- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока в 5 классе по теме Буквы Ы-И после Ц
Технологическая карта урока в 5 классе по теме Буквы Ы-И после Ц
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Новосёлова О.А. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
русский язык 5 класс
Тема урока: « Буквы и-ы после ц»
Место урока по теме: 1 - ый урок по теме
Тип урока: Открытие новых знаний
Формы, приемы, методы:
Формы: индивидуальная, групповая
Методы: проблемный вопрос, проблемная ситуация
Приёмы: фронтальный опрос, работа в группах, приём «Да-нет», дифференцированные задания
Цель урока:
Познакомить с новым опознавательным признаком - наличием звука Ц перед гласным, с правописанием Ы -И после Ц
Задачи урока:
Предметные:
1. Способствовать развитию навыка правописания букв и-ы после ц.
2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале.
Метапредметные:.
1. Познавательные УУД:
владеть приёмами отбора и систематизации материала;
анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;
преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, действовать по алгоритму.
2. Регулятивные УУД:
искать пути решения учебной задачи;
самостоятельно решать предложенные учебные задачи;
соотносить цели и результаты своей деятельности;
определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные УУД:
строить связное монологическое высказывание;
представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные :
1. Формировать адекватную самооценку
2. Учить применять орфографические знания в повседневной жизни
3. Прививать интерес к познавательной деятельности
Предполагаемый результат
Знать
Уметь
Орфограмму «Буквы И-Ы после Ц»
Исторические особенности слов с буквами И-Ы после Ц
Опознавать орфограмму в тексте
Составлять алгоритм и пользоваться им
Применять изученную орфограмму для решения практических задач
Компетенции/УУД
Педагогические технологии
Оборудование
Учебно-познавательные, регулятивные, коммуникативные
Проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, деятельностный подход
Доска, компьютер, бланки ответов для задания (КОЗ). учебник
ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Компетенции/
аспекты компетенции/УУД
Оценивание/формы контроля
Результат
I этап: Организационный
Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работу в нашей маленькой лингвистической лаборатории. К концу урока мы узнаем, кто из вас самый внимательный, находчивый, активный на уроке.
-Всё ли готово к уроку?
Настраиваются на урок
Личностная. Мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне
Включение в учебный процесс
II этап: Актуализация знаний
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока
- Ребята, посмотрите, Коля Синицын написал СМС- письмо своим родным, но некоторые слова компьютер почему-то подчеркнул:
Дорогие сестрици!
Спешу вас обрадовать, взял билеты до Цымлянска. Скоро буду. До встречи, ваш брат Николай Синицин.
-Как вы думаете, почему?
- Что объединяет слова?
- Постарайтесь сформулировать тему урока.
Учащиеся обсуждают ситуацию, с которой и они не раз сталкивались, отправляя СМС
Примерные ответы:
- Красной волнистой чертой подчёркивается орфографическая ошибка в слове.
- Во всех словах есть буква Ц.
- Тема урока: «Буквы И-Ы после Ц»
Учебно-познавательная, коммуникативная
Фронтальная беседа
Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать тему урока
III этап: Постановка целей и задач
Выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач, планирования дальнейшей деятельности
- Что нужно сделать, чтобы помочь Николаю Синицыну написать грамотное письмо? Используйте слова:
- Я узнаю…
- Я смогу…
- Я научусь..
- Я смогу применить…
- Как вы сможете достичь этих целей? Что поможет нам? С чего нужно начать?
Выдвигают формулировки целей, обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей
Примерные ответы:
- Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы.
- Я смогу помочь Николаю Синицыну исправить ошибки в СМС
- Я научусь правильно писать слова с буквами И-Ы после Ц
- Я смогу применить знания в жизни, например, правильно решу упражнение и получу «5»
- С изучения орфограммы. Поможет учебник.
Учебно-познавательная (планирование деятельности), коммуникативная
Беседа
Умение формулировать цели, задачи урока, планировать собственную деятельность
IV этап: Решение учебной задачи (открытие нового знания)
Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умения преобразовывать информацию
Организует групповую работу по открытию нового знания: класс делится на группы, одной группе предлагается систематизировать материал учебника в виде схемы, второй группе - составить алгоритм
Исследуют теоретический материал, работая в группе, обсуждают, находят пути решения задания
Возможные ответы:
1 группа:
Слова на -ция?
да нет
/ \
станция 2. В какой части слова буква?
/ \
в окончании, в корне
в суффиксе \
/ 3. Слово-искл.?
Ы / \
улицы да нет
куцый / \
Синицын Ы И
Цыган цирк
На цыпочках цифра
Цыплёнок
Цыц
Цыкнуть
2 группа:
Ы после Ц
И после Ц
1.В корне слов-искл: цыган, на цыпочки, цыплёнок, цыкнул, цыц
1.В корнях слов
2.В окончании
2.В словах на
-ция
3.В суффиксе
Учебно-познавательная, коммуникативная
Исследование, работа в группах
Умение преобразовывать информацию в схему, алгоритм, т.е. анализировать, систематизировать.
V этап: Первичное закрепление
Организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения
Организует работу по первичному закреплению нового знания
- Вернёмся к СМС Синицына. Помогите ему правильно написать слова на данную орфограмму
Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или схеме
Учебно-познавательная, коммуникативная
Индивидуальная работа
Умение действовать по алгоритму
VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
Организовать учащихся на самостоятельное пошаговое выполнение заданий нового типа, на самопроверку по эталону (образцу)
Организует выполнение задания по алгоритму (КОЗ классического типа - См. приложение.)
Самостоятельно выполняют задания нового типа, сравнивают с эталоном.
Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи.
Учебно-познавательная
Выполнение КОЗ, самооценка
Умение работать самостоятельно по алгоритму, сопоставлять с эталоном, адекватно оценивать свою деятельность
VII этап: Применение нового знания и включение в систему знаний
Обеспечить включение нового знания в систему знаний;
организовать
повторение и закрепление ранее изученного, самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;
создать ситуацию успеха для каждого;
-А теперь поменяемся ролями.
На доске записаны слова. Одно из них я загадаю, а вы задаёте мне такие вопросы, на которые я вам буду отвечать «да» или «нет», пока не отгадаете слово
Циркуль, цинга, информация, циклон, цикл, цыкнуть, страницы, ситуация, Царицыно, проказницы.
Участвуют в игре, продумывают вопросы, включаются в мыслительную деятельность
Примерные вопросы:
- В слове после Ц пишется и?
-Нет
-В слове после Ц пишется ы?
-Да
- Это слово пишется по правилу: «ы после ц пишется в окончании и суффиксе»?
-Нет.
Ответ: цыкнуть
Учебно-познавательная
Приём «Да-нет»
Умение логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос
VIII этап: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Организовать действия по обобщению изученного,
нацелить на
на работу творческого характера
Предлагает разноуровневые задания:
1.Написать рассказ на тему
«В цирке», используя слова на данную орфограмму
2.Составить кроссворд со словами «Буквы И-Ы после Ц»
3.Выполнить упражнение из учебника (для слабых учеников)
Ориентируются в информации.
Учитывая свои баллы по шкале критериев оценки КОЗ, выбирают задания соответствующего уровня, ориентируясь на рекомендации учителя.
Учебно-познавательная, информационная
Дифференциация заданий
Умение объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание.
Формирование собственных представлений о предмете изучения.
IX этап:Рефлексия. Подведение итогов
Помочь учащимся осознать результаты деятельности
Учитель возвращает к началу урока, к постановке целей
Анализируют деятельность по достижению цели для себя (самооценка), товарищем (взаимооценка), всем классом.
Учебно-познавательная, коммуникативная
Ответы на вопросы:
- Я узнал…
- Я смог…
- Я научился..
- Я смог применить
Анализ достижения цели. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.
Приложение
Компетентностно - ориентированное задание
Компетенция
Учебно-познавательная (применение новых знаний для решения учебных задач), информационная (извлечение и переработка информации).
Стимул
Вы предположили, что написание гласных и-ы после ц может зависеть от морфемного строения. Но так ли это?
Задачная формулировка
1.Проверьте верность своих предположений, прочтите формулировку правила в учебнике.
2.Составьте схему правила.
4.Пользуясь схемой, проанализируйте данные ниже слова, распределите их по графам таблицы
3.Озаглавьте графы таблицы.
Источник информации
1.Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2010 стр.
2. Слова: цыганский, птицы, овация, цитрусовый, цыплята, регистрация, куницын, отличницы, курицын, циркуль.
Бланк
выполнения задания.
Инструмент проверки
Критерии оценивания
Модельный ответ
1.Схема.
Суффикс
Слова на - ция
ЦИ ЦЫ Окончание
Корень слова
В корнях слов-
исключений
2. Таблица.
Орфограмма в корне
Слова на -ция
Орфограмма в суффиксе
Орфограмма в окончании
Слова-исключения
цитрусовый
циркуль
овация
регистрация
куницын
лисицын
птицы
отличницы
цыганский
цыплята
1.За правильно составленную схему- 4 балла ( по 2 балла за каждую часть схемы).
2.За верно заполненную таблицу- 15 баллов (по 1 балу за каждое слово и по 1 баллу за верно озаглавленные графы).
Максимальное количество баллов-19
Отлично-17-19балов
Хорошо-13-16 баллов
Удовлетворительно-9-12 баллов
Неудовлетворительно до 8 баллов