Исследовательская работа: Образ Иванушки-дурачка и Оскус-оола в устном народном творчестве русского и тувинского народов

Работа представлена для кожуунной научно-практичекой конференции школьников "Шаг в будущее". Автор проекта ученица 6 класса Комбу Л. А. Научный руководитель: Комбу С.В. В работе представлен сравнительно-сопоставительный анализ двух образов из русских народных сказок Иванушки-дурачка, и Оскус-оола из тувинских народных сказок.  Иван – дурак и Оскус-оол. Почему же «дурак» и «оскус оол»? За что их так называют и справедливо ли это?     Мы увидели противоречие: если Иванушка – дурачок, а Оскус-оол –...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа: Образ Иванушки-дурачка и Оскус-оола в устном народном творчестве русского и тувинского народовИсследовательская работа: Образ Иванушки-дурачка и Оскус-оола в устном народном творчестве русского и тувинского народовМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ г.ШАГОНАР


Кожуунная научно-практическая конференция

школьников «Шаг в будущее»


Научно-исследовательская работа

по русской литературе:








Автор:

Комбу Лина,

ученица 6 класса

«МБОУ Гимназии» г.Шагонар


Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Комбу Салбакай Владимировна


Шагонар

2014 г.


Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

  1. Анкетирование…………………………………………………………………6

  2. Сравнительно-сопоставительная характеристика образов Иванушки и Оскус-оола ….................................................................................................8

  3. История и значение имен…………………………………………………….12

Выводы…………………………………………………………..….........................14

Список литературы………………………………………………………………….15







Введение.

Устное народное творчество (фольклор) передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось.

Произведениями устного народного творчества о вымышленных событиях и героях, являются сказки. Это сказки о людях, их поступках и отношении друг к другу.

Сказка - это художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с самого раннего детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Сказки любят и дети и взрослые. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

О главных героях в русских и тувинских народных сказках мы все хорошо знаем. Это Иванушка-дурачок и Оскус-оол. Он может быть как царским сыном, так и простым крестьянином или простым рыбаком, но самое главное - чаще всего он просто … Иван - дурак и Оскус-оол. Почему же «дурак» и «оскус оол»? За что их так называют и справедливо ли это?

Мы увидели противоречие: если Иванушка - дурачок, а Оскус-оол - сирота, то почему они в конце сказки побеждают всех врагов, женятся на царевне, Дангына, Марье - искуснице или Василисе Прекрасной? Почему одну и ту же фразу «русский Иван» и «Оскус оол» произносят то с уважением, то с пренебрежением? Из данной проблемы и определилась тема нашей исследовательской работы: «Образы Иванушки-дурачка и Оскус-оола в устном народном творчестве русского и тувинского народов».

Актуальность исследования связана с чтением русских и тувинских народных сказок, и необходимостью их выявления и сравнения образов в процессе обучения и изучения русской литературы.

Цель исследования: сравнение образов Иванушки дурачка и Оскус-оола, как героев в устном народном творчестве; вывление причин их «статуса недалёкого человека».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Сравнить образы Иванушки-дурачка и Оскус-оола;

  • Определить набор личных качеств, как сказочных героев;

  • Выяснить, справедливо ли названы слова «дурачок» и «оскус-оол» по отношению к сказочным героям;

  • Изучить влияние статуса «дурачка» и «оскус оола» на судьбы героев в конце сказки;

  • Обозначить наиболее отличающие и сходные случаи употребления;

  • Провести анкетирование и его обработку с целью выявления читающих учеников в «МБОУ Гимназии» г. Шагонар.

Объектом исследования является: образы главных героев Иванушки-дурачка и Оскус-оола.

Предметом исследования является: устное народное творчество

Материал исследования. Для того, чтобы исследовать работу нам предстояло прочитать много литературы из интернета, также литературы из библиотеки. В русской литературе про образ Иванушки было очень много материала, а про образ Оскус-оола материалов нет. Это была неисследованная работа.

Новизна моей работы - это образ Оскус-оола, как героя тувинских сказок из устного народного творчества.

Гипотеза: если в начале русских народных сказок герои представлены в невыгодном положении, то это является залогом их успешности в конце сказки, а статус «дурака» «оскус оола» - своего рода маска.

Способы и методы исследования. Для того чтобы проверить свои предположения, был составлен план работы по теме исследования:

  1. Изучить мнение читательской аудитории об Иване и Оскус-ооле.

  2. Прочитать 15 - 20 сказок, главным героем которых является

Иванушка и Оскус-оол.

  1. Проанализировать произведения и полученную информацию

опроса.

  1. Узнать о значении имени Иван и соотнести его с образом Оскус-оола в тувинских сказках.

  2. Составить обобщённую характеристику героев.

  3. Представить результат проектно-исследовательской работы на школьной конференции и сети Интернет.

Способы и методы исследования:

  • Анкетирование

  • Анализ, сравнение и обобщение полученной информации

Перспективы использования исследовательской работы:

  1. Составить викторину по сказкам, главными героями которых будут Иван Оскус-оол.

  2. Выяснить, есть ли в сказках народов Севера герои, подобные Ивану и Оскус-оолу.

Цель: увлечь семью, друзей и одноклассников чтением сказок, ведь «Сказка - ложь, да в ней намёк…»




Часть I. Анкетирование

Вопросы анкеты

1. Любите ли вы читать сказки? □ да □ нет

2.Какие сказки вам нравятся?

□ бытовые □волшебные □о животных □ все

3.Кто, по вашему мнению, чаще других является главным героем русских народных сказок (добрым)?

3.Кто, по вашему мнению, чаще других является главным героем тувинских народных сказок (добрым)?

4. Герой по имени Иван. Что вы можете о нём сказать?

5. Герой по имени Оскус-оол. Что вы можете о нём сказать?

Ответы на вопрос: «Любите ли вы сказки?»

Исследовательская работа: Образ Иванушки-дурачка и Оскус-оола в устном народном творчестве русского и тувинского народов





Ответы на вопрос: «Какие сказки вы любите?

Исследовательская работа: Образ Иванушки-дурачка и Оскус-оола в устном народном творчестве русского и тувинского народов









Ответы на вопрос: «Кто, по вашему мнению, чаще других является главным героем русских народных сказок (добрым)?»

Исследовательская работа: Образ Иванушки-дурачка и Оскус-оола в устном народном творчестве русского и тувинского народов

Ответы на вопрос: «Кто, по вашему мнению, чаще других является главным героем тувинских народных сказок (добрым)?»

Исследовательская работа: Образ Иванушки-дурачка и Оскус-оола в устном народном творчестве русского и тувинского народов


II.Сравнительно-сопоставительная характеристика образов Иванушки и Оскус-оола

Известно, что народные сказки делятся на три группы [9]:

- сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

- бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

- волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Я решила изучить представления об Иване и Оскус-ооле как главных героев волшебных и бытовых сказок у учащихся Гимназии. Я предложила учащимся 5-6-7 классов ответить на вопросы. Мною было опрошено 65 человек.

Было выявлено, что практически все ребята любят сказки (99% - 63 чел.), из них предпочтение отдают волшебным сказкам 66 % читателей, бытовым - 28%.

Главным добрым героем русских народных сказок дети считают Ивана-царевича или Ивана-дурака - 55%, богатырей - 24%, другие персонажи - 21%

Главным добрым героем тувинских народных сказок дети считают Оскус-оола - 67%, другие персонажи - 33% .

Обобщив полученную информацию, получила характеристики, которыми обладает Иван и Оскус-оол по мнению наших сверстников.

Иван: дурак (глупый), добрый, смелый, отзывчивый, красивый, ленивый, весёлый, удачливый.

Оскус-оол: сирота, добрый, смелый, отзывчивый, милосердный, трудолюбивый, хитрый, удачливый.

С целью исследования мною было прочитано 20 различных сказок, как на русском, так на тувинском языках. Проанализировав их, я составила перечень качеств, которыми обладает Иван и Оскус-оол.

Опираясь на справочник по литературному чтению [1], разделили их по критериям:

  • Отношение к другим людям

  • Отношение к себе

  • Отношение к труду

  • Нравственные качества

  • Волевые качества

Получился такой портрет:

Иван

Оскус-оол

По отношению к другим людям:

  • Добрый

  • Добрый

  • Добродушный

  • Добродушный

  • Доверчивый

  • Доверчивый

Таким они показаны в сказках «Иван Быкович», «Иванушка - дурачок», «Оскус-оол и его невеста» и др.

Иван

Оскус-оол

По отношению к себе:

  • Уверенный

  • Уверенный

  • Сромный

  • Скромный

  • Самоотверженный

  • Целеустремленный

Таковы они в сказках «»Морской царь и Василиса Премудрая», «Усоньша-богатырша», «Про Ивана и злую колдунью», «Чудо-юдо», «Уш чуул эртемниг оол», «Кускун-биле чугаалажыр Оскус-оол».



Иван

Оскус-оол

По отношению к труду (чаще в бытовых сказках):

  • Ленивый

  • Хитрый

  • Лежебока

  • Чтобы добиться своей цели, он использует различные методы

  • Безынициативный

Такими представлены герои в сказках: «Иванушка-дурачок», «Иван-дурак», в самом начале сказки «Сивка-Бурка», Иван-богатей из сказки «Два Ивана», «Тос шилги аъттыг Оскус-оол».

Иван

Оскус-оол

Нравственные качества:

  • Человечный

  • Человечный

  • Справедливый

  • Справедливый

  • Честный

  • Честный

  • Хороший

  • Хороший

А также:

Иван

Оскус-оол

Волевые качества:

  • Сильный

  • Сильный

  • Смелый

  • Смелый

  • Мужественный

  • Мужественный

  • Герой

  • Герой

  • Храбрец

  • Храбрец

Таковы образы Ивана и Оскус-оола практически во всех волшебных сказках, прочитанных мною.

А также я попыталась определить социальный статус Ивана, чаще всего он:

  • Живёт с отцом и матерью или с братьями и их жёнами;

  • Чаще младший (третий) сын в семье;

  • Есть два брата, в некоторых сказках - сестра;

  • Является либо царским, либо крестьянским сыном;

  • Считается дурачком (чаще в случае, если Иван - из простой семьи, а не знатного рода) например, «Сивка-Бурка», «Иван-дурак» и др.

Социальный статус Оскус-оола, чаще всего он:

  • Живёт с братьями;

  • Чаще младший (третий) сын в семье;

  • Считается сиротой, но имеет множество скота (например «Уш чуул эртемниг оол», «Тос шилги аъттыг Оскус-оол»)

Можно сделать вывод, что Иван и Оскус-оол - надёжные, простые, хорошие сказочные герои.

Это совпадает со значением имен Иван, а также Оскус-оол. Почему же они «дурак» и «сирота»? Ответ на этот вопрос мы нашли в детской энциклопедии «Сказки и сказочники» [2] , «Тыва улустун аас чогаалы» [4]. Версии таковы:

  • «дурак» - это талисман, оберег. Это «второе имя» было призвано защищать от злых чар;

  • «дурак» - это воплощение желания народа увидеть, что что-то волшебное совершается просто так, потому что «дураку везёт», «дураку Бог помогает»;

  • «дурак» - это положение Ивана в семье и в обществе.

  • «сирота» - это «второе имя» мальчика, которым он прикрывается;

  • «сирота» - это удачливый парень, которому всегда везет, как говорится «Оскузунден олбес»;

  • «сирота» - это как у Ивана, тоже положение в обществе.


Часть III.

ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ИВАН

Имя Иван (стар. Иоанн) древнееврейского происхождения и означает: Яхве (Бог) смилостивился, Яхве (Бог) помиловал, дар Бога, благодать Божья.
Самое "русское" из всех имен, почти нарицательное - именно так его интуитивно воспринимает большинство людей - и не только на пространстве русской культуры. В имени Иван выделяются разнообразные показатели, но основные, присущие именно Ивану, - это "хороший" и "простой". Дополняют и развивают общую картину качества: красивый, светлый, безопасный, надежный, радостный, яркий, добрый и величественный. Слабее выражены признаки: громкий, веселый, большой, гладкий и легкий.

Распространенное русское имя. До 1917 г. каждый четвертый крестьянин звался Иваном. Затем наступил резкий спад популярности этого имени, а сейчас наблюдается медленный, но непрерывный подъем.

ХАРАКТЕР ИМЕНИ ИВАН - Это имя, возможно, самое противоречивое и многозначащее. В характере Ивана сочетаются сила и слабость, добро и коварство, душевная открытость и хитроватость, нежность и ярость.
СУДЬБА ИВАНА - Сложная жизнь - обычная участь: судьба с ухабами. Вынослив, жизнеутверждающ. Хранитель обычаев. Спокоен. Настойчив, если что-то задумает, часто идет напролом. Однако, почти достигнув цели, вдруг равнодушно сворачивает в сторону. Широкая, многосторонняя натура. Он открыт, отзывчив, всегда готов прийти на помощь. Относится к избранным мужчинам.
ИНТУИЦИЯ ИВАНА - Ему явно не хватает интуиции, что нередко является причиной неудач.
ИНТЕЛЛЕКТ ИВАНА - Тугодум. Долго обдумывает и "пережевывает" проблему, с трудом принимая решение.
НРАВСТВЕННОСТЬ ИВАНА - Верит в высшую справедливость. Не любит компромиссов. Предан друзьям и очень страдает от нечестных поступков других.

ЗДОРОВЬЕ ИВАНА - Отличное. Поэтому им часто злоупотребляет, забывая о том, что время идет и все меняется. Слабое место - позвоночник.

ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ОСКУС-ООЛ

Оскус [оъ] «сирота»; оскус диалог тот же.

В тувинском языке Оскус имеет общетюркское соответствие типа оскуз, оскус и др. со значением «сирота», реже «одинокий»

Старейшими из вариантов является огсуз (ЭСТЯ I, 521).

Слово восходит к приватной (отрицательной) форме с показателем - сыз… от основы ог «мать» (там же);

Ср.тюрк. оgsuz «сирота, без матери» (ДТС,381, а также: СИГТЯ Л, 300,312).

Данный показатель в ряде тюркских языков неупотребим, в том числе и в тувинском языке, где в его функции выступает отрицание чок «нет». В тувинском языке оскус наблюдается метатеза кс>ск, хотя отмечен и (диал.) вариант оскус.

В тувинском языке имя Оскус-оол нарицательное. Оскус-оол воспринимается как «бедная сирота». В имени выделяются разнообразные показатели, но основные, присущие именно Ивану, - это "добросовестный" и "простой". Дополняют и развивают общую картину качества: добрый, безопасный, надежный, добрый и величественный. Слабее выражены признаки: хитрость.

ХАРАКТЕР ИМЕНИ ОСКУС-ООЛ - Это имя, возможно, самое противоречивое и многозначащее. В характере Оскус-оола сочетаются сила и слабость, добро и коварство, душевная открытость и хитроватость, нежность и ярость.
СУДЬБА ОСКУС-ООЛА Вынослив, жизнеутверждающ. Хранитель обычаев. Спокоен. Настойчив, если что-то задумает, часто идет напролом. Широкая, многосторонняя натура. Он открыт, отзывчив, всегда готов прийти на помощь.
ИНИЦИАТИВА ОСКУС-ООЛА - Ему явно не хватает инициативности, что нередко является причиной неудач. Нет собственного мнения (например в сказке «Оскус-оол и его невеста»)

ВЫВОД

Исходя из выявленных результатов опроса, любимыми героями народных сказок являются Иван и Оскус-оол. В волшебных сказках это бесстрашные, добрые и благородные герои, которые побеждают всех врагов, помогают слабым и завоёвывают себе счастье.

Сравнив этих героев можно найти много общего: они оба стремятся к справедливости, добру, желанием сделать так, чтобы всем было хорошо и радостно. И, конечно же, их особая психология, которая делает их непохожими на других - «дурачок» и «бедная сирота».

Ивана (Иванушку), а также Оскус-оола зря считают «дурачком» и «бедной сиротой». Этот статус нужен герою «для прикрытия» его настоящей сущности, и никак не отражается на его дальнейшей судьбе в волшебной сказке.

В бытовых сказках Иван может быть и комическим персонажем, действительно не отличающийся особым умом, а Оскус-оол бедной сиротой. Но и здесь исход событий для героев - благополучный.

Исходя из выше перечисленного, я смело могу сказать, что гипотеза моя подтвердилась.



Список использованной литературы

  1. Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д. Моя шкатулка. Справочник по литературному чтению. - Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010.

  2. Б.И.Татаринцев «Этимологический словарь тувинского языка»- Новосибирск «Наука»2008. Том IV.

  3. Гуллер Ю. И весёлый, и музыкальный… // Детская энциклопедия, №12, 2012

  4. Доржу Куулар. статья «Тыва тоолдар»

  5. М.Б Кенин-Лопсан, «Тыва улустун аас чогаалы», 1997

  6. Ненаглядная Красота: Русские волшебные сказки /обраб. И.Карноуховой - М.: Детская литература, 1983

  7. Русские народные волшебные сказки. - М: Детская литература, 1990

  8. Русские народные сказки/обраб. Афанасьева - М.:Детская литература, 1989

  9. Т.Т. Биче-оол «Алдын кушкаш» (Золотая птичка)Сказки для детей. Кызыл, 2002

  10. Тувинские сказки /Перевод М.Хадаханэ/Кызыл, 2002

Интернет-ресурсы:

  1. Значение и происхождение имени Иван allotaro. Ru

  2. Образ Оскус-оола svetlana.orusool.ru

  3. О сказках. skazki.smeha.net/russkie/info.html

  4. detskie-skazki.com


17


© 2010-2022