- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Эссе Твори, дерзай, увлекай!
Эссе Твори, дерзай, увлекай!
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сулейманова Ш.Д. |
Дата | 18.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель года России - 2015
Эссе на тему:
«Твори, дерзай и увлекай!»
Подготовила
учитель истории и обществознания
МБОУ «Жемчужинская средняя
общеобразовательная школа -
детский сад»
Нижнегорского района
Республики Крым
Сулейманова
Шефика Джевдетовна
«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни...»
К.Д.Ушинский
Учителем не рождаются, но начинается он задолго до поступления в институт. Обществу, школе нужен учитель, умеющий мудро, по-доброму относиться к людям, в том числе в ситуации конфликта, имеющий особый склад мышления, мировосприятия. Учитель, умеющий видеть хорошее даже там, где другие замечают только плохое. Он должен учить детей радоваться победам, пробуждать у них вдохновение, не отчаиваться, когда что-то получилось не так, учить самостоятельно, ставить себе цели и осуществлять их. Ведь всё это даст ученикам стимул для саморазвития, самореализации, самоутверждения. Самая важная особенность педагога-увлечение и вдохновение. Учитель - это человек, который приоткрывает дверь к знаниям и необъятным горизонтам познания.
Наверное, каждый учитель помнит свой первый урок? Мне тоже не забыть его, но я вспоминаю его с улыбкой. Это было 17 лет назад. Мне, тогда выпускнице юридического техникума, такие понятия как «методика преподавания», «педагогические приемы», «структура урока» и многие другие были совершенно неизвестны. Ну, и как следствие - урок получился скучным, пресным, сбивчивым. Я помню, как ученики выходили из класса и шептались о том, что едва не заснули на уроке. Да и несколько последующих уроков тоже мало чем отличались от самого первого. Сложившаяся ситуация, грозила крахом моей «педагогической» деятельности. «Вы не сможете пересечь море, просто стоя и вглядываясь в воду», - пришел на ум афоризм Тагора. «Нужно срочно принимать меры!» - именно с таким призывом я обратилась к себе. Мириться со своими ошибками и плыть по течению очень не хотелось. «Не ошибается тот, кто ничего не делает», - гласит народная мудрость. Я стала анализировать свои ошибки, читать различную методическую литературу, посещать уроки своих коллег, училась «слышать» своих учеников. Я очень благодарна Маркину Анатолию Николаеву, тогда директору школы, за его мудрые советы, его веру в меня, методическую помощь.
Так, день за днем стала погружаться в школьный «водоворот». Уроки, конкурсы, концерты, вечера, походы, соревнования! Моя жизнь стала настолько насыщенной, что порой я даже не замечала, как пролетали дни, месяцы, годы.
Каждый урок становился для меня открытием. Я сама, шаг за шагом, осваивала мастерство учителя; училась вести диалоги с учениками, находить общий язык; да и сама история, как предмет, стала открываться по-новому. Каждое утро я задавала себе вопрос: «Что день грядущий мне готовит?» А он действительно, готовил сюрпризы: невыполненные домашние задания, забытые дома учебники, плохое настроение у ребят (или слишком радостное), «потерянные» ключи от кабинета, проблемы в отношениях со сверстниками - все это и многое другое как из «рога изобилия» сыпалось мне на голову. Но эти «сюрпризы» только стимулировали меня, они заставляли находить «золотую середину» в отношениях «учитель-ученик», помогали найти истину.
В таком круговороте прошло несколько лет.
И, постепенно, я стала осознавать, что не могу без всего этого. Школа превратилась в смысл моей жизни. Я ждала встреч с учениками, их мысли, чувства, их желание докопаться до сути, горящие от любопытства глаза вызывали во мне восторг. А когда осознаешь, что этот блеск становится ярче от того, что ты им открываешь тайны истории, что вместе мы находим ответы на многие вопросы - делается еще радостней.
Профессия учителя - это профессия творческая. Сама жизнь диктовала новые подходы и требования к процессу обучения. «Ни в коем случае не останавливаться на достигнутом», - установку я дала сама себе. Позади был долгий путь, главным достижением которого стал опыт. Мои первые пробы и ошибки привели к пониманию, на мой взгляд, одного из главных педагогических принципов: для того, чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться. Адольф Дистервег представитель германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX в. основным трудом, которого стало "Руководство к образованию немецких учителей" однажды сказал: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Я, абсолютно согласна с ним. Из понимания этого и складывается простая формула успеха педагогической деятельности: надо стремиться к тому, чтобы быть максимально самим собой, менять себя, трудиться над недостатками, приобретать достоинства, идти в ногу со временем, искать, зажигать своими идеями и находками учеников, поддерживать их инициативу, полагаться на них.
Моим педагогическим кредо стало изречение Льва Николаевича Толстого: «Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание». И со временем я ощутила признание детей, почувствовала их искреннюю любовь, увидела, как с удовольствием ученики приходят на мои уроки.
Творя, дерзая, увлекая,
Себя я детям отдаю!
Взамен любовь их получаю
и «Вас, за все благодарю!»
Счастье каждого человека складывается из разных показателей. И, наверное, одним из них является выбранная профессия, которая приносит радость. Моя профессия приносит мне радость, это мое любимое дело. Она приносит мне удовольствие и дарит массу положительных эмоций каждый день. И даже, несмотря на то, что это изнурительный, тяжелый труд, вместе с тем он прекрасен и изумительно радостен.