Приложение к билетам экзамена по дисциплине Русский язык для студентов СПО

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение к билету № 1

...Что такое язык... для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли... Отсюда ясно1, что, чем богаче3 тот материал, те формы для мысли, которые3 я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом - и, уж конеч­но, тем буду умнее. <...> Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем лег­че, тем многоразличнее и тем богаче3 выразим на нем нашу мысль.4 <...>

Великий Пушкин, по собственному своему при­знанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу народному, между про­чим, у няни своей Арины Родионовны. Выражение «обучиться языку» особенно идет к нам, русским, потому что мы, высший класс, уже достаточно ото­рваны от народа, то есть от живого языка (язык - народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!). Но скажут: уж если пришлось «обучаться» живому языку, то ведь

все равно, что русскому, что французскому2, - но в том-то и дело, что русский язык русскому3 все-таки легче... Чтобы усвоить русский язык, надо <...> уже в школе непременно заучивать наи­зусть памятники нашего слова, с наших древних времен - из летописей, из былин и даже с церков­нославянского языка, - и именно наизусть, не­взирая даже на ретроградство заучивания наи­зусть.

(Ф. Достоевский.)

  1. Прочитайте отрывки из «Дневника писателя». В чем видит Достоевский назначение слова? Какие советы дает писатель тем, кто хочет хорошо усвоить родной язык?

  2. Докажите, что это текст публицистического стиля.

  3. Объясните значение слова ретроградство (в каком значении оно употреблено в тексте?).

  4. Понаблюдайте, в каких значениях употребляются в тексте слова-омонимы язык.

  5. Докажите, что слово - многозначное слово.

  6. Найдите примеры употребления сравнительной сте­пени прилагательных и наречий, укажите среди них грамматические омонимы.

  7. Какова роль в тексте вводных слов? Подберите сино­нимы к слову бесспорно.

  8. Составьте схему последнего предложения первого абзаца.

  9. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Приложение к билету №2

Перед Пушкиным была очень разнообразная язы­ковая действительность: наречия сословные, профессиональные, областные. Соотнести все это, выделить ценное, слить в единое целое - поистине титанический труд, требовавший огромных зна­ний и гениальной интуиции.

Как и в других областях, здесь проявляется со­единение пушкинского ума и чутья с точным зна­нием явлений. Он хорошо знает, как говорят раз­личные слои населения Москвы и Петербурга, псковской и нижегородской провинций, южных областей России, Приуралья - всех мест, где дове­лось ему побывать в многочисленных путешестви­ях по России.

В пестрой языковой стихии он находит не­сколько ориентиров: употребляемость слов и выра­жений, их необходимость, их свойственность рус­скому языку, их образность и емкость. Все более как основу ценит он народную речь, которая объе­диняется для него с языком народных песен, бы­лин и сказок: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка. Результат этого чтения виден в сказках самого поэта.

Сохраняя все, что накопила литературная тра­диция к его времени, он видит перспективу разви­тия литературного языка в его соединении с про­стонародностью. Бытовая речь с середины 20-х годов XIX века большим слоем входит в его по­эзию, а в 30-х широко используется в его прозе.

«Истинный вкус, - говорил он, - состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого- то оборота, но в чувстве соразмерности и сообраз­ности». Этим «вкусом», языковым чутьем, поэт об­ладал в высшей степени.

(Д. Самойлов.)

1. Определите тему, основную мысль текста.

2. Объясните значение слов интуиция, ориентир, стихия.

Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств (лексический, грамматических) предложения, абзацы связаны между собой?

4. Подберите синонимы к прилагательным титанический, гениальный. Чем различаются слова, входящие в синонимичный ряд?

5. Замените во втором предложении причастный оборот синтаксическим синонимом - придаточным определительным предложением. Составьте схему сложного предложения, отразив в ней грамматические основы предложений.

6. Объясните орфограммы (сгруппируйте их).

7. Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

8. Расскажите о различных способах цитирования, используя высказывания Пушкина, включенные в текст.

9. Произведите на материале текста разные виды разбора.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из статьи поэта Давида Самойлова (двух-трех абзацев).

Приложение к билету №3.

В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,

На дороге, в тьме ночной

Сладки мне родные звуки

Звонкой песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно

Буду слушать голос твой.

Месяц ясный светит хладно,

Грустен ветра дальный вой.

Пой: «Лучинушка, лучина,

Что же не светло горишь?»

(А. Пушкин.)

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотво­рения. Какое настроение надо передать при чтении?

  2. Какие слова повторяются в тексте? Какова роль лек­сического повтора?

  3. Понаблюдайте за тем, как повторяются в первой строфе звуки [ч], [с], [р]. Какая картина возникает перед нами?

  4. Найдите в тексте контрастные образы тьмы и света, грусти и... состояния иного (когда печаль светла). Как эти образы помогают нам понять настроение, состояние лирического героя?

  5. Обратите внимание на однокоренные слова: дороги, дорожный; светит, светло; лучинушка, лучина. Произведите морфемный разбор двух-трех слов.

  6. Выпишите словосочетания с прилагательными (об­ратите внимание на порядок слов в тексте). Какие прилагательные являются постоянными эпитетами, часто встречающимися в произведениях народного творчества? Какие языковые особенности стихотво­рения сближают пушкинский текст с народными песнями, убеждают в том, как дороги, близки поэту «родные звуки»? Произведите синтаксический разбор одного из словосочетаний.

  7. Сравните: хладно - холодно. Какова стилистиче­ская окраска слова хладно? Какие еще стилистиче­ски окрашенные слова встречаются в пушкинском тексте? (Обратитесь к словарю.)

  8. Найдите в тексте односоставные предложения, опре­делите их тип и роль в тексте.

    1. Какова роль в тексте предложений с обращениями? Объясните знаки препинания в этих предложениях.

10. Прокомментируйте постановку двоеточия. Подго­товьтесь рассказать об основных случаях поста­новки двоеточия в простых, сложных предложениях и в предложениях с прямой речью. Приведите примеры.

11. Какие орфографические правила можно проиллюст­рировать примерами из текста?

Приложение к билету №4.

Это были поэмы Пушкина. Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданно красивое ме­сто, - всегда стремишься обежать его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернет­ся перед тобою сухая поляна, вся в цветах и солн­це. Минуту смотришь на нее очарованный, а потом счастливо обежишь ее всю, и каждое прикоснове­ние ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует.

Пушкин до того удивил меня простотой и музы­кой стиха, что долгое время проза казалась мне не­естественной, и читать ее было неловко... Полно­звучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично все, о чем говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою лег­кой и приятной... Какое это счастье- быть гра­мотным!

Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память: лягу спать и шепчу сти­хи, закрыв глаза, пока не усну.

(М. Горький.)



  1. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка.

  2. Какие средства художественной изобразительности используются автором?

  3. Найдите ключевые слова. Озаглавьте текст.

  4. Объясните, почему данный отрывок можно считать связным текстом.

  5. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) автор передает свое отношение к поэзии Пушкина?

  6. Выпишите несколько словосочетаний с наречиями. Произведите разбор одного из словосочетаний.

  7. Подберите синонимы и антонимы к наречиям сразу, долго, тихо, счастливо.

  8. Найдите в тексте односоставные предложения. Ка­кова их роль?

  9. Объясните орфограммы и пунктограммы (сгруппи­руйте их).

  10. Составьте схему первого предложения во втором аб­заце.

  11. Произведите разные виды разбора.

  12. Выпишите из последнего предложения несколько словосочетаний, произведите разбор одного из них.

Приложение к билету №5

Пушкин неопровержим и бесспорен, как, мо­жет быть, никто из писателей.

Попробуйте обнаружить какое-то несоответ­ствие или хотя бы недостаточную убедительность в созданных им образах...

Нет, повсюду Пушкин ясен до конца, повсюду - бесспорен.

Пушкин еще и потому не только Поэт, но и По­эзия, что он смог выразить духовный потенциал нации.

...Недаром темною стезей

Я проходил пустыню мира,

О нет, недаром жизнь и лира

Мне были вверены судьбой!

Действительно, вряд ли кто-либо из поэтов имел для своей страны такое же значение, как Пушкин для России...

Да, Пушкин мог совершить все то, что он совер­шил, обладая безусловной гармонией между сло­вом и смыслом. Трудно, попросту невозможно представить себе эту гармонию более полной, чем у Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг...

Когда такая гармония достигнута, возникает истинное пророчество, тогда и совершается само открытие.

(С. Залыгин.)



  1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

  2. Какова стилистическая окраска слов лира, стезя, пророчество?

  3. Объясните значение слов гармония, парадокс.

  4. Каково значение вводных слов действительно, мо­жет быть? Определите их роль в тексте.

  5. Какие орфографические, пунктуационные прави­ла можно проиллюстрировать примерами из тек­ста?

  6. Составьте схему последнего предложения.

  7. Какова роль в тексте междометия о, слов да, нет?

  8. Найдите в тексте односоставные предложения, опре­делите их тип.

  9. Произведите на материале текста разные виды раз­бора.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Приложение к билету №6

Пушкин... Как говорить о нем? Говорить о нем можно по праву любви, и только любви... Любовь к Пушкину входит в нас с детства.

Это больше, чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему3 такого поэта. Россия немыслима без Пушкина...

Тайна пушкинского гения1 не перестает и ни­когда не перестанет приковывать6 к себе внимание людей всего мира.

Каждое новое поколение живо иллюзией, что оно до конца разобралось2 в Пушкине, что ника­ких загадок в нем больше нет.'1 Но проходит деся­тилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным. Новый опыт людей подскажет новое прочтение Пушкина, раскроет доселе5 неизвестные особенно­сти его наследия. Пушкин развивается и движет­ся вместе с жизнью. Он существует в настоящем, и принадлежит будущему5.

Судьба Пушкина - и отдельная судьба, и судьба народная. Пушкин - человек в его высших ду­ховных проявлениях. <...> К нему не зарастет «на­родная тропа». Его, «как первую любовь, России сердце не забудет»...

(Л. Озеров.)



  1. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

  2. Подберите синонимы к словам доселе, будущее. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

  3. Объясните значение слов иллюзия, наследие, гений .(Обратитесь к словарям.)

  4. Каковы тема, основные мысли текста?

  5. Озаглавьте текст (подберите разные варианты назва­ния).

  6. Найдите в тексте односоставные предложения. Под­готовьтесь рассказать о типах односоставных пред­ложений в русском языке.

  7. Укажите предложения, в которых используется частичное цитирование. Какова роль цитирования в этом тексте?

  8. Составьте схему первого предложения третьего абза­ца. Придумайте предложения, соответствующие этой схеме.

  9. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из этого тек­ста?

  10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Приложение к билету №7

Пушкин был первым, кто признавал и поощрял малейшие ростки литературного дарования, и все его современники - поэты и прозаики: Жуков­ский, Кольцов, Дельвиг, Гоголь, Баратынский, Давыдов, Погодин - имели счастье пользоваться его одобрением и расположением.

Всякий чужой успех, всякое хорошее стихотво­рение, всякое богатство духа в другом - ему в ра­дость. И его друзья сумели нам трогательно пове­дать о его верности...

Его интеллект нередко просто поражал его дру­зей и современников.

Жуковский сказал как-то Гоголю: «Когда Пуш­кину было восемнадцать лет, он думал как тридца­тилетний человек; ум его созрел гораздо раньше, чем характер».

...Можно сказать и о его памяти: в ней оста­валось только самое верное, самое необходимое и вечное, неистинное в ней не сохранялось.

Поэт Жуковский рассказывает, что Пушкин мог без запинки повторить только что услышан­ные строфы чужого стихотворения; если же он за­бывал какую-либо строку, Жуковский уже знал, что строка была неудачной.

(И. Ильин.)


    1. Определите тему, основные мысли текста. Докажи­те, что это текст.

    2. В каком значении употребляются слова расположение, трогательно?

    3. Объясните подчеркнутые орфограммы.

    4. Какие пунктуационные правила можно проиллюст­рировать примерами из текста?

    5. Составьте схему последнего предложения.

    6. Произведите разные виды разбора.

    7. Подготовьтесь к пересказу текста.

    8. Замените предложение с прямой речью синонимич­ной конструкцией - предложением с косвенной ре­чью. Составьте схему сложного предложения. Сопо­ставьте грамматические синонимы.

    9. Выпишите из текста несколько словосочетаний с разными видами подчинительной связи. Произве­дите разбор одного из словосочетаний.

    10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Приложение к билету №8

Великие художественные создания Пушкина были плодом не только его гения, его высокой культуры и богатого жизненного опыта, но и упор­ного труда. Это отметил Лев Толстой. «Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотли­вой работы для его исполнения, - заметил он однажды. - Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко». Пушкин ценил и уважал «постоянный труд, без коего, - говорил он, - нет истинно великого».

По отзыву Вяземского, в Пушкине «глубоко таилась охранительная и спасительная нравст­венная сила... Эта сила была любовь к труду, потребность труда, неодолимая потребность твор­чески выразить, вытеснить из себя ощущения, образы, чувства, которые из груди его проси­лись на свет божий и облекались в звуки, краски, в глаголы очаровательные и поучительные. Труд был для него святыня, купель, в которой исцеля­лись язвы, обретала бодрость и свежесть немощь уныния, восстанавливались расслабленные силы. Когда чуял он налет вдохновения, когда прини­мался за работу, он успокаивался, мужал, перерождался...»

(С. Петров.)



  1. Определите тему, основную мысль текста.

  2. Понаблюдайте за употреблением в тексте синонимов труд и работа. Выпишите словосочетания с этими словами. Какова роль синонимов в тексте?

  3. Выпишите из текста ключевые слова.

  4. Озаглавьте текст.

  5. Как вы понимаете значение слов вдохновение, свя­тыня, купель? (Обратитесь к словарям.)

  6. Объясните знаки препинания при цитировании. Ка­кова роль цитирования в этом тексте?

  7. Составьте схемы двух-трех сложных предложений.

  8. Произведите разные виды: разбора.

  9. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Приложение к билету №9

...Если б не Пушкин, не Лермонтов, не деяния десятков других творцов слова с их врачующей и вразумляющей музой, если б не музыка Бетхове­на, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Баха, Верди иль Вагнера, не бессмертные полотна Тициана, Ра­фаэля, Гойи, Нестерова или Рембрандта, человечество давно бы одичало, опустилось на четвереньки и уползло обратно в пещеры, тем более что его все время неодолимо тянет туда...

Со «Сказки о рыбаке и рыбке», со стихотворе­ния «Буря мглою небо кроет», с колыбельной пес­ни матери, с вешнего цветка, улыбнувшегося нам на зеленой поляне, с вербочки, распустившейся к Пасхе, с тихого слова молитвы, с музыки, зву­чащей поутру от полета мотылька, от пенья пташ­ки, от всего того, что бытует, дышит и радуется во­круг нас, исходит защита от зла, и слушать бы нам повнимательней и видеть зорче земную доброту, внимать Пушкину, в нас поселившемуся с детст­ва...

За Пушкиным путь наш, за ярким факелом его жизни, за мученическим и путеводным словом его, за титанами, подобными ему, украсившими и обо­гатившими человеческую жизнь.

(В. Астафьев.)

    1. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

    2. Каковы тема, основные мысли текста?

    3. Виктор Астафьев озаглавил свою статью о Пушкине так: «Он не даст нам сбиться с пути». Объясните смысл этого названия. Как можно по-другому оза­главить этот текст?

    4. Какие слова употребляются в переносном значе­нии?

    5. Как вы понимаете слова путеводное слово его'!

    6. С помощью каких языковых средств автор передает свое отношение к искусству, к природе?

    7. Найдите в тексте антонимы. Какова их роль?

    8. Подберите синонимы к глаголу внимать. Чем раз­личаются слова, входящие в ряд синонимов?

    9. Произведите на материале текста разные виды раз­бора.

    10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Приложение к билету №10.

Когда читаешь пьесы Островского, создается впечатление, что действующие лица сами говорят, а драматургу остается только записывать за ними. Однако рукописи Островского неопровержимо сви­детельствуют о том, что драматургу не раз прихо­дилось как бы «переспрашивать» своих героев, прежде чем окончательно зафиксировать репли­ку, которая теперь кажется нам единственно воз­можной.

Кабанова провожает сына в путь. По русскому обычаю перед отъездом все должны посидеть. «Присядем», - говорит Кабаниха. Может она так сказать? Безусловно. Но драматургу мало, чтобы она могла так сказать, ему важно, как она должна сказать. Реплика «Присядемте» вычеркивается из рукописи «Грозы», и появляется новая реплика, которую мы все знаем: «Садитесь все!» Насколько точнее и ярче эти слова, этот оборот речи характеризует властный и деспотичный «образ выражения» Кабанихи.

В «Грозе» Катерина в ответ на слова Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» - первоначально говорила: «Я не умею так-то». Драматург вычеркивает эту реплику и вписывает другую: «Не хочу я так». Другой нюа­нс? Пожалуй, это больше чем нюанс. Одно дело - «не умею», другое - «не хочу». Катерина именно не хочет так. И прямо, гордо об этом говорит; это соответствует ее характеру, ее «образу выраже­ния» куда больше, чем уклончивое «не умею».

Так Островский добивается не только социальной, но и глубокой индивидуальной характеристи­ки персонажей.

(Е. Холодов.)

  1. Определите тему, основную мысль текста.

  2. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) осуще­ствляется связь между предложениями, между абза­цами? Какова роль в тексте первого и последнего предложений?

  3. Найдите в тексте ключевые слова. Озаглавьте отрывок.

  4. Объясните значение слов реплика, нюанс.

  5. Подберите синонимы к словам неопровержимо, за­фиксировать, деспотичный.

  6. Составьте схему второго предложения.

  7. Укажите в тексте односоставные предложения, оп­ределите их тип.

8. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать

примерами из текста? Придумайте предложения со словами не раз, ни разу.

9. Произведите на материале текста разные виды раз­бора.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.



© 2010-2022