Урок по русскому языку на тему Роль указательных слов в СПП (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока с элементами подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №6

Аникеевой Надежды Александровны

Тема. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель:

1.Образовательная:

  • углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;

  • формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;

  • с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;

  • составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;

2. Воспитательная:

  • воспитывать языковое чутьё;

  • внимание к происходящим процессам;

3. Развивающая:

  • расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.

Оборудование:

  1. Русский язык. Практика. 9 кл. : учебник / под ред. Ю.С. Пичугова. - М.: Дрофа, 2014;

  2. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2016 : учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной. - Ростов-на-Дону, 2015.

  3. Мультимедийный проектор для презентаций.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока.

Мотивация учебной деятельности

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении.

- Ребята, по окончании 9 класса вам предстоит сдавать письменный экзамен по русскому языку, с требованиями к которому вы уже знакомы, например, по пособию Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2016 / Под ред. Н.А. Сениной. - Ростов-на-Дону, 2015. Назовите, пожалуйста, какого рода задания вам предстоит выполнить? (написать сжатое изложение, ответить на тестовые задания по тексту, написать сочинение-рассуждение).

- Все верно. Как видим, во всех трех частях основного государственного экзамена нам с вами предстоит работа с текстом. И работа эта и на уроках, и на факультативах нами ведется. Результаты лингвистического сочинения, которое мы писали в понедельник и анализ проделанной вами работы еще впереди, а сегодня я предлагаю вам сосредоточиться на 2 тестовой части экзамена и еще раз обратиться к заданиям, которые непосредственно связаны с темой наших последних уроков.

- Итак, какому разделу русского языка посвящены наши уроки в 9 классе. (Синтаксису сложного предложения).

- Хорошо! И сегодня мы продолжим говорить о сложных предложениях. Вспомним все, что на сегодняшний день мы о них знаем, и познакомимся с указательными словами.

- Ребята, скажите, пожалуйста, а есть ли в тестовых заданиях ОГЭ задание, связанное со сложным предложением? (Да, 11-14 задание).

- Какое же предложение называется сложным? (с 2-мя и более грамматическими основами) (Слайд 1).

- Простые предложения, входящие в состав сложного, могут объединяться: 1) сочинительными союзами; 2) подчинительными союзами; 3) бессоюзной связью (не связанной ни с сочинением, ни с подчинением) (Слайд 2)

- Какие 2 способа связи существуют при союзном соединении простых предложения при построении из них сложного? (сочинение и подчинение).

- Действительно, в 12 задании, посвященном сложному предложению, представлено как сложносочиненное, так и сложноподчиненное предложение. Сложносочиненное предложение мы с вами уже изучили, и сегодня 2-й урок, посвященный изучению сложноподчиненного предложения. - Чем различаются эти типы сложного предложения. (При сочинении предложения равноправны, связь происходит при помощи сочинительных союзов, а при подчинении одно из предложений подчинено другому, в построении участвуют подчинительные союзы или союзные слова).

- Как отличить союз от союзного слова? (Ответы учеников сверяются по слайду 3).

- Я прошу вас открыть 1 вариант книги Сениной «Русский язык. Подготовка к ОГЭ - 2016». Найдите, пожалуйста, 12 тестовое задание из 1 варианта (стр. 237). Читаем задание. (Предложения выписаны на доске или представлены на слайде).

В задании предлагается из определенного предложения (или нескольких предложений) с пронумерованными запятыми выписать цифры, обозначающие подчинительную связь между частями сложного предложения. Ваши предложения: с чего начнем анализ? (1) с выделения грамматических основ, 2) установим границы простых предложений и найдем средства связи между частями сложного предложения, 3) выделим среди всех средств связи подчинительные союзы и союзные слова (они входят в состав придаточных). Цифры, стоящие перед этими средствами связи, и будут вашим ответом.

Возле доски мать развернулась, (1) и я увидел, (2) как быстро заработали ее яркие,(3) огненные лапы.

И сейчас важно ковыляют, (4) а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, (5) которую мы спасли от смерти.

Анализ данного предложения учащимися с точки зрения структуры и пунктуации.


  1. Работа над темой урока (Слайд)

- Я прошу вас обратить внимание на последнее предложения из данного отрывка текста. Здесь в главном предложении имеется некое слово, на котором мы с вами, когда произносим главное предложение, делаем логическое ударение. Слово это можно назвать предвестником придаточного предложения. Оно отвечает на тот же вопрос, имеет то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение. (Это слово той).

- К какой части речи принадлежит это слово (Указательное местоимение).

Что же получается придаточная часть может присоединяться к главной не только при помощи союзов и союзных слов, но и при помощи слов указательных!

- Как вы считаете, только указательные местоимения могут выступать в качестве подобных слов?

Ознакомление с таблицей, сопровождаемое комментариями учителя (слайды )

Способ выражения указательных слов


1.Указательные местоимения и местоимённые наречия

Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др.

Так вот тот подарок, что он обещал ей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский).

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л. Н. Толстой)

2.Определителные местоимения и местоимённые наречия

Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.

  1. Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев).2. Везде, где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин)

3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия

Никто, ничто, нигде, никогда и др.

Я не знаю никого, кто бы мог заменить старого графа (Н. С. Лесков)

4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия

Кто - то, что - то, где-то, когда-то и др.

По какой - то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков)

5. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями

При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)

А это удаётся в том случае, если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Я. Маршак)

- Ребята, как вы думаете, какова же роль указательного слова в подчинённом предложении?

  1. Слово учителя.

- Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.

- Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит. Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (указательные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.

Объяснительный диктант. Подчеркните средства связи в сложноподчинённых предложениях. В каких предложениях указательные слова являются необходимыми членами главного предложения, а в каких их можно опустить?

Недаром всюду, куда приходил он тогда, его встречали улыбками, весёлыми возгласами (К. И. Чуковский). 4. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть ли не деревьями (В. М. Гаршин), 5. Жгли всё, что только могло гореть (А. С. Новиков-Прибой). 6. На десятки и сотни вёрст стояла та глубокая тишина, какая бывает только в пустыне (К. Г. Паустовский).

Работа с учебником

- Ребята, рассмотрите опорную таблицу, данную в учебнике на с. 44.

Указательные слова являются членами главного предложения и помогают определить основное значение придаточного предложения.

- Выполните упражнение 83 на стр. 44, определив значение придаточных предложение по значению указательных слов.

«Тренинг начинающего редактора»

Задание № 1. Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные предложения запишите.

1. Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей. 2. Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть. 3. Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча. 4. Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса. 5. Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.

  • К выделенному слову подберите антоним. Разъясните его лексическое значение и составьте с антонимом предложение.

Задание № 2. Усильте выразительность речи, включив в предложения указательные слова.

Матери ненавидят оружие нападения, признавая только оружие, которым защищается жизнь. 2. Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о её счастье.

Задание № 3. В разговорном стиле необязательные указательные слова часто придают речи неуместный книжный оттенок. Устраните указательные слова в приведённых фразах.

1.Заслони лампу бумажным щитом для того, чтобы она не разбудила Серёжу. Расскажи-ка мне поподробнее о том, что тебе сообщила Софья.

Тест.

  1. Найди предложение с указательным словом.


  1. Расплескалось красок столько, что кружится голова.

  2. Скалы - это преграда, которую нужно преодолеть.

  3. Мы заметили, как на горизонте показалась туча.

2. Определите, при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному.

Дерево валят туда, куда оно нагнулось.

  1. Союз

  2. Союзное слово

  3. Указательное слово

3. На месте каких цифр должны стоять запятые?

В воздухе(1) куда ни взглянешь(2) кружатся(3) и опускаются на землю целые облака снежинок.

1. 1, 2, 3

2. 2, 3

3. 1, 2

Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

- Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

- Какие задания вызвали наибольшие затруднения?

Домашнее задание.

П. 207, Упр. 84.


© 2010-2022