Доклад по обобщению педагогического опыта по теме Активизация познавательного процесса на уроках русского языка и чтения

В 2013 - 2014 учебном году я выступала на педсовете с докладом по обобщению педагогического опыта. За время работы в корреционной школе VIII вида я собрала большой материал по использованию различных видов технологий. Рациональное использование игровых, здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться неплохих результатов. Учащиеся 5 - 9 классов принимают активное участие во многих мероприятиях, проводимых в школе по предмету, а так же мы вышли и на Российский уровень: приняли участие в дис...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад по обобщению педагогического опыта по теме Активизация познавательного процесса на уроках русского языка и чтения

Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и чтения в условиях коррекционной школы VIII вида.

Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем общественную личность творца, строителя нового общества.

В условиях коррекционной школы проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования - одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, следовательно, необходимо обеспечить, чтобы каждый ученик был включен в познавательную деятельность, которая обеспечивает формирование и развитие познавательных потребностей. Этому способствует использование новых технологий, что и легло в основу опыта.

Девять лет работаю учителем русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья. В начале этой деятельности я столкнулась с рядом проблем, связанных с особенностями познавательной деятельности и психического развития этих ребят: учащиеся в основном имеют невысокую степень мотивации к обучению или не имеют ее вообще.

Новизна представленного опыта работы заключается в обобщении методических основ активизации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и чтения в условиях коррекционной школы VIII вида, позволяющих повысить эффективность процесса обучения; в разработке системы специальных заданий для учащихся.

Цель работы: рассмотреть пути активизации познавательной деятельности обучающихся.

(слайд № 5)

Задачи:

  • Изучить и обобщить опыт работы по активизации познавательной деятельности обучающихся в коррекционной школе VIIIвида;

  • Разработать систему приемов для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и чтения;

  • Провести педагогический эксперимент и оценить его эффективность.

Чтобы решить все поставленные задачи, я использовала такие методы исследования, как:

  • Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.

  • Теоретическое моделирование.

  • Наблюдение.

  • Тестирование.

  • Сравнение результатов деятельности.

  • Педагогический эксперимент. ( Слайд № 6)

Длительность работы над опытом. В течение нескольких лет работы по данной теме я убедилась, что задача педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить детей рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Диапазон опыта (слайд № 7, 8)

Работа над темой опыта проводится систематически на уроках и во внеклассной работе. Опытом над данной темой делась с коллегами по работе на заседаниях методического объединения учителей предметников школы, на семинарах и педсоветах, провела ряд открытых уроков.

Тема выступления

Время выступления

Место выступления

1

Открытый урок чтения в 6 классе «Мир сказок Г.Х.Андерсена»

Апрель, 2009 год.

2

«Игровые технологии на уроках в коррекционной школе»

Декабрь, 2010 год.

ШМО

3

Открытый урок чтения в 5 классе «Ф.И.Фет «Чародейкою зимою»

Декабрь, 2010 год»

4

Открытый урок в 9 классе по чтению «Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед»

Февраль, 2011 год.

5

«Методы и приемы работы по закреплению нового материала»

Март, 2011 год.

ШМО

6

Открытый урок письма «Глаголы I спряжения» (применение игровой технологии и технологии ЛОРО)

Март, 2011 год

7

Выставка дидактического материала.

Апрель, 2012 год.

Выставка «Мастерская педагогического опыта»

8

Конкурс «Лучшая разработка урока»

Апрель, 2012 год

«Мастерская педагогического опыта» -конкурс ОУ, заняла первое место.

9

Отчет по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках внеклассного чтения»

Май, 2012 год.

ШМО

10

«Метод проектов в урочное и внеурочное время»

Октябрь, 2012 год.

Семинар ОУ.

11

«Что за прелесть эти сказки!» - открытое внеклассное мероприятие.

Январь, 2012 год

Предметная неделя русского языка и чтения.

12

«Развитие познавательной активности обучающихся на основе широкого применения различных видов самостоятельной работы на уроках письма и чтения»

Показ фрагмента урока по письму «Времена глагола»

Февраль, 2013 год.

Методический день.



Мастер-класс.

13

«Коллективная и индивидуальная работа на уроках»

Октябрь, 2013 год.

ШМО

Практическая значимость представленного опыта работы заключается в следующем:

  • Результаты работы могут использоваться не только учителями русского языка и чтения при активизации познавательной деятельности, но также, в переработанном виде, учителями по другим предметам.

Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся специальных коррекционных классов на уроках русского языка и чтения.

Считаю, что добиться результатов поставленных задач педагог может лишь тогда, когда он будет обладать рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности.

Познавательная деятельность - это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

Развитию и активизации учебно-познавательной активности обучающихся специальных коррекционных классов способствуют четкое планирование структуры урока, следующие, применяемые мною на уроках, технологии:

  1. технология проблемного обучения,

  2. ИКТ,

  3. игровая технология,

  4. здоровьесберегающая технология,

  5. адаптивная технология,

  6. личностно-ориентированная технология.

Методы:

  1. объяснительно-иллюстративный,

  2. репродуктивный,

  3. исследовательский,

  4. проблемно-поисковый,

  5. метод проекта.

Формы работы:

  1. коллективная,

  2. групповая,

  3. парная,

  4. индивидуальная.

Средства деятельности:

  1. технические и электронные средства обучения и контроля знаний,

  2. раздаточный и дидактический материал,

  3. печатные пособия,

  4. презентации,

  5. словари и энциклопедии.

Что же я, как учитель, должна делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?
Одно из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой - либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского,

первая искра, зажигающая факел любознательности.
Доминирующее место на уроках и во внеурочной деятельности я отвожу использованию личностно-ориентированной коррекционно-развивающей технологии, которая позволяет более полно реализовывать индивидуальные возможности каждого обучающегося. Одним из слагаемых данной технологии является создание ситуации успеха. Чтобы у ребенка не сформировалось негативное отношение к школе, я пользуюсь простым правилом: «Хвалить при всех, ругать только наедине». Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха могу незначительно завысить оценку, но только в том случае, если уверена в поддержке и понимании ситуации в классе.

Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверх усилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Для учащихся коррекционной школы VIII вида характерно неустойчивое внимание, снижение всех видов памяти, кратковременное запоминание. Поэтому при закреплении нового материала необходимо использовать разнообразные приемы, которых очень много и которые можно разделить на стандартные и не стандартные. Подробнее остановлюсь на нестандартных приемах, помогающих в активизации познавательного процесса, которые я использовала на уроках закрепления изученного.

  • Прием «Опора на зрительную наглядность»


  1. Карточки - помощники для письма под диктовку с усложнением задания (приложение №1)

В классах, которые были и есть у меня за последние 5 лет, были дети, неумеющие писать под диктовку

Кол-во учащихся, неумеющих писать под диктовку

Год обучения

Результат

1ученик (Артур)

2007-2012 год

Стал писать под диктовку в 9 классе

3 учащихся (Антон, Андрей, Дамир)

2008-2013 год

2 учащихся стали писать под диктовку в 9 классе

1 учащийся (Аня)

2012-2014 год

Положительная динамика

2 учащихся (Женя, Рустам)

2013-2014 год

Пока еще результатов нет - учатся первый год

Для того чтобы эти ученики могли вместе со всеми писать под диктовку, я применяла следующий вид работы, который придумала сама: для каждого диктанта готовила карточки, усложняя объем самостоятельного письма. Ребята писали вместе со всем классом, пользуясь данными карточками.

К концу каждого года обучения у ребят отмечалась положительная динамика.

Образцы карточек, на примере 5 класса:

Карточка №1. Текст в полном объеме, подчеркнуты сложные для написания слова (именно для этого ученика).


В роще.

Осень. Редко светит осеннее солнце. Ребята пошли гулять в рощу. Большие берёзы стали желтеть. Не поют больше чижи, не летают стрижи. Только ежи шуршат в сухой траве. В пруду не резвятся ерши и щуки. Дорожки в аллеях покрылись листвой. Ребята нашего класса остались довольны прогулкой. Домой вернулись поздно.

Карточка №2. Текст с пропущенными буквами на изучаемые орфограммы.

Поздняя осень.

Наступила поз...няя осень. Дует х…лодный ветер. Небо хмурится. Идёт мелкий дож…ь. На улице грязь и лужи. П…ля опустели. Опали последние листья с д…ревьев. Молчаливый лес ждёт з…мы. Начались заморо…ки. Замёрзли луж…цы. Вот замелькали в воздухе белые пуш…стые сн…ж…нки. Звери забрались в норы.

Карточка №3. Текст с пропущенными словами.

Лисёнок.

Ранней ____ дед принёс ____. Он подарил его ____. Лисёнок тихо сидел в ящике. Ему было грустно. _____ дали мяса и молока. Он не ел. Дед вынес _____в сарай. Утром _____ в ящике не было. Ночью _____ мать. Она увела _____ в лес.

Карточка №4. Текст с пропущенными предложениями.

Птичьи гнезда

Большинство птиц строят себе гнёзда. _______________ . Гнёзда хорошо сохраняют тепло. _____________. Самка ____ на яйцах несколько недель. В это время самец должен кормить её. ________. Они разевают клювы и громко пищат. Прибавляется летом работы у родителей!

Карточка №5. В тексте остаются только трудные слова.

Дорога

Глеб ____ _____ _ _____ лошадку. __ _____ __ ___. Узкая дорожка ____ __ ___. ____ _____ лёгкой рысью. Вокруг ____ _____. За полями _____ низкий ______. ______ редкий ____. ____ __ ___ Редькино. ___ ____ избушка. __ ___ ____ Тарас. Огород ______ большой. _____ морковка, репка, ____.



  1. Таблицы-помощники (схемы-опоры).

Я сделала папку-помощницу (так мы ее называем), в которой собраны следующие таблицы:

  • Склонение существительных.

  • Склонение прилагательных.

  • Склонение местоимений.

  • Род имен существительных.

  • Род имен прилагательных.

  • Спряжение глаголов.



  • Прием «Опора на графическую наглядность»



  1. Цифровые диктанты (приложение № 2)

Цель цифрового диктанта заключается в следующем: какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается цифрой.

Тема «Имя существительное»

1 - мужской род 2 - женский род 3 - средний род

Дождь, стена, облако, мышеловка, телевизор, директор, этаж, поэма, люстра, полотенце, повидло.

Код проверки: 1, 2,3, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 3, 3.



  1. Графические диктанты.

На время превращаемся в художников-графиков. Цель графического диктанта заключается в следующем: какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается линией или геометрической фигурой.

Тема « Род имен прилагательных»

Женский род __ Мужской род / Средний род \

Красивая, солнечный, большое, яркая, голубое, зеленый, пушистое, милая.

Код проверки: ___/ \__\/\___





  • Прием «Верные и неверные утверждения»

Тема «Местоимение»

1.Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной (да, нет)

2. В предложении местоимения бывают только подлежащими (да, нет)

3. В предложении местоимения бывают второстепенными членами и подлежащими (да, нет)

4. Местоимения могут быть 1, 2, 3 лица (да, нет)



  • Прием «Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по теме. На доске рисунок корзины, в которую условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изученном материале.



  • Прием «Создание викторины»

При использовании этого приема учащиеся самостоятельно готовят вопросы для викторины или на уроке, или даю домашнее задание.



  • Прием «Лингвистические угадайки»

  1. Угадать героя по описанию.

  2. Угадать героя по принадлежащим ему вещам.

  3. Третий лишний.

  4. Загадки-шутки.



  • Прием «Буквенный диктант»

Применяю часто при изучении новой темы. Тему урока не называю, а даю ученикам задание. Они дают ответы и записывают в тетрадь по чтению только первые буквы слов.

Пример задания при изучении рассказа Тургенева «Муму»

  1. Урок, на котором считают (Математика)

  2. Главная работа ученика (Учеба)

  3. Первое слово, которое произносит ребенок (Мама)

  4. Книга, по которой занимается ученик. (Учебник)



  • Прием «Ключевые слова»

Этот прием использую на стадии рефлексии. Определяю ключевые слова, связанные с темой урока. Записываю их на доске, затем ученики по ним составляют предложения или небольшой рассказ.

Пример: 9 класс М.Горький «Песня о Соколе»

Горы, Уж, ущелье, свернулся, Сокол, разбитая грудь.



  • Прием «Восстановление текста»

  1. Учащимся дается текст с пропущенными словами.

  2. Учащимся дается текст с рядом слов в скобках, необходимо выбрать нужное слово.

  3. Учащимся дается текст, который разделен по вертикали пополам и сдвинуты строки (прочитать текст и определить есть ли несоответствия)

Доклад по обобщению педагогического опыта по теме Активизация познавательного процесса на уроках русского языка и чтения



  • Прием «Взаимоконтроля и самоконтроля»

Много времени на уроках русского языка и чтения отвожу самостоятельной работе учащихся. Одной из причин нарушения навыков письма и чтения является недостаточная сформированность у учащихся самоконтроля.

Одним из эффективных приемов самоконтроля стала взаимопроверка, так как многие учащиеся более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем к проверке собственных. Но при этом я обязательно учитываю психологический климат коллектива на данном этапе урока. В 5-6 классах часто использую самопроверку по образцу, ребятам очень нравится этот вид контроля.

  • Прием «Опора на зачетную и тестовую форму»

На обобщающих уроках и уроках-зачетах провожу тестирование. Использую тесты разных видов, но большим успехом пользуются цветные тесты (это моя собственная задумка). У меня разработаны ряд цветных тестов в электронном и в печатном виде.

Пример цветного теста в печатном виде.

Тест по произведению «Ель».

  1. Кто автор сказки «Ель»

А.С.Пушкин. Х.К.Андерсен. М.Зощенко

2. Где выросла елочка?

На поляне в лесу в овраге

  1. О чем мечтала елочка?

Вырасти не расти стать птицей

  1. Кто рассказал елочке о кораблях?

Аист ласточки синички

  1. Кто рассказал елочке о празднике в городе?

Воробьи аист заяц

  1. Где поставили елочку?

В зале в сарае на улице

  1. Кто наряжал елочку?

Дети зайцы слуги и девушки

  1. Какую сказку услышала елочка?

«Думпе-Клумпе» «Иведи-Аведи» Клумпе-Думпе»

  1. Куда отнесли елочку после праздника?

На чердак в лес в сарай

  1. Кому елочка рассказывала истории?

Зайцам мышатам воробьям

Для ответов у каждого ученика карточка для создания ключа, в которой они закрашивают ответы.

Ключ к тесту.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Затем показываю правильный ключ, ребята сверяют. Проверка происходит очень быстро и мне видно, кто как справился с заданием.

Кроме цветных электронных тестов разработаны тесты с гиперссылкой. Пример теста с гиперссылкой по произведению Х.К.Андерсена «Снежная королева» (приложение Презентация. «Снежная королева»). Пользуюсь и уже готовыми тестами с интернет ресурсов.

В процессе обучения детей с легкой умственной отсталостью все большее применение находит метод проектов. Этот метод я применяю в старших классах (8-9 классы).

Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках чтения. К урокам по теме курса ребята готовили сообщения, подбирали картинки, тексты. На уроках ребята очень ответственно излагали подобранный материал, пробуждая интерес у ребят, которые имели более слабые, неустойчивые знания и умения. (Пример самостоятельной подготовки сообщения к уроку по произведению Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед» - видеофрагмент урока). Сообщения сначала помогали готовить воспитатели, потом стали пользоваться печатными источниками из библиотеки. В прошлом году сообщение о писателе И.А.Крылове подготовил ученик 8 класса, пользуясь дома компьютером.

Еще одним современным и развивающим средством познавательной активности считаю использование адаптированной технологии. Работать в парах начинаю учить с 5 класса. Обязательное условие для коррекционной школы, при создании пар для работы, учитывать психологическую совместимость учеников, иначе работы не получится. Организация работы в парах дает положительные результаты: раскрепощает мышление ученика, принимаются и по достоинству оцениваются способности к выдвижению интересных идей, самоанализу; развивается способность к сотрудничеству, коммуникативные навыки.

Часто на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения, которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение. Например, даю школьникам предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие. Для облегчения задачи использую иллюстрирование. Создаётся ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают выводы.

При сообщении научных знаний я стараюсь добиться, чтобы учащиеся не только слушали, понимали и умели воспроизводить сообщаемые сведения, но и творчески осваивали получаемые знания. Чтобы у них возникало желание вместе с учителем вдуматься в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить вопросы и каким-то образом решать их. Так, например, происходило знакомство со склонением имён существительных (5 класс). Я предложила детям просклонять в тетрадях существительные: «сосна», «земля», «Юра», «стол», «конь», «окно», «степь». Выделяются окончания.

- Ребята, какие слова склоняются одинаково, сходно? Как эти 7 имён существительных можно разделить на три группы? Какие существительные отнесли к первой группе (1 скл.)? ко второй группе (2 скл.)? к третьей группе (3 скл.)? обратите внимание на окончание и род имён существительных.

С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к 1-ому склонению, ко 2-ому склонению, к 3-ему склонению.

Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Огромное значение при активизации познавательного процесса занимает игровая технология, которая является неотъемлемой частью на моих уроках и во внеклассной деятельности по предмету. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, а это значит, процесс обучения становится более эффективным. Все игры, которые я использую на уроках и внеклассных занятиях, я разделила на группы: деловые игры, коррекционно-развивающие, театрализованные. Приведу примеры использования некоторых видов игр.

  1. Деловая игра. Урок-экспедиция по произведению Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед». Группа ребят на уроке «превращается» в научных сотрудников (историк, географ, биолог, биограф), которые знакомят «участников экспедиции» с Шотландией.

  2. Театрализованные игры. Инсценирование басен, сказок, рассказов. Больше всего инсценировок проводила по басням И.А.Крылова, которые изучаются в каждом классе. Для инсценирования басен приготовлена атрибутика.

  3. Коррекционно-развивающие игры использую на каждом уроке. Собран большой материал по данной теме («Шифровальщики», «Третий лишний», «Найди отличия», кроссворды, крисс-кроссы, перевертыши, ребусы и т.д.)

Активно применяю игры и во внеурочной деятельности. Именно там раскрываются более широкие возможности для проведения игр, которые способствуют более гармоничной, менее болезненной адаптации ребёнка в современном обществе. Игровые технологии я применяю не только на традиционных уроках, но и провожу нетрадиционные формы уроков, к которым я отношу урок-игру. Были проведены следующие уроки в игровой форме;

  • Урок-экскурсия «Тучкины штучки» - 5 класс (чтение)

  • Урок-викторина «Грамоте учиться - всегда пригодится» - 6 класс (письмо)

  • Урок КВН 7, 8, 9 классы (чтение, письмо)

  • Урок - путешествие «Мир сказок Х.К.Андерсена» - 6 класс (внеклассное чтение), Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед»

  • Игра «Звездный час» - 7 класс (обобщение по теме «Части речи»).

  • Урок - соревнование «Два корабля» - 5 класс (обобщающий урок письма в конце года)

К организации игр для учащихся подхожу требовательно и выделяю ряд положений для успешного проведения игр:

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

  2. Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, а оформление - красочным, разнообразным.

  3. Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность. Игра должна вызвать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

  4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда производит к усилению самоконтролю учащихся, четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.

В таких играх завоевание победы, выигрыш - очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.

Используя игровые формы на уроках, отмечаю, что у ребят повышается мотивация обучения, познавательный интерес к предметам. Они становятся собраннее, ответственнее относятся к учёбе.

Развитию познавательной деятельности обучающихся помогают уроки с использованием информационно - коммуникационных технологий (далее ИКТ). Очевидно, что ИКТ - мощный инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.

Организация учебного процесса в коррекционных классах, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ, наглядные методы, игры выполняют определенную образовательную функцию, помогают ребенку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. На моих уроках ИКТ выступает как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

Презентации к урокам делаю сама или беру готовые с интернет ресурсов и частично перерабатываю. Пока на уроках использую только презентации и слайд-шоу, так как за отчетный период в школе не было мультимедийной доски. Сейчас она появилась, думаю в дальнейшем освоить доску и проводить уроки с использованием мультимедио. Также для уроков чтения создала ряд слайд-шоу. Слайд-шоу создаю с помощью программы «Фотошоу про».

Самостоятельно разработанные презентации:

  • Х.К.Андерсен «Снежная королева» чтение 6 класс.

  • «Роберт Льюиз Стивенсон - биография» - чтение 9 класс.

  • «И.А.Крылов.Басни» - чтение 7-9 класс.

  • К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» чтение 6 класс.

  • «Безударные гласные» - письмо 5 класс.

  • «Пишем объявление» - письмо 6 класс.

  • М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова» - чтение 8 класс.

  • «М.Горький» - биография! - чтение 9 класс.

  • «Сказки Пушкина» - чтение 5-6 классы.

  • «Сказка о попе и работнике его Балде» - чтение 8 класс.

Самостоятельно разработанные слайд-шоу:

  • «Красавица зима» - чтение 5-9 классы по теме «Стихи о зиме»

  • «Эдвард Григ» - чтение 6 класс «Корзина с еловыми шишками»

Эффективным приемом активизации познавательной деятельности является также использование кинофильмов и кинофрагментов. В классе есть телевизор, поэтому использую на уроках показ экранизаций изучаемых произведений, и кинофрагментов.

Моя фильмотека:

  • Х.К.Андерсен «Снежная королева».

  • И.А.Крылов «Басни» - аудиозаписи басен.

  • М.Шолохов «Судьба человека».

  • И.С.Тургенев «Муму».

  • Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

  • Мультфильм «Вересковый мед».

Большое внимание сейчас уделяется здоровью детей, тем более. Что дети нашей школы имеют различные патологии. Поэтому неотъемлемой частью моих уроков является применение здоровьесберегающих технологий. В урок включаю физкультурные паузы с речевыми и музыкальными упражнениями; дыхательную гимнастику; упражнения на развитие мелкой моторики рук; упражнения с предметами ( особенно нравятся ребятам со скороговорными лентами - сшивается лента двух цветов, на концах палочки для закручивания ленты; дается задание: назвать одушевленные существительные, поговорку о труде и т.д. - ребята выполняют задания в паре, скручивая ленту - необходимо быстрее дойти до середины). Для коррекции внимания, расширения угла зрения, тренировки мускулатуры глаз использую тексты для чтения разного размера шрифта, которые располагаю в разных направлениях (перед глазами, сбоку на стенах, на столах и т.д.); стараюсь, чтобы оформление классной комнаты было эстетическим, чтобы ребятам было уютно в классе.

Организационному моменту, эмоциональному настрою на урок уделяю особое внимание, так как от его результатов зависит эффективность последующих частей урока.

Учитывая трудную переключаемость таких детей с одного вида деятельности на другой, во время организационного момента стараюсь снять у них излишнюю возбудимость, настраиваю на изучаемый материал.

Свои уроки стараюсь превращать в уроки творчества, начиная их словами: «Сегодня у нас необычный урок…», «К нам в гости пришла сказка…». Вместе с любимыми сказочными героями учащиеся знакомятся с новыми терминами, закрепляют пройденный материал. Дети с большим интересом включаются в урок, который проходит быстро, интересно и даёт хороший результат. На уроках чтения использую музыкальные паузы.
Например, на уроке чтения и развития речи в 5 классе по теме «Картины родной природы» я использовала элементы аутотренинга в начале урока. Под спокойную музыку эмоционально читала стихотворение, которое посвящено природе, на слайде в это время картина с изображением природы.

Природа землю нежно пожалеет,

Дождями вымочит, ну а потом согреет,

Обдует ветром, солнцем опалит,

И вылечит всё, что на ней болит.

Как человеку,- мне всего дороже,

Природа матушка, со всей её красой,

Зимою, летом, осенью, весной.

За всё благодарю тебя, природа,

Ты, жизнь моя, в любое время года!

На уроке чтения по теме «Стихи о зиме: И.Никитина «Весело сияет месяц над селом», И.Сурикова «Белый снег пушистый» в 6 классе для первичного знакомства с произведениями использовала фоном негромкую музыку П.И.Чайковского, с одновременным просмотром слайдов «Зимушка зима» (приложение «Слайд-шоу»).

Урок письма по теме «Имя прилагательное» в 7 классе начался с негромкой музыки и коллективным чтением следующих строк:

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей...

Здравствуйте!!!

Таким образом, использование музыки, подобранного иллюстративного материала, моя эмоциональная речь психологически настраивает обучающихся на интересный и познавательный урок. Вместе с тем сокращает время на организацию начала урока.

Результативность опыта. Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика. Количественные результаты работы - это качество знаний учащихся, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности учащихся. У детей безболезненно проходит период адаптации в 5 классе, ребята ощущают себя полноправными членами классного коллектива с его правами и обязанностями. Регулярное использование на уроках специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило кругозор младших школьников, способствовало умственному развитию, повысило качество подготовленности, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для проверки результативности работы по формированию познавательного интереса учащихся были определены следующие показатели:

  1. Качество знаний учащихся и процент абсолютной успеваемости

(слайды № 9-13)

Успеваемость и качество знаний по русскому языку. Успеваемость 100 %.

Учебный год

Количество учащихся

«5»

«4»

«3»

Качество знаний

2009-2010

32

7

14

11

57 %

2010-2011

34

7

12

15

49 %

2011-2012

23

2

14

7

57 %

2012-2013

48

5

16

27

38 %

Результативность административных контрольных работ.

Русский язык.

2009-2010 год

2010-2011 год

2011-2012 год

2012-2013 год

Нулевой срез знаний (сентябрь)

57 %

50 %

68 %

59 %

Контрольный срез знаний (декабрь)

66 %

67 %

72 %

80 %

Итоговый срез знаний (апрель)

77 %

79 %

76 %

87 %



Диаграмма результативности административных контрольных работ по русскому языку.



Техника чтения.

Учебный год.

Количество учащихся.

Первое полугодие

Второе полугодие



Норма

Ниже нормы

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

Выше нормы

2009-2010 г.

32

5

9

18

4

9

19

2010-2011 г.

41

19

10

12

18

8

15

2011-2012 г.

23

12

5

6

14

3

6

2012-2013 г.

40

7

17

16

7

9

24

Успеваемость и качество знаний по чтению. Успеваемость 100 %.

Учебный год.

Количество учащихся.

«5»

«4»

«3»

Качество знаний.

2009-2010

32

10

12

10

61 %

2010-2011

41

12

10

19

49 %

2011-2012

23

6

13

4

71 %

2012-2013

40

10

13

17

51 %

За отчетный период, учащиеся, которые занимались у меня, принимали активное участие в предметных неделях по русскому языку. Во время предметных недель проводились олимпиады, конкурсы чтецов, на которых учащиеся занимали призовые места (приложение).

2009-2010 учебный год:

  1. Конкурс чтецов «Басни И.А.Крылова» - Укасов Саша, Жижко Мария - 1 место.

Ельчин Саша - 2 место.

  1. Олимпиада по русскому языку - Укасов Саша - 1 место.

2010 - 2011 учебный год:

  1. Конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина - Жижко М., Гриценко Т., Укасов С., Ельчин С. - призовые места.

  2. Олимпиада по русскому языку - Ельчин Саша - 1 место.

Жижко М., Гриценко Т. - 2 место.

2013 - 2014 учебный год:

  1. Участие во Всероссийском проекте «Я - гражданин России» в номинациях «Эссе», «Стихотворение».

  2. Участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку - Богачев Д., Гаранина Ю., Вахонина Л. - призовое 3 место (приложение)

Подводя итоги работы по теме, могу сказать, что вопрос активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе преподавания русского языка, чтения и развития речи представляет сложную проблему. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации познавательной деятельности обучающихся применительно к грамматике и правописанию остаётся актуальной и по сей день. В связи с поиском эффективных приемов обучения, исходя из опыта своей работы, я предлагаю использовать вышеперечисленные методы и способы активизации учебной деятельности в работе с обучающимися специальных коррекционных классов, которые планирую использовать и в дальнейшей своей педагогической деятельности.









Список использованной литературы.


  1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Владос,1999.

  2. Баранов С. П. Сластенин В. А. Педагогика - М., 1986.

  3. Баранов С. П. Сущность процесса обучения - М., 1981.

  4. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, «Издательство АРГО», 1996.

  5. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.

  6. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965.

  7. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. - М., 2005.

  8. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  9. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. М.: АСТ, 2004.

  10. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979.

  11. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996.

  12. Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.

  13. Розов Н.Х. // Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. - Информатика. - 2005. - №6.

  14. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993.

  15. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

  16. Селевко Г., Селевко А. Социально-педагогические модели и комплексы // Социальная педагогика, 2003 - №3 - с.5-13.

  17. Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика: Издательский центр "Академия", 2002.

  18. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка//Начальная школа, 1995. № 6.

  19. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.

  20. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979.

  21. Чуприкова Н. И. Умственное развитие в обучении - М., 1995.

  22. Щукина Г.И. проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.

  23. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение.

  24. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.

  25. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.

  26. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М., 1975.

  27. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.




19


© 2010-2022