Рабочая программа по литературе 8 класс

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материла с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей, расчитана на 105 часов (3 часа в неделю).   Изучение ведется по учебнику «Литература. 8 класс»: в 2-х ч./ Авт.-сост. Г.И.Беленький. - М.: Мнемозина, 2010, который входит в федеральный п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089);

  • учебного плана на 2014-2015 учебный год МБОУ «Ляминская СОШ», утвержденного приказом школы № 377 от 30.08.2014 г.;

  • примерной программы по литературе для 5-9 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин и др. ; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2010)

в соответствии

  • с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Ляминская СОШ», утвержденного приказом школы от 30.08.2014 г № 377;

  • с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Ляминская СОШ» (Приложение к приказу № 400 от 01.09.2014 г.).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материла с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей, расчитана на 105 часов (3 часа в неделю).

Изучение ведется по учебнику «Литература. 8 класс»: в 2-х ч./ Авт.-сост. Г.И.Беленький. - М.: Мнемозина, 2010, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи

изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

  • формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

  • воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

  • формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

  • формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);

уметь:

  • определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;

  • использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;

  • определять авторскую позицию писателя;

  • создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;

  • пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;

  • использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.

  • правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительно читать произведения или отрывков из них наизусть;

  • осмысливать и анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение;

  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Народные песни

3

3

Древнерусская литература

8

4

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

16

5

М.Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы

11

6

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Сатира в творчестве писателя.

12

7

И.С. Тургенев. «Ася». Особенности прозы писателя.

10

8

Л.Н. Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.

6

9

Литература конца 19 начала 20 вв.

13

10

Литература 20в.

18

11

Зарубежная литература

7


ИТОГО

105



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА


Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

  1. Народные песни

Для чтения и бесед

Исторические песни

Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни

«Породила да меня матушка...», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные...» и другие. Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море - привольный Байкал...» Д. П. Давыдова, «Среди долины ровныя...» А. Ф. Мерзлякова, «Вечерний звон» И. И. Козлова, «Соловей» и «Не осенний мелкий дождичек...» А. А. Дельвига).

II. Древнерусская литература.

Для чтения и бесед)

Жития

Житийный жанр в древнерусской литературе.

Житие Сергия Радонежского (фрагменты). Сергий Радонежский - подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Детского.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума - первое автобиографическое произведение в русской литературе.

Для самостоятельного чтения

«Сказание о Борисе и Глебе» (в переводе на современный русский язык).

Из сатирической литературы XVII в.: «Суд Шемяки». «Повесть о Петре и Февронии».

III. Русская литература XIX - начала XX века.

А. С. Пушкин. Пушкин-прозаик.

Для чтения и изучения

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Теория литературы: образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.

Для чтения и бесед «Метель».

Для самостоятельного чтения

А. С. Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М. И. Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

М. Ю. Лермонтов.

Певец Родины и свободы. Для чтения и бесед

«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», «Сосед», «Пленный рыцарь». Мотивы вольной кавказской природы. Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.

Для чтения и изучения

«Мцыри». «Мцыри - любимый идеал Лермонтова» (В. Г. Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В. Г. Белинский). Особенности построения поэмы.

Для самостоятельного чтения

«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения, «Боярин Орша».

Н. В. Гоголь.

Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения и изучения

«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

«Ревизор» в театре и кино.

Теория литературы: драматические произведения, комедия. сатира и юмор и драматическом произведении.

Для самостоятельного чтения «Женитьба».

И. С. Тургенев.

Особенности прозы писателя.

Для чтения и учения

«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Для самостоятельного чтения

«Андрей Колосов». «Три встречи», «Часы».

Л. Н. Толстой.

Писатель, как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения

«После бала». Антитез как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности рассказчика за все происходящее вокруг Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Теория литературы: Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза.

Для самостоятельного чтения «Хаджи-Мурат».

IV. Литература конца XIX-начала XX века.

В. Г. Короленко. Гуманизм писателя. Для чтения и бесед

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков, его причины.

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для самостоятельного чтения «Мгновение».

И. А. Бунин. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед

«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека». Стихотворения: «Полевые цветы», «Еще и холоден и сыр...», «Слово».

Для самостоятельного чтения

«Птицы небесные», «Крик» и другие рассказы.

Максим Горький - убежденный защитник идеи активного отношения к жизни.

Для чтения и изучения

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

Дня чтения и бесед

«Заветы отца» и другие «Сказки об Италии», «Челкаш», «Ма-аленькая!», «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти»

(по выбору ).

V. Литература XX века.

А. Т. Твардовский. Сведения о жизни поэта. Для чтения и изучения

«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»).

История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» Родины. Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время (три главы по выбору учителя).

Теория литературы: образ автора в художественном произведении. Традиции устного народного творчества в литературе.

Для самостоятельного чтения

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» (полный текст поэмы), «Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась война...», «О Родине», «Жестокая память» и другие стихотворения; Ч. Айтматов. «Ранние журавли».

К. Г. Паустовский. Лиризм прозы писателя.

Для чтения и изучения

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).

Теория литературы: роль воображения в художественном творчестве.

Для самостоятельного чтения

«Снег», «Ёрш», «Белая радуга». «Разливы рек» и другие произведения.

Б. Л. Пастернак, Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед «Июль», «Снег идет».

А. Грин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед «Голос и глаз».

Для самостоятельного чтения

«Победитель», «Алые паруса» и другие произведения.

Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Я воспитан природой суровой...», «Журавли». Одухотворенность природы, единство с ней человека. Философская глубина, афористичность лучших стихотворений поэта.

В. М. Шукшин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

Для самостоятельного чтения

«Дядя Ермолай», «Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие рассказы.

VI. Из зарубежной литературы.

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир. Сведения о жизни драматурга. Для чтения и бесед

«Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

Теория литературы: трагедия как жанр драматургии.

М. де Сервантес. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот - неумирающий образ мировой литературы.

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

И. И. Лажечников. «Ледяной дом»; А. И. Герцен. «Сорока-воровка»; Л. Н. Толстой. «За что?», «Люцерн»; Н. А. Некрасов.

Саша», стихи; В. Г. Короленко. «История моего современника» : в изд. для детей), «Без языка», «Слепой музыкант»; В. М. Гар-шин. «Красный цветок»; В.П.Астафьев. «Кража», «Пастух и па-тушка»; Б. Л. Васильев. «В списках не значился», «Завтра была 1!ойна»; А. Грин. «Бегущая по волнам»; Н. М. Рубцов. «Русский огонек», «Журавли», «До конца»; Е. А. Евтушенко. «Идут белые снеги...», «Речка тихая. Солнце сильное...» и другие стихотворения; Е. М. Винокуров. «Огонь», «Оркестр» и другие стихотворения; И. А. Бродский. «Сонет», «Под вечер он видит, застывши в дверях. .» и другие стихотворения; У. Шекспир. «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете», сонеты; Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (в изд. для детей); К. Гоцци. «Любовь к трем апельсинам»; А. Доде. «Тартарен из Тараскона»; Т. Манн. «Маленький господин Фридеман»; Ж. Сименон. «Трубка Мегрэ», «Мегрэ и бродяга». «Мегрэ колеблется».

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Виды контроля

В год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Тестирование

2

1

1

Классные сочинения

4

1

1

1

1

Домашние сочинения

2

2



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование раздела,

тема урока

Кол-во часов

Дата


План Факт

Примечание

1

Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

1





Народные песни -3 часа

2

Устное народное творчество - золотое наследие русской старины. Лирические песни как жанр народной поэзии.

1




3,4

Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа.

2





Древнерусская литература- 8 часов

5,6

Житийный жанр в древнерусской литературе. Житие Сергия Радонежского. Фрагменты.

2



ж. «Лит-ра в школе» №5, 2002, стр.22

7

Историческая основа «Жития…». Сергий Радонежский - подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

1



8,9

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма

2



ж. «Лит-ра в школе» №2, 2004, стр.33

10,11

Житие Аввакума - первое автобиографическое произведение в русской литературе. Народность, сила и красочность языка.

2




12

Внеклассное чтение. «Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Петре и Февронии»

1



«Уроки лит-ры» №7, 2004, с.10


Русская литература XIX-начала XX - 55 часов



А.С. Пушкин «Капитанская дочка» - 16 часов


13

А.С. Пушкин-прозаик. Историческая тема в творчестве Пушкина

1



ж. «Лит-ра в школе» №7, 2005

14

«Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петруши Гринева, его роль в произведении.

1




15

Встреча с вожатым. Многозначительные обстоятельства встречи.

1




16,17

Белогорская крепость. Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства, нравственности

2




18,19

Падение Белогорской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон

2




20,21

Встреча с вождем народного восстания в его штабе. Зеркальные сцены в повести - два военных совета. Результаты «оборонительных» действий правительственных войск в Оренбурге

2




22,23

Образ Маши Мироновой, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Смысл названия произведения

2




24,25

Художественные особенности повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» историческая правда и художественный вымысел. Мотивы народной поэзии в повести.

2




26,27

Развитие речи. Обучающее сочинение №1 А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (классное)

2




28

Внеклассное чтение. Другие страницы прозы Пушкина. Повесть «Метель»

1



ж. «Лит-ра в школе» №7, 2005, стр.29


М. Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы. - 11 часов


29

М.Ю. Лермонтов - певец родины и свободы

1




30,31

Мотивы вольной казацкой природы. Символические образы тюрьмы и узничества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Сосед», «Завещание», «Пленный рыцарь», «Кавказ» и др.

2




32,33

«Мцыри - любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский). История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности романтического мировоззрения

2




34

Анализ главного героя поэмы «Мцыри»

1




35,36

Образы-символы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности композиции и конфликта поэмы

2




37

Внеклассное чтение. Знакомство с поэмой М.Ю. Лермонтова «Демон»

1




38,39

Развитие речи. Обучению сочинению №2 по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (классное)

2





Н.В. Гоголь. «Ревизор». Сатира в творчестве писателя - 12 часов


40,41

Н.В. Гоголь. Великий сатирик о себе. История создания комедии. Жизненная основа комедии.

2



«Уроки лит-ры» №8, 2009

42,43

Знакомство с афишей гоголевской комедии. Комментированное чтение по ролям I действия. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.

2




44

Чиновники города N. общечеловеческое значение характеров комедии.

1




45

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». «Хлестаковщина»

1




46,47

Комментированное чтение действий III и IV. Основной конфликт комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

2




48,49

Художественные особенности комедии Н.В. Гоголя. Специфика гоголевской сатиры. «Смех сквозь слезы»

2




50,51

Развитие речи. Обучающее сочинение №3 по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (классное)

2





И. С. Тургенев. Особенности прозы писателя «Ася» - 10 часов


52

Иван Сергеевич Тургенев. Поборник идей доброты и гуманности

1



«Уроки лит-ры» №5, 2002

53,54

Система образов в повести И.С. Тургенева «Ася». Гагин и НН. Драма рассказчика, обречённого на одиночество.

2




55,56

Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси.

2




57,58,59

Художественные особенности повести «Ася». Роль пейзажа. Приёмы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера в повести. Трактовка произведения в критике

3




60

Внеклассное чтение. Повесть И. Тургенева «Первая любовь»

1




61

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению №1 по повестям И.С. Тургенева «Ася» «Первая любовь»

1





Л. Н. Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни - 6 часов.


62

Лев Николаевич Толстой. Род Толстых

1



ж. «Лит-ра в школе» №10, 2003, стр.38

63,64

История создания рассказа «После бала». Особенности жанра. Антитеза как приём, помогающий раскрыть идею рассказа.

2



ж. «Лит-ра в школе» №9, 2009, стр.23, 40

65,66

Особенности композиции рассказа «После бала», автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности рассказчика за всё происходящее вокруг.

2




67

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению №2 «Полковник на балу и после бала»

1



ж. «Лит-ра в школе» №9, 2005, стр.24


Литература конца XIX-начала XX века. - 13 часов.


68,69

Владимир Галактионович Короленко. Гуманизм писателя. Очерк «Парадокс»

2



ж. «Лит-ра в школе» №7, 2001,стр.2, 40

70,71

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчика, его причины.

2




72

Очерк «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни. Писатели о Короленко

1




73,74

Иван Алексеевич Бунин. Сведения о жизни писателя. «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека». Стихотворения.

2




75,76

Максим Горький. «Песня о Соколе» как романтическое произведение, притча о смысле жизни. Символико-аллегорический смысл «Песни». Её композиция, ритмика, интонационные особенности.

2



ж. «Лит-ра в школе» №7, 2001, стр.39;

77,78

Горький - певец света. Рассказ «Челкаш»

2



ж. «Лит-ра в школе» №7, 2003, стр.35

79,80

«Сказки об Италии». Заветы отца

2



ж. «Лит-ра в школе» №7, 2008


Литература XX века - 18 часов


81,82

Николай Алексеевич Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. Лирика. «Журавли», «Одинокий дуб». одухотворённость природы, единство с ней человека. Философская глубина, афористичность лучших стихотворений поэта.

2




83,84

Константин Георгиевич Паустовский. Лиризм прозы писателя. Рассказ «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе. Емкость художественного смысла.

2




85,86

Александр Трифонович Твардовский. Поэт и гражданин. Сведения о жизни поэта. История создания и композиция поэмы «Василий Теркин»

2



ж. «Лит-ра в школе» №8, 2009, стр.42

87

Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос .

1




88,89,90

Анализ образа главного героя поэмы «Василий Теркин». Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» Родины. Чтение и комментирование отдельных глав.

3




91,92

Р.Р. Классное сочинение № 4 «Человек на войне».

2




93,94

Василий Макарович Шукшин Рассказы «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка», «Микроскоп»

2



«Уроки лит-ры», №6, 2009; №4, 20 09; ж. «Лит-ра в школе» №6, 2003, стр.20;

95,96

97,98

Борис Леонидович Пастернак. Сведения о жизни писателя. «Июль», «Снег идёт».

Александр Грин. Сведения о жизни писателя. «Голос и глаз».

2



2



«Уроки лит-ры», №10, 2005; №1, 20 02; ж. «Лит-ра в школе» №4 2004, стр.44;


Из зарубежной литературы - 7 часов


99,100

Уильям Шекспир. Сведения о жизни драматурга. Знакомство с трагедией «Ромео и Джульетта»

2



«Уроки лит-ры», №8 2004;

101

Конфликт чистого сердца и предрассудков.

1




102

Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувств юных героев, их преданность друг другу.

1




103

Мигель де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот» Ламанский (избранные главы)

1




104

Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот- неумирающий образ мировой литературы.

1




105

Задание на лето.

1




Учебно-методическое обеспечение


Учебник

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

«Литература. 8 класс»: в 2-х ч./ Авт.-сост. Г.И.Беленький. - М.: Мнемозина, 2010

1.Беленький Г.И. Литература 8 класс. Методические советы. - М.: «Просвещение», 2003

1.Козак О.Н. Литературные викторины. - С.- Петербург, «Союз», 2007

1.Виртуальный кабинет литературы в школе и дома. Литература 5-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий.

2.Беленький Г.И. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс. - М.: «Просвещение», 2013

2.Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. - М.: Глобус, 2009

2.Репетиторы. Литература. Серия «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. Задания и тесты. 5 - 11 классы.

3.Егораева Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. - М.: ВАКО, 2008.



© 2010-2022