- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Учебная рабочая программа для СПО по учебной дисциплине Русский язык и культура речи
Учебная рабочая программа для СПО по учебной дисциплине Русский язык и культура речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ипатова Т.В. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5
ДОНЕЦКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
вариативная часть образовательной программы
специальности
44.02.06 «Профессиональное обучение (Компьютерные системы и комплексы)»
подготовила преподаватель русского языка и литературы
Ипатова Татьяна Владимировна
Донецк, 2015
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности: 44.02.06 «Профессиональное обучение (Компьютерные системы и комплексы)»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в цикле профессиональных дисциплин в разделе «Общий гуманитарный и социально-экономический цикл» и опирается на знания, полученные студентами в процессе школьного изучения дисциплины «Русский язык», имеет меж предметные связи с дисциплинами общеобразовательного цикла «Русский язык», «Литература».
Вариативная часть циклов ОПОП
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» как учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Изучение дисциплины предполагает достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- закрепление и углубление знаний по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию, культуре речи;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии, навыков самоорганизации и саморазвития, информационных умений и навыков;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности студентов, а также расширение знаний по культуре речи;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общений;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- закрепление и расширение знаний студентов о тексте, функциональных стилях;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры орфографической и пунктуационной грамотности;
- способствование развитию речи и мышления студентов на межпредметной основе.
Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
Целью изучения любой дисциплины является формирование общих и профессиональных компетенций:
Обучение на основе данной рабочей программы должно строиться на основе компетентностного подхода. У студентов необходимо развивать и совершенствовать коммуникативную, языковую, лингвистическую (языковедческую) и культуроведческую компетенции. Формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Общие компетенции:
▪ коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в связи с их коммуникативной целесообразностью.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка студентами устных выступлений, рефератов, информационной переработки текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.) (ОК 1);
▪ языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, овладения основными нормами русского литературного языка, отработки умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся (ОК 2);
▪ формирование культуроведческую компетенции проходит в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов (ОК 3).
Профессиональные компетенции:
▪ изучение профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
-
владеть основными приемами информационной переработки текста;
-
соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения, применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в социально-бытовой, учебно-научной (на материале различных дисциплин) и деловой сферах общения;
-
отбирать речевые средства с учетом ситуации, избегать тавтологии, многозначности, речевых ошибок;
-
владеть основными видами публичных выступлений;
-
совершенствовать коммуникативные способности; развивать готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
-
основные функции языка, связь языка и истории;
-
смысл понятий: литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
-
орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
-
особенности выступлений в различных жанрах, правила подготовки выступлений.
В результате освоения дисциплины студент должен владеть
-
нормами коммуникативно и стилистически целесообразного использования языковых средств
-
навыками аргументированного изложения собственной точки зрения;
-
навыками составления основных официально-деловых текстов;
-
навыками грамотного письма.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
*осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
*развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
*увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
*совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
*самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 28 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 18 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов
2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
28
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
18
в том числе:
лекции
6
практические занятия
12
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
10
в том числе
Выполнение тестовых заданий
Написание творческих работ (презентации, кроссворды)
Подготовка докладов, выступлений
Редактирование текстов
2
4
2
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1
КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
2
Тема 1.1ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК
Содержание учебного материала
1
Введение в предмет. Цели и задачи содержания и организации дисциплины «Русский язык и культура речи» Формы существования языка.
Нормы русского литературного языка, их виды. Понятие культуры речи (логичность, точность, ясность, чистота, уместность, правильность, образность
выразительность, благозвучие). Язык и речь. Характеристика основных понятий, особенностей и признаков.
Лекция №1 Введение в предмет. Цели и задачи организации дисциплины «Русский язык и культура речи.
2-
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Проработка учебного материала в электронной библиотеке. Тема «Функциональные стили, подстили речи, жанры»
Раздел 2
Литературный язык и языковая норма.
4
Тема 2.1
Орфографические и орфоэпические нормы современного литературного русского языка.
Содержание учебного материала
Принципы русской орфографии.
Типы орфографических написаний. Правила произношения и правописания согласных звуков. Способы изображения гласных звуков на письме.
Основные орфограммы в корнях слов (исторические мены и чередования).
2
Практическое занятие № 1 Орфоэпические и орфографические нормы.
2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Творческое задание (презентация) на тему «Нормы русского литературного языка. Варианты норм. Типы норм.»
Тема 2.2
Морфологические нормы современного литературного
русского языка.
Содержание учебного материала
2
2
Морфема. Способы образования слов в русском языке (морфологические и неморфологические). Словообразовательные нормы русского языка. Аббревиатуры из сфер компьютерных и информационных технологий
Практическое занятие №2 Морфологические нормы. Варианты норм существительных, прилагательных, местоименйй.Аббревиатуры из сферы
компьютерных и информационных технологий.
2
Тема2.3
Синтаксические нормы современного литературного
русского языка.
.
Содержание учебного материала
Употребление в речи синтаксических конструкций. Основные единицы синтаксиса. Литературная норма сочетаемости слов. Особенности согласования и управления слов в предложении. Правила построения словосочетаний и строения предложений (предложения с деепричастным оборотом, однородными членами).
2
2
Практическое занятие №3. Синтаксические нормы. Правила употребления слов и их форм в соответствии с ситуацией общения и стилем речи Правила построения предложений и словосочетаний.
2
Тема 2.4
Лексические нормы современного литературного
русского языка.
.
Содержание учебного материала
2
Лексикология. Слово, его лексическое значение. Группы слов по лексическому значению. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Фразеологические единицы русского языка. Лексические словари.
Синонимы. Омонимы. Антонимы. Паронимы. Деление лексики с точки зрения ее употребления в речи. Изменение словарного состава языка. Устранение лексических ошибок, связанных с неправильным выбором слова (плеоназм, тавтология).
Практическое занятие №4 Лексикология. Виды и типы ошибок лексических ошибок.
2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.
Составить кроссворд на тему «Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Фразеология.»
Раздел 3
Понятие культуры речи.
Тема 3.1
Стилистика.
Текст. Смысловые типы текстов
Содержание учебного материала
2
Текст и его строение, признаки.
Типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Виды сокращений текста (план, конспект, реферат, рецензия).
Стили речи.
Деловая документация.
Лекция №2 Характеристика текста как основной единицы речи.
2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
Выполнение тестовых заданий на тему «Общая характеристика научного текста и жанровое своеобразие письменной научной речи»
Раздел 4
Современная концепция культуры речи: функциональные разновидности литературного языка.
4
Тема 4.1
Официально-деловой стиль
Содержание учебного материала
2
Общая характеристика официально-делового текста как документа. Специфические черты официально-делового стиля. Языковые и текстовые нормы. Документ, формуляр, реквизит.
Классификация жанров официально-делового стиля. Личные деловые бумаги: заявление, доверенность, резюме. Деловые письма.
Особенности русской и международной школы делового письма.
Лекция №3 Общая характеристика официально-делового стиля.
2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Тема «Жанровое своеобразие официально-делового стиля.»(составление документов,
выполнение тестовых заданий;
работа с учебной, методической, справочной литературой).
Тема 4.2
Письменные жанры научного стиля.
Содержание учебного материала
2
Научный стиль. Специфические черты научного стиля. Термин и терминосистема. Языковые нормы. Академическое красноречие.
Научный стиль в его письменной разновидности. Статья и её структура. Компрессия первичного научного текста. Вторичные жанры: тезисы, реферат, конспект. Аннотация. Оформление курсовой работы: список источников, ссылки, цитирование.
Практическое занятие № 5.
Общая характеристика научного текста и жанровое своеобразие письменной
научной речи.
2
Раздел 5
Основы ораторского искусства
2
Тема 5.1
Выступление как разновидность ораторского искусства.
Содержание учебного материала
Понятие «ораторское искусство». Содержание и композиция выступления Информационное обеспечение выступления. Подготовка к публичным выступлениям.
Практическое занятие№ 6 Особенности устной публичной речи. Ораторское искусство.
2
Всего:
18
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.2.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
№
содержание
кол.
1
Лекция №1
Введение в предмет. Цели и задачи организации дисциплины «Русский язык и культура речи.
2
2
Практическое занятие № 1
Орфоэпические и орфографические нормы.
2
3
Практическое занятие №2
Морфологические нормы. Варианты норм существительных, прилагательных, местоименйй.Аббревиатуры из сферы компьютерных и информационных технологий.
2
4
Практическое занятие №3.
Синтаксические нормы. Правила
употребления слов и их форм в соответствии с ситуацией
общения и стилем речи Правила построения предложений и словосочетаний.»
2
5
Практическое занятие №4
Лексикология. Виды и типы ошибок лексических ошибок.
2
6
Лекция №2
Характеристика текста как основной единицы речи.
2
7
Лекция №3
Общая характеристика официально-делового стиля.
2
8
Практическое занятие № 5
Общая характеристика научного текста и жанровое своеобразие
письменной научной речи.
2
9
Практическое занятие№ 6
Особенности устной публичной речи. Ораторское искусство.
2
2.2.2 ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
№
СОДЕРЖАНИЕ
КОЛ.
1
Проработка учебного материала в электронной библиотеке. Тема «Функциональные стили, подстили речи, жанры»
2
2
Творческое задание (презентация) на тему «Нормы русского литературного языка. Варианты норм. Типы норм.»
2
3
Составить кроссворд на тему «Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Фразеология.»
2
4
Выполнение тестовых заданий на тему «Общая характеристика научного текста и жанровое своеобразие письменной научной речи»
2
5
Тема «Жанровое своеобразие официально-делового стиля.» (составление документов, выполнение тестовых заданий;
работа с учебной, методической, справочной литературой).
2
3 условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский языки культура речи»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя
- комплект дидактического материала и наглядных пособий по дисциплине (учебники, словари разных типов, карточки, тексты разных типов и стилей речи)
Технические средства обучения:
-ноутбук
- проектор
- экран проекционный
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Кузнецов Н.В. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - 2-е изд., исп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 368с.
Дополнительные источники:
-
Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия»: Ростов-на-Дону, Феникс, 2002 г, 352 с.
-
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2002.
-
Горбацевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб. 2000.
-
Давыдов С.И. и др. Русский язык. Учебное пособие для техникумов.Изд.5-е, переработанное. - М.: 1971.
-
Левант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2001.
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., исп. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.
-
Павлов Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. Москва, П., 1991 г.
-
Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка: Учебное пособие для студентов пединститутов. - М.: Просвещение, 1984. - 208с.
-
Потапова Г.Н. Русский язык: орфография, синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10 - 11 кл. - М.: Дрофа, 2002. - 160с.
Интернет-ресурсы: Дополнительные источники:
12.Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа: gramota.ru
13.Электронный ресурс «Электронная версия газеты «Русский язык». Форма доступа: rus.1september.ru
14.Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: alleng.ru
15.Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: ruslit.ioso.ru
16.Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: gramma.ru
17.Электронный ресурс «Русские словари». Форма доступа: slovari.ru
18. htt: // Uchportal. Ru/
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимся индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
анализировать языковые единицы с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления
оценка результатов выполнения практической работы,
индивидуальных заданий
извлекать необходимую информацию из различных
источников: учебно-научных текстов, справочной
литературы, средств массовой информации
оценка результатов внеаудиторной самостоятельной
работы
владеть основными приемами информационной переработки
текста
оценка результатов написания конспектов и тезисов
соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения, применять в практике речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка
оценка результатов выполнения практической работы,
тестирования
создавать устные и письменные, монологические и
диалогические высказывания в социально-бытовой, учебно-научной (на материале различных дисциплин) и деловой сферах общения
оценка результатов вне аудиторной
самостоятельной работы, написания творческих работ
отбирать речевые средства с учетом ситуации, избегать тавтологии, многозначности, речевых ошибок
оценка результатов выполнения практической работы
владеть основными видами публичных выступлений
оценка результатов подготовки докладов и сообщений
совершенствовать коммуникативные
способности; развивать готовность к
речевому взаимодействию, межличностному и
межкультурному общению, сотрудничеству.
оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы; выполнения практической работы
основные функции языка; связь языка и истории;
оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы
смысл понятий: речевая ситуация, литературный язык, языковая норма, культура речи
оценка результатов выполнения практической работы
качества хорошей речи (точность,
логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство)
оценка результатов исследования
орфоэпические, лексические, грамматические и орфографические нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения
оценка результатов выполнения работы по карточкам,
тестовых заданий, практической работы
особенности выступлений в различных жанрах, правила подготовки выступлений.
оценка результатов подготовки докладов и сообщений, написания творческих работ
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как
-
духовной, нравственной и
-
культурной ценности народа;
-
приобщения к ценностям
-
национальной и мировой культуры;
Т
творческие задания
-
развития интеллектуальных и
-
творческих способностей, навыков
-
самостоятельной деятельности;
-
самореализации, самовыражения в
-
различных областях человеческой
-
деятельности;
Творческие задания
увеличения словарного запаса;
расширения круга используемых
языковых и речевых средств;
совершенствования способности к
самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
Чтение первоисточников
(конспектирование, реферирование)
-
совершенствования
-
коммуникативных способностей;
-
развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и
межкультурному общению, сотрудничеству;
Мастер-классы
-
самообразования и активного
-
участия в производственной,
-
культурной и общественной жизни
-
государства.
Поиск информации в
Интернет-ресурсах.
Творческие задания