Урок по русской литературе 7 класс Образ леса в поэзии и прозе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русской литературе 7 класс Образ леса в поэзии и прозеУрок по русской литературе 7 класс Образ леса в поэзии и прозеУрок по русской литературе 7 класс Образ леса в поэзии и прозеУрок по русской литературе 7 класс Образ леса в поэзии и прозеУрок по русской литературе 7 класс Образ леса в поэзии и прозеУрок по русской литературе 7 класс Образ леса в поэзии и прозеУрок русской литературы в 7 классе

Тема: «Образ леса в русской поэзии и прозе».

Учебно-воспитательные задачи:

Обучающая: -закрепление умений отличать жанры художественного произведения;

находить поэтические средства образности;

определять их значение в идейно- художественном своеобразии поэтического и

прозаического произведения;

Развивающая: - развивать навыки самостоятельного постижения поэтического и прозаического

произведения;

- развивать воображение и расширять эмоциональную сферу учащихся;

Воспитательная: - воспитание бережного и сознательного отношения к природе, понимания её ценности для мировой цивилизации и отдельного человека.

Тип урока: комбинированный

Методы урока: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: учебник «Русская словесность»- 7 класс для школ с русским языком обучения, распечатанные тексты И.Тургенев «Лес и степь» (отрывок); И.Бунин «Псковский бор»; схема «Макрообраз леса»

Ход урока:

  1. Организациооно-ориентирующий этап:

А) Взаимное приветствие учителя и учащихся;

Б) Подготовка учащихся к работе;

В) Постановка цели урока.



  1. Актуализация знаний.

Опрос:

- Что такое пейзаж в художественном произведении?

- Нужны ли описания природы в произведении?

- Чем пейзаж в поэтическом произведении отличается от пейзажа в прозаическом

художественном произведении?

- Пейзажи из каких художественных произведений произвели на вас наиболее сильное

впечатление? Почему?

-Какие макрообразы вам знакомы? Приведите примеры?

- Чем макрообраз отличается от микрообраза?

-Как воспринимает лес человек? Можно ли назвать лес «чужим» или «родным» пространством для человека?

Слово учителя:

  • Образ леса в искусстве- это, прежде всего, динамическая пространственная картина жизни природы, вбирающая в себя образы растительного царства, образы многоих живых существ (насекомых, грызунов, птиц, зверей), образы-звуки, образы- запахи, цвета, краски, игру света и тени. Единый собирательный образ леса складывается из многочисленных его состояний во времени суточного и природного цикла: лес утром, днем и вечером; лес весной, летом, осенью и зимой; лес в дождь, в грозу, в метель, в ветреную погоду. Именно поэтому можем сказать, что лес- это макрообраз.

(кратко записываем данное определение в рабочие тетради)

Работаем со схемой «Макрообраз леса».

ОБРАЗ ОБРАЗ

ФЛОРЫ ФАУНЫ

МАКРООБРАЗ

ЛЕСА

ОБРАЗЫ- ОБРАЗЫ- ОБРАЗЫ-

ЗАПАХИ ЗВУКИ КРАСКИ



  1. Работа с текстами художественных произведений:

1) Учитель:

Многие русские писатели и поэты обращались к образу леса. Здесь уже звучали имена И.С. Тургенева, И.А. Бунина, И.Северянина…

Образ леса предстаёт и в произведениях казахстанских поэтов и прозаиков- Т.Мадзигон, Е. Курдакова.

Каким же видят лес русские художники слова?

2) Индивидуальное задание:

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из рассказа «Лес и степь» со слов «Вот и лес…» до слов «… помчится вслед».

Вопросы на восприятие:

- Ребята, давайте пристально вглядимся в текст.

В какое время предстает лес в этом отрывке?

Назовите образы, составляющие в тургеневском описании макрообраз леса.

(Самостоятельная работа учащихся и последующая беседа проходят под приглушенную запись «Голоса леса», о чем учитель предварительно сообщает ребятам)

Образ леса в рассказе И.С. Тургенева «Лес и степь»

Время года

Образы флоры

Образы фауны

Образы-запахи

Образы-звуки

Образы -краски

Начало лета

Статные осины.Берёзы,

Могучий дуб, липа, ландыши, высокие травы, грибы.

Желтые мухи, мошки, птицы, малиновка, заяц-беляк.

Запах ландышей

Тишина. Золотой голосок малиновки, шум верхушек деревьев.

Тень, золотистый воздух, прошлогодняя листва, бурая листва, зелёная дорожка

Художественные средства и настроение

Эпитеты

Олицетворение

Метафоры

гиперболы

умолчание

Сравнение

«Статные осины», «золотистый воздух», «золотой голос малиновки»

Осины «лепечут», «лес глохнет», «Ветер набежал»

«далее, далее, глубже в лес», «лес глохнет»

Дуб «как боец», «золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью», «зашумели верхушки деревьев, словно падающие волны».

Слово учителя:

-Мы познакомились с образцом прозаического художественного описания леса. А теперь послушайте, как изображён лес в лирическом стихотворении И.А. Бунина «Псковский бор».

- В этом произведении как бы два плана, два течения. Одно- реальное, «лесное», с конкретными деталями; второе- несколько сказочное, эмоционально- нравственное. Как они совмещаются и зачем- попробуем понять. Будьте внимательны «по дороге».

(Стихотворение читает учитель. Текст стихотворения лежит на каждом рабочем столе)

Фронтальная беседа:

- Обратите внимание, как точен поэт: он называет свое стихотворение не «Псковский лес», а «Псковский бор», ведь речь в нём идёт не просто о лесе, а о каком лесе? (О хвойном, сосновом- отсюда и «бор», а не лес)

- Какое время года изображено в стихотворении? (Осень)

- Какие краски вы видите? Какие звуки слышите? (Пахнет сыростью, грибами. Всмотримся в чащу леса. Что там? Не Баба ли Яга- костяная нога?)

- «Тропы рысей и медведей уводят к сказочным тропам». О каких сказочных тропах говорит поэт? (Сосновый бор уводит в сказку, в далёкие времена, в историю)

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

Слово учителя:

- К образу леса, его красоте, его тайнам обращались и обращаются не только писатели и поэты, но и художники. А для некоторых, как, например, для русского художника 19 века Ивана Шишкина, лес и вообще пейзаж становится единственным и самым любимым предметом изображения.

Сообщение ученика о жизни и творчестве И.Шишкина

( презентация 5 картин И.Шишкина «Лесная глушь» (1872), «Сосновый бор» (1872), «Сосны, освещённые солнцем» (1886), «Дождь в дубовом лесу» (1891), «Корабельная роща» (1898))

Слово учителя:

- Какие из рассмотренных картин наиболее созвучны стихотворению Бунина «Псковский бор»?

- Вернемся еще раз к стихотворению. Как вы понимаете бунинский вопрос: «Достойны ль мы своих наследий?» Что мы унаследовали? Почему должны быть достойны наследства этого?

Обобщение:

-Сегодня перед нами предстали 3 образа леса: один-в прозе, другой- в поэзии, третий- в зримых красках. Первые два мы только воображаем, третий- видим.

Писатель и поэт создают образы при помощи слов, художник- при помощи красок.

Рефлексия:

-Что было наиболее интересным на уроке?

-Какое открытие мы сделали сегодня на уроке?

Задание на дом:

Выпишите из произведений А.Н. Майкова и И.А. Бунина, посвященных описанию леса, деревьев (одно стихотворение на выбор) образы- переживания и образы- мысли.

Подготовьтесь к комментированию.

А теперь, давайте представим, что мы в лесу. Посидим и послушаем голоса его обитателей.

Приложение:

Иван Бунин

«Псковский бор»

Вдали темно и чащи строги.

Под красной мачтой, под сосной

Стою и медлю - на пороге

В мир позабытый, но родной.

Достойны ль мы своих наследий?

Мне будет слишком жутко там,

Где тропы рысей и медведей

Уводят к сказочным тропам,

Где зернь краснеет на калине,

Где гниль покрыта ржавым мхом

И ягоды туманно-сини

На можжевельнике сухом.



© 2010-2022