Конспект урока в 7 классе Наречие как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 7 классе

Наречие как часть речи

Урок изучения нового материала

Цели урока:

  • Обучающая: познакомить учащихся с наречием как частью речи, показать грамматические признаки наречия

  • Развивающая: продолжить формирование орфографических и пунктуационных навыков, развитие познавательной активности учащихся, умение реализовать имеющиеся знания путем активации логического мышления в различных 4учебных ситуациях

  • Воспитывающая: использовать воспитательные возможности данной темы повышения интереса школьников к учебному предмету для воспитания чувства любви и уважения к родному языку.

План урока:

I.Оргмомент

II. Изучение нового материала.

  1. Вводная часть

  1. Беседа с классом

- Когда вы сегодня шли в школу, наверняка заметили, что яркости и красоты в природе стало меньше? Почему?

- Какое настроение было у вас, когда собирались в школу? Когда шли по улице?

- Да, на улице стало холодно. Лето прошло. Кто-то в теплые деньки трудился усердно, готовился к зиме, а кто-то отдыхал.

- Давайте послушаем одну сказочную историю в исполнении …(Один ученик выразительно читает, остальные внимательно слушают)

В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Все лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову он бежал на поле, до которого было рукой подать и возвращался с пшеничными зернами.

Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.

Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:

- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!

А Муравей ей в ответ:

- Ты, соседка, все лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!

2. беседа с классом

- Знакомая история?

- В сказке много фразеологизмов. Давайте найдем их и объясним значения.

(Дети записывают фразеологизмы и их значения в тетрадь)

Сломя голову- быстро

Рукой подать - близко

Куры не клюют- много

Спустя рукава- плохо

- Какой частью речи являются слова второй колонки? Итак, речь сегодня пойдет о наречии. (записываем число, тему урока)

III.Объяснение нового материала

- Почему вы решили, что данные слова - наречия?

(составлям алгоритм «Распознаваниенаречия среди других частей речи». На слайде:

  1. Отвечают на вопросы КАК?ГДЕ?СКОЛЬКО?)

- Значит, если слово отвечает на вопросы ГДЕ?КАК?СКОЛЬКО? - это наречия?

- А эти слова- наречия?

В доме, к вечеру, в пять

- Так достаточно ли одного вопроса для того, чтобы понять, какой частью речи является слово?

- Можно ли спутать наречие с другими частями речи?

- Так какие цели мы поставим перед собой на нашем уроке?

(1. Научиться определять, что такое наречие.

2. Распознать наречие среди других частей речи)

- Мы выяснили, что по вопросу не всегда можно определить, какой частью речи является слово.

- Найдите в тексте сказки слова, от которых можно поставить вопрос к данным наречиям. Запишите их рядом.

(быстро бежал, было рядом,много накопилось, плохо работала)

- Какая это часть речи? Что она обозначает?

- Укажите главное слово в словосочетании. От каких слов зависят наречия?

(На слайде: 2. Зависят от глагола)

- А теперь попробуем изменить наречие по числам, лицам, падежам. (Ученики делают вывод: не изменяется)

(На слайде: 3. Не изменяется)

- Есть ли окончания у наречия? Почему?

- Давайте еще раз посмотрим на алгоритм.

- Сегодня мы только начинаем изучение наречия. На следующих уроках вы узнаете много интересного об этой части речи. Я не буду раскрывать всех тайн, думаю, вам гораздо интереснее будет сделать это самим.

- Как же научиться пользоваться нашей памяткой, чтобы распознать наречие? Запишем предложение: В саду сегодня тихо играла музыка.

- Найдите наречия и подчеркните их как части речи.

- Как вы считаете, наречие- это самостоятельная или служебная часть речи? Докажите!

- Ребята, давайте сформулируем определение наречия как части речи

IV. Закрепление

  1. Беседа

- какую роль играют наречия? Зачем мы их используем в речи?

Сравните предложения Человек бежит и Человек бежит медленно. Чем они различаются?

- Наречие - это старое слово. Если попытаться проникнуть в состав этого слова, то придется выделить корень - реч-. Слово же в древнерусском языке имело гораздо больше значений, чем в современном русском языке (например: слово, язык, наречие, вопрос, дело, обвинение, спор, способ, предмет, вещь, глагол….)

Итак, речью назывался и глагол. Это значение и заключено в корне -реч- , входящем в слово «наречие». Но при чем же здесь глагол, спросите вы?

Термин «наречие», если его перевести на современный русский лад, будет соответствовать слову «наглаголие», таким образом, древние ученые главное содержание наречия видели в том, что оно должно «накладываться» на глагол. Так оно фактически и происходит.

Имя существительное определяется прилагательным, которое сообщает ему четкость, выразительность, экспрессивность. Так и наречие при глаголе - оно живописует глагол. Например:

Красивое письмо- красиво пишет

Громкое чтение - громко читает

Быстрая ходьба - быстро ходит

Наречия могут пояснять и прилагательные, обозначая при этом степень качества: очень хороший голос

Чрезвычайно интересная книга

Весьма сдержанный человек

  1. - Сейчас вы попробуете составить рекомендации на тему: «Как добиться успеха в учебе». Постарайтесь включить в текст как можно больше наречий.

На слайде

На уроке работай…

Упражнения выполняй…

Читай…

Объяснения учителя слушай…

Пиши всегда…

Домашнее задание готовь…

(дети читают получившиеся предложения)

- Молодцы! С этим заданием вы успешно справились! Следующее задание у вас на столах, вам нужно включить в текст пропущенные наречия. Удачи!

Карточка:

Враги приблизились друг к другу. Медведь … отскочил …, а лось, взмахнув в воздухе рогами, прыгнул …. Медведь … увернулся от сокрушительного удара и … скрылся в чаще. Лось … постоял на поляне, … вздрогнул, … опустил голову и побрел по лесу. Жизнь была отвоевана!

V. обобщение изученного на уроке

1. Беседа.

- Какие цели мы поставили в начале урока?

- какой алгоритм разработали вместе?

- какие признаки наречия мы обнаружили?

- А теперь попробуйте сами оценить, научились ли вы распознавать наречие среди других частей речи. На ваших столах карточки с предложениями и бланк, ели выделенное слово - наречие, то в клетку с соответствующим номером впишите букву Н, если не наречие - поставьте прочерк. ( дети оценивают себя самостоятельно: в бланке из верно отмеченных предложений должна получиться цифра пять)

1.

2.

3

4.

5

6

7

8

9

10

11

13

13

14

15

Карточки.

Высокий уровень сложности:

  1. Солнце слегка коснулось воды

  2. Я очень люблю весну

  3. Он лениво потянулся

  4. Туман медленно исчезает

  1. Прогремел гром

  2. Это платье красивое

  3. Стол стоит крепко

  4. Руки работают ловко

  5. Она смотрела вдаль

  6. Отец закрыл окно

  7. Звездное небо

  8. Лес закончился неожиданно

  9. Все громко кричали

  10. Задачу решить легко

  11. Листья плавно опустились

Средний уровень сложности:

  1. Ваня рано проснулся

  2. Море ласково шумит

  3. Мне пришло письмо

  4. Я писал аккуратно

  5. Пять часов вечера

  6. Ты решил задачу?

  7. Все прочитали громко

  8. Ученик ответил правильно

  9. Дети бегут домой

  10. Платье короткое

  11. Он вернулся быстро

  12. Какое белое платье!

  13. Мы собирались долго

  14. Мы живем рядом

  15. Работа продолжается

Низкий уровень сложности:

  1. Окно открыли

  2. Бежать быстро

  3. Говорить громко

  4. Летний день

  5. Светить ярко

  6. Зеленый лист

  7. Я пришел

  8. Петь тихо

  9. Жить близко

  10. Большое зеркало

  11. Три яблока

  12. Ехать долго

  13. Красивый лес

  14. Поднять легко

  15. Выполнить хорошо

VI. Домашнее задание

  1. Выписать из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 5 предложений с наречиями.

  2. Составить 5-6 предложений с наречиями.

VII. Подведение итогов

- Как вы считаете, цели, которые мы поставили, были нами достигнуты?

- Почему это у нас получилось?



© 2010-2022