Рабочая программа по литературе по программе Коровиной 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №37»Железнодорожного района города Барнаула РассмотреноПедагогическим советомПротокол № 10 от «30» августа 2013г.УтверждаюДиректор школы Приказ №___от « 30 » августа 2013г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе в 9 классемуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №37» 2 ступень на 20013/2014 учебный год базовыйРабочая учебн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №37»

Железнодорожного района города Барнаула

Рассмотрено

Педагогическим советом

Протокол № 10 от «30» августа 2013г.

Утверждаю

Директор школы

__________О.А.Лаптева

Приказ №___от « 30 » августа 2013г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в 9 классе

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №37»




2 ступень

на 20013/2014 учебный год

базовый

Рабочая учебная программа составлена на основе

Программы общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной. Авторы программы по литературе (5-11 классы) В. Я. Коровина,

В.П. Журавлев, И. С. Збарский, - М., Просвещение, 2010.




Составитель: Колупаева Наталья Владимировна

учитель русского языка и литературы



г. Барнаул 2013г.





Пояснительная записка.


Статус документа

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Статья 32, п.7 Закона Российской Федерации «Об образовании», Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Концепция долгосрочного социально-экономического развития образования РФ на период до 2020 года, устав школы, Базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004, Учебный план МБОУ «СОШ № 37», Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004г №1089. " (с изменениями от 3 июня 2008 г.), Примерные (авторские) программы (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по отдельным предметам к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных и допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе - особенности труда писателя, его позиция, интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа, историзм классиков русской литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 9 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю.


Формы и средства контроля:

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с мак­симальным использованием художественных особен­ностей текста) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литератур­ном герое, характеристика героя или героев (в том чис­ле групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведе­ние, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подго­товка сообщений, доклада, эссе, интервью на литера­турную тему; диалога литературных героев (воображае­мых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогиче­ской речью в объеме изучаемых в этих классах произве­дений (в процессе беседы, интервью, сообщений, до­кладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфо­эпических, литературных, энциклопедических, мифоло­гических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочине­ние-миниатюра, сочинение на литературную и свобод­ную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5-9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух ге­роев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (про­стого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, сти­хотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5-9 клас­сах.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 9 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;






Учебно-тематический план.



Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Из древнерусской литературы.

4

Из русской литературы XVIII века

9

Из русской литературы начала XIX века.

3

Из русской литературы XIX века.

51

Из русской литературы XX века.

26

Зарубежная литература.

8

Итого:

102ч .




Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Программа общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной. Авторы программы по литературе (5-11 классы) В. Я. Коровина,

В.П. Журавлев, И. С. Збарский, - М., Просвещение, 2010.

2. Учебник «Литература. 9 класс. В 2-х частях» (авторы-составители В. Я. Коровина, Журавлев В.П., Коровин В.И.), Москва, «Просвещение», 2010.

3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А.. Литература в 9 классе: Урок за уроком. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2001.

4. Золотарева И.В., Крысова Т.А... Поурочные разработки по литературе: 9 класс. - М.: ВАКО, 2008.

5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. - М.: ВАКО, 2007.



Тематический поурочный план учебного предмета «Литература» 9 класс

( 3 часа в неделю, 102 часа)

Номер недели

№ урока

Тема урока.

Основное содержание.

Виды деятельности (практические, ла-бораторные, конт-рольные работы)

Планируемые образова-тельные результаты изучения темы

(знать/уметь)

Ведущие формы,

методы, средства обучения

1

2

3

4

5

6



1 четверть.




1 нед.

1

Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.


Литература Древней Руси (3+1)

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особен-ности жанра. Знать: жанр и композицию про­изведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формули­ровать идею про­изведения; выра­зительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.


Характеристика этапов раз-вития древнерусской литера-туры. План.


3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия

2нед.

4

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения. Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произ-ведения.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.


5

Поэтическое искусство автора в «Слове…». Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»

Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…»

Сочинение по «Слову о полку Игореве».

Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...».

Анализ образа ав­тора. Почему мож­но сказать, что ав­тор - патриот? До­казать это приме­рами из текста.


Русская литература ХVIII века ( 9ч. )


6

Классицизм в русском и мировом ис-кусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века.

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.

3 нед.

7

М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особен-ности жанра оды.
Уметь анализировать стихо-творное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобра-зительно-выразительных средств..

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и рефо-рматоре русского литера-турного языка.

8

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях «Ода на день восшествия…». Ода как жанр лири-ческой поэзии.

Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде?

9

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Идеи просвещеня и гуманизма в ли-рике Державина. Обличение неспра-ведливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихо-творное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды.

4 нед.

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»). Мысль о бессмертии поэта.

Выразительно читают «Памя--тник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и пони-мания произведения.

11

А.Н.Радищев. «Путешествие из

Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»). Изображение российской действите-льности. Обличительный пафос про-изведения.


Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление особенности его жанра.

12

А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.


Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на воспри-ятие и понимание идеи.

5нед.

13

Н.М.Карамзин - писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. «Осень» как произве-дение сенттиментализма.

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, нова-торский характер его литера-турного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с лите-ратуроведческим словарем.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.

14

Н.М.Карамзин . «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни чело-века.

Анализ героя, внимание к внутренней жизни человека.


Из русской литературы I половины ХIХ века ( 3ч.)

15

Золотой век русской литературы (обзор). Понятие о романтизме и реа-лизме. Поэзия, проза и драматургия 19 века.

Знать основные черты роман-тизма как литературного нап-равления;

теоретико-литературные поня-тия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принад-лежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Формирование теоретико-литературных понятий элегия, баллада, лирический герой.

6 нед.

16

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.

Анализ лирического текста

17

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

Характеристика героев, комментарий текста.

Русская литература ХIХ века (51 ч.)

А. С. Грибоедов (7 ч.)


18

А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии.

Знать особенности комедии как жанра;
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на воп-росы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, опреде-лять стих комедии.

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное моно-логическое высказывание «Портрет писателя».

7 нед.

19

«Горе от ума» Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова. Особен-ности композиции комедии.

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной коме-дии, «условности разговор-ного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия.

20

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии.Фамусов-ская Москва в комедии «Горе от ума»

Выразительное чтение моно-логов и комментирование.

21

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия. Чацкий в системе образов комедии.

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблема-тику пьесы, идейное содержа-ние, внутренний конфликт, давать характеристику персо-нажей, в том числе речевую. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе рече-вую, отбирать материал о пер-сонажах пьесы, подбирать цитаты.

Устные сочинения на основе кратких характеристик пер-сонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценоч-ные эпитеты. Выразительное чтение монологов и коммен-тирование.

8 нед.

22

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молча-лине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого.

23

Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Обучение анализу эпизода.

Обучение анализу эпизода.

24

РР И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Подготовка к сочи-нению по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

Сочинение по комедии «Горе от ума».

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конс-пект или план-конспект)


А. С. Пушкин (14 ч.)

9 нед.

25

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.

Знать основные этапы жиз-ненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные чер-

ты реализма как литературного направления.

Уметь создавать презентацию информационного проекта. Знать философские и христиа-нские мотивы в лирике поэта.
Уметь анализировать стихо-творное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразитель-но-выразительных средств.

Знать адресатов пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотво-рений.

Пересказывают статью уче-бника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями.

26

Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Роди-не. «К Чаадаеву», « Анчар».

Анализ лирического текста

27

Любовь как гармония душ в лирике А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. «На холмах Грузии», «Я вас любил».

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение сти-хотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?»


2 четверть.

10 нед.

28

Тема поэта и поэзии ( «Я памят-ник…», «Пророк». Раздумья о смы-сле жизни,о поэзии. Обучение анализу одного стихотворения.

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии.

29

Контрольная работа

Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века.

«Романтическая лирика

начала ХIХ века». Контро-льная работа

«Романтическая лирика

начала ХIХ века». Контро-льная работа

30

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

Характеристика героев, комментарий текста.

11 нед.

31

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». За-мысел и композиция романа.Сюжет.

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особен-ности стихотворного романа, композицию онегинской стро-фы.

Уметь выделять смысловые части текста.

Анализ жанровых особен-ностей стихотворного рома-на.

32

Онегин и столичное дворянское общество

Характеристика внутреннего мира героя.

33

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Траги-ческие итоги жизненного пути.

Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство.

12 нед.

34

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга Ларины.

Знать содержание глав романа, понимать типическое и инди-видуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.

Знать идею произведения, ли-рические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

Сравнительная характерис-тика: монологический ответ с цитированием.

35

«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений.

Характеристика Татьяны и Онегина. Эволюция взаимо-отношений.

36

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

Анализ идеи произведения, лирических отступлений в романе, авторской позиции.

13 нед.

37

РР Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману.

Д/р сочинение

38

«Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства». Два типа миро-восприятия персонажей трагедии.

Сравнительная характерис-тика: монологический ответ с цитированием.


М.Ю.Лермонтов ( 12 ч. )

39

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта,

знать основные тропы,

уметь находить их в тексте. Знать основные мотивы фило-совской и любовной лирики по-эта.

Уметь анализировать стихо-творения по плану.

Пересказ статьи учебника (сжато), презентация инфо-рмационного проекта с комментариями.

14 нед.

40

Образ поэта - пророка в творчестве М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии.

41

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

42

Эпоха безвременья в лирике поэта. Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии.

Анализ лирического текста

15 нед.

43

Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман.

Обзор содержания. Сложность композиции.

Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?

44

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки обра-за Печорина в главах «Бэла», «Мак-сим Максимыч».

Знать понятия роман, психо-логический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особе-нности сюжета и композиции.

Знать содержание«Журнала Печорина».

Уметь представлять психоло-гический портрет героя в сис-теме образов.

Знать понятия реализм и ро-мантизм, оценку романа «Ге-рой нашего времени» В.Г.Бе-линским.

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в ро-мане, сопоставлять их.

Ответ на вопрос: как в порт-рете Печорина угадывается противоречивость его харак-тера. Устное словесное рисование.

16 нед.

45-46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Та-мань», «Княжна Мэри».

.

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Сравнительная характерис-тика: монологический ответ с цитированием.

48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

3 четверть.

17 нед.

49

Споры о романтизме и реализме ро-мана «Герой нашего времени». Роман в оценке В.Г.Белинского.

Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романти-ческое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

50

Контрольная работа

по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

Контрольная работа по роману «Герой нашего времени».

Контрольная работа по рома-ну «Герой нашего времени».


Н.В.Гоголь ( 8 ч. )

51

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

Знать страницы жизни и тво-рчества, проблематика и поэ-тика первых сборников «Вече-ра …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.

Знать историю создания поэ-мы, композиционные особен-ности, жан­ровое своеобразие.

Уметь восприни­мать художе-ствен­ное произведение в кон-тексте эпох.

Сообщение о жизни и твор-честве писателя на основе прочитанной статьи, презен-тация.

Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю»


18 нед.

52

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жа-нра и композиции. Обзор содержа-ния. Смысл названия поэмы.

Объяснение смысла названия на основе прочитанного тек-ста, жанра произведения.

53-54

Система образов поэмы «Мертвые души». Образы помещиков - расто-чителей и накопителей.

Характеристика образов по-мещиков - расточителей и накопителей.

19 нед.

55

Образ города в поэме «Мертвые ду-ши».

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси (Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.)

Уметь анализировать эпизод, характери­зовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

Характеристика города и героев литературного про-

изведения

56

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

Характеристика Чичикова как нового героя эпохи и как антигероя. Эволюция его образа

57

«Мертвые души» - поэма о величии России. «Мёртвые» и «живые» души. Эволюция образа автора.

Анализ эволюции образа автора.

20 нед.

58

РР Соединение комического и лири-ческого начал в поэме. Поэма в оце-нке Белинского. Подготовка к со-чинению.

Сочинение по поэме «Мертвые души».

Сочинение по поэме «Мертвые души».


59

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета. Патриарха-льный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев.

Знать творческую биографию писателя, содержание произ-ведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев.

60

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр дра-матургии.

Ответы на проблемные вопро-сы, монологические высказы-вания.

21 нед.

61-62

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе.

Тип петербургского мечтателя в по-всти «Белые ночи».

Черты его внутреннего мира.

Знать содержание повести, уметь характеризовать изоб-

разительно-выразительные средства .

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.


63

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа.

22 нед.

64

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести, его духовный конф-ликт.

Рассказ о писателе, опреде-ление черт личности героя

65

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Смерть чи-новника». Эволюция образа малень-кого человека.

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

66

А. П. Чехов «Тоска». Тема одиноче-ства человека в мире. Образ много-людного города и его роль в рассказе.

Анализ образа многолюдного города и его роль в рассказе

23 нед.

67

РР Подготовка к сочинению - ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутрен-него мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений).

Знать содержание произве-дений, проблемы, которые поднимают в них авторы.

Уметь создавать письмен-

ное сочинение.

Сочинение «В чём особен-ность изображения внутрен-него мира героев русской литературы второй половины ХIХ века?»

68

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Многообразие жанров, эмоциональ-ное богатство русской поэзии.

Чтение и анализ стихотво-рений о жизни, природе,

предназначении человека.

Русская литература ХХ века. Проза ( 10 ч. )

69

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления..


24 нед.

70

И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произ-ведение, выделять проблему.

Анализ рассказа: монологические ответы..

71

Мастерство Бунина в рассказе «Тем-ные аллеи». Лиризм повествования.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа.

72

М.А.Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

Анализ с раскрытием художе-ственного своеобразия произ-ведения, его нравственной проблематики.

25 нед.

73

Поэтика повести М. Булгакова «Со-бачье сердце». Гуманистическая позиция автора.

Анализ поэтики повести М. Булгакова «Собачье сердце».

74

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

Знать особенности композиции рас­сказа «Судьба че­ловека».

Уметь характери­зовать образ глав­ного героя, особенности ав-торского повествования.

Характери­стика образа глав­ного героя, особенностей ав-торского повествования.

75

Особенности авторского повество-вания в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и расска-зчик, сказовая манера повествова-ния.

Анализ композиции рассказа, позиции автора, сказовой ма-неры повествования.

26 нед.

76

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины после-военной деревни. Образ рассказчика. Тема «праведничества» в рассказе.

Знать автобиогра­фическую ос-нову рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художест-венное своеобразие расска­за

Знать текст произведения, по-нятие «праведничество»,

уметь объяснять смысл праве-дничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.

Рассказ о писателе с презен-тацией.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

77

Образ праведницы в рассказе «Мат-ренин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-прит-чи.

Анализ образа праведницы в рассказе «Матренин двор», трагизма её судьбы.

78

РР Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.

Контрольная работа.

Сочинение по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века.

4 четверть.




Русская литература ХХ века. Поэзия ( 16 ч. )

27 нед.

79

Русская поэзия Серебряного века.

Знать основные факты биогра-фии поэта.

Уметь выразительно читать на-изусть стихотворения А.Блока.

Знать особенности трагедии ли-рического героя в «страшном мире»., своеобразие лирических интонаций Блока.


80

А.А.Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Об-разы и ритмы поэта.

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений.

81

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Своеобразие лирических интонаций Блока.

Анализ своеобразия лири-ческих интонаций Блока.

28 нед.

82

С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.в лирике С. Есенина.

Размышления о жизни, природе, человеке.

Знать основные события твор-че­ской биографии поэта, его про­граммные произве­дения.

Уметь анализиро­вать поэти-ческий текст, выделяя тропы и стилисти­ческие приемы.

Сообщение о поэте с презен-тацией. Анализ народно-пе-сенной основы лирики поэта; темы Родины в лирике С. Есе-нина.


83

Размышления о жизни, природе,

предназначении человека в лирике С. Есенина.

Чтение анализ стихотворений о жизни, природе,

предназначении человека в лирике С. Есенина.

84

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть.

29 нед.

85

М.И.Цветаева. Особенности поэтики М. Цветаевой. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Знать факты биографии поэ-тессы. Особенности новатор-ства, традиций, тематику сти-хотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэтессе с презентацией.

Выразительное чтение стихо-творений и их анализ.

86

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и нова-торство в творческих поисках поэта.

Анализ традиции и новато-рства в творческих поисках поэта.

87

Н.А.Заболоцкий.

Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики поэта.

Сообщение о поэте с презен-тацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

30 нед.

88

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.

Знать факты биографии поэ-тессы. Особенности новатор-ства, традиций, тематику сти-хотворений, трагические инто-нации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэтессе с презентацией.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

89

А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики А. Ахматовой.

Анализ традиции и новато-рства в творческих поисках поэта.

90

Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность в стихах о природе и любви.

Анализ философской глу-бины лирики поэта.

31 нед.

91

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. Мечта о преображении Родины.

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, осо-бенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэте с презен-тацией «К юбилею поэта». Выразительное чтение стихотворений и их анализ

92

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

Анализ проблем и интонации стихов о войне.

93

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19- 20 века.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

32 нед.

94

РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению.

РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века.

Тема Родины.

РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века.

Тема Родины.

Из зарубежной литературы ( 6ч. )

95

Античная лирика.

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…»

Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

Уметь подготовить сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихо-творений и их анализ

Сообщение о поэте с презен-тацией. Выразительное чтение стихотворений и их коммен-тарий с отражением особен-ности взгляда римлян на че-ловека и эпоху.

96

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов поэмы и её философский характер.

Иметь представление о твор-честве Данте, о героях произ-ведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их ал-легорический характер.

Сообщение о поэте с презен-тацией.

Выразительное чтение текста песен, определение их алле-горического характера.

33 нед.

97

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира.

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.

Уметь участвовать в диалоге по прочи­танному произведе­нию, по-нимать чу­жую точку зрения.

Выразительное чтение отде-льных сцен трагедии и их комментарий.

Гуманизм эпохи Возрождения

98

У. Шекспир. Гамлет и его одино-чество в конфликте с реальным ми-ром. Трагизм любви Гамлета и Офе-лии.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.)

Характери­стика образа Гам-лета и его одиночества в кон-фликте с реальным миром. Трагизм любви.


99

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чте-нием отдельных сцен). Эпоха про-свещения. «Фауст» как философская трагедия.

Противопоставление добра и зла, Фауста и Мефистофеля.

Знать основные факты из жизни Гете, содержание от-дельных сцен «Фауста».

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев.

Анализ «Фауста» как фило-софская трагедии. Смысл противопоставления добра и зла, Фауста и Мефистофеля.


34 нед.

100

Поиски справедливости и смысла жизни в трагедии «Фауст».

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).

Характери­стика образа глав­ного героя, особенностей ав-торского повествования.

101-102

Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Выявление уровня литера-турного развития. Тести-рование.



6

© 2010-2022