Рабочая программа по русскому языку 9 класс по учебнику Тростенцовой

Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» с учётом авторского УМК: ·  Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык» для 5-9 классов. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. М.: «Просвещение»,2008. Данная программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. ·  Русский язык: Учебник для...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено:

На заседании ШМО ГЦ ___________Шибаева О.А.

Протокол № ___ от

«___»___________2014г.


Согласовано:

Заместитель директора по

_________________УВР

Гайдукова М.А.

Утверждено:

Директор школы

____________ Гузеев С.А.

Приказ № ____ от

« ___»__________2014г.






Рабочая программа учебного предмета

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

9 класс, II уровень

на 2014-2015 учебный год



Разработана: Гнилицкой Е. П.,

учителем русского языка и литературы

высшей квалификационной категории













село Успенка, 2014г

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» с учётом авторского УМК:

  • Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык» для 5-9 классов. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. М.: «Просвещение»,2008. Данная программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

  • Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский - 7-е издание. - М.: Просвещение, 2010.

Место предмета «Русский язык» в Базисном учебном плане МБОУ «Успенская СОШ»

Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 9 классе МБОУ «Успенская СОШ» на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089).

Программа рассчитана на 68 часов. В учебном плане МБОУ «Успенская СОШ» на изучение русского языка в 9 классе отводится 2 часа в неделю. Сроки реализации данной программы 1 год.

Взаимосвязь предмета с другими дисциплинами учебного плана

Живые межпредметные связи между русским языком и другими учебными предметами носят двусторонний характер. Так, взаимосвязь русского языка и других учебных предметов может быть реализована при изучении функционирования русского языка в сфере научной речи. Обучение русскому языку все чаще осуществляется в контексте овладения учебной деятельностью на материале других предметов. В процесс обучения русскому языку включаются тексты других учебных предметов, на материале этих текстов отрабатываются формы и конструкции учебно-научного стиля, таким образом формируются навыки учебного научного общения - обязательного элемента всех учебных предметов.

Цели изучения предмета:

  • Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Задачи изучения предмета:

  • Формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).

  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

  • Обеспечение учащихся знаниями о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарными сведениями о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

  • Воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.

Предполагаемые результаты реализации программы:

В результате обучения русскому языку обучающиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Методы обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;

  • индивидуальный устный опрос;

  • фронтальный опрос;

  • выборочная проверка упражнения;

  • взаимопроверка;

  • самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • изложение на основе текстов типа описания, рассуждения;

  • написание контрольных диктантов, сочинений;

  • письмо по памяти;

  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Средства обучения: учебники, учебные пособия, дидактические материалы, словари, тестовый материал, средства наглядности, видеоматериалы, технические средства обучения.

Применяемые технологии:

  • В.В.Фирсов «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»;

  • С.И.Заир-Бек «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»;

  • И.Б.Первин, В.К.Дьяченко «Технология групповых и коллективных способов обучения»;

  • Б.П.Никитин «Технология развивающих игр».

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

  • смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

  • составление плана текста;

  • пересказ текста по плану;

  • продолжение текста;

  • редактирование;

  • конспектирование;

  • участие в диалогах различных видов;

  • аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

  • создание собственных письменных текстов;

  • составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

  • составление опорных схем и таблиц;

  • работа с учебно - научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

  • работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

  • тест;

  • диктант с грамматическим заданием;

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • комплексный анализ текста;

  • подробное и сжатое изложение;

  • рецензия на литературное произведение;

  • сообщение на лингвистическую тему;

  • сочинение на лингвистическую тему;

  • реферат статьи на лингвистическую тему;

  • конспект тезисный план статьи на лингвистическую тему;

  • устное высказывание на лингвистическую тему.





















Структура изучаемого предмета

№п/п

Название разделов учебного предмета

Количество часов

1

Вводный урок. Международное значение русского языка

1

2

Повторение пройденного в 5-8 классах

7

3

Сложные предложения

1

4

Союзные сложные предложения

6

5

Сложносочиненные предложения

5

6

Сложноподчиненные предложения

24

7

Бессоюзные сложные предложения

8

8

Сложные предложения с различными видами связи

7

9

Общие сведения о языке

3

10

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

6

Итого

68









Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов программы, тем урока

Количество часов

Из них

Дата проведения урока

к/д

р/р

По плану

По факту

1

Международное значение русского языка

1

03.09


Повторение пройденного в 5-8 классах (7 часов)

2

Развитие речи. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог

1

1

04.09

3

Развитие речи. Стили языка

1

1

10.09

4

Простое предложение и его грамматическая основа

1

11.09

5

Предложения с обособленными членами

1

17.09

6

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

1

18.09

7

Комплексное повторение, подготовка к диктанту

1

24.09

8

Контрольный диктант

1

1

25.09

Сложное предложение. Культура речи

9

Сложные предложения. Понятие о сложном предложении

1

01.10

Союзные сложные предложения (6 часов)

10

Союзные и бессоюзные сложные предложения

1

02.10

11

Развитие речи. Сочинение в форме дневниковой записи

1

1

08.10

12

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

1

09.10

13

Интонация сложного предложения

1

15.10

14-15

Урок-зачёт по теме «Сложное предложение»

2

16.10;

22.10

Сложносочинённые предложения (5 часов)

16

Сложносочиненное предложение

и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными)

1

23.10

17-18

Развитие речи. Рецензия на литературное произведение

2

2

29.10;

30.10

19

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания

1

12.11

20

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

1

1

13.11

Сложноподчинённые предложения (24 часа)

21

Сложноподчиненное предложение и его особенности.

1

19.11

22-23

Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным

2

20.11;

26.11

24-25

Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении

2

27.11;

03.12

26

Развитие речи. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему

1

1

04.12

27

Место придаточного предложения по отношению к главному

1

10.12

28

Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями

1

11.12

29

Виды придаточных предложений. Придаточные определительные

1

17.12

30

Виды придаточных предложений. Придаточные изъяснительные

1

18.12

31

Виды придаточных предложений. Придаточные обстоятельственные

1

24.12

32

33

Развитие речи. Сообщение на лингвистическую тему

2

2

25.12;

14.01

34

Виды придаточных предложений. Придаточные обстоятельственные

1

15.01

35

Развитие речи. Деловые документы.

(автобиография, заявление)

1

1

21.01

36

37

Развитие речи. Сжатое изложение

2

2

22.01;

28.01

38

Виды придаточных предложений. Придаточные обстоятельственные

1

29.01

39

Типичные речевые сферы применения сложноподчинённых предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

1

04.02

40-41

Знаки препинания в предложениях с несколькими придаточными

2

05.02;

11.02

42-43

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль

2

12.02;

18.02

44

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

1

1

19.02

Бессоюзные сложные предложения (8 часов)

45

Бессоюзное сложное предложение и его особенности

1

25.02

46-47

Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения

2

26.02;

04.03

48

Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1

05.03

49

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль

1

11.03

50-51

Развитие речи. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему

2

2

12.03; 18.03

52

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

1

1

19.03

Сложные предложения с различными видами связи (7 часов)

53

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью

1

01.04

54-55

Разделительные знаки препинания в предложениях с различными видами связи

2

02.04;

08.04

56

Сочетание знаков препинания. (Тест по данной теме )

1

09.04

57-58

Развитие речи. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему

2

2

15.04;

16.04

59

Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями

1

1

22.04

Общие сведения о языке (3 часа)

60

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка

1

23.04

61

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка

1

29.04

62

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира

1

30.04

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (6 часов)

63-64

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи

2

06.05;

07.05

65

Развитие речи. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы

1

1

13.05

66

Развитие речи. Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи

1

14.05

67 - 68

Контрольное тестирование за курс 5- 9 классов

2

2

20.05;

21.05

















Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся в 9 классе должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить нужные примеры.

Уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни общества.












Список литературы

Для учащихся:

  • Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский -7-е издание. - М.: Просвещение, 2010

Для учителя:

  • Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 9класс:пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 204с.

  • В. В. Бабайцева, Г. К. Лидман-Орлова. Обучение русскому языку в 9 классе. Пособие для учителя, М.: Просвещение,2009.

  • Т. И. Ермоленко. Русский язык. 9 класс. Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2005. - 144с.

  • Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005.

Основная и дополнительная литература для учащихся

  • Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: : Л.А. Тростенцова, Т.А Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский - 7-е издание. - М.: Просвещение, 2010

  • Л.Т.Григорян. Язык мой - друг мой. М.: «Просвещение», 2003

  • Журналы « Русский язык в школе и дома», «Русский язык и литература для школьников».

  • М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку 5-11 классы. М.: «Айрис Пресс», 2008

  • А. Б. Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.9 класс. - М.: Творческий центр, 2010.

  • Т.Ю.Угроватова. Подсказки на каждый день. М.: «Владос»,1995

Основная и дополнительная литература для учителя

  • Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 9класс:пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 204с.

  • В. В. Бабайцева, Г. К. Лидман-Орлова. Обучение русскому языку в 9 классе. Пособие для учителя, М.: Просвещение,2009.

  • Т. И. Ермоленко. Русский язык. 9 класс. Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2005. - 144с.

  • Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005.

  • Газета «Первое сентября» (Русский)

  • Журналы « Русский язык в школе и дома», «Русский язык и литература для школьников».

  • Казбек - Казиева М.М. Русский язык, Дидактические материалы - М.

    • Айрис Пресс. 2006.

  • Ладыженская Т. А., Баранов М. Т.. Методические рекомендации к учебнику. - М.: Просвещение, 2001.

  • Ладыженская Т. А. Такие разные диктанты 5 - 9 классы - М.: ЮВЕНТА,

  • 2007.

  • Солодовникова Л. А. Контрольные и проверочные работы по русскому

  • языку - М.: Экзамен, 2010.

  • Н.Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка в 2-х частях. М.: «Айрис Пресс», 2003.



© 2010-2022