Доклад Словарная работа на уроках русского языка в специальной коррекционной школе 8 вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ П. ЦЕЛИННЫЕ ЗЕМЛИ»








ДОКЛАД

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной)

школе VIII вида


Доклад Словарная работа на уроках русского языка в специальной коррекционной школе 8 вида

Подготовила учитель

русского языка и чтения

Переверзева С.А.






п. Целинные Земли - 2013 год

Из опыта известно, что у выпускников специальных школ возникают трудности социальной адаптации и реабилитации личности. К сожалению, недоброжелательное отношение большинства людей к таким детям приводит к тому, что они считают себя ненужными, чужими в этом обществе. Они замыкаются, уходят в себя, принимают это отторжение и теряются в нем. В нашем обществе одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение быстро и качественно работать с информацией, а для этого у них должно быть хорошо развито умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках письма и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению.

На каждый урок определяется количество новых слов, обязательно отрабатывается работа в лексическом и грамматико-орфографическом плане, т.к. все эти слова должны быть связаны с жизнью. Систематическая словарная работа способствует формированию не только общеучебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, памяти, внимания, мышления. Проведение словарной работы зависит не только от характера лексического материала, но и возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Задачи словарной работы:

1.Обогащение словарного запаса речи обучающихся.

2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.

3. Активизация словарного запаса речи обучающихся.

Эти задачи должны реализовываться на всех уроках, но в зависимости от специфики предмета и от этапа урока та или иная задача может становиться ведущей.

На уроках письма центральной задачей становится уточнение словаря.

Формы деятельности:

- теоретические и практические занятия;

- индивидуальная работа с учащимися;

-организация консультаций для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению понятий и значений новых слов;

- стимулирование самостоятельного изучения материала (контроль);

- организация конкурсов, викторин, предметных недель по предмету;

- комбинированные уроки: «письмо + чтение», «письмо + природоведение», «письмо + география» и т.д.

Работа над словарным словом делится на 2 части:

1. Словарная работа на уроке с отдельным словом (номинативная функция- конкретизация предметов, действий, признаков и т.д.);

2. Работа на уроках по составлению предложений и рассказов по вопросам учителя, по картине, серии картинок, материалам наблюдений, ответов на вопросы (коммуникативная функция);

Заключение. Выводы.

Развитие словарного запаса ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным - это способ введения ученика в культуру, условия его саморазвития, его способности общаться. Кроме того, речевая деятельность и словарный запас является первоосновой любой деятельности человека.

Уточнение словарного запаса возможно через:

  • беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, внешний вид)

  • формулирование значения слова

Обогащение словарного запаса осуществляется через:

  • введение новых слов в этапы работы:

а) толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

  • контекстуальный;

  • подбор синонима, антонима;

  • наглядный;

  • развернутое описание.

б) актуализация слова.











ПРИЛОЖЕНИЕ

Методы работы над правописанием трудных слов

  1. Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.

  2. Вставка слова в классное наборное полотно.

  3. Чтение слова учителем.

  4. Объяснение значения слова (учителем или детьми).

  5. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).

  6. Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).

  7. Запись слова в орфографический словарик.

  8. Задание на дом - выучить написание слова.

  9. Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.

Виды словарных работ

  1. Загадки (ответы загадок являются словарными словами).

  2. Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).

  3. Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).

  4. Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).

  5. Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)

  6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

  7. Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).

  8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

  9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

  10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).

  11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).

  12. Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).

  13. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:

    • по родам;

    • по числам;

    • по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;

    • с непроверяемой и проверяемой гласной;

    • одушевленные или неодушевленные предметы;

    • по тематике - «Город» и «Деревня»;

    • по частям речи;

    • с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.

  14. Выписать из данных слов:

    • слова, состоящие из двух, трех слогов;

    • слова с Й;

    • слова с шипящими.

  15. Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей - птицы).

  16. Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).

  17. Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).

  18. Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.

  19. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

  20. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко-буквенного анализа.

  21. Подбор однокоренных слов.

  22. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

  23. Разбор слов по составу.

  24. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

  25. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

  26. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

  27. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).

  28. Заменить одним слово (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).

  29. Письмо по памяти.

  30. Самодиктант и взаимопроверка.

  31. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).

  32. Перфокарты, перфоконверты.

  33. Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).

  34. Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.

  35. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).

  36. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

  37. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).

  38. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить……...).

  39. От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.



© 2010-2022