- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 9 класс по учебнику Тростенцовой
Рабочая программа по русскому языку 9 класс по учебнику Тростенцовой
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гнилицкая Е.П. |
Дата | 30.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено: На заседании ШМО ГЦ ___________Шибаева О.А. Протокол № ___ от «___»___________2014г.
| Согласовано: Заместитель директора по _________________УВР Гайдукова М.А. | Утверждено: Директор школы ____________ Гузеев С.А. Приказ № ____ от « ___»__________2014г.
|
Рабочая программа учебного предмета
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
9 класс, II уровень
на 2014-2015 учебный год
Разработана: Гнилицкой Е. П.,
учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
село Успенка, 2014г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» с учётом авторского УМК:
-
Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык» для 5-9 классов. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. М.: «Просвещение»,2008. Данная программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
-
Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский - 7-е издание. - М.: Просвещение, 2010.
Место предмета «Русский язык» в Базисном учебном плане МБОУ «Успенская СОШ»
Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 9 классе МБОУ «Успенская СОШ» на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Программа рассчитана на 68 часов. В учебном плане МБОУ «Успенская СОШ» на изучение русского языка в 9 классе отводится 2 часа в неделю. Сроки реализации данной программы 1 год.
Взаимосвязь предмета с другими дисциплинами учебного плана
Живые межпредметные связи между русским языком и другими учебными предметами носят двусторонний характер. Так, взаимосвязь русского языка и других учебных предметов может быть реализована при изучении функционирования русского языка в сфере научной речи. Обучение русскому языку все чаще осуществляется в контексте овладения учебной деятельностью на материале других предметов. В процесс обучения русскому языку включаются тексты других учебных предметов, на материале этих текстов отрабатываются формы и конструкции учебно-научного стиля, таким образом формируются навыки учебного научного общения - обязательного элемента всех учебных предметов.
Цели изучения предмета:
-
Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Задачи изучения предмета:
-
Формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).
-
Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
-
Обеспечение учащихся знаниями о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарными сведениями о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
-
Воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.
Предполагаемые результаты реализации программы:
В результате обучения русскому языку обучающиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы обучения:
-
обобщающая беседа по изученному материалу;
-
индивидуальный устный опрос;
-
фронтальный опрос;
-
выборочная проверка упражнения;
-
взаимопроверка;
-
самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
-
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
-
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
-
составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
-
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-
изложение на основе текстов типа описания, рассуждения;
-
написание контрольных диктантов, сочинений;
-
письмо по памяти;
-
комментирование орфограмм и пунктограмм.
Средства обучения: учебники, учебные пособия, дидактические материалы, словари, тестовый материал, средства наглядности, видеоматериалы, технические средства обучения.
Применяемые технологии:
-
В.В.Фирсов «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»;
-
С.И.Заир-Бек «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»;
-
И.Б.Первин, В.К.Дьяченко «Технология групповых и коллективных способов обучения»;
-
Б.П.Никитин «Технология развивающих игр».
Виды деятельности учащихся на уроке:
-
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
-
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
-
смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
-
составление плана текста;
-
пересказ текста по плану;
-
продолжение текста;
-
редактирование;
-
конспектирование;
-
участие в диалогах различных видов;
-
аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);
-
создание собственных письменных текстов;
-
составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-
составление опорных схем и таблиц;
-
работа с учебно - научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-
работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
-
тест;
-
диктант с грамматическим заданием;
-
проверочная работа с выборочным ответом;
-
комплексный анализ текста;
-
подробное и сжатое изложение;
-
рецензия на литературное произведение;
-
сообщение на лингвистическую тему;
-
сочинение на лингвистическую тему;
-
реферат статьи на лингвистическую тему;
-
конспект тезисный план статьи на лингвистическую тему;
-
устное высказывание на лингвистическую тему.
Структура изучаемого предмета
№п/п
Название разделов учебного предмета
Количество часов
1
Вводный урок. Международное значение русского языка
1
2
Повторение пройденного в 5-8 классах
7
3
Сложные предложения
1
4
Союзные сложные предложения
6
5
Сложносочиненные предложения
5
6
Сложноподчиненные предложения
24
7
Бессоюзные сложные предложения
8
8
Сложные предложения с различными видами связи
7
9
Общие сведения о языке
3
10
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи
6
Итого
68
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов программы, тем урока
Количество часов
Из них
Дата проведения урока
к/д
р/р
По плану
По факту
1
Международное значение русского языка
1
03.09
Повторение пройденного в 5-8 классах (7 часов)
2
Развитие речи. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог
1
1
04.09
3
Развитие речи. Стили языка
1
1
10.09
4
Простое предложение и его грамматическая основа
1
11.09
5
Предложения с обособленными членами
1
17.09
6
Обращения, вводные слова и вставные конструкции
1
18.09
7
Комплексное повторение, подготовка к диктанту
1
24.09
8
Контрольный диктант
1
1
25.09
Сложное предложение. Культура речи
9
Сложные предложения. Понятие о сложном предложении
1
01.10
Союзные сложные предложения (6 часов)
10
Союзные и бессоюзные сложные предложения
1
02.10
11
Развитие речи. Сочинение в форме дневниковой записи
1
1
08.10
12
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.
1
09.10
13
Интонация сложного предложения
1
15.10
14-15
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение»
2
16.10;
22.10
Сложносочинённые предложения (5 часов)
16
Сложносочиненное предложение
и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными)
1
23.10
17-18
Развитие речи. Рецензия на литературное произведение
2
2
29.10;
30.10
19
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания
1
12.11
20
Контрольный диктант с грамматическими заданиями
1
1
13.11
Сложноподчинённые предложения (24 часа)
21
Сложноподчиненное предложение и его особенности.
1
19.11
22-23
Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным
2
20.11;
26.11
24-25
Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении
2
27.11;
03.12
26
Развитие речи. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему
1
1
04.12
27
Место придаточного предложения по отношению к главному
1
10.12
28
Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями
1
11.12
29
Виды придаточных предложений. Придаточные определительные
1
17.12
30
Виды придаточных предложений. Придаточные изъяснительные
1
18.12
31
Виды придаточных предложений. Придаточные обстоятельственные
1
24.12
32
33
Развитие речи. Сообщение на лингвистическую тему
2
2
25.12;
14.01
34
Виды придаточных предложений. Придаточные обстоятельственные
1
15.01
35
Развитие речи. Деловые документы.
(автобиография, заявление)
1
1
21.01
36
37
Развитие речи. Сжатое изложение
2
2
22.01;
28.01
38
Виды придаточных предложений. Придаточные обстоятельственные
1
29.01
39
Типичные речевые сферы применения сложноподчинённых предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
1
04.02
40-41
Знаки препинания в предложениях с несколькими придаточными
2
05.02;
11.02
42-43
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль
2
12.02;
18.02
44
Контрольный диктант с грамматическими заданиями
1
1
19.02
Бессоюзные сложные предложения (8 часов)
45
Бессоюзное сложное предложение и его особенности
1
25.02
46-47
Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения
2
26.02;
04.03
48
Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1
05.03
49
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль
1
11.03
50-51
Развитие речи. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему
2
2
12.03; 18.03
52
Контрольный диктант с грамматическими заданиями
1
1
19.03
Сложные предложения с различными видами связи (7 часов)
53
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью
1
01.04
54-55
Разделительные знаки препинания в предложениях с различными видами связи
2
02.04;
08.04
56
Сочетание знаков препинания. (Тест по данной теме )
1
09.04
57-58
Развитие речи. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему
2
2
15.04;
16.04
59
Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями
1
1
22.04
Общие сведения о языке (3 часа)
60
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка
1
23.04
61
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка
1
29.04
62
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира
1
30.04
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (6 часов)
63-64
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи
2
06.05;
07.05
65
Развитие речи. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы
1
1
13.05
66
Развитие речи. Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи
1
14.05
67 - 68
Контрольное тестирование за курс 5- 9 классов
2
2
20.05;
21.05
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся в 9 классе должен:
знать/понимать
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить нужные примеры.
Уметь
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-
владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.
аудирование и чтение
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников;
говорение и письмо
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни общества.
Список литературы
Для учащихся:
-
Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский -7-е издание. - М.: Просвещение, 2010
Для учителя:
-
Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 9класс:пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 204с.
-
В. В. Бабайцева, Г. К. Лидман-Орлова. Обучение русскому языку в 9 классе. Пособие для учителя, М.: Просвещение,2009.
-
Т. И. Ермоленко. Русский язык. 9 класс. Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2005. - 144с.
-
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005.
Основная и дополнительная литература для учащихся
-
Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: : Л.А. Тростенцова, Т.А Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский - 7-е издание. - М.: Просвещение, 2010
-
Л.Т.Григорян. Язык мой - друг мой. М.: «Просвещение», 2003
-
Журналы « Русский язык в школе и дома», «Русский язык и литература для школьников».
-
М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку 5-11 классы. М.: «Айрис Пресс», 2008
-
А. Б. Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.9 класс. - М.: Творческий центр, 2010.
-
Т.Ю.Угроватова. Подсказки на каждый день. М.: «Владос»,1995
Основная и дополнительная литература для учителя
-
Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 9класс:пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 204с.
-
В. В. Бабайцева, Г. К. Лидман-Орлова. Обучение русскому языку в 9 классе. Пособие для учителя, М.: Просвещение,2009.
-
Т. И. Ермоленко. Русский язык. 9 класс. Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2005. - 144с.
-
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005.
-
Газета «Первое сентября» (Русский)
-
Журналы « Русский язык в школе и дома», «Русский язык и литература для школьников».
-
Казбек - Казиева М.М. Русский язык, Дидактические материалы - М.
-
Айрис Пресс. 2006.
-
-
Ладыженская Т. А., Баранов М. Т.. Методические рекомендации к учебнику. - М.: Просвещение, 2001.
-
Ладыженская Т. А. Такие разные диктанты 5 - 9 классы - М.: ЮВЕНТА,
-
2007.
-
Солодовникова Л. А. Контрольные и проверочные работы по русскому
-
языку - М.: Экзамен, 2010.
-
Н.Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка в 2-х частях. М.: «Айрис Пресс», 2003.