- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад по обобщению педагогического опыта по теме Активизация познавательного процесса на уроках русского языка и чтения
Доклад по обобщению педагогического опыта по теме Активизация познавательного процесса на уроках русского языка и чтения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щелина Н.В. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и чтения в условиях коррекционной школы VIII вида.
Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем общественную личность творца, строителя нового общества.
В условиях коррекционной школы проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования - одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, следовательно, необходимо обеспечить, чтобы каждый ученик был включен в познавательную деятельность, которая обеспечивает формирование и развитие познавательных потребностей. Этому способствует использование новых технологий, что и легло в основу опыта.
Девять лет работаю учителем русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья. В начале этой деятельности я столкнулась с рядом проблем, связанных с особенностями познавательной деятельности и психического развития этих ребят: учащиеся в основном имеют невысокую степень мотивации к обучению или не имеют ее вообще.
Новизна представленного опыта работы заключается в обобщении методических основ активизации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и чтения в условиях коррекционной школы VIII вида, позволяющих повысить эффективность процесса обучения; в разработке системы специальных заданий для учащихся.
Цель работы: рассмотреть пути активизации познавательной деятельности обучающихся.
(слайд № 5)
Задачи:
-
Изучить и обобщить опыт работы по активизации познавательной деятельности обучающихся в коррекционной школе VIIIвида;
-
Разработать систему приемов для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и чтения;
-
Провести педагогический эксперимент и оценить его эффективность.
Чтобы решить все поставленные задачи, я использовала такие методы исследования, как:
-
Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
-
Теоретическое моделирование.
-
Наблюдение.
-
Тестирование.
-
Сравнение результатов деятельности.
-
Педагогический эксперимент. ( Слайд № 6)
Длительность работы над опытом. В течение нескольких лет работы по данной теме я убедилась, что задача педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить детей рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Диапазон опыта (слайд № 7, 8)
Работа над темой опыта проводится систематически на уроках и во внеклассной работе. Опытом над данной темой делась с коллегами по работе на заседаниях методического объединения учителей предметников школы, на семинарах и педсоветах, провела ряд открытых уроков.
Тема выступления
Время выступления
Место выступления
1
Открытый урок чтения в 6 классе «Мир сказок Г.Х.Андерсена»
Апрель, 2009 год.
2
«Игровые технологии на уроках в коррекционной школе»
Декабрь, 2010 год.
ШМО
3
Открытый урок чтения в 5 классе «Ф.И.Фет «Чародейкою зимою»
Декабрь, 2010 год»
4
Открытый урок в 9 классе по чтению «Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед»
Февраль, 2011 год.
5
«Методы и приемы работы по закреплению нового материала»
Март, 2011 год.
ШМО
6
Открытый урок письма «Глаголы I спряжения» (применение игровой технологии и технологии ЛОРО)
Март, 2011 год
7
Выставка дидактического материала.
Апрель, 2012 год.
Выставка «Мастерская педагогического опыта»
8
Конкурс «Лучшая разработка урока»
Апрель, 2012 год
«Мастерская педагогического опыта» -конкурс ОУ, заняла первое место.
9
Отчет по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках внеклассного чтения»
Май, 2012 год.
ШМО
10
«Метод проектов в урочное и внеурочное время»
Октябрь, 2012 год.
Семинар ОУ.
11
«Что за прелесть эти сказки!» - открытое внеклассное мероприятие.
Январь, 2012 год
Предметная неделя русского языка и чтения.
12
«Развитие познавательной активности обучающихся на основе широкого применения различных видов самостоятельной работы на уроках письма и чтения»
Показ фрагмента урока по письму «Времена глагола»
Февраль, 2013 год.
Методический день.
Мастер-класс.
13
«Коллективная и индивидуальная работа на уроках»
Октябрь, 2013 год.
ШМО
Практическая значимость представленного опыта работы заключается в следующем:
-
Результаты работы могут использоваться не только учителями русского языка и чтения при активизации познавательной деятельности, но также, в переработанном виде, учителями по другим предметам.
Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся специальных коррекционных классов на уроках русского языка и чтения.
Считаю, что добиться результатов поставленных задач педагог может лишь тогда, когда он будет обладать рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности.
Познавательная деятельность - это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Развитию и активизации учебно-познавательной активности обучающихся специальных коррекционных классов способствуют четкое планирование структуры урока, следующие, применяемые мною на уроках, технологии:
-
технология проблемного обучения,
-
ИКТ,
-
игровая технология,
-
здоровьесберегающая технология,
-
адаптивная технология,
-
личностно-ориентированная технология.
Методы:
-
объяснительно-иллюстративный,
-
репродуктивный,
-
исследовательский,
-
проблемно-поисковый,
-
метод проекта.
Формы работы:
-
коллективная,
-
групповая,
-
парная,
-
индивидуальная.
Средства деятельности:
-
технические и электронные средства обучения и контроля знаний,
-
раздаточный и дидактический материал,
-
печатные пособия,
-
презентации,
-
словари и энциклопедии.
Что же я, как учитель, должна делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?
Одно из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой - либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского,
первая искра, зажигающая факел любознательности.
Доминирующее место на уроках и во внеурочной деятельности я отвожу использованию личностно-ориентированной коррекционно-развивающей технологии, которая позволяет более полно реализовывать индивидуальные возможности каждого обучающегося. Одним из слагаемых данной технологии является создание ситуации успеха. Чтобы у ребенка не сформировалось негативное отношение к школе, я пользуюсь простым правилом: «Хвалить при всех, ругать только наедине». Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха могу незначительно завысить оценку, но только в том случае, если уверена в поддержке и понимании ситуации в классе.
Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверх усилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Для учащихся коррекционной школы VIII вида характерно неустойчивое внимание, снижение всех видов памяти, кратковременное запоминание. Поэтому при закреплении нового материала необходимо использовать разнообразные приемы, которых очень много и которые можно разделить на стандартные и не стандартные. Подробнее остановлюсь на нестандартных приемах, помогающих в активизации познавательного процесса, которые я использовала на уроках закрепления изученного.
-
Прием «Опора на зрительную наглядность»
-
Карточки - помощники для письма под диктовку с усложнением задания (приложение №1)
В классах, которые были и есть у меня за последние 5 лет, были дети, неумеющие писать под диктовку
Кол-во учащихся, неумеющих писать под диктовку
Год обучения
Результат
1ученик (Артур)
2007-2012 год
Стал писать под диктовку в 9 классе
3 учащихся (Антон, Андрей, Дамир)
2008-2013 год
2 учащихся стали писать под диктовку в 9 классе
1 учащийся (Аня)
2012-2014 год
Положительная динамика
2 учащихся (Женя, Рустам)
2013-2014 год
Пока еще результатов нет - учатся первый год
Для того чтобы эти ученики могли вместе со всеми писать под диктовку, я применяла следующий вид работы, который придумала сама: для каждого диктанта готовила карточки, усложняя объем самостоятельного письма. Ребята писали вместе со всем классом, пользуясь данными карточками.
К концу каждого года обучения у ребят отмечалась положительная динамика.
Образцы карточек, на примере 5 класса:
Карточка №1. Текст в полном объеме, подчеркнуты сложные для написания слова (именно для этого ученика).
В роще.
Осень. Редко светит осеннее солнце. Ребята пошли гулять в рощу. Большие берёзы стали желтеть. Не поют больше чижи, не летают стрижи. Только ежи шуршат в сухой траве. В пруду не резвятся ерши и щуки. Дорожки в аллеях покрылись листвой. Ребята нашего класса остались довольны прогулкой. Домой вернулись поздно.
Карточка №2. Текст с пропущенными буквами на изучаемые орфограммы.
Поздняя осень.
Наступила поз...няя осень. Дует х…лодный ветер. Небо хмурится. Идёт мелкий дож…ь. На улице грязь и лужи. П…ля опустели. Опали последние листья с д…ревьев. Молчаливый лес ждёт з…мы. Начались заморо…ки. Замёрзли луж…цы. Вот замелькали в воздухе белые пуш…стые сн…ж…нки. Звери забрались в норы.
Карточка №3. Текст с пропущенными словами.
Лисёнок.
Ранней ____ дед принёс ____. Он подарил его ____. Лисёнок тихо сидел в ящике. Ему было грустно. _____ дали мяса и молока. Он не ел. Дед вынес _____в сарай. Утром _____ в ящике не было. Ночью _____ мать. Она увела _____ в лес.
Карточка №4. Текст с пропущенными предложениями.
Птичьи гнезда
Большинство птиц строят себе гнёзда. _______________ . Гнёзда хорошо сохраняют тепло. _____________. Самка ____ на яйцах несколько недель. В это время самец должен кормить её. ________. Они разевают клювы и громко пищат. Прибавляется летом работы у родителей!
Карточка №5. В тексте остаются только трудные слова.
Дорога
Глеб ____ _____ _ _____ лошадку. __ _____ __ ___. Узкая дорожка ____ __ ___. ____ _____ лёгкой рысью. Вокруг ____ _____. За полями _____ низкий ______. ______ редкий ____. ____ __ ___ Редькино. ___ ____ избушка. __ ___ ____ Тарас. Огород ______ большой. _____ морковка, репка, ____.
-
Таблицы-помощники (схемы-опоры).
Я сделала папку-помощницу (так мы ее называем), в которой собраны следующие таблицы:
-
Склонение существительных.
-
Склонение прилагательных.
-
Склонение местоимений.
-
Род имен существительных.
-
Род имен прилагательных.
-
Спряжение глаголов.
-
Прием «Опора на графическую наглядность»
-
Цифровые диктанты (приложение № 2)
Цель цифрового диктанта заключается в следующем: какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается цифрой.
Тема «Имя существительное»
1 - мужской род 2 - женский род 3 - средний род
Дождь, стена, облако, мышеловка, телевизор, директор, этаж, поэма, люстра, полотенце, повидло.
Код проверки: 1, 2,3, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 3, 3.
-
Графические диктанты.
На время превращаемся в художников-графиков. Цель графического диктанта заключается в следующем: какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается линией или геометрической фигурой.
Тема « Род имен прилагательных»
Женский род __ Мужской род / Средний род \
Красивая, солнечный, большое, яркая, голубое, зеленый, пушистое, милая.
Код проверки: ___/ \__\/\___
-
Прием «Верные и неверные утверждения»
Тема «Местоимение»
1.Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной (да, нет)
2. В предложении местоимения бывают только подлежащими (да, нет)
3. В предложении местоимения бывают второстепенными членами и подлежащими (да, нет)
4. Местоимения могут быть 1, 2, 3 лица (да, нет)
-
Прием «Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по теме. На доске рисунок корзины, в которую условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изученном материале.
-
Прием «Создание викторины»
При использовании этого приема учащиеся самостоятельно готовят вопросы для викторины или на уроке, или даю домашнее задание.
-
Прием «Лингвистические угадайки»
-
Угадать героя по описанию.
-
Угадать героя по принадлежащим ему вещам.
-
Третий лишний.
-
Загадки-шутки.
-
Прием «Буквенный диктант»
Применяю часто при изучении новой темы. Тему урока не называю, а даю ученикам задание. Они дают ответы и записывают в тетрадь по чтению только первые буквы слов.
Пример задания при изучении рассказа Тургенева «Муму»
-
Урок, на котором считают (Математика)
-
Главная работа ученика (Учеба)
-
Первое слово, которое произносит ребенок (Мама)
-
Книга, по которой занимается ученик. (Учебник)
-
Прием «Ключевые слова»
Этот прием использую на стадии рефлексии. Определяю ключевые слова, связанные с темой урока. Записываю их на доске, затем ученики по ним составляют предложения или небольшой рассказ.
Пример: 9 класс М.Горький «Песня о Соколе»
Горы, Уж, ущелье, свернулся, Сокол, разбитая грудь.
-
Прием «Восстановление текста»
-
Учащимся дается текст с пропущенными словами.
-
Учащимся дается текст с рядом слов в скобках, необходимо выбрать нужное слово.
-
Учащимся дается текст, который разделен по вертикали пополам и сдвинуты строки (прочитать текст и определить есть ли несоответствия)
-
Прием «Взаимоконтроля и самоконтроля»
Много времени на уроках русского языка и чтения отвожу самостоятельной работе учащихся. Одной из причин нарушения навыков письма и чтения является недостаточная сформированность у учащихся самоконтроля.
Одним из эффективных приемов самоконтроля стала взаимопроверка, так как многие учащиеся более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем к проверке собственных. Но при этом я обязательно учитываю психологический климат коллектива на данном этапе урока. В 5-6 классах часто использую самопроверку по образцу, ребятам очень нравится этот вид контроля.
-
Прием «Опора на зачетную и тестовую форму»
На обобщающих уроках и уроках-зачетах провожу тестирование. Использую тесты разных видов, но большим успехом пользуются цветные тесты (это моя собственная задумка). У меня разработаны ряд цветных тестов в электронном и в печатном виде.
Пример цветного теста в печатном виде.
Тест по произведению «Ель».
-
Кто автор сказки «Ель»
А.С.Пушкин. Х.К.Андерсен. М.Зощенко
2. Где выросла елочка?
На поляне в лесу в овраге
-
О чем мечтала елочка?
Вырасти не расти стать птицей
-
Кто рассказал елочке о кораблях?
Аист ласточки синички
-
Кто рассказал елочке о празднике в городе?
Воробьи аист заяц
-
Где поставили елочку?
В зале в сарае на улице
-
Кто наряжал елочку?
Дети зайцы слуги и девушки
-
Какую сказку услышала елочка?
«Думпе-Клумпе» «Иведи-Аведи» Клумпе-Думпе»
-
Куда отнесли елочку после праздника?
На чердак в лес в сарай
-
Кому елочка рассказывала истории?
Зайцам мышатам воробьям
Для ответов у каждого ученика карточка для создания ключа, в которой они закрашивают ответы.
Ключ к тесту.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Затем показываю правильный ключ, ребята сверяют. Проверка происходит очень быстро и мне видно, кто как справился с заданием.
Кроме цветных электронных тестов разработаны тесты с гиперссылкой. Пример теста с гиперссылкой по произведению Х.К.Андерсена «Снежная королева» (приложение Презентация. «Снежная королева»). Пользуюсь и уже готовыми тестами с интернет ресурсов.
В процессе обучения детей с легкой умственной отсталостью все большее применение находит метод проектов. Этот метод я применяю в старших классах (8-9 классы).
Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках чтения. К урокам по теме курса ребята готовили сообщения, подбирали картинки, тексты. На уроках ребята очень ответственно излагали подобранный материал, пробуждая интерес у ребят, которые имели более слабые, неустойчивые знания и умения. (Пример самостоятельной подготовки сообщения к уроку по произведению Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед» - видеофрагмент урока). Сообщения сначала помогали готовить воспитатели, потом стали пользоваться печатными источниками из библиотеки. В прошлом году сообщение о писателе И.А.Крылове подготовил ученик 8 класса, пользуясь дома компьютером.
Еще одним современным и развивающим средством познавательной активности считаю использование адаптированной технологии. Работать в парах начинаю учить с 5 класса. Обязательное условие для коррекционной школы, при создании пар для работы, учитывать психологическую совместимость учеников, иначе работы не получится. Организация работы в парах дает положительные результаты: раскрепощает мышление ученика, принимаются и по достоинству оцениваются способности к выдвижению интересных идей, самоанализу; развивается способность к сотрудничеству, коммуникативные навыки.
Часто на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения, которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение. Например, даю школьникам предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие. Для облегчения задачи использую иллюстрирование. Создаётся ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают выводы.
При сообщении научных знаний я стараюсь добиться, чтобы учащиеся не только слушали, понимали и умели воспроизводить сообщаемые сведения, но и творчески осваивали получаемые знания. Чтобы у них возникало желание вместе с учителем вдуматься в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить вопросы и каким-то образом решать их. Так, например, происходило знакомство со склонением имён существительных (5 класс). Я предложила детям просклонять в тетрадях существительные: «сосна», «земля», «Юра», «стол», «конь», «окно», «степь». Выделяются окончания.
- Ребята, какие слова склоняются одинаково, сходно? Как эти 7 имён существительных можно разделить на три группы? Какие существительные отнесли к первой группе (1 скл.)? ко второй группе (2 скл.)? к третьей группе (3 скл.)? обратите внимание на окончание и род имён существительных.
С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к 1-ому склонению, ко 2-ому склонению, к 3-ему склонению.
Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Огромное значение при активизации познавательного процесса занимает игровая технология, которая является неотъемлемой частью на моих уроках и во внеклассной деятельности по предмету. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, а это значит, процесс обучения становится более эффективным. Все игры, которые я использую на уроках и внеклассных занятиях, я разделила на группы: деловые игры, коррекционно-развивающие, театрализованные. Приведу примеры использования некоторых видов игр.
-
Деловая игра. Урок-экспедиция по произведению Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед». Группа ребят на уроке «превращается» в научных сотрудников (историк, географ, биолог, биограф), которые знакомят «участников экспедиции» с Шотландией.
-
Театрализованные игры. Инсценирование басен, сказок, рассказов. Больше всего инсценировок проводила по басням И.А.Крылова, которые изучаются в каждом классе. Для инсценирования басен приготовлена атрибутика.
-
Коррекционно-развивающие игры использую на каждом уроке. Собран большой материал по данной теме («Шифровальщики», «Третий лишний», «Найди отличия», кроссворды, крисс-кроссы, перевертыши, ребусы и т.д.)
Активно применяю игры и во внеурочной деятельности. Именно там раскрываются более широкие возможности для проведения игр, которые способствуют более гармоничной, менее болезненной адаптации ребёнка в современном обществе. Игровые технологии я применяю не только на традиционных уроках, но и провожу нетрадиционные формы уроков, к которым я отношу урок-игру. Были проведены следующие уроки в игровой форме;
-
Урок-экскурсия «Тучкины штучки» - 5 класс (чтение)
-
Урок-викторина «Грамоте учиться - всегда пригодится» - 6 класс (письмо)
-
Урок КВН 7, 8, 9 классы (чтение, письмо)
-
Урок - путешествие «Мир сказок Х.К.Андерсена» - 6 класс (внеклассное чтение), Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед»
-
Игра «Звездный час» - 7 класс (обобщение по теме «Части речи»).
-
Урок - соревнование «Два корабля» - 5 класс (обобщающий урок письма в конце года)
К организации игр для учащихся подхожу требовательно и выделяю ряд положений для успешного проведения игр:
-
Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
-
Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, а оформление - красочным, разнообразным.
-
Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность. Игра должна вызвать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
-
В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда производит к усилению самоконтролю учащихся, четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.
В таких играх завоевание победы, выигрыш - очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
Используя игровые формы на уроках, отмечаю, что у ребят повышается мотивация обучения, познавательный интерес к предметам. Они становятся собраннее, ответственнее относятся к учёбе.
Развитию познавательной деятельности обучающихся помогают уроки с использованием информационно - коммуникационных технологий (далее ИКТ). Очевидно, что ИКТ - мощный инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
Организация учебного процесса в коррекционных классах, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ, наглядные методы, игры выполняют определенную образовательную функцию, помогают ребенку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. На моих уроках ИКТ выступает как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Презентации к урокам делаю сама или беру готовые с интернет ресурсов и частично перерабатываю. Пока на уроках использую только презентации и слайд-шоу, так как за отчетный период в школе не было мультимедийной доски. Сейчас она появилась, думаю в дальнейшем освоить доску и проводить уроки с использованием мультимедио. Также для уроков чтения создала ряд слайд-шоу. Слайд-шоу создаю с помощью программы «Фотошоу про».
Самостоятельно разработанные презентации:
-
Х.К.Андерсен «Снежная королева» чтение 6 класс.
-
«Роберт Льюиз Стивенсон - биография» - чтение 9 класс.
-
«И.А.Крылов.Басни» - чтение 7-9 класс.
-
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» чтение 6 класс.
-
«Безударные гласные» - письмо 5 класс.
-
«Пишем объявление» - письмо 6 класс.
-
М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова» - чтение 8 класс.
-
«М.Горький» - биография! - чтение 9 класс.
-
«Сказки Пушкина» - чтение 5-6 классы.
-
«Сказка о попе и работнике его Балде» - чтение 8 класс.
Самостоятельно разработанные слайд-шоу:
-
«Красавица зима» - чтение 5-9 классы по теме «Стихи о зиме»
-
«Эдвард Григ» - чтение 6 класс «Корзина с еловыми шишками»
Эффективным приемом активизации познавательной деятельности является также использование кинофильмов и кинофрагментов. В классе есть телевизор, поэтому использую на уроках показ экранизаций изучаемых произведений, и кинофрагментов.
Моя фильмотека:
-
Х.К.Андерсен «Снежная королева».
-
И.А.Крылов «Басни» - аудиозаписи басен.
-
М.Шолохов «Судьба человека».
-
И.С.Тургенев «Муму».
-
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».
-
Мультфильм «Вересковый мед».
Большое внимание сейчас уделяется здоровью детей, тем более. Что дети нашей школы имеют различные патологии. Поэтому неотъемлемой частью моих уроков является применение здоровьесберегающих технологий. В урок включаю физкультурные паузы с речевыми и музыкальными упражнениями; дыхательную гимнастику; упражнения на развитие мелкой моторики рук; упражнения с предметами ( особенно нравятся ребятам со скороговорными лентами - сшивается лента двух цветов, на концах палочки для закручивания ленты; дается задание: назвать одушевленные существительные, поговорку о труде и т.д. - ребята выполняют задания в паре, скручивая ленту - необходимо быстрее дойти до середины). Для коррекции внимания, расширения угла зрения, тренировки мускулатуры глаз использую тексты для чтения разного размера шрифта, которые располагаю в разных направлениях (перед глазами, сбоку на стенах, на столах и т.д.); стараюсь, чтобы оформление классной комнаты было эстетическим, чтобы ребятам было уютно в классе.
Организационному моменту, эмоциональному настрою на урок уделяю особое внимание, так как от его результатов зависит эффективность последующих частей урока.
Учитывая трудную переключаемость таких детей с одного вида деятельности на другой, во время организационного момента стараюсь снять у них излишнюю возбудимость, настраиваю на изучаемый материал.
Свои уроки стараюсь превращать в уроки творчества, начиная их словами: «Сегодня у нас необычный урок…», «К нам в гости пришла сказка…». Вместе с любимыми сказочными героями учащиеся знакомятся с новыми терминами, закрепляют пройденный материал. Дети с большим интересом включаются в урок, который проходит быстро, интересно и даёт хороший результат. На уроках чтения использую музыкальные паузы.
Например, на уроке чтения и развития речи в 5 классе по теме «Картины родной природы» я использовала элементы аутотренинга в начале урока. Под спокойную музыку эмоционально читала стихотворение, которое посвящено природе, на слайде в это время картина с изображением природы.
Природа землю нежно пожалеет,
Дождями вымочит, ну а потом согреет,
Обдует ветром, солнцем опалит,
И вылечит всё, что на ней болит.
Как человеку,- мне всего дороже,
Природа матушка, со всей её красой,
Зимою, летом, осенью, весной.
За всё благодарю тебя, природа,
Ты, жизнь моя, в любое время года!
На уроке чтения по теме «Стихи о зиме: И.Никитина «Весело сияет месяц над селом», И.Сурикова «Белый снег пушистый» в 6 классе для первичного знакомства с произведениями использовала фоном негромкую музыку П.И.Чайковского, с одновременным просмотром слайдов «Зимушка зима» (приложение «Слайд-шоу»).
Урок письма по теме «Имя прилагательное» в 7 классе начался с негромкой музыки и коллективным чтением следующих строк:
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей...
Здравствуйте!!!
Таким образом, использование музыки, подобранного иллюстративного материала, моя эмоциональная речь психологически настраивает обучающихся на интересный и познавательный урок. Вместе с тем сокращает время на организацию начала урока.
Результативность опыта. Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика. Количественные результаты работы - это качество знаний учащихся, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности учащихся. У детей безболезненно проходит период адаптации в 5 классе, ребята ощущают себя полноправными членами классного коллектива с его правами и обязанностями. Регулярное использование на уроках специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило кругозор младших школьников, способствовало умственному развитию, повысило качество подготовленности, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для проверки результативности работы по формированию познавательного интереса учащихся были определены следующие показатели:
-
Качество знаний учащихся и процент абсолютной успеваемости
(слайды № 9-13)
Успеваемость и качество знаний по русскому языку. Успеваемость 100 %.
Учебный год
Количество учащихся
«5»
«4»
«3»
Качество знаний
2009-2010
32
7
14
11
57 %
2010-2011
34
7
12
15
49 %
2011-2012
23
2
14
7
57 %
2012-2013
48
5
16
27
38 %
Результативность административных контрольных работ.
Русский язык.
2009-2010 год
2010-2011 год
2011-2012 год
2012-2013 год
Нулевой срез знаний (сентябрь)
57 %
50 %
68 %
59 %
Контрольный срез знаний (декабрь)
66 %
67 %
72 %
80 %
Итоговый срез знаний (апрель)
77 %
79 %
76 %
87 %
Диаграмма результативности административных контрольных работ по русскому языку.
Техника чтения.
Учебный год.
Количество учащихся.
Первое полугодие
Второе полугодие
Норма
Ниже нормы
Выше нормы
Норма
Ниже нормы
Выше нормы
2009-2010 г.
32
5
9
18
4
9
19
2010-2011 г.
41
19
10
12
18
8
15
2011-2012 г.
23
12
5
6
14
3
6
2012-2013 г.
40
7
17
16
7
9
24
Успеваемость и качество знаний по чтению. Успеваемость 100 %.
Учебный год.
Количество учащихся.
«5»
«4»
«3»
Качество знаний.
2009-2010
32
10
12
10
61 %
2010-2011
41
12
10
19
49 %
2011-2012
23
6
13
4
71 %
2012-2013
40
10
13
17
51 %
За отчетный период, учащиеся, которые занимались у меня, принимали активное участие в предметных неделях по русскому языку. Во время предметных недель проводились олимпиады, конкурсы чтецов, на которых учащиеся занимали призовые места (приложение).
2009-2010 учебный год:
-
Конкурс чтецов «Басни И.А.Крылова» - Укасов Саша, Жижко Мария - 1 место.
Ельчин Саша - 2 место.
-
Олимпиада по русскому языку - Укасов Саша - 1 место.
2010 - 2011 учебный год:
-
Конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина - Жижко М., Гриценко Т., Укасов С., Ельчин С. - призовые места.
-
Олимпиада по русскому языку - Ельчин Саша - 1 место.
Жижко М., Гриценко Т. - 2 место.
2013 - 2014 учебный год:
-
Участие во Всероссийском проекте «Я - гражданин России» в номинациях «Эссе», «Стихотворение».
-
Участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку - Богачев Д., Гаранина Ю., Вахонина Л. - призовое 3 место (приложение)
Подводя итоги работы по теме, могу сказать, что вопрос активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе преподавания русского языка, чтения и развития речи представляет сложную проблему. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации познавательной деятельности обучающихся применительно к грамматике и правописанию остаётся актуальной и по сей день. В связи с поиском эффективных приемов обучения, исходя из опыта своей работы, я предлагаю использовать вышеперечисленные методы и способы активизации учебной деятельности в работе с обучающимися специальных коррекционных классов, которые планирую использовать и в дальнейшей своей педагогической деятельности.
Список использованной литературы.
-
Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Владос,1999.
-
Баранов С. П. Сластенин В. А. Педагогика - М., 1986.
-
Баранов С. П. Сущность процесса обучения - М., 1981.
-
Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, «Издательство АРГО», 1996.
-
Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.
-
Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965.
-
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. - М., 2005.
-
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
-
Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. М.: АСТ, 2004.
-
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979.
-
Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996.
-
Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.
-
Розов Н.Х. // Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. - Информатика. - 2005. - №6.
-
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993.
-
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
-
Селевко Г., Селевко А. Социально-педагогические модели и комплексы // Социальная педагогика, 2003 - №3 - с.5-13.
-
Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика: Издательский центр "Академия", 2002.
-
Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка//Начальная школа, 1995. № 6.
-
Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.
-
Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979.
-
Чуприкова Н. И. Умственное развитие в обучении - М., 1995.
-
Щукина Г.И. проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.
-
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение.
-
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.
-
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
-
Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М., 1975.
-
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
19