Урок по русскому языку по теме

Цель: дать понятия о нарицательных собственных именах существительных. Задачи:Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, монологическую речь, творческие способностиобучающихся,общеучебные умения и навыки;Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание усидчивости,сам...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Цель: дать понятия о нарицательных собственных именах существительных.

Задачи:

Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, монологическую речь, творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки;

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание усидчивости, самостоятельности, чувства патриотизма.

Ход урока

1.Орг.момент: ( приветствие детей и гостей )

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение .Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Садитесь. Начинаем наш урок русского языка.

Слайд 1

2. Повторение.

Давайте начнем с того ,что запишем предложение, найдем в нем имена существительные

Слайд 2

Живу я в глубине Казахстана, в краю озер,степей .( в глубине, в селе, в краю, озер, скал)

-Как определили, что это существительное?

-Что вы знаете о существительном?

Какие признаки есть у существительного? (род, число, падеж, склонение, одушевленность/ неодушевленность, в предложении чаще всего являются подлежащим или дополнением ).

Опорная схема:

род

число

Существительное

падеж

склонение

одушевленность

Давайте вернемся к нашему предложению и сравним 2 существительных.

Казахстане (м.р.; ед.ч.; п. п., 2 скл.)

Озер (ср. р.,мн.ч., р.п., 2 скл.)

-В чем еще отличие этих слов?

3.Объявление темы.

Слайд 3

Тема нашего урока «Имена собственные и нарицательные»

-Что мы должны узнать:

*Какие существительные называются собственными?

*Какие существительные называются нарицательными?

*Чем они отличаются?

*Как пишутся имена собственные?

4.Изучение нового материала.

Составление таблицы.

Вам каждому даны карточки. Прочитайте стихотворение.

Птич(?)ка.

В ч..жбине свято наблюдаю

Р..дной обыч..й старины:

На волю птич(?)ку выпускаю

При светлом праз()нике в..сны.

Я стал доступен ут..шенью;

За что на бога мне роптать,

Когда хоть одному тв..ренью

Я мо(г,к) св..боду даровать! (А.С.Пушкин)

В стихотворении есть такие слова: «На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны».

-Не подскажите вы мне, в какой светлый праздник весны выпускали птичек? (Пасха)

-Почему я записала таким образом, как вы думаете?

-Ребята, я совсем забыла, сегодня утром я обнаружила у двери кабинета коробку с надписью «ученикам 5 кл. «Троебратская СШ». Давайте посмотрим, что в ней? А здесь медвежонок, давайте дадим ему кличку. Запишем на доске.

-Ребята, а зачем дают животным кличку? (Кличку нужна, чтобы выделить.)

-А людям зачем имена дают?

Я уверена, что у вас много знакомых мальчиков и девочек.

-Костя, тебе какое имя девочки больше нравится? Запишем.

-Алена, а тебе какое имя мальчика нравится? Запишем.

-Почему я записываю в 2 столбика? (в 1 столбике- однородные предметы, во 2- единичные. Однородные предметы- это нарицательные существительные, а единичные- собственные).

-Кажется что- то еще забыли..(достать журнал, обложкой к себе).

-Что это? Это однородный предмет или единичный? Как мы отличим?

Какое слово запишем, в какой столбик?

Таблица

Нарицательные

Собственные

праздник

Пасха

медведь

Миша

девочка

Оля

мальчик

Коля

журнал

«Непоседа»

2)Чтение теоретического материала(самостоятельно

63 стр.197,199.

-О чем прочитали? Слайд 4

-Что нового узнали? Чего вам я не сказала.

5.Закрепление.

Мы начали наш урок с предложения о Казахстане, давайте продолжим наш разговор. Подберите синонимы к слову Родина. (отчизна, отечество, родина, страна.)

-С чем у вас ассоциируется слово Родина?(леса, поля, луга, праздники, традиции)

Все примеры- это нарицательные имена существительные. Каждая страна имеет свои символы, такие как герб, гимн, флаг, столица.(эти слова являются нарицательными существительными).Название столицы нашей родины - Астана. Название собственное существительное.

-Кто знает,какое событие будет ?

Наша страна стоит на пороге выборов. Это государственный праздник.

-Кого мы выбираем?

-А кто сейчас руководит страной?

Давайте составим и запишем предложение

Н.А.Назарбаев- президент нашей страны

Найдем и подчеркнем имена собственные Произведем синтаксический разбор.

-Откуда мы получаем информацию о выборах.?(телевидение, газеты).

-Какие газеты вы знаете?Кроме торжественных праздников есть и народные, назовите ближайшие из них.

7.Физминутка.

Слайд 7.

А сейчас мы по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись.

Через левое плечо, через правое плечо, еще.

Дружно присели, пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

8.Тренировочное упражнение.

Закончите предложение, подобрав имена собственные. Слайд 8.

Я живу в селе… на улице…

Я читаю журналы…

Мои родители…

10. Итоги урока.

Слайд 10.

Зачем нам нужен был этот урок?

Какие существительные являются именами собственными?

Какие существительные являются нарицательными?

Как пишутся имена собственные?

Оценивание работы.

Вывод: имена собственные - это наша история. И узнать историю слов очень интересно. А что значит ваше имя, фамилия? Что знаете вы о человеке, чье имя носит улица, на которой вы живете? О многом может рассказать слово.

-Где мы можем узнать об слове? (словаре)

11. Домашнее задание.

Слайд 11.

Узнайте о происхождении своего имени, расскажите о нем.

§ 62. Упр692….стр.



© 2010-2022