Рабочая программа по чтению и развитию речи 9 класс (8 вид)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 классы: в 2 сб./Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. - Сб. 1. На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Школьники с нарушениями интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в про изведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному про изведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.


Примерная тематика

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.

Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.П. Чехова, А.И. Куприна, И.А. Бунина.

Произведения А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, В.М. Инбер, Р. Гамзатова, В.М. Шукшина, Ф.А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л.Н. Ошанина, С.В. Михалкова, Ф.А. Искандера, А. Рыбакова, Б. Окуджава.



Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения.

Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).

Работа над планом, средствами языковой выразительности.

Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.


Внеклассное чтение (урок внеклассного чтения проводится один раз в месяц)

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.

Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Рекомендуемая литература (на выбор)

Ахматова А.А. Стихотворения.

Беляев А.Р. «Человек-амфибия».

Богомолов В. О. «Иван».

Бондарев Ю.В. «Последние залпы». «Горячий снег».

Быков В.В. «Альпийская баллада». «Обелиск».

Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие».

Жюль Верн «Таинственный остров».

Воскресенская 3. «Сердце матери».

Горький А.М. «В людях». «Мои университеты».

Есенин С.А. Стихотворения.

Зощенко М.М. Рассказы.

Искандер Ф.А. «Сандра из Чегема».

Паустовский К.Г. «Во глубине России». «Телеграмма». «Великий сказочник». «Разливы рек». «Исаак Левитан». «Приточная трава».

Сурков А.А. Стихотворения.

Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы» (выборочно).

Цветаева М.Н. Стихотворения.

Чехов А.П. «Дом с мезонином».

Шукшин В.М. «Кляуза». «Мечты». «Чужие». «Жил человек». «Привет Сивому».



Соответствие рабочей программы с авторской программой.

УМК

Авторская программа

Кол-во часов

Рабочая программа

Кол-во часов

  1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 9 класс. Аксёнова А.К., Шишкова М.И.

  2. Методические рекомендации. Чтение. 5-9 классы. VIII вид. Шишкова М. И.

  3. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 9 класс. Аксёнова А.К., Шишкова М.И.


102


102


В связи с возникновением внештатных ситуаций в образовательном процессе школы: карантин, выполнение другой педагогической работы, не связанной с урочной деятельностью выполнение образовательной программы по литературе в полном объеме, целесообразно обеспечить за счет:

  • блочной подачи учебного материала;

  • проведения интегрированных уроков;

  • использования резервного времени, если таковое предусмотрено рабочей программой;

  • проведения уроков в дистанционной форме на платформе «Сетевой город»;

  • проведения уроков под наблюдением специального педагога, предназначенного сопровождать учащихся в овладении учебной программы по планам других учителей.

При внесении изменений в календарно-тематическое планирование практическая часть программы остается неизменной. Предоставляются служебные записки заместителю директора по учебно-воспитательной работе, производятся соответствующие записи в листе коррекции.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Из них на развитие

речи


Из них на внеклассное чтение

Сочинения


1.

Устное народное творчество

10

2

-

1

2.

Из произведений русской литературы XIX века

41

4

3

1

3.

Из произведений русской литературы XX века

31

4

2

2

5.

Из произведений зарубежной литературы

13

-

2

-

7.

Повторение

7

2

-

1


Итого

102

12

7

5





Поурочное тематическое планирование

№ урока в году

№ урока в теме

Наименование раздела и тем

Всего часов


Устное народное творчество

10

1.

1

Устное народное творчество

1

2.

2

Русские народные песни «Колыбельная»

1

3.

3

«За морем синичка…»

1

4.

4

Былина «На заставе богатырской»

1

5.

5

Р/Р Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

1

6-7.

6-7

«Сказка про Василису Премудрую»

2

8.

8

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

1

9.

9

Внеклассное чтение «Сказки народов мира»

1

10.

10

Р/Р Изложение «Осень»

1


Из произведений русской литературы XIX века

41

11.

1

Творчество и биография В. А. Жуковского

1

12-13.

2-3

В. А. Жуковский «Три пояса»

2

14.

4

Р/Р Отзыв на сказку В. А. Жуковского «Три пояса» по плану

1

15.

5

Творчество и биография И. А. Крылова

1

16.

6

И. А. Крылов «Кот и повар»

1

17.

7

Творчество и биография А. С. Пушкина

1

18-21.

8-11

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»

4

22-24.

12-14

А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

3

25.

15

Р/Р Работа по картине И. Левитана «Золотая осень»

1

26.

16

Викторина по произведениям А. С. Пушкина

1

27.

17

Обобщающий урок по творчеству А. С. Пушкина

1

28.

18

Творчество и биография М. Ю. Лермонтова

1

29.

19

М. Ю. Лермонтов «Тучи»

1

30.

20

М. Ю. Лермонтов «Баллада»

1

31.

21

М. Ю. Лермонтов «Морская царевна»

1

32.

22

Творчество и биография Н. В. Гоголя

1

33-35.

23-25

Н. В. Гоголь «Майская ночь или Утопленница»

3

36.

26

Р/Р Работа по картине А. И. Куинджи «Украинская ночь»

1

37.

27

Вн. Чтение «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

38.

28

Творчество и биография Н.А. Некрасова

1

39.

29

Н.А. Некрасов «Рыцарь на час»

1

40.

30

Н.А. Некрасов «Саша»

1

41.

31

Вн. Чтение «Мать» Н. А. Некрасов

1

42.

32

Творчество и биография А. А. Фета

1

43.

33

А. А. Фет «На заре ты её не буди…»

1

44.

34

А. А. Фет «Помню я: старушка няня …»

1

45.

35

Внеклассное занятие «Гадания»

1

46.

36

А. А. Фет «Это утро, радость эта…»

1

47.

37

Творчество и биография А. П. Чехова

1

48.

38

Р/Р Сочинение «Пушкин в Михайловском»

1

49.

39

А. П. Чехов «Злоумышленник»

1

50.

40

А. П. Чехов «Пересолил»

1

51.

41

Вн. Чтение «Рассказы А. П. Чехова»

1


Из произведений русской литературы XX века

31

52.

1

Творчество и биография М. Горького

1

53.

2

М. Горький «Песня о Соколе»

1

54.

3

Творчество и биография В. В. Маяковского

1

55.

4

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

56.

5

М. И. Цветаева «Красной кистью»

1

57.

6

М. И. Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел»

1

58.

7

Творчество и биография К. Г. Паустовского

1

59.

8

К. Г. Паустовский «Стекольный мастер»

1

60.

9

Творчество и биография С. А. Есенина

1

61.

10

С. А. Есенин «Нивы сжаты…»

1

62.

11

С. А. Есенин «Собаке Качалова»

1

63.

12

Творчество и биография М. А. Шолохова

1

64.

13

Р/Р Сочинение «Когда я болен»

1

65-66.

14-15

М. А. Шолохов «Судьба человека»

2

67.

16

Р/Р Изложение по плану «Побег из плена»

1

68.

17

Вн. Чтение М. А. Шолохов

1

69.

18

Творчество и биография Е. И. Носова

1

70.

19

Е. И. Носов «Трудный хлеб»

1

71.

20

Творчество и биография Н. М. Рубцова

1

72.

21

Р/Р Сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили»

1

73.

22

Н. М. Рубцов «Тихая моя родина»

1

74.

23

Н. М. Рубцов «Русский огонёк»

1

75.

24

Н. М. Рубцов «Зимняя песня»

1

76.

25

Творчество и биография Ю. И. Коваля

1

77-80.

26-29

Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова»

4

81.

30

Вн. Чтение. Ю. И. Коваль

1

82.

31

Р/Р Работа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

1


Из произведений зарубежной литературы

13

83.

1

Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

1

84.

2

Творчество и биография Э. Сент-Томпсона

1

85-87.

3-5

Э. Сетон -Томпсон «Снап»

3

88-89.

6-7

Вн. Чтение Жюль Верн «Таинственный остров»

2

90.

8

Творчество и биография Д. Даррелла

1

91-93.

9-11

Д. Даррелл «Живописный жираф»

3

94.

12

Повторение по теме «Устное народное творчество»

1

95.

13

Вн. Чтение «Сказки народов мира»

1


Повторение

7

96.

1

Повторение по теме «Произведения русской литературы XIX века»

1

97.

2

Повторение по теме «Произведения русской литературы XX века»

1

98.

3

Повторение по теме «Произведения зарубежной литературы»

1

99.

4

Викторина по произведениям

1

100.

5

Р/Р Сочинение «Ежели вы вежливы»

1

101.

6

Р/Р Изложение «Бегство в Египет»

1

102.

7

Обобщающий урок

1








Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.

Учащиеся должны уметь:

• читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

• выделять главную мысль произведения;

• давать характеристику главным героям;

• высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

• пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.



Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи. V - IX классы


Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бегло, выразительно;

- выделяет главную мысль произведения или части;

- делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно;

- допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова - по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре - в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

- выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;

- активно участвует в выделении главной мысли произведения;

- делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;

- оценивает поступки героев;

- отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;

- читает стихотворение наизусть без ошибок

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;

- допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;

- затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;

- называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя;

- пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;

- отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.



Проверка техники чтения

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):

V класс - 45-60 слов; VI класс - 70-80 слов; VII-IX класс - 90-100 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 9 класс. Аксёнова А.К., Шишкова М.И.

  2. Методические рекомендации. Чтение. 5-9 классы. VIII вид. Шишкова М. И.

  3. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 9 класс. Аксёнова А.К., Шишкова М.И.












Лист коррекции


№ или тема урока

Дата проведения по плану


Причина несоответствия

Фактическая дата проведения







© 2010-2022