Тематическое планирование Элективный курс Культура речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс


« Культура речи »


Объяснительная записка


В настоящее время к культуре речи предъявляются высокие требования. Речь должна быть не только правильной в орфоэпическом, лексическом и грамматическом отношении, но и хорошей, стилистически целесообразной и дифференцированной.

Предлагаемая система работы позволяет учащимся ясно осознать жизненную необходимость изучения русского языка. Она создает оптимальные условия для развития мышления учащихся, так как предполагает вовлечение их в разнообразную мыслительную и речевую деятельность, расширяет обучающие возможности уроков русского языка. Учащиеся овладевают не только нормами литературно правильной речи, но и умением строить речь в соответствии с разнообразными задачами и условиями общения. В работе раскрываются пути достижения более высокого уровня культуры речи, связанного с освоением норм функциональных стилей, закономерностей целесообразного использования средств языка .

Целью данного элективного курса является подготовка грамотных, образованных людей, так как уже давно наступило время разрешить противоречие между нормами современного русского литературного языка и теми "эталонами речи", которые звучат с экранов телевизоров, со страниц газет, журналов и "массовой" литературы, не говоря уж об Интернете. Постоянно повторяясь, типичные ошибки укореняются в нашем сознании как некая речевая "норма", с которой одному учителю или отдельно взятой школе бороться просто бессмысленно, данную проблему нужно решать в масштабах региона, а то и России в целом.

Элективный курс «Культура речи» построен с учетом принципов системности, научности, доступности, преемственности и перспективности, имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

показать богатство русской речи, повысить интерес к изучению родного языка;

стимулировать творчество учащихся, развивать их наблюдательность, творческое воображение;

учить речевому мастерству, развивать мышление, эмоциональную сферу, эстетический вкус учащихся;

развивать внимание учащихся к слову, прививать навык осознанного, немеханического употребления в речи сходных по внешнему виду, но различных по значению слов;

развивать речевую память учеников, их языковое чутье;

совершенствовать речь с точки зрения грамматической правильности построения синтаксических единиц;

формировать навыки точного, коммуникативного целесообразного использования синтаксических средств языка в речевой практике;

научить школьников пользоваться словарями;

научить приемам и способам, позволяющим придать языку побольше свойств речи хорошей;

помочь учащимся удостовериться в чрезвычайном богатстве собственных возможностей, в разнообразии своих словарных и других запасов, которые, к сожалению, остаются часто невостребованными;

воспитывать культурного читателя, умеющего отличать хорошую книгу от посредственной, радоваться встрече с подлинным произведением искусства; прививать вкус к хорошей речи, нетерпимость к порче языка, отвращение к речи грубой, вульгарной, косноязычной;

воспитывать желание избавляться от недостатков в собственной речи: следить за своей речью, что-то изменять в ней, от чего-то отвыкать, к чему-то новому приучаться.

В результате изучения курса учащиеся должны:


научиться говорить ясно, убедительно, правильно, выразительно и свободно;

овладеть навыками живой устной речи, навыками словесной импровизации, умением держать контакт с аудиторией, контролировать себя во время выступления;

научиться стилистическому анализу языка рукописей;

уметь использовать при написании различных текстов языковые ресурсы;

приобрести навыки стилистической правки текста, основанной на четком определении характера речевых ошибок и умелом их устранении;

научиться слышать, запоминать и использовать в речи и синонимы, и в уместных случаях архаизмы и неологизмы, и диалектизмы всякий раз, когда они могут выразить мысль и чувства красочней, колоритней, сильней, точней, неожиданней, чем примелькавшееся литературное гладкое слово;

выработать в себе нетерпимость к стилистическим недочетам в словоупотреблении;

уметь использовать слова определенной морфологической структуры в определенных синтаксических позициях и конструкциях, уместно употреблять в собственной речи слова с определенными типами морфем, видеть смысловые и стилистические особенности различного рода текстов, уметь оценивать свою и чужую речь.














Содержание программы

17 час

1. Общение - социальное явление ( 1 час )

2. Невербальные средства общения (1 час)

3. Литературный язык (1 час)

4. Точность, разнообразие и чистота речи (1 час)

5. Богатство, образность и выразительность речи (1 час)

6. Нормы речи, ее динамика и вариантность ( 1 час)

7. Акцентологические нормы (1 ч.)

8. Орфоэпические нормы (1ч.)

Сближение произношения с написанием. Произношение отдельных звуков, звукосочетаний, некоторых грамматических форм. Типичные трудности произношения. Диалектное произношение

9. Лексические нормы (2ч.)

Многозначность слова. Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность. Плеоназм и тавтология. Лексическая недостаточность.

Омонимия и смежные с ней явления. Этимология. Историзмы и архаизмы. Диалектизмы. Терминология. Профессиональная лексика. Жаргонизмы. Неологизмы. Окказионализмы. Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Клише, речевые штампы, канцеляризмы.

10. Морфологические нормы (2 ч.)

Употребление форм имен существительных в речи. Использование имен прилагательных в речи. Употребление форм имен числительных в речи. Использование форм местоимений в речи. Употребление форм глагола. Использование наречий в речи. Употребление служебных частей речи, междометий, звукоподражательных слов.

11. Синтаксические нормы (1 ч.)

12. Чистота речи (1 ч.)

Литературные и нелитературные слова. Слова-паразиты. Молодежный жаргон. Просторечные слова. Нецензурные выражения.

13.Речевой этикет (1 ч.)

14. Обращения в речевом этикете(1 ч.)

15. Словари - источники знаний (1ч.)

Всего 17 часов



Список используемой литературы:




1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001.

2. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. - М.: Знание, 1983.

3. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

4. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. - 2-е изд., доп. И перераб. - М.: Изд-во МГУ,2008.

5. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.

6. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1996.

7.Л. Введенская «Культура речи» Пособие для учащихся колледжей Ростов-на-Дону., 2004 г

8. Д.Э. Розенталь « А как сказать лучше?» «Дрофа» 1998 г

© 2010-2022