?

- Ребята, понравилось ли вам прочтение стихотворения в исполнении (имя учащегося)? Давайте поблагодарим его и подарим свои аплодисменты. (Аплодисменты)

- Какой перед вами предстала берёзка? Как вы считаете, это красивый образ? Это и неудивительно, ведь берёзка считается символом нашей Родины, символом России. А что сделало её такой красивой, какие слова? (Сонные, шёлковые, зелёные, серебряные). ( слайд №19)

- Как называется этот художественный приём в литературе?

(Это красочные определения - эпитеты)

- А как называет автор берёзки?

(Это не просто берёзки, а только что утром проснувшиеся красавиц…)

- Как называется этот художественный приём в литературе? (Олицетворение)

- И всё это - имена прилагательные.

- А теперь давайте сделаем вывод, какова же роль имён прилагательных в нашей речи. (Имена прилагательные делают нашу речь более художественной, красочной, напевной, яркой и выразительной)

- Запишем этот текст в тетрадь.



-Один учащийся выразительно читает стихотворение С.А. Есенина из упражнения 100 на странице 62

( слайд №18) Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

- аплодируют чтецу

- отвечают на вопрос учителя

- записываю стихотворение в тетрадь





- отвечают на вопросы, доказывают свой выбор ответа

- делают вывод

- записывают текст в тетрадь

Регулятивные:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками.

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

-устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели.

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные:

- задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности

- понимать на слух текст и ответы одноклассников.

Предметные

- научатся находить прилагательные, определять их основные признаки

VI

Физкультминутка.

- А сейчас ребята мы с вами немножко отдохнём и выполним упражнения. Я читаю стишок, а вы повторяете движения за мной. Можете придумывать свои.

( слайд №20)

Кап-кап, я - капель, (Хлопаем в ладоши.)
У меня в апреле
На весеннем тепле
Капельки поспели.
Кап-кап на скамью, (Прыжки на месте.)
Детям на игрушки.
Кап-кап воробью
Прямо по макушке.

- выполняют движения эмитируя берёзку

Регулятивные:

- планировать свои действия, самоконтроль


Продолжение

2.Работа с текстом. Ребята читаем задание к упражнению 101 на странице 63 .

( слайд №21)

(Работа с прозаическим текстом)

- А теперь, ребята, мы понаблюдаем за именами прилагательными в небольшом тексте, данном в упражнении 101.

-Как вы думаете, этот текст тоже стихотворный? (Нет)

-Как вы догадались? ( Ответы детей)

-Правильно, этот текст, действительно, не стихотворный. А как же данный текст называется в литературе?

-Правильно, ребята, этот текст называется прозаическим. Давайте прочитаем его в таком виде, в котором он нам дан.

- А теперь попробуем вставить в этот текст подходящие по смыслу имена прилагательные и посмотрим, что у нас получится. Имена прилагательные даны в словах для справок.

- Какой текст, на ваш взгляд, более яркий? Что сделало его таким выразительным? (Имена прилагательные)

- Какова же роль имён прилагательных в данном тексте? (Имена прилагательные конкретизируют, описывают предмет, указывают на его конкретные признаки)

( слайд №22, 23 )

- А сейчас я предлагаю вам выполнить это упражнение в своих тетрадях и подчеркнуть в полученном тексте имена прилагательные, которые вы вставили. Но перед нами сразу же встаёт вопрос, а как мы их будем подчёркивать. Мы с вами знаем, что у каждого члена предложения есть свой любимый отличительный знак: у подлежащего одна черта, у сказуемого - две, а как же мы будем подчёркивать имя прилагательное, ведь оно тоже будет являться членом предложения. Характер у имён прилагательных не прямой, как у подлежащего и сказуемого, а мягкий, напевный, перетекающий, как вода в весеннем ручейке. Поэтому и знак нам нужно придумать соответствующий. Ребята, ваши предложения. (Дети предлагают знаки, но останавливаются на волнистой линии.

- Правильно, ребята, именно так мы и будем в дальнейшем подчёркивать имена прилагательные.

- Если вы уверены в правильности выполнения задания, поменяйтесь своими работами с вашим соседом по парте. Если задание выполнено правильно, подарите ему свою улыбку. А если нет, то постарайтесь объяснить, в чём состоит его ошибка.

( слайд №24,25)



- отвечают на вопросы





- Один учащийся читает текст без имён прилагательных

- Другой учащийся читает текст с именами прилагательными

- отвечают на вопросы. Доказывают свою правильность ответа.

- отвечают на вопросы













- дети выполняют упражнение

- находят и подчеркивают имена прилагательные

- взаимопроверка

Коммуникативные:

- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.



Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.



Предметные

- научатся находить прилагательные, определять их основные признаки





Личностные:

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность),

-развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству.

VII

Творческое воспроизведение знаний.

- Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное назвали именем прилагательным? (Предположения детей)

- Правильно, ребята, потому что эту часть речи всё время прилагают, а вот к чему, к какой части речи?

-Докажите свои предположения.

- Правильно, ребята, к имени существительному. И вместе с именем существительным оно составляет…..(словосочетание). Давайте составим с вами такое словосочетание. Произнесите отдельно существительное из этого словосочетания. Легко ли это получилось? Всё понятно? А теперь произнесите имя прилагательное. Что заметили? Давайте сделаем вывод.

( слайд №26 правило)

Вывод: имена прилагательные без имён существительных не употребляются.

- Ну а сейчас я предлагаю вам внимательно прочитать правило на странице 64 учебника. Всё ли правильно мы сказали об имени прилагательном? Со всем ли вы согласны? Если да, то хлопните в ладоши, если нет, то поднимите руку.

- А эти аплодисменты показывают нам, что мы молодцы.

- высказывают свою точку зрения

-Дети доказывают свои предположения



- составляют словосочетание с предложенными словами

- дети делают вывод



- внимательно читают правило



- дети хлопают в ладоши

Регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль

- уметь оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме,

- понимать на слух ответы обучающихся,

Познавательные:

- осуществлять самоконтроль и взаимный контроль.

Предметные

- научатся находить прилагательные, определять их основные признаки, устанавливать связь с сущ.

VIII

Самостоятельная работа.

3 записка.( слайд №27)

- А теперь следующая записка. Наши части речи решили пригласить нас с вами в салон красоты. Но вот незадача, прилагательные на месте, а существительные опять спрятались. Поэтому сейчас нам предстоит трудная задача, найти каждому прилагательному пару, подходящее по смыслу имя существительное. (Работа выполняется на доске (в тетрадях - по вариантам)

1 вариант: 2 вариант:

Белый синее

большое маленькие

тяжёлая доброта

синева сладкая

тёплые громкий

узкая отзывчивый

- Докажите, что слова синева, доброта - имена существительные.

- Но имена прилагательные тоже обозначают признаки предметов. Значит, какой грамматический признак, из перечисленных вами, поможет нам различать имена существительные, называющие признак предмета, и имена прилагательные, обозначающие признак предмета?

- Итак, мы только что с вами сказали, что имена прилагательные обозначают признаки предметов. Перечислите, пожалуйста, эти признаки.

( слайд №28)

- внимательно слушают задание





- два ученика работают у доски

- дети замечают, что в каждом варианте помимо имён прилагательных есть и имена существительные, называющие признак предмета

- Дети называют основные признаки имён существительных: отвечают на вопрос что?, называют признаки предметов и качество

- Дети доказывают, что они отвечают на разные вопросы)

Ответы детей. В ходе работы дополняется схема

«Имя прилагательное»: прилагательные обозначают признак предмета:

  • По цвету;

  • По запаху;

  • По величине;

  • По весу;

  • По звуку;

  • По температуре;

  • По размеру;

  • По характеру и т.д.

Каждый ответ должен сопровождаться примерами)

(Оценивание работы и выставление оценок производят сами учащиеся, делая её анализ)

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.

Предметные

- научатся находить прилагательные, определять их основные признаки

- различать прилагательные и существительные по их признакам



Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме,

- понимать на слух ответы обучающихся

- осуществлять взаимный контроль.





Познавательные:

- структурировать свои знания

- осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

IX

Развитие речи.

- Молодцы ребята, хорошо справились с заданием, а теперь ещё одна записка от наших частей речи.

4 записка:( слайд №29)

- (читает): «Именно сейчас, когда на улице ещё холодно и серо, хочется, чтобы побыстрее пришла настоящая весна и принесла с собой «радугу весенних красок.».

- А вам, ребята, хотелось бы, чтобы именно сейчас к нам в класс вошла весна? (Ответы детей). Почему? (Ответы детей)

- И это волшебство в вашей власти. Я предлагаю вам побыть в роли настоящих волшебников. Сейчас мы нарисуем весну, но без карандаша и красок. А как вы сможете совершить такое чудо? (Ответы детей) Совершенно верно, вместо красок мы возьмём с вами наших новых друзей, имена прилагательные, и нарисуем чудесную весеннюю картину.

- Ребята, а какие имена прилагательные помогли вам точно нарисовать картину прихода весны?

- внимательно слушают



- отвечают на вопросы

- дети устно составляют текст о весне



- дети называют прилагательные, которые употребили в сочинённом ими тексте.

Коммуникативная:

- умение вести диалог,

-находить нужную информацию

- проявлять активность при ответах на вопросы

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

Регулятивные:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками.

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

X

Рефлексия.

( слайд №30)

- Ребята, а вы знаете, что у нашего настроения тоже есть свой цвет? Например, красный цвет обозначает радость, оранжевый - восторг, зелёный - спокойствие, а чёрный - грусть, тоску и плохое настроение. Выберите, пожалуйста, карточку, отражающую ваше настроение после сегодняшнего урока, и поднимите её вверх. У нас получится радуга нашего с вами сегодняшнего настроения.

-Посмотрите, как получилось красиво!





- дети поднимают цветные карточки

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем

XI

Домашнее задание.

( слайд №31)

- Имена существительные и имена прилагательные благодарят вас за интересную игру и в благодарность решили подарить вам подарок, чтобы вы не забыли сегодняшний день и наш урок. А что может быть лучшим подарком ученику? … Только домашнее задание! (Задание даётся на вырезанных из бумаги берёзовых листочках зелёного цвета)

1. Упражнение 77, страница 37 (рабочая тетрадь).

2. Творческое задание: сочинить стихотворение или загадку, или сказку об имени прилагательном.( слайд №32)



- записывают домашнее задание

Личностные:

- демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.

23


© 2010-2022