Моя педагогическая философия эссе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Самая страшная ошибка - считать, что педагогика - наука о ребенке, а не о человеке. Познай самого себя, прежде чем воспитывать детей.

Януш Корчак.

Ради чего я работаю в школе?

Пожалуй, прежде чем мне ответить на этот вопрос, каждый учитель должен определить для себя, а что же такое школа: здание, куда ты приходишь на работу, а, может, школа - это жизнь, с её ошибками и удачами, взлётами и падениями?

Мне думается, что школа - это то место, куда готов ты возвращаться вновь и вновь, РАДОСТНЫМ, ДОБРЫМ, НЕЖНЫМ и ЗЛЫМ, ЕЛЕ ЖИВЫМ….

Школа - это то место, где сразу забывается всё плохое, а сердце и душа радуется при виде детских светлых глаз.

Эти слова написались с легкостью, на одном дыхании, нисколько не лукавя, однако ответить на вопрос "для чего?" по-прежнему сложно.

Я пришла в школу сразу после института, и стаж работы всего четыре года, но с первых дней сразу поняла, что половина успеха в работе - это знание детских имен. Называя их по именам: Дашами, Анютами, Димами, - мы уже протягиваем к ним ниточку доверия, ведь каждый ребёнок, в душе очень раним и с нетерпением ждёт любви и теплоты от других. Мы получаем взамен ровно столько, сколько отдаём сами. И как приятно порой осознавать, что ты нужна детям, что они тянутся к тебе навстречу, радуются счастью поговорить с тобой, поделиться своими открытиями, огорчениями.

Мы говорим: "Он должен.… Хочу, чтобы он…" И ищем образец, которому он должен следовать, ищем жизнь, которую он должен прожить.

Кем же он должен быть?

Борцом или только работником, руководителем или только рядовым? А, может, просто счастливым?

Тогда где оно, это счастье? В чём оно, это счастье? Знаем ли мы к нему дорогу? И есть ли такие, кто знает? Сумеем ли?

А где, как не на уроках литературы и русского языка, говорить об этих важных понятиях в жизни каждого ребёнка и всего человечества, соединять эпоху с эпохой, а самое главное - учить понимать окружающий их мир с его законами и противоречиями.

Как предупредить? Как оградить? Ведь ребёнок - это мотылёк над вспенившимся потоком жизни. Как его укрепить, не отягощая полета, как закалить, не утомив крылья? Может быть, собственным примером, помощью, советом, словом?

А если отвергнет? Лет через пятнадцать он - устремленный в будущее, я - крепко связанная с прошлым. Во мне - воспоминания и привычки, в нём - переменчивость и непокорная надежда. Я сомневаюсь - он ждёт и верит, я опасаюсь - ему страх неведом. Молодость всегда стремится изменить прошлое с его недостатками. Просто так должно быть. Однако…

Пусть ребёнок ищет, только бы не заблудился. Пусть карабкается, только бы не упал. Пускай борется, только осторожно. Осторожно….

А если он скажет: "У меня другое мнение. Хватит меня опекать".

Значит, не верит? Значит, я ему не нужна? Ему мешает моя любовь? Многие думают, неосторожный ребёнок, не знающий жизни, бедный ребёнок, неблагодарный ребёнок! Неблагодарный?

А разве земля благодарна солнцу за то, что оно светит? Отдаём ли мы сами детям то, что сами взяли от родителей, или только даём в долг, чтобы потом забрать, высчитав проценты? Разве ЛЮБОВЬ - это заслуга, за которую требуется уплата?!

Да, я за демократические отношения между учителем и учащимися. Необходимо предоставлять свободу творчества и поиска, при этом, оставаясь негласным лидером, способным в любой момент восстановить порвавшуюся логическую цепочку или изменить ход всего урока.

Не скрою, на деле случается всякое: бывает порой, что не я, а дети подводят меня к новым открытиям. Но разве это не то, к чему должен стремиться учитель. Ещё известный философ сказал: "Уча других, мы учимся сами".

Вспомните свои ощущения познания нового. Ведь чем больше узнаёшь, тем больше ошибок находишь в своей работе, и, исправляя их, получаешь лучший результат.

Мне нравится, когда дети спорят не только друг с другом, но и со мной, ведь, как известно, что именно в споре рождается истина. Невозможно вырастить "победителей" только на чужих авторитетах. Мы, взрослые, растим и учим детей для будущей, взрослой жизни. Но как сложатся их судьбы, покажет время, но пока они просто мечтают, а МОЯ ЗАДАЧА - поддержать и подкрепить эти детские мечты, дать им умения и навыки, которые им пригодятся в жизни.

А в заключение своего размышления мне хотелось бы добавить, хотя с этого, может, надо было начать, что без помощи, а иногда и снисходительности коллег, которые работают со мной в одной школе, я не сделала бы и половины мною задуманного.

Быть педагогом - это сложно!

Хорошим педагогом быть - ещё сложней.

И лишь трудом преодолеть ту сложность можно

И воспитать достойных праотцам детей.

Ответственность за воспитание большая,

Всем нужно быть всегда примером,

С вниманьем выслушать, понять детей

И научить хорошим их манерам.

И если дети делятся о сокровенном,

Идут к тебе за помощью и за советом,

То в этот миг я понимаю ясно,

ЧТО ВЫБРАЛА ПУТЬ ЭТОТ НЕ НАПРАСНО!

© 2010-2022