- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад Словарная работа на уроках русского языка в специальной коррекционной школе 8 вида
Доклад Словарная работа на уроках русского языка в специальной коррекционной школе 8 вида
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Переверзева С.А. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ П. ЦЕЛИННЫЕ ЗЕМЛИ»
ДОКЛАД
Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной)
школе VIII вида
Подготовила учитель
русского языка и чтения
Переверзева С.А.
п. Целинные Земли - 2013 год
Из опыта известно, что у выпускников специальных школ возникают трудности социальной адаптации и реабилитации личности. К сожалению, недоброжелательное отношение большинства людей к таким детям приводит к тому, что они считают себя ненужными, чужими в этом обществе. Они замыкаются, уходят в себя, принимают это отторжение и теряются в нем. В нашем обществе одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение быстро и качественно работать с информацией, а для этого у них должно быть хорошо развито умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках письма и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению.
На каждый урок определяется количество новых слов, обязательно отрабатывается работа в лексическом и грамматико-орфографическом плане, т.к. все эти слова должны быть связаны с жизнью. Систематическая словарная работа способствует формированию не только общеучебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, памяти, внимания, мышления. Проведение словарной работы зависит не только от характера лексического материала, но и возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Задачи словарной работы:
1.Обогащение словарного запаса речи обучающихся.
2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.
3. Активизация словарного запаса речи обучающихся.
Эти задачи должны реализовываться на всех уроках, но в зависимости от специфики предмета и от этапа урока та или иная задача может становиться ведущей.
На уроках письма центральной задачей становится уточнение словаря.
Формы деятельности:
- теоретические и практические занятия;
- индивидуальная работа с учащимися;
-организация консультаций для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению понятий и значений новых слов;
- стимулирование самостоятельного изучения материала (контроль);
- организация конкурсов, викторин, предметных недель по предмету;
- комбинированные уроки: «письмо + чтение», «письмо + природоведение», «письмо + география» и т.д.
Работа над словарным словом делится на 2 части:
1. Словарная работа на уроке с отдельным словом (номинативная функция- конкретизация предметов, действий, признаков и т.д.);
2. Работа на уроках по составлению предложений и рассказов по вопросам учителя, по картине, серии картинок, материалам наблюдений, ответов на вопросы (коммуникативная функция);
Заключение. Выводы.
Развитие словарного запаса ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным - это способ введения ученика в культуру, условия его саморазвития, его способности общаться. Кроме того, речевая деятельность и словарный запас является первоосновой любой деятельности человека.
Уточнение словарного запаса возможно через:
-
беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, внешний вид)
-
формулирование значения слова
Обогащение словарного запаса осуществляется через:
-
введение новых слов в этапы работы:
а) толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
-
контекстуальный;
-
подбор синонима, антонима;
-
наглядный;
-
развернутое описание.
б) актуализация слова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методы работы над правописанием трудных слов
-
Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.
-
Вставка слова в классное наборное полотно.
-
Чтение слова учителем.
-
Объяснение значения слова (учителем или детьми).
-
Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
-
Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).
-
Запись слова в орфографический словарик.
-
Задание на дом - выучить написание слова.
-
Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.
Виды словарных работ
-
Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
-
Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
-
Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
-
Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
-
Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)
-
Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
-
Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
-
Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
-
Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
-
Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).
-
Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).
-
Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
-
Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
-
по родам;
-
по числам;
-
по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
-
с непроверяемой и проверяемой гласной;
-
одушевленные или неодушевленные предметы;
-
по тематике - «Город» и «Деревня»;
-
по частям речи;
-
с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
-
-
Выписать из данных слов:
-
слова, состоящие из двух, трех слогов;
-
слова с Й;
-
слова с шипящими.
-
-
Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей - птицы).
-
Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
-
Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
-
Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
-
Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
-
Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко-буквенного анализа.
-
Подбор однокоренных слов.
-
Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
-
Разбор слов по составу.
-
Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
-
Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
-
Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
-
Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).
-
Заменить одним слово (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).
-
Письмо по памяти.
-
Самодиктант и взаимопроверка.
-
Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
-
Перфокарты, перфоконверты.
-
Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
-
Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
-
Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).
-
К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
-
Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).
-
Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить……...).
-
От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.