Рабочая программа по литературе для 8 класса

  Пояснительная записка     Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. Рабочая программа по литературе для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе   -Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. под редакцией Т.Ф.Курдюмовой 2002г.   Соответствует ФБУП (1998г.), требованиям примерных образовательных программ, разработанных Минобразованием России на основе обязательного минимума содержания среднего общего о...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. Рабочая программа по литературе для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе

-Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. под редакцией Т.Ф.Курдюмовой 2002г.

Соответствует ФБУП (1998г.), требованиям примерных образовательных программ, разработанных Минобразованием России на основе обязательного минимума содержания среднего общего образования и Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказы Минобразования РФ от 19.05.98г. №№1235, 1236, от 30.06.99г.)

В 8 классе рассматривается проблема времени на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе. Читатель встречается с временем, изображенным, временем создания и временем чтения.

Рассматривается позиция автора, повествующего об исторических событиях. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.

В 8 классе предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных этапах своего развития смотрело на события истории. Накопленные знания и умения, связанные с освоением сюжета (5 класс), знакомство с героями литературного произведения (6 класс), жанрами произведений и художественными приемами (7 класс), обогащаются новыми подходами.

Отбор содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Цель программы - способствовать духовному становлению личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.

Задачи: данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

Принципы построения: данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Специфика курса: в 8 классе учащиеся обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, следовательно к истории в произведениях искусства слова, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора.

Технологии, методы: различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.

Система оценивания: в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы.

Программа рассчитана на 68 часов: 34 учебных недели по 2 часа.

Литература:

для учащихся: базовый учебник Т.Ф.Курдюмова. Литература 8 класс.

Учебник-хрестоматия в 2 частях, М.Дрофа, 2010

для учителя: Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 8 класс. М. «Вако», 2010

О.А. Ерёмина Поурочное планирование по литературе 8 класс. М: просвещение, 2004

Наглядность, ТСО

На уроках применяются учебно-наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, раздаточный изобразительный материал, тесты, тексты произведений.)











Календарно-тематическое планирование.



I ПОЛУГОДИЕ - 32 ЧАСА


№п./п.


Основное содержание программного материала

Кол-во

часов


Основные знания, умения, навыки

Теория литературы

Методические приёмы

Домашнее задание

Дата

план

Дата

факт

1

Введение.

Литература и время.

История на страницах произведений различных жанров

1

Сформировать у учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени, когда произведение прочитано

Конспект статьи «Литература и время», вопросы 1-4

2


История в произведениях фольклора. Русская историческая песня

1

Познакомить с жанровым своеобразием русской исторической песни, основной тематикой песен и главными героями;

Истории-ческая песня

Лекция

чтение

Стр.19-21, вопросы 1-4, стр.22, вопросы 1-3

3-4


Народный театр. Драма «Как француз Москву брал»

2

Народный театр как жанр фольклора;

Раскрыть особенности содержания и художественной формы народного театра

Народная драма

Работа с учебни-ком

беседа

Вопросы 1-9

5


История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись.

«Смерть Олега от своего коня»

1

Дать понятие о древнерусской литературе;

Помочь учащимся осмыслить закономерности её развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы;

Духовная литература

Канонизация(причисление к лику святых)

Рассказ учителя с элементами беседы

Вопросы 1-5, пересказ

6

Русская воинская летопись.

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

1

Дать понятие воинской летописи;

Раскрыть историческую основу воинской повесть;

Работа над особенностями воинской повесть

Воинская повесть

Междуусо-бицы

Работа с текстом

беседа

Домашнее сочинение №5, стр.38

7-8

Жития святых как исторические повествования

«Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра»

«Преподобные Сергий Радонежский»

2

Дать понятие о жанре жития;

Раскрыть историческую основу ;

Работа над особенностями «Жития»

Духовная литература

Житийная литература

святые

Беседа

Работа над картиной М.В.Нес-терова «Видение отроку Варфоломею»

Сочинение -миниатюра «Сергей Радонежский - воплощение национального нравственного идеала»

Вопросы 1-6, стр. 50

9

Р.Р. Работа со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым

1

Продолжит работу со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым

План-конспект 53-54;

Сообщение о творчестве Н. М.Карамзина

10

История на страницах произведений XVIII века

1

Познакомить с этапами жизни Карамзина;

Дать понятие о сентиментализме как литературном направлении

Сообще-ние учащихся

беседа

Прочитать «Марфа - посадница…»

11-12

Н.М.Карамзин «Марфа - посадница…».

Сопоставление исторического труда и художественного текста.

Отличие героини повести и исторического персонажа

2

Понять о чем рассказывается в повести;

Проследить дух сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести

Аналитическая беседа с чтением отдель-ных фрагментов повести

№10, СТР.70

13

Историческое прошлое в литературе XIX века. Чувство времени как одно из важнейших свойств культурного человека

1

Расширить имеющиеся знания об историческом прошлом

Прочитать былины

14

Былины и их герои в произведениях XIX века как демонстрация связи веков и прочности традиций русской литературы

1

Дать понятие о былинах;

Раскрыть связь былина с русской историей;

Вызвать желание учащихся изучать историю Отечества

былина

Чтение былины с элементами беседы

Стр.80, вопросы 1-5

15-16


Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»

Интерес автора и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки.

Сюжет и герои «Песни…»

2

Познакомить с жизнью и творчеством Г.У.Лонгфелло;

Дать представление о романтическом герое и мире;

Трубка мира

Стр.92-93, вопросы 1-9

17


Жизнь и творчество В.Скотта «Айвенго».

В.Скотт - создатель исторического романа

1

Познакомить с творчеством В.Скотта;

Помочь ученикам понять, каковы особенности исторического романа;

Стр.95, вопрос 6, 1-15

18


Отражение истории во всех жанрах литературы.

Исторические басни И.А.Крылова «Волк на псарне».

1

Расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях;

Повторить знание терминов

Аллегория

Басня

Иносказание

Эзопов язык

Чтение басни

беседа

Задания 1-7

Пересказ статей учебника стр.99-101

19


А.С.Пушкин. Произведения на историческую тему в творчестве А.С.Пушкина

1

Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях;

Помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?

Аналитическая беседа

Сжатый пересказ статей учебника

Прочитать «Песнь о вещем Олеге»

20

«Песнь о вещем Олеге»

Сопоставление с историческим источником

1

Познакомить с сюжетом летописного сказания «Смерть…»

Обратить внимание учащихся на таинственность и мрачность колорита, употреблением торжественной лексики;

Хазары

Перун

Цареград

Пращ

Сеча

Комментированное чтение

беседа

Вопросы 1-4,7, 8

21

«Полтава»

Общий обзор произведений Петра I автором

1

Познакомить с многоплановостью героической поэмы;

Раскрыть историческую значимость двух монархов - полководцев - Петра I и Карла, на примере контраста эти образы рассмотреть;

Паладин

Комментированное чтение

Задание 8, 3, 4, 5

22-23

«Борис Годунов»

Роль и судьба летописца Пимена в пьесе.

Тема власти и неизбежной расплаты за преступление

2

Выяснить, какие эпизоды положены в основу трагедии;

Показать значимость конфликта между Годуновым и Отепьевым

Аналитическая беседа

Наизусть отрывок из лирического и драматичес-кого произведений Пушкина

24

Р.Р. Исполнение лирических и драматических произведений Пушкина

1

Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических и драматических произведений Пушкина

Выступление учащихся

Прочитать «Капитанскую дочку»

25

Создание «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки»

1

Познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»

Роман

Семейные записи

Хроника

Прототип

Прообраз

Мятеж

восстание

Сообщение уч-ся

Аналитическая беседа

Сжатый пересказ статей учебника

Написать сочинение-миниатюру «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка»

Сообщение по подгруппам

26

Тема народного восстания в повести. Лирический сюжет произведения

1

Познакомить с особенностями, принципами и идеей народного восстания;

беседа

Повторить

6 главу «Пугачев-щина»

27

Роль Пугачева в развитии сюжета

1

Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева и Пугачева позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами;

Продолжить работу над художественными особенностями повести

Благородство

Великоду-шие

безразличие

Аналитическая беседа

Чтение эпизодов

Ответить на вопрос: Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина?

28

Герой повести и рассказчик. Петр Гринев и Маша Миронова

1

Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой;

Продолжить работу над смыслом названия повести;

Обобщить и систематизировать знания по образу Петра Гринёва;

Входе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя

Сообщение

Аналитическая беседа

ИНД СООБЩЕНИЕ:выделить уроки отца, которые он получает в родит. доме.

29-30

Историческая повесть и исторический труд.

Пейзаж, интерьер, манера повествования

2

Обобщение и систематизация материала;


31

Р.Р. Сочинение на одну из тем

1

Развитие связной речи учащихся;

Умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Написать сочинение

32


М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте и его судьбе

1

Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта;

Вывить сходство судьбы М.Ю.Лермонтова с судьбой А.С.Пушкина;

опричник

Прочитать «Песню…»

План-конспект учебника, пересказ

Вопросы 1-9

33


Герои поэмы и их судьбы

1

Дать характеристику героям поэмы;

Проникнуть в замысел автора;

Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы

Образ в литературе

Беседа комм.чтение

Сообщение о Гоголе;

34


Н.В.Гоголь. Слово о творчестве Н.В.Гоголя.

Сюжет повести «Тарас Бульба»

1

Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе;

Дать понятие о романтической повести;

Раскрыть сюжет и идейный замысел повести

Романтичес-кая повесть

История

Сюжет пейзаж

Сообщение

Лекция

беседа

Гл 1-2

Вопросы после глав

Гл 3-6

35

Сопоставительная характеристика образов и судеб двух братьев

1

Дать сравнительную характеристику Остапу и Андрию: учеба, Запорожская сечь, бой, погибель;

беседа

Гл 8-11

36

Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер)

1

Показать роль художественной детали;

Помочь увидеть учащимся, как с помощью деталей интерьера автор воссоздаёт облик эпохи и характер героя

гипербола

героическая личность

Беседа

Комментирован-ноечтение

Подготовиться к сочинению, вопросы стр.225-226

37

Творчество Александра Дюма. «Три мушкетёра».

Сюжет. Герои.

1

Дать общую характеристику произведению;

Выяснить причину популярности и авторскую позицию

Пересказ

Беседа

Вопросы 1-17

План-конспект стр.260

38


Р.Р. Сочинение по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

Развивать связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Сочине-ние

Написать сочинение

39

А.К.Толстой

.Слово о писателе.

Баллада «Василий Шибанов». Сюжет баллады, её герои.

1

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей создания баллады «Василий Шибанов»;

Представить Василия Шибанова как лицо историческое и показать его значимость в истории и балладе

Баллада

Беседа

чтение

Задание №8, 7

Прочитать «Князь Серебряный»

40

Роман «Князь Серебряный»

Сюжет и герои романа

1

Помочь учащимся раскрыть особенности романа и писательский замысел;

Познакомить с историческими лицами на страницах романа

Реализм

Романтическое повествова-ние

Аналитическая беседа

Стр.280, №4

41-42


Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой

2

Помочь увидеть, как автор старается показать соответствие внутренних и внешних качеств человека или, наоборот, контраст;

Раскрыть значение событий, которые стремительно приближаются к развязке;

фольклор

Стр.306, вопросы,

№18 письменно

43

Историческое прошлое в русской лирике XIX века.

Стихотворения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.И.Давыдова…

1

Проследить за основной тематикой стихотворений;

Повторить знание особенностей ритмической организации стиха;

Чтение наизусть

анализ

Прочитать «После бала»

44

Л.Н.Толстой. Сюжет и композиция «После бала»

1

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел

Аналитическая беседа с чтением эпизодов

Вопросы в тетрадях под запись

45

Роль контраста при создании образа героя

1

Понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни

Элементы диспута

тест

Конспект стр.340, 338-339

Вопросы стр 338

46

Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием контраста на тему «Полковник на балу и после бала»

1

Развивать связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения


47

История на станицах художественной литературы XX века

1

Выявить исторические особенности литературы XX века;

Сформировать первоначальное представление о взгляде писателей на родную историю через судьбы людей эпохи;

Раскрыть проблему исторической личности, зримые черты живого облика известного человека;


Лекция

беседа

Сообщение о Бунине

48

Былины и их герои на страницах поэзии XX века

1

Познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина, его обращением к истории и русскому фольклору (былинному эпосу)

Былинный эпос

Чтение

Анализ

Наизусть «На распутье»

Закончить анализ былины «Святогор»

49-50


Ю.Н.Тынянов. Тема истории на страницах произведений Тынянова

«Подпоручик Киже» и тема деспотизма

2

Познакомить с творчеством Ю.Н.Тынянова;

Помочь увидеть анекдотичную основу исторического рассказа;

Раскрыть трагическое одиночество Петра 1

Чтение беседа

Прочитать «Восковая персона». Пересказ,

План-конспектстр.356-357

51


Образ Петра и его окружения на страницах исторического повествования

1

Показать своеобразие рассказа «Восковая персона;

Выявить авторскую позицию

Аналитическая беседа

Стр.387, подготовиться к анализу эпизода

Подготовить пересказ «Чертов мост»

52-53

Марк Алданов. Тема героического прошлого России. Тетралогия «Мыслитель».

«Чертов мост» как один из романов о славе русского оружия.

2

Познакомить с творчеством М.Алданова;

Увидеть в авторе человека, который сопереживает события и беды сегодняшнего дня;

Обратиться к его философским позициям, понять, как он воспринимает ход истории;

тетралогия

Лекция

Аналитическая беседа

Сообще-ние

Подготовиться к обсуждению романов «Мария Стюарт», «Магеллан»

54

С.Цвейг. События и герои исторических миниатюр

1

Помочь учащимся увидеть в творчестве С.Цвейга обращение к судьбам известных исторических лиц (Бальзак, Диккенс, Ницше, Стендаль, Толстой);

Раскрыть тему человеческой разобщенности;

Познакомить с теорией «животного магнетизма»

6, стр.394

Прочитать «Невозврати-мое мгновение»

55

«Невозвратимое мгновение»

Роль мгновение в судьбе человека и исторического события

1

Определить понимание проблемы;

Вдохновиться пафосом веры в силы человека;

Помочь увидеть более широкий и полный взгляд на проблему роли человека в истории

Беседа

пересказ

Стр.394, вопросы 1-6

56

Б.Васильев. Слово о писателе и его творчестве. «Утоли моя печали…» как роман о судьбах властителей и простых людей на страницах истории

1

Познакомить учащихся творчеством Б.Васильева;

Показать взаимоотношение власти и народа;

Выявить роль автора, его отношение к событиям прошлого

Лекция

беседа

57


Сюжет и герои повести: семья Олексиных и главная героиня повести Наденька Олексина, Иван Каляев

1

Продолжить знакомство с героями романа;

Выявить своеобразие повествования

1-8, стр.416

58-59

Великая Отечественная война в русской лирике.

(урок-концерт)

2

Познакомить учащихся с героическими страницами Руссой поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей

Прочитать «Золотая карета»

60

Л.М.Леонов. Тема Великой Отечественной войны в послевоенной драматургии

1

Познакомить учащихся с творчеством Л.Леонова;

Провести обзор содержания рассказа;

Определить «внутренний, скрытый рисунок жизни»;

Обучение учащихся аналитическому пересказу

Комментированное чтение

Индивид.вопросы, стр.451

61

Судьбы героев пьесы и их идеалы

1

Вовлечь учащихся в размышления о «назначении жизни»;

Научить видеть позицию автора в пьесе;

Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации;

План-конспект стр.452-453

62

Р.Р.Сочинение на тему «Мой любимый исторический герой»

1

Развивать связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения


63

История на страницах поэзии XX века.

Интерес к темам прошлого в лирике

1

Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских потов;

Помочь осмыслить прочитанное

Звукопись

Аллитерация

Ассонанс

анализ

Наизусть (по выбору) 2 стихот.

64

Р.Р. Сочинение на тему»Изображение истории на страницах художественных произведений и позиция автора»

1

Развитие письменной и устной речи учащихся;

Формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения;


65-66

Обсуждение работ учащихся и повторение по теме «История и литература»

2


67-68

Подведение итогов.

2






ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

Ученик должен знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • Основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.).

Ученик должен уметь:

  • Определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;

  • Использовать различные формы изучения художественных; произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;

  • Определять авторскую позицию писателя;

  • Создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;

  • Пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;

  • Использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других пись­менных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, це­лесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):

Объем сочинений должен быть примерно таким:

в V классе - 1-1-5 тетрадные страницы,

VI классе- 1,5-2,

VII классе-2-2,5,

VIII классе -2,5-3,

IХ классе - 3-4,

X классе -4-5,

XI классе - 5-7.

Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требова­ниям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V-VIII и 10 дней в IX-XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.

В V-XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая - к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными Критериями в пределах программы данно­го класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых

  5. в классе и прочитанных самостоятельно.

  6. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борь­бой.

  7. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам:

V класс- 100-11О слов в минуту,

VI класс-110-120 слов в минуту,

VII класс- 120-130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий про­чные знания и глубокое понимание текста изучаемого про­изведения; умение объяснять взаимосвязь событий, ха­рактер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведе­ния, привлекать текст для аргументации своих выводов, рас­крывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изу­чаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь собы­тий, характеры и поступки героев и роль основных художес­твенных средств в раскрытии идейно-эстетического содер­жания произведения; умение пользоваться основными тео­ретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст про­изведения для обоснования своих выводов; хорошее вла­дение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произ­ведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художествен­ных средств в раскрытии идейно-художественного содержа­ния произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и не­достаточном умении привлекать текст произведений для под­тверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение мо­нологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установлен­ным для данного класса

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий не­знание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных геро­ев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое вла­дение монологической литературной речью и техникой чте­ния, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинения

Указанный объем сочинений является примерным пото­му, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащих­ся. их общего развития и почерка

Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языко­вых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим кри­териям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывает­ся: разнообразие словаря и грамматического строя речи; сти­левое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оцени­вается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:

Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы пол­ностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсут­ствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) рабо­та отличается богатством словаря, разнообразием использу­емых синтаксических конструкций, точностью словоупотреб­ления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 рече­вых недочета. 1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в ос­новном соответствует теме (имеются незначительные откло­нения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются не­значительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи до­статочно разнообразен; 5) стиль работы отличается единст­вом и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3-4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены су­щественные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточ­ности; 3) допущены отдельные нарушения последовательнос­ти изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляе­мые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единст­вом, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) на­рушена последовательность изложения мыслей во всех час­тях работы, отсутствует связь между ними, работа не соот­ветствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выражен­ной связью между ними. часты случаи неправильного сло­воупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 рече­вых недочетов и до 7 грамматических ошибок.

Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учи­тывать самостоятельность, оригинальность замысла ученичес­кого сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочине­ние на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше ука­занного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при со­отношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соот­ношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставле­нии отметки "5" превышение объема сочинения не прини­мается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетво­рительно.

4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных уче­ником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и на­выков учащихся по русскому языку).

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


  1. Оценка сочинений.

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Порядок проверки письменных работ учителями

. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие класс­ные и домашние работы, проверяются:

по литературе:

- в 5-8 классах - не реже 2 раз в месяц

- в 9-11 классах - не реже одного раза в месяц















© 2010-2022