Методические рекомендации Поиск оптимальных методов качественной подготовки учащихся к ЕНТ по русскому языку

В системе работы учителя сложился достаточно отрегулированный механизм контроля, отслеживающий и корректирующий качественную подготовку к ЕНТ. Он включает следующие шаги:1. Стартовый контроль в начале учебного года в 11 классе за курс основной школы на определение базовых компетенций школьника. 3. Составление учителем планов коррекционной работы и планов подготовки к ЕНТ.4. Периодические комплексные тестирования учащихся 11 класса с обязательным анализом и коррекционной деятельностью учителя и с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Суколина Людмила Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

СШ им ени Максима Горького с ДМЦ



Поиск оптимальных методов качественной подготовки учащихся

к ЕНТ по русскому языку

Образование становится ведущим фактором, определяющим социально-экономическое развитие любого государства. Поэтому достижение высокого качества образования в настоящее время стало важнейшей проблемой во всем мировом сообществе. Одним из аспектов выступают современные средства оценивания результатов обучения: тестирование, мониторинг, портфолио. На сегодня уровень знаний учащихся 11 классов в Казахстане определяют итоговые экзамены в форме ЕНТ. Выпускникам школ района скоро предстоит показать свои знания при сдаче ЕНТ. Педагоги нашего района всегда в поиске вопроса «Как эффективно подготовить учащихся к сдаче единого национального тестирования?» Эта проблема волнует всех участников процесса обучения: учителей, родителей, учеников.

Задача педагога заключается в качественной подготовке учащихся к ЕНТ. Качественная подготовка - это процесс постоянного совершенствования всех структур педагогического процесса. Системное исследование результатов ЕНТ однозначно приводит к выводам: субъективный фактор - осмысленное целенаправленное участие школьников присутствует в подготовке к ЕНТ неявно. Результаты ЕНТ зачастую зависят от случайного выбора, от интуиции. Выпускник, участвуя в ЕНТ, действует в ситуации неопределенности, это рождает и инертное отношение части выпускников к процессу подготовки к ЕНТ в течение учебного года. Вместе с тем, требования к результатам ЕНТ ежегодно растут. Это вынуждает учителя выстраивать жесткую систему управления процессом подготовки к ЕНТ.

 Анализ ЕНТ

 Стартовый контроль

 Планирование и прогноз

 Учебная деятельность

 Промежуточный и рубежный контроль

 Анализ и коррекция

 ЕНТ

Эта система, в принципе, обеспечивает стабильный образовательный результат.

В системе работы учителя сложился достаточно отрегулированный механизм контроля, отслеживающий и корректирующий качественную подготовку к ЕНТ. Он включает следующие шаги:

1. Стартовый контроль в начале учебного года в 11 классе за курс основной школы на определение базовых компетенций школьника.

3. Составление учителем планов коррекционной работы и планов подготовки к ЕНТ.

4. Периодические комплексные тестирования учащихся 11 класса с обязательным анализом и коррекционной деятельностью учителя и самоанализом результатов тестирования учеником.

5. Организация подготовительных курсов для учащихся 11 классов, где осуществляется тематическое повторение с выполнением тестовых заданий.

6. Обучение учащихся навыкам самоконтроля при подготовке к ЕНТ

7. Использование сети Интернет учащимися как индивидуального тренажера для отработки техники тестирования

8. Консультативно-разъяснительная работа с родителями и учащимися.

Такая поэтапная подготовка учащихся к ЕНТ дает свои положительные результаты, прослеживается рост среднего балла. Положительным результатам ЕНТ способствует опыт отработки базовых знаний и умений по предмету, материал которого рассчитан на 11 класс и способствует более глубокому усвоению тем. В своей практике применяю систему расширенного изучения проблемных тем, что снимает ряд затруднений при обучении учащихся. В начале года разрабатывается план мероприятий по подготовке к ЕНТ. Это позволяет творчески конструировать учебный процесс, отбирать наиболее эффективные образовательные технологии и обеспечивать в будущем хороший результат на тестировании учащихся. Самый сложный компонент системы управления качеством подготовки к ЕНТ - ученический . Прежде всего, педагогом учитывается выявленные образовательные потребности и запросы ученика и родителей, а также базовые знания ученика по предмету, его целевые установки. Ни для кого не секрет, что базовые знания и мотивация учеников могут не совпадать. И все это существенным образом влияет на учебный процесс. Чтобы достичь хорошего результата при сдаче ЕНТ, надо привлечь необходимые ресурсы, прежде всего компетенции учителя и ученика по организации и подготовке к ЕНТ. И только при совпадении этих важных составляющих педагогического процесса возможен высокий образовательный результат. Однако наблюдение за базовыми установками выпускников показывает, что сознательное учение не стоит на верхней строчке в списке учебных умений. Сознательное учение отчасти проявляется в случае, когда надо проштудировать и пересказать конкретный параграф, подготовиться к тематическому тестированию для получения оценки. Подразумевается, что старшеклассники хорошо знакомы с основным курсом русского языка, поэтому времени на повторение изученного в 5-9 классе обычно выделяется очень мало. Однако практика показывает, что именно этот материал, главным образом теоретический, является камнем преткновения. В течение учебного года приходится несколько раз обращаться к одному и тому же материалу. Это можно делать подробно и бегло, развернуто и сокращенно. Несмотря на то, что многие разделы русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним еще раз заострить внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал, подобрать примеры, потренироваться. В своей работе использую тренировочные тесты по разным разделам русского языка, тематические тесты, диктанты, варианты индивидуальных заданий, словарь трудных слов и краткий фразеологический словарь, который встречается в тестовых заданиях, на уроках использую карточки с заданиями, содержащими наиболее сложные аспекты пройденного, наиболее трудно усваиваемый материал разбираем в классе несколько раз. Например, при проведении семинарских занятий для более эффективной работы делю класс на группы, каждая из которых будет отвечать за подготовку заданий по конкретному разделу языкознания: фонетике, морфемике и словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису. К каждому уроку группы готовят задания по разным разделам; таким образом, все ученики повторяют материал за курс 5-9 классов, углубляют свои знания, совершенствуют навыки. Так на дополнительном занятии по подготовке к ЕНТ предлагаю комплекс заданий.

Задания для 1 группы.

Раздел «Фонетика»

Задание1. Теоретические вопросы:

  1. Что изучает фонетика?

  2. Какие согласные звуки относятся только к глухим или только звонким согласным?

  3. Какие согласные являются только твердыми, какие - мягкими?

Задание 2. Работа с текстом

Одним из распространенных жанров устного поэтического творчества казахов является эпос.

Эпос - стихотворное произведение о прошлом народа, его поэтическая история. Большинство произведений казахского эпоса сложилось на основе сказаний, которые создавались племенами, впоследствии составившими казахскую народность. Все свои эпические поэмы народ делил на поэмы о батырах и поэмы о влюбленных. Поэмы о батырах и их необыкновенных подвигах напоминают русские воинские былины, поэмы о влюбленных - баллады. В современной науке их обозначают общепринятыми терминами - эпос героический и эпос социально-бытовой.

Задания:

  1. Определить тему и идею текста.

  2. К какому стилю можно отнести данный текст. Свой ответ обоснуйте.

  3. Найти в тексте 5 примеров оглушения согласных и 5 слов, в которых букв больше, чем звуков.

Задание 3. Выполнить тестовые упражнения

Задание 1. Найдите правильный ответ.

1. Подчеркните в данном наборе слова, в которых букв больше, чем звуков:

а) размять;
б) друзья;
в) лисий;
г) грустный;
д) луч.

2. Подчеркните слово, в котором все согласные звуки - глухие:

а) доклад;
б) ночник;
в) часов;
г) сетей;
д) колосок.

3. Подчеркните слово, в котором буква е обозначает один звук:

а) сегодня;
б) еда;
в) объезд;
г) пьеса;
д) собрание.

4. Подчеркните слова, где буква ё обозначает два звука:

а) шёпот;
б) поёт;
в) плётка;
г) перевёл;
д) ёжик.

5. Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв:

а) клочья;
б) прелестный;
в) академия;
г) святой;
д) зеленый.

6. Подчеркните слово, где все согласные звуки - звонкие:

а) майка;
б) свеча;
в) кружка;
г) косой;
д) заговор.

7. Подчеркните слова, где количество букв равно количеству звуков:

а) лестный;
б) белый;
в) подъем;
г) ложь;
д) растет.

8. Подчеркните слово, в котором все согласные звуки - мягкие:

а) щавель;
б) зеленый;
в) лыжи;
г) юг;
д) шинель

.2. Запишите правильный ответ.

Вопрос

Ответ

Эталон

+

1

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, называется

фонетика

2

Звуки языка делятся на гласные и

согласные

3

Две буквы в русском языке не обозначают звуков. Это

ъ и ь

4

В слове зуб буква б обозначает звук

[п]

5

Сколько букв и звуков в слове ель?

3 буквы и 3 звука [йэл']

6

Сколько всего гласных звуков в русском языке?

6

7

Какой(ие) звук(и) обозначает буква я в слове грядка?

[а]

8

Сколько слогов в слове земля?

2

9

Верно, ли, что в слове домой все согласные звуки звонкие?

да

10

Какими звуками различаются слова мал - мял?

[м] - [м']

Всего набрано баллов


ТСЗ - тематический словарный запас как способ компактно представить все имеющиеся теоретические сведения по теме;

ТСЗ «ГЛАГОЛ»

  1. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

  2. В предложении глагол обычно выступает в роли сказуемого.

  3. Неопределенная форма глагола (инфинитив) - это его начальная форма. Она не выражает ни времени, ни лица, ни числа, ни рода.

  4. Глаголы в неопределенной форме имеют суффикс -ть (- ти ): брать, везти.

  5. Глагол в неопределенной форме может оканчиваться на -чь, что относится к корню: беречь.

  6. Вид - совершенный: (что сделать?) - уснуть; несовершенный: (что делать?) спать.

  7. Видовая пара - как правило, однокоренные глаголы со сходным лексическим значением, один из которых совершенного, а другой несовершенного вида. Для образования видовой пары необходимо:

  • Присоединить приставку к глаголу НСВ: читать - прочитать;

  • Заменить суффикс глагола НСВ на -и или -ну: решать - решить, шагать - шагнуть.

  • Изменить ударение: отрезать - отрезать.

  • Заменить одно слово другим: класть - положить.

  1. Время - настоящее, прошедшее, будущее: думаю, думал, буду думать, подумаю.

  2. Настоящее время - глаголы изменяются по лицам и числам: бежишь (2 лицо, ед.число)

  3. Прошедшее время - глаголы обычно имеют суффикс -л-, изменяются по числам, а в единственном числе по родам: смотрел, смотрели, смотрела, смотрело.

  4. Будущее время - глаголы совершенного вида образуют форму простого будущего времени: напишу, скажу; глаголы несовершенного вида образуют форму сложного будущего времени при помощи вспомогательного глагола быть: буду говорить, будем знать. Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам: сделаю, сделают.

  5. Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам.

    I спряжение

    II спряжение

    1. Все глаголы на -ать, -еть, -оть,

    -уть, -ыть: брать, полоть, уснуть, мыть, петь.

    2. 2 глагола на -ить: брить, стелить

    1. Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить

    2. Глаголы-исключения:

    гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

  6. Разноспрягаемые глаголы - хотеть, бежать.

  7. Особо спрягаются - дать, есть (принимать пищу).

  8. Переходность

  1. Глаголы бывают переходными и непереходными.

  2. Переходными называются глаголы, которые могут употребляться с существительными или местоимениями в винительном падеже без предлога: любить (кого?что?) маму, книги.

  3. Остальные глаголы называются непереходными: лететь (кого?что?)….

  4. Глаголы с суффиксом (постфиксом) -ся называются возвратными, такие глаголы, как правило непереходные: умываться (кого?что?)…

  5. При переходном глаголе могут употребляться существительные в родительном падеже без предлога, которые можно заменить винительным падежом без предлога. Это встречается при отрицании или указании на часть от целого: выпить (чего?) чаю - выпить (что?) чай, не люблю (чего?) зимы - не люблю (что?) зиму.

  6. Запомни! Существительное или местоимение в винительном падеже без предлога или в родительном падеже без предлога, который можно заменить винительным падежом без предлога, называется прямым дополнением. Все остальные дополнения называются косвенными. Изучать химию (прямое дополнение, изучать по учебнику (косвенное дополнение)

  1. Возвратные глаголы - это глаголы с суффиксом -ся: умываться.

  2. Безличные глаголы - обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица: нездоровится, холодает, вечереет.

  3. Наклонение - условное, повелительное, изъявительное.

  4. Проверочная работа по теме «Глагол»

I вариант

II вариант

1. Глагол обозначает действие предмета.

2. Приведите синонимы термина начальная форма глагола (неопределенная форма, инфинитив).

3. -чь относится к корню: беречь

4.На вопрос что делать? Отвечают глаголы несовершенного вида.

5.Какие общие непостоянные признаки имеют глаголы в настоящем и будущем времени? (изменяются по лицам и числам)

1. В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

2.Как определить время, лицо, число, род глагола в начальной форме?(начальная форма глагола не выражает ни времени, ни лица, ни числа, ни рода.

3. -ть (- ти ) - суффикс неопределенной формы .

4.На вопрос что сделать? Отвечают глаголы совершенного вида.

5.В какой форме глагол имеет общие непостоянные признаки с прилагательным? (глаголы изменяются по родам в единственном числе прошедшего времени).

Особое внимание учитель уделяет содержанию домашнего задания. В качестве домашних заданий могут быть предложены упражнения из учебника, а также творческие задания. Считаю , что домашние задания должны быть вариативными: предлагаю несколько вариантов домашней работы, а ученики из данных вариантов имеют возможность сделать выбор. Таким образом, ученики просматривают несколько вариантов заданий, оценивают свои возможности, а учитель на уроке может контролировать выполнение домашних заданий путем взаимопроверки, при этом обучая учащихся навыкам самоконтроля, или останавливаться на сложных вопросах.

Разбирая тестовые задания, наиболее трудные, которые требуют знания пунктуации в сложных предложениях с разными видами связи, предлагаю учащимся определенный алгоритм действий: в каждом из примеров необходимо сначала найти предикативный центр (ГО) и определить, простое оно или сложное, в сложном - отыскать границы составляющих его частей, средства связи предложений, обратить внимание на осложнение (однородные члены предложения, вставные конструкции, различные обороты, обращения). При этом имеют значение цель высказывания и интонация - в зависимости от этого ставятся знаки препинания в конце предложения, которые зачастую находятся вне нашего внимания.

Таким образом, благодаря данной системе выпускники в достаточной степени овладевают техникой тестирования. Представленный материал позволит дать объективные основы для принятия практических решений, направленных на повышение уровня обученности выпускников школы.

Методические рекомендации

1 Отбор учебной литературы для учителя и учащихся.

2 Составление плана подготовки к ЕНТ, который позволяет рационально распределять время занятий между теорией и практикой, носит практическую направленность, способствует отбору и систематизации материала, решает проблему рационального распределения учебного материала.

3 Крупноблочная подача материала. (Возможность обобщения и закрепления изученного в среднем звене и осмысление более сложного материала, обеспечивает широту видения, способствует повышению орфографической и пунктуационной грамотности).

4 Составление сводных таблиц учащимися по крупным темам плана. (Приучает приобретать знания самостоятельно, вырабатывает умение пользоваться справочной литературой, способствует применению полученных знаний на практике).

5 Усвоение слов с непроверяемыми согласными и гласными - необходимый этап каждого урока. (Приемы и способы работы над словом разнообразные).

6 Корректировка собственных ошибок учащимися. (Системность и целенаправленность работы над ошибками, классификация ошибок способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости).

7 Различные виды контроля: диктанты, тестовые задания, комплексный анализ текста. (Средство повышения интереса к выполняемой работе, организация учащихся, приучение к самоконтролю).

8 Самостоятельное составление учащимися отдельных тестовых заданий и полных тестов. (Активная форма работы нацеливает на отбор материала, на его группировку по видам орфограмм и пунктограмм, на структурирование тестов, на формирование практических навыков.)



© 2010-2022