План-конспект занятия по авторской песне Булат Окуджава

Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, но может быть полезна учителям литературы, музыки и МХК. Рассчитана для детей 13-14 лет. В процессе мероприятия обучающиеся познакомятся с Булатом Окуджавой, как многогранной личностью: поэтом, автором-исполнителем, прозаиком, сценаристом и др. Занятие проходит с использованием метода интеллект-карт и элементами игровых технологий. В занятии предусмотрена демонстрация видео и аудиофрагментов, что позволяет обучающимся сфо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия


Аттестуемый педагог Васич Вячеслав Валентинович

Направление художественное

Образовательный курс Авторская песня

Возраст обучающихся 14-17 лет

Тема занятия «Булат Шалвович Окуджава»

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, гитара, аудиозаписи и видеозаписи, листы бумаги (размер А3), цветные карандаши, фломастеры, маркеры.


  1. Организационный момент

Цель: Организация начала занятия, создание психологического настроя на совместную учебную деятельность.

Задачи:

обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Метод, используемый на этапе занятия: беседа

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Настраиваются на занятие,

принимают участие в беседе,





просматривают фрагмента видеофильма,

формулируют ответы на вопросы педагога.

Организует начало занятия, создает психологический настрой на учебную деятельность и активизирует внимание.

Определяет тему занятия. Ставит цели и задачи.

Добрый день! Совсем недавно закончились новогодние каникулы, в этом году, конечно, будет еще много праздничных дней, но главное событие 2015 года, мы отметим в мае. Кто может сказать, какой праздник мы отметим в мае?

Не одно мероприятие в этом году будет посвящено 70-летию победы в Великой Отечественной войне, и не раз мы будет возвращаться к этой теме на своих занятиях и мероприятиях.

Во время каникул транслировалось много старых, добрых фильмов, и сейчас я предлагаю посмотреть фрагмент из сказки, которая впервые вышла на экраны в 1975 году, с одной из самых популярных, на мой взгляд, песней из этого кинофильма.


Фрагмент какой сказки мы посмотрели? Назовите имена персонажей, которые исполняют песню. Эта песня часто звучит в разных школьных постановках и инсценировках, а кто из вас может сказать, кто из известных бардов написал стихи для этой песне.

Стихи к этой, а так же к некоторым другим песням этого кинофильма написал Булат Окуджава. И именно с этим советским и российским бардом мы познакомимся сегодня.




Демонстрация фрагмента сказки «Приключения Буратино» с песней «Пока живут на свете хвастуны…»

2. Изучение нового учебного материала и практическая работа.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания материала по биографии и творческой деятельности Б.Ш. Окуджавы.

Задачи:

- обеспечение усвоения новых знаний и способов действий;

- формировать эрудицию, широкий кругозор детей;

- формировать у обучающихся интеллектуальных умений: умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать;

Метод, используемый на этапе занятия: рассказ, беседа, прослушивание, метод ментальных карт.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Слушают и анализируют инструкцию, выстраивают алгоритм действий.




























Воспринимают и анализируют информацию, выполняют задание






Озвучивают свои варианты ответов, работа с интеллект-картами.


















Слушают, принимают участие в беседе, работают с интеллект-картами

Педагог активизирует познавательную активность обучающихся, организует их практическую деятельность.

Ваша деятельность сегодня будет несколько отличаться от обычной: мы не будем ничего конспектировать и писать, а каждый из вас будет создавать собственную интеллект-карту, но для этого вам необходимо узнать основные правила.

  1. Для создания интеллект-карт используются, только цветные карандаши, маркеры, фломастеры;

  2. Основная идея, проблема, слово или объект изучения располагается в центре;

  3. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

  4. Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

  5. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, схемы, ассоциации о каждом слове.

Вот как выглядят интеллект-карты по разным темам.

Главное, что вы должны понять, это то, что не бывает правильных или неправильных карт, она должна быть яркой, содержательной и иметь понятную вам структуру и информацию. И ёще, чем больше информации вы в неё поместите, тем проще вам будет отвечать на вопросы викторины во второй части занятия.

И, конечно, начнем знакомство с Булатом Окуджавой с его биографии. На слайде размещены основные даты и события, связанные с этими датами, я предлагаю вам соотнести эти категории. Даты будем выстраивать в хронологической последовательности, начиная с самой ранней.

9 мая 1924 года - день рождения Булата Шалвовича Окуджавы.

Апрель 1942 - ушел добровольцем на фронт.

1943 год - написана первая песня «Нам в холодных теплушках не спалось».

1959 год - начал выступать как автор песен и исполнять их под гитару.

1961 год - дебютировал как прозаик.

1968 год - вышла первая пластинка с песнями Окуджавы.

1970 год - вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Б.Окуджавы «Нам нужна одна победа».

12 июня 1997 года - скончался в Париже в военном госпитале.

Педагог озвучивает правильные ответы с дополнениями по фактам биографии.

Рассказывает о творчестве Б.Ш. Окуджавы с сопровождением слайдовой презентацией, следит за работой обучающихся над созданием интеллект-карт, комментирует, помогает.

Булат Окуджава многогранная творческая личность: один из основоположников жанра и один из первых, кто начал исполнять собственные песни под гитару. Его творчество было представлено по разным направлениям.

Слайд

Поэт, прозаик, бард.

Поэт. Окуджава - талантливый поэт, и его творчество в русской культуре можно назвать событием. В его поэзии можно наблюдать строки, начало которых положили русские классики поэзии - Некрасов и Пушкин. Строчки стихотворений Булата Окуджавы стали афоризмами: "Надежды маленький оркестрик", "Дежурный по апрелю". Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений.

Более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Порой Окуджава снимался сам. Весьма плодотворным оказался творческий союз Булата Окуджавы с композитором Исааком Шварцем. Вместе они создали 32 песни, наиболее известные из которых - песня «Ваше благородие, госпожа Удача» («Белое солнце пустыни»), песенка кавалергарда из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка».

Булат Окуджава - жизнелюб и оптимист. Добрая ирония в стихах Окуджавы придает им доброту и искренность. В его поэзии с одной стороны ощущается печаль и человеческое горе, а с другой - самоирония.
Одной из главных тем в поэзии Окуджавы - тема войны.

И сейчас, я предлагаю прослушать стихотворение Булата Окуджавы «Простите пехоте» в исполнении заслуженного артиста России Даниила Спиваковского.




Прозаик. Начиная с 1960-х гг. Окуджава много работает в жанре прозы. В 1961 в альманахе "Тарусские страницы" опубликована его автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр", посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма.

В последующие годы Окуджава постоянно пишет автобиографическую прозу, составившую сборники "Девушка моей мечты" и "Заезжий музыкант" (14 рассказов и повестей), а также роман "Упраздненный театр" (1993), получивший в 1994 Международную премию как лучший роман года на русском языке.

В конце 1960-х гг. Окуджава обращается к исторической прозе. В 1970--80 гг. отдельными изданиями вышли повести "Бедный Авросимов о трагических страницах в истории декабристского движения, "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" и написанные на историческом материале начала XIX века романы "Путешествие дилетантов" и "Свидание с Бонапартом".

С середины 1960-х гг. Окуджава выступает как кинодраматург.

По пьесе Окуджавы "Глоток свободы", а также по его прозе, стихам и песням поставлены драматические спектакли.

Постановки:

"Глоток свободы"; "Мерси, или старинный водевиль"; "Будь здоров, школяр"; "Музыка арбатского двора" .

Бард. Один из основателей жанра авторской песни. В 1946 студентом Тбилисского университета создает "Студенческую песню" ("Неистов и упрям, гори, огонь, гори..."). С 1956 Окуджава одним из первых начинает выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель. Песни Окуджавы обратили на себя внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие Окуджаве широкую популярность. Записи песен Окуджавы разошлись по стране в тысячах экземпляров. Первый профессионально записанный диск вышел в Париже в 1968, несмотря на сопротивление советских властей. Заметно позже вышли диски в СССР.

В настоящее время в Государственном литературном музее в Москве создан фонд магнитофонных записей Окуджавы, насчитывающий свыше 280 единиц хранения.

На стихи Окуджавы пишут музыку профессиональные композиторы. Пример удачи - песня В.Левашова на стихи Окуджавы "Бери шинель, пошли домой".

Сейчас я предлагаю прослушать песню Булата Окуджавы в исполнении Алины Губиной, обучающейся нашей студии.



Изложение инструкции сопровождается мультимедийной презентацией.




Раздать обучающимся, подготовленные заранее, листы бумаги размером А3 и необходимые материалы для составления интеллект-карт.






Изложение теоретического материала сопровождается мультимедийной презентацией.












Просмотр видео

«Стихотворение Булата Окуджавы «Простите пехоте»

в исполнении заслуженного артиста России Даниила Спиваковского».















Алина Губина исполняет песню Б.Окуджавы «До свидания, мальчики» в сопровождении фильма

3. Закрепление учебного материала.

Цель: установить уровень и качество приобретенных знаний и устранить пробелы (в случае необходимости).

Задачи:

- обеспечение закрепления вновь приобретенных знаний;

- развивать умение обобщать информацию и делать выводы;

- учить пользоваться интеллект-картой в соответствии с поставленной целью;

- развивать толерантность, коммуникативные способности;

Метод, используемый на этапе занятия: викторина.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Делятся на команды, знакомятся с интеллект-картами других обучающихся, анализируют информации.



















Участвуют в викторине: слушают вопросы, в результате анализа имеющейся информации и обсуждений формулируют ответы.

Педагог организует обучающихся для проведения викторины, сообщает условия.

Я предлагаю разделиться вам на две команды, объединив свои силы для участия в викторины. Во время ответов на вопросы викторины вы можете пользоваться своими интеллект-картами и картами других членов команды.

На слайде вы видите четыре категории в каждой по пять вопросов в каждой.

Сейчас каждая команда будет выбирать вопрос для команды соперников и сами тоже проводят обсуждение, а если соперники дадут неправильный ответ, то у вас будет возможность получить дополнительный бал.

Педагог проводит викторину.






Интерактивная викторина проводится с помощью подготовленной мультимедийной презентации.

4. Итоги занятия, задачи на перспективу, рефлексия.

Цель: Анализ и оценка успешности достижения цели занятия, определение перспективы последующей работы.

Задачи:

- мобилизация детей на самооценку;

- развитие навыков объективной оценки и самооценки;

- формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли;

Метод, используемый на этапе занятия: беседа.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Анализируют результаты деятельности, обсуждают, отвечают на вопросы педагога, приводя аргументы.

Вместе с обучающимися педагог подводит итог занятия. Просит группу выделить из всех наиболее удачную, по их мнению, интеллект-карту, привести аргументы, дать оценку. Подводит итоги викторины, проводит награждение.

На следующих занятиях мы еще не раз будем возвращаться к Булату Окуджаве и его творчеству, поэтому я предлагаю вам дома ознакомиться с его творчеством и выбрать песню в свой репертуар или для исполнения ансамблем.

До свидания.

Каждому обучающемуся вручаются грамоты и календари с портретом

Б. Окуджавы


© 2010-2022