- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методические рекомендации Поиск оптимальных методов качественной подготовки учащихся к ЕНТ по русскому языку
Методические рекомендации Поиск оптимальных методов качественной подготовки учащихся к ЕНТ по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Байгазакова И.Т. |
Дата | 30.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Суколина Людмила Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
СШ им ени Максима Горького с ДМЦ
Поиск оптимальных методов качественной подготовки учащихся
к ЕНТ по русскому языку
Образование становится ведущим фактором, определяющим социально-экономическое развитие любого государства. Поэтому достижение высокого качества образования в настоящее время стало важнейшей проблемой во всем мировом сообществе. Одним из аспектов выступают современные средства оценивания результатов обучения: тестирование, мониторинг, портфолио. На сегодня уровень знаний учащихся 11 классов в Казахстане определяют итоговые экзамены в форме ЕНТ. Выпускникам школ района скоро предстоит показать свои знания при сдаче ЕНТ. Педагоги нашего района всегда в поиске вопроса «Как эффективно подготовить учащихся к сдаче единого национального тестирования?» Эта проблема волнует всех участников процесса обучения: учителей, родителей, учеников.
Задача педагога заключается в качественной подготовке учащихся к ЕНТ. Качественная подготовка - это процесс постоянного совершенствования всех структур педагогического процесса. Системное исследование результатов ЕНТ однозначно приводит к выводам: субъективный фактор - осмысленное целенаправленное участие школьников присутствует в подготовке к ЕНТ неявно. Результаты ЕНТ зачастую зависят от случайного выбора, от интуиции. Выпускник, участвуя в ЕНТ, действует в ситуации неопределенности, это рождает и инертное отношение части выпускников к процессу подготовки к ЕНТ в течение учебного года. Вместе с тем, требования к результатам ЕНТ ежегодно растут. Это вынуждает учителя выстраивать жесткую систему управления процессом подготовки к ЕНТ.
Анализ ЕНТ
Стартовый контроль
Планирование и прогноз
Учебная деятельность
Промежуточный и рубежный контроль
Анализ и коррекция
ЕНТ
Эта система, в принципе, обеспечивает стабильный образовательный результат.
В системе работы учителя сложился достаточно отрегулированный механизм контроля, отслеживающий и корректирующий качественную подготовку к ЕНТ. Он включает следующие шаги:
1. Стартовый контроль в начале учебного года в 11 классе за курс основной школы на определение базовых компетенций школьника.
3. Составление учителем планов коррекционной работы и планов подготовки к ЕНТ.
4. Периодические комплексные тестирования учащихся 11 класса с обязательным анализом и коррекционной деятельностью учителя и самоанализом результатов тестирования учеником.
5. Организация подготовительных курсов для учащихся 11 классов, где осуществляется тематическое повторение с выполнением тестовых заданий.
6. Обучение учащихся навыкам самоконтроля при подготовке к ЕНТ
7. Использование сети Интернет учащимися как индивидуального тренажера для отработки техники тестирования
8. Консультативно-разъяснительная работа с родителями и учащимися.
Такая поэтапная подготовка учащихся к ЕНТ дает свои положительные результаты, прослеживается рост среднего балла. Положительным результатам ЕНТ способствует опыт отработки базовых знаний и умений по предмету, материал которого рассчитан на 11 класс и способствует более глубокому усвоению тем. В своей практике применяю систему расширенного изучения проблемных тем, что снимает ряд затруднений при обучении учащихся. В начале года разрабатывается план мероприятий по подготовке к ЕНТ. Это позволяет творчески конструировать учебный процесс, отбирать наиболее эффективные образовательные технологии и обеспечивать в будущем хороший результат на тестировании учащихся. Самый сложный компонент системы управления качеством подготовки к ЕНТ - ученический . Прежде всего, педагогом учитывается выявленные образовательные потребности и запросы ученика и родителей, а также базовые знания ученика по предмету, его целевые установки. Ни для кого не секрет, что базовые знания и мотивация учеников могут не совпадать. И все это существенным образом влияет на учебный процесс. Чтобы достичь хорошего результата при сдаче ЕНТ, надо привлечь необходимые ресурсы, прежде всего компетенции учителя и ученика по организации и подготовке к ЕНТ. И только при совпадении этих важных составляющих педагогического процесса возможен высокий образовательный результат. Однако наблюдение за базовыми установками выпускников показывает, что сознательное учение не стоит на верхней строчке в списке учебных умений. Сознательное учение отчасти проявляется в случае, когда надо проштудировать и пересказать конкретный параграф, подготовиться к тематическому тестированию для получения оценки. Подразумевается, что старшеклассники хорошо знакомы с основным курсом русского языка, поэтому времени на повторение изученного в 5-9 классе обычно выделяется очень мало. Однако практика показывает, что именно этот материал, главным образом теоретический, является камнем преткновения. В течение учебного года приходится несколько раз обращаться к одному и тому же материалу. Это можно делать подробно и бегло, развернуто и сокращенно. Несмотря на то, что многие разделы русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним еще раз заострить внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал, подобрать примеры, потренироваться. В своей работе использую тренировочные тесты по разным разделам русского языка, тематические тесты, диктанты, варианты индивидуальных заданий, словарь трудных слов и краткий фразеологический словарь, который встречается в тестовых заданиях, на уроках использую карточки с заданиями, содержащими наиболее сложные аспекты пройденного, наиболее трудно усваиваемый материал разбираем в классе несколько раз. Например, при проведении семинарских занятий для более эффективной работы делю класс на группы, каждая из которых будет отвечать за подготовку заданий по конкретному разделу языкознания: фонетике, морфемике и словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису. К каждому уроку группы готовят задания по разным разделам; таким образом, все ученики повторяют материал за курс 5-9 классов, углубляют свои знания, совершенствуют навыки. Так на дополнительном занятии по подготовке к ЕНТ предлагаю комплекс заданий.
Задания для 1 группы.
Раздел «Фонетика»
Задание1. Теоретические вопросы:
-
Что изучает фонетика?
-
Какие согласные звуки относятся только к глухим или только звонким согласным?
-
Какие согласные являются только твердыми, какие - мягкими?
Задание 2. Работа с текстом
Одним из распространенных жанров устного поэтического творчества казахов является эпос.
Эпос - стихотворное произведение о прошлом народа, его поэтическая история. Большинство произведений казахского эпоса сложилось на основе сказаний, которые создавались племенами, впоследствии составившими казахскую народность. Все свои эпические поэмы народ делил на поэмы о батырах и поэмы о влюбленных. Поэмы о батырах и их необыкновенных подвигах напоминают русские воинские былины, поэмы о влюбленных - баллады. В современной науке их обозначают общепринятыми терминами - эпос героический и эпос социально-бытовой.
Задания:
-
Определить тему и идею текста.
-
К какому стилю можно отнести данный текст. Свой ответ обоснуйте.
-
Найти в тексте 5 примеров оглушения согласных и 5 слов, в которых букв больше, чем звуков.
Задание 3. Выполнить тестовые упражнения
Задание 1. Найдите правильный ответ.
1. Подчеркните в данном наборе слова, в которых букв больше, чем звуков:
а) размять;
б) друзья;
в) лисий;
г) грустный;
д) луч.
2. Подчеркните слово, в котором все согласные звуки - глухие:
а) доклад;
б) ночник;
в) часов;
г) сетей;
д) колосок.
3. Подчеркните слово, в котором буква е обозначает один звук:
а) сегодня;
б) еда;
в) объезд;
г) пьеса;
д) собрание.
4. Подчеркните слова, где буква ё обозначает два звука:
а) шёпот;
б) поёт;
в) плётка;
г) перевёл;
д) ёжик.
5. Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв:
а) клочья;
б) прелестный;
в) академия;
г) святой;
д) зеленый.
6. Подчеркните слово, где все согласные звуки - звонкие:
а) майка;
б) свеча;
в) кружка;
г) косой;
д) заговор.
7. Подчеркните слова, где количество букв равно количеству звуков:
а) лестный;
б) белый;
в) подъем;
г) ложь;
д) растет.
8. Подчеркните слово, в котором все согласные звуки - мягкие:
а) щавель;
б) зеленый;
в) лыжи;
г) юг;
д) шинель
.2. Запишите правильный ответ.
№
Вопрос
Ответ
Эталон
+
1
Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, называется
фонетика
2
Звуки языка делятся на гласные и
согласные
3
Две буквы в русском языке не обозначают звуков. Это
ъ и ь
4
В слове зуб буква б обозначает звук
[п]
5
Сколько букв и звуков в слове ель?
3 буквы и 3 звука [йэл']
6
Сколько всего гласных звуков в русском языке?
6
7
Какой(ие) звук(и) обозначает буква я в слове грядка?
[а]
8
Сколько слогов в слове земля?
2
9
Верно, ли, что в слове домой все согласные звуки звонкие?
да
10
Какими звуками различаются слова мал - мял?
[м] - [м']
Всего набрано баллов
ТСЗ - тематический словарный запас как способ компактно представить все имеющиеся теоретические сведения по теме;
ТСЗ «ГЛАГОЛ»
-
Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
-
В предложении глагол обычно выступает в роли сказуемого.
-
Неопределенная форма глагола (инфинитив) - это его начальная форма. Она не выражает ни времени, ни лица, ни числа, ни рода.
-
Глаголы в неопределенной форме имеют суффикс -ть (- ти ): брать, везти.
-
Глагол в неопределенной форме может оканчиваться на -чь, что относится к корню: беречь.
-
Вид - совершенный: (что сделать?) - уснуть; несовершенный: (что делать?) спать.
-
Видовая пара - как правило, однокоренные глаголы со сходным лексическим значением, один из которых совершенного, а другой несовершенного вида. Для образования видовой пары необходимо:
-
Присоединить приставку к глаголу НСВ: читать - прочитать;
-
Заменить суффикс глагола НСВ на -и или -ну: решать - решить, шагать - шагнуть.
-
Изменить ударение: отрезать - отрезать.
-
Заменить одно слово другим: класть - положить.
-
Время - настоящее, прошедшее, будущее: думаю, думал, буду думать, подумаю.
-
Настоящее время - глаголы изменяются по лицам и числам: бежишь (2 лицо, ед.число)
-
Прошедшее время - глаголы обычно имеют суффикс -л-, изменяются по числам, а в единственном числе по родам: смотрел, смотрели, смотрела, смотрело.
-
Будущее время - глаголы совершенного вида образуют форму простого будущего времени: напишу, скажу; глаголы несовершенного вида образуют форму сложного будущего времени при помощи вспомогательного глагола быть: буду говорить, будем знать. Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам: сделаю, сделают.
-
Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам.
I спряжение
II спряжение
1. Все глаголы на -ать, -еть, -оть,
-уть, -ыть: брать, полоть, уснуть, мыть, петь.
2. 2 глагола на -ить: брить, стелить
1. Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить
2. Глаголы-исключения:
гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
-
Разноспрягаемые глаголы - хотеть, бежать.
-
Особо спрягаются - дать, есть (принимать пищу).
-
Переходность
-
Глаголы бывают переходными и непереходными.
-
Переходными называются глаголы, которые могут употребляться с существительными или местоимениями в винительном падеже без предлога: любить (кого?что?) маму, книги.
-
Остальные глаголы называются непереходными: лететь (кого?что?)….
-
Глаголы с суффиксом (постфиксом) -ся называются возвратными, такие глаголы, как правило непереходные: умываться (кого?что?)…
-
При переходном глаголе могут употребляться существительные в родительном падеже без предлога, которые можно заменить винительным падежом без предлога. Это встречается при отрицании или указании на часть от целого: выпить (чего?) чаю - выпить (что?) чай, не люблю (чего?) зимы - не люблю (что?) зиму.
-
Запомни! Существительное или местоимение в винительном падеже без предлога или в родительном падеже без предлога, который можно заменить винительным падежом без предлога, называется прямым дополнением. Все остальные дополнения называются косвенными. Изучать химию (прямое дополнение, изучать по учебнику (косвенное дополнение)
-
Возвратные глаголы - это глаголы с суффиксом -ся: умываться.
-
Безличные глаголы - обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица: нездоровится, холодает, вечереет.
-
Наклонение - условное, повелительное, изъявительное.
-
Проверочная работа по теме «Глагол»
I вариант
II вариант
1. Глагол обозначает действие предмета.
2. Приведите синонимы термина начальная форма глагола (неопределенная форма, инфинитив).
3. -чь относится к корню: беречь
4.На вопрос что делать? Отвечают глаголы несовершенного вида.
5.Какие общие непостоянные признаки имеют глаголы в настоящем и будущем времени? (изменяются по лицам и числам)
1. В предложении глагол обычно бывает сказуемым.
2.Как определить время, лицо, число, род глагола в начальной форме?(начальная форма глагола не выражает ни времени, ни лица, ни числа, ни рода.
3. -ть (- ти ) - суффикс неопределенной формы .
4.На вопрос что сделать? Отвечают глаголы совершенного вида.
5.В какой форме глагол имеет общие непостоянные признаки с прилагательным? (глаголы изменяются по родам в единственном числе прошедшего времени).
Особое внимание учитель уделяет содержанию домашнего задания. В качестве домашних заданий могут быть предложены упражнения из учебника, а также творческие задания. Считаю , что домашние задания должны быть вариативными: предлагаю несколько вариантов домашней работы, а ученики из данных вариантов имеют возможность сделать выбор. Таким образом, ученики просматривают несколько вариантов заданий, оценивают свои возможности, а учитель на уроке может контролировать выполнение домашних заданий путем взаимопроверки, при этом обучая учащихся навыкам самоконтроля, или останавливаться на сложных вопросах.
Разбирая тестовые задания, наиболее трудные, которые требуют знания пунктуации в сложных предложениях с разными видами связи, предлагаю учащимся определенный алгоритм действий: в каждом из примеров необходимо сначала найти предикативный центр (ГО) и определить, простое оно или сложное, в сложном - отыскать границы составляющих его частей, средства связи предложений, обратить внимание на осложнение (однородные члены предложения, вставные конструкции, различные обороты, обращения). При этом имеют значение цель высказывания и интонация - в зависимости от этого ставятся знаки препинания в конце предложения, которые зачастую находятся вне нашего внимания.
Таким образом, благодаря данной системе выпускники в достаточной степени овладевают техникой тестирования. Представленный материал позволит дать объективные основы для принятия практических решений, направленных на повышение уровня обученности выпускников школы.
Методические рекомендации
1 Отбор учебной литературы для учителя и учащихся.
2 Составление плана подготовки к ЕНТ, который позволяет рационально распределять время занятий между теорией и практикой, носит практическую направленность, способствует отбору и систематизации материала, решает проблему рационального распределения учебного материала.
3 Крупноблочная подача материала. (Возможность обобщения и закрепления изученного в среднем звене и осмысление более сложного материала, обеспечивает широту видения, способствует повышению орфографической и пунктуационной грамотности).
4 Составление сводных таблиц учащимися по крупным темам плана. (Приучает приобретать знания самостоятельно, вырабатывает умение пользоваться справочной литературой, способствует применению полученных знаний на практике).
5 Усвоение слов с непроверяемыми согласными и гласными - необходимый этап каждого урока. (Приемы и способы работы над словом разнообразные).
6 Корректировка собственных ошибок учащимися. (Системность и целенаправленность работы над ошибками, классификация ошибок способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости).
7 Различные виды контроля: диктанты, тестовые задания, комплексный анализ текста. (Средство повышения интереса к выполняемой работе, организация учащихся, приучение к самоконтролю).
8 Самостоятельное составление учащимися отдельных тестовых заданий и полных тестов. (Активная форма работы нацеливает на отбор материала, на его группировку по видам орфограмм и пунктограмм, на структурирование тестов, на формирование практических навыков.)