Рабочая программа по литературе 8 класс

Представляю вашему вниманию рабочую программу по литературе для 8 класса (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной). В рабочей программе подробно расписано учебно-тематическое планирование, цели, задачи курса, планируемые результаты, указана общая характеристика предмета, содержание учебного предмета, требования к результатам освоения учебного предмета. В учебно - тематическом планировании указано содержание, характеристика ви...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 КЛАСС


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010 с учетом учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средней образовательной школы № 1». Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.Я. Коровиной. Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010-2011 г.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

- «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);

- К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;

- М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города (отрывок);

- СА. Есенин «Пугачев».

Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирован, на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.

Ц е л и

Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего образования. (из расчета 2 учебных часа в неделю).

При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Программа предусматривает изучение произведений регионального компонента на отдельных уроках.

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 8 классе

Введение

Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество


В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).


Из древнерусской литературы


Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).

Из литературы XVIII века


Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века


Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему 00 ществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтичс ски-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные предстаи ления), романтическая поэма (начальные представлс ния).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальны!! представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Межпредметные связи

Литература тесно связана с русским языком, музыкой, изобразительным искусством, историей. Единство данных дисциплин обеспечивает формирование коммуникативных умений и навыков, эстетического отношения к окружающему миру, обогащает культурно-исторические знания.

Предметное содержание учебного процесса: монопредметный

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный

Технологии обучения включают в себя технологию развивающего обучения, технологию, дифференцированного обучения, технологию игр, проблемного обучения, ИКТ-технологии.

Формы организации учебного процесса:

групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы урока: вводные уроки, уроки изучения произведений, чтения и обсуждения, внеклассного чтения, развития речи, уроки-лекции, семинары, дискуссии.

Методы: ролевые игры, работа в малых группах, в парах, индивидуальная работа, рассказ, беседа, самостоятельная работа, работа с текстом и др.

Система контроля и учета знаний и умений учащихся.

Контроль за качеством знаний осуществляется через систему устных и письменных ответов, работ по развитию речи, тестов, контрольных работ, проверку домашнего задания, чтения стихов наизусть.

Виды контроля:

  1. Поурочный (промежуточный): беседа, устный и письменный индивидуальный опрос, работа с учебником, с текстом, доклад, сообщение, пересказ, выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение-миниатюра.

  2. Тематический: тест, контрольная работа, реферат, сочинение.

  3. Итоговый (проверяет результаты обучения за год): контрольная работа, контрольное сочинение.


Учебно-методическое обеспечение

Программное обеспечение:

  1. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

  2. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения.

  3. Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы», составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин- М. : Просвещение, 2010

  4. Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе. - Дрофа, 2001г.

Учебник:

Литература: 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровина - М.: Просвещение, 2010,2011г.

Учебно-дидактические материалы:

  1. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 8 кл.-М.: Просвещение, 2003

  2. Шайтанов И.О. и др. Зарубежная литература. 8-9 кл.

  3. Коровина В.Я. Литература. Хрестоматия к учебнику 8 кл.

  4. Охотникова В.И. и др. Древняя русская литература. 5-9 кл.

Аудиокурс
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Фонохрестоматия по литературе. 8 класс. (1 CD MP3+ Инструкция к фонохрестоматии) -2010г

Методические пособия:

  1. Рабочие программы по литературе (по программе под ред. В.Я.Коровиной) 5-9 классы. Методическое пособие./Сост Г.М.Вялкова, под.ред.Л.н.Савиной).- М. «Глобус», 2009.

  2. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература 8 класс. Методические советы И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004

  3. Беляева Н.В., Еремина О.А. Уроки литературы в 8 классе. Книга для учителя . - М.Просвещение, 2008.

  4. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.

  5. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

  6. Бельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

Электронное издание

Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература 8 класс. Методические советы

Пособия для контроля :

  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по литературе. - Дрофа, 2001г.

  2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие - М.: Дрофа, 2003

  3. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 8 классе. - М: Просвещение, 2006.

  4. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.

  5. Матвеева Е.И. Литература. 8 класс: Тестовые задания к основным учебникам. - М.: Эскимо, 2008

  6. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. Демиденко Е.Л. 5-9 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2006.

Учебно-справочные материалы:

  1. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов, Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгина и др., М.: Дрофа, 1999

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова - М.: Азбуковник, 1998

  3. Словарь литературоведческих терминов \Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев - М.: Просвещение, 2003

  4. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

  5. Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

  2. Сеть творческих учителей it-n.ru/

  3. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

  4. openclass.ru/







Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе


Тема урока

РК, КОУ

Тип урока

Элементы содержания или основные понятия урока

Виды деятельности

Формы контроля

Оборудование наглядность

Дата проведения

план

факт

Введение (1 час)

1

Изучение нового материала

Представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова. Историзм.

Беседа, работа с книгой, составление тезисов лекции, плана статьи, пересказ

Фронтальный опрос:

-В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?

-Назовите характерные черты русской литературы;

-Что такое историзм?

Устное народное творчество (2 часа)

2

Устное народное творчество.

Русские народные песни.

Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях.

Урок-семинар

Сбор материала

Жанры УНТ, особенности жанра народной песни, навыки выразительного чтения, навыки анализа текста

Работа с книгой, демонстрация фрагмента фильма

Вопросы учителя и ответы учащихся

Телевизор, DVD проигрывательФрагмент фильма «Путешествия музыканта»

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Изучение нового материала

Особенности содержания и художественной формы преданий, сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора.

Работа с книгой, демонстрация фрагмента фильма.

Проверка и оценка сообщений учащихся, выборочных пересказов

Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения

Телевизор, DVD проигрыватель

Древнерусская литература (2 часа)

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

Изучение нового материала

Понятие о древнерусской литературе, расширить представление об особенностях житийного жанра, ознакомить с текстом «Повести…»

Работа с книгой и репродукцией картины.

Фронтальный опрос

Сопоставительный анализ личности князя Александра Невского по тексту «Жития» и картине П. Корина «Александр Невский»

Репродукция картины

П. Корина «Александр Невский»

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

Изучение нового материала

Идейно-художественное своеобразие «Повести…» как сатирического произведения, описания иллюстраций, развивать навыки анализа текста, навыки монологичской речи и выразительного чтения

Беседа по вопросам, комментарии учителя, описание иллюстраций, выразительное чтение по ролям

Пересказ близкий к тексту.

Русская литература XVIII века (2 часа+1 час)

6

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического

Изучение нового материала

Творчество Д. И. Фонвизина; раскрыть особенности классицистической драматургии

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация фрагмента фильма

Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения статьи учебника

Телевизор, DVD проигрыватель

Портрет Д.И. Фонвизина.

7

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении

Комбинированный урок

Раскрыть идеалы Стародума, гуманистический пафос комедии.

Рассказ, чтение по ролям, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование текста

оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения произведения, проверка домашнего задания.

Портрет Д.И. Фонвизина. Иллюстрации к произведению.

8

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1-2 произведений)

Урок-систематизация знаний

Обучение составлению плана, использованию цитатного материала

Фронтальный опрос. Проверка индивидуальных заданий.

Русская литература XIX века (33 часа+2 часа)

9

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

Комбинированный урок

Расширить знания учеников о баснописце и его баснях, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения

Викторина, рассказ учителя, беседа, выразительное чтение

Беседа, наблюдение.

Портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням.

10

И. А. Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа

Урок-исследование

Расширить знания учеников о баснописце и его баснях, развивать навыки анализа текста.

Самостоятельная работа с текстами басен.

Текущий опрос, практическая работа, проверка домашнего задания.


11

К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширенния русских земель. Образ Ермака Тимофееиича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ.

Комбинированный урок

Ознакомить учеников с личностью К.Ф. Рылеева, дать понятие о жанре думы, развивать навыки выразительного чтения.

рассказ учителя, выразительное чтение произведения.

Текущий опрос. Групповые задания

Портрет К.Ф. Рылеева.

12

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы

Комбини-рованный урок

Основные темы и мотивы стихотворений. Интерес к исторической теме. Познакомить с историей создания стихотворений

Рассказ учителя, выразительное чтение произведений, анализ.

Проверка домашнего задания.

Портрет А.С. Пушкина. Набор открыток по произведениям А. С. Пушкина.

13

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)»

Лекция. Систематизация материала.

Беседа.

Телевизор, DVD проигрыватель

14

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора

Изучение нового материала

Иметь представление об исторической основе романа, о жанре, композиции, идейном содержании, системе характеров (углубить понятие о художественном образе-характере), средствах характеристики персонажей (портрете, пейзаже, речи героя)

и т. д.

Беседа, работа с книгой

Фронтальный опрос.

Телевизор, DVD проигрыватель

15

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Народное восстание в авторской оценке

Комбини-рованный урок

Жанровые особенности произведения. Проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева - молодого русского дворянина

Аналитическая

беседа

Чтение эпизодов
Просмотр эпизодов фильма.

Фронтальный опрос.

Телевизор, DVD проигрыватель

16

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

Комбини-рованный урок

Проследить по тексту путь духовного становления главного героя, его отношения с людьми

Аналитическая

Беседа.

Чтение эпизодов.
Просмотр эпизодов фильма.

Текущий опрос.

Телевизор, DVD проигрыватель

17

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина

Комбини-рованный урок

Сфоррмировать представление о главной героине.

Аналитическая

беседа

Чтение эпизодов
Просмотр эпизодов фильма.

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Телевизор, DVD проигрыватель

18

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

Комбини-рованный урок

Сформировать представление о народном вожде Пугачеве.

Аналитическая

беседа

Чтение эпизодов
Просмотр эпизодов фильма.

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Телевизор, DVD проигрыватель

19

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Обобщение и систематизация материала

Гуманизм. Историзм. Правда и художественный вымысел. Эпиграфы в повести.

Рассказ учителя. Индивидуальные сообщения.

Фронтальный опрос.

Телевизор, DVD проигрыватель

20

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

Лекция-беседа.

Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

Рассказ учителя. Индивидуальные сообщения.

Проверка индивидуальных сообщений.

Телевизор, DVD проигрыватель

21

Р.Р. Сочинение по повести «Капитанская дочка».

Урок развития речи

Написание классного сочинения

Письменная работа

Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

22

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.

Комбини-рованный урок

Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомить с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова, обобщение ранее изученного.

Рассказ учителя. Литературная композиция.

Фронтальный опрос. Анализ лирического произведения.

Портреты Лермонтова, романс Рубинштейна и Варламова «Горные вершины».

Телевизор, DVD проигрыватель

23

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре

1

Изучение нового материала

Понимание поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и настроений; познакомить с историей создания, композицией, идейно-тематическим и художественным содержанием поэмы

Беседа. Аналитическое чтение.

Текущий опрос. Проверка домашнего задания.

Иллюстрации к произведению.

24

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.

Изучение нового материала

Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представления о жанре романтической поэмы, совершенствование навыка анализа поэтического текста в единстве формы и содержания.

Беседа. Выразительное чтение фрагментов произведения. Анализ лирического текста.

Проверка домашнего задания. Письменный опрос.

Телевизор, DVD проигрыватель

25

Обучение сочинению по поэме М. .Лермонтова «Мцыри». Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)».

«Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме «Мцыри»

Обобщение и систематизация материала

Подготовить учащихся к домашнему сочинению; составить рабочие материалы к обсуждаемым темам; проанализировать приемы построения образа и способы художественной обрисовки, учить работать с критической литературой

Организация совместной учебной деятельности, работа с критической литературой. Обобщенные записи.

Сочинение.

26

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве

Изучение нового материала

Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомить с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Гоголя, обобщение ранее изученного.

Рассказ учителя. Работа с учебником.

Текущий опрос.

Портрет писателя.

27

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

Изучение нового материала

История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников

понять обстоятельства, приведшие чиновников к роковой ошибке

Аналитическая

беседа.

Чтение эпизодов.
Просмотр эпизодов фильма.

Текущий опрос. Индивидуальные задания.

Портрет писателя. Иллюстрации к произведению. Фрагменты фильма. Телевизор, DVD проигрыватель

28

«Парад» действующих лиц.

Разоблачение нравственных

и социальных пороков чиновничества

в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Комбини-рованный урок

Анализ драматического произведения; представление о характере Хлестакова, механизм его превращения, отношение автора

Аналитическая

беседа. Чтение по ролям.

Просмотр эпизодов фильма. Фронтальный опрос.

Выразительное чтение по ролям. Проверка домашнего задания. Тест на знание действующих лиц.

Портрет писателя. Иллюстрации к произведению. Телевизор, DVD проигрыватель

29

Хлестаков и городничий.

Мастерство Н.В.Гоголя

в создании образов.

Хлестаков и хлестаковщина

Комбини-рованный урок

Основы комедийного действия. Систематизировать и обобщить изученное о героях комедии; раскрыть роль финала, смысл эпиграфа.

Отработка навыков

комментированного чтения драматического произведения.

Текущий опрос. Индивидуальные задания.

Портрет писателя. Иллюстрации к произведению.

30

Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Урок развития речи

Написание классного сочинения

Письменная работа

Совершенствование ЗУН по развитию речи

31

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

Изучение нового материала

Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

Лекция учителя. Сообщения учеников. Анализ эпизодов.

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Портрет писателя. Иллюстрации к произведению. Фрагменты фильма. Телевизор, DVD проигрыватель

32

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга.

Комбини-рованный урок.

Своеобразие образов в повести.

Сообщения учеников. Анализ эпизодов.

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Портрет писателя. Иллюстрации к произведению. Фрагменты фильма. Телевизор, DVD проигрыватель

33

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Изучение нового материала

Представление о личности и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; особенности жанра сказки в творчестве писателя, представление о сатирической направленности произведений писателя

Лекция учителя. Анализ эпизодов. Демонстрация.

Текущий опрос.

Портрет писателя. Иллюстрации к произведению. Фрагменты фильма. Телевизор, DVD проигрыватель

34

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

как сатирическое произведение

Урок-исследование

Развитие навыков анализа текста. Особенности сатиры писателя.

Лекция

Беседа

Чтение

Проверка конспекта. Фронтальный опрос

Фрагменты фильма. Телевизор, DVD проигрыватель

35

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Комбини-рованный урок

Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Лекция-беседа.

Текущий опрос. Индивидуальные задания.

Портрет писателя.

36

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Комбинированный урок.

Расширить знания о личности и творчестве Л. Н. Толстого; показать своеобразие историзма писателя, показать особенности композиции рассказа "После бала", ее роли, дать понятие о роли приема антитезы в идейной и художественной ткани рассказа

Аналитическая

беседа.

Чтение эпизодов.

Текущий опрос. Индивидуальные задания.

Портрет писателя. Иллюстрации к произведению. Фрагменты фильма. Телевизор, DVD проигрыватель

37

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

Комбини-рованный урок Исследо-ватель-ский.

Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

Совершенствование навыков устного и письменного высказывания. Сопоставление эпизодов рассказа

Практическая работа с текстом.

38

Автор и рассказчик в произведении Л.Н.Толстого «После бала».

Обобщение и систематизация.

Моральная ответственность человека за все происходящее вокруг

Аналитическая беседа. Анализ письменных работ.

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

39

Поэзия родной природы в творчестве А. С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

Комбини-рованный урок

Умение выразительно читать стихотворение, видеть роль ИВС в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание - анализ поэтического текста

Работа с текстами.

Устный и письменный опрос.

40

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

Урок-беседа

Проблематика рассказа. Основная мысль.

Анализ текста, выразительное чтение, пересказ.

Проверка знаний содержания рассказа. Составление плана-характеристики на героя.

Портрет писателя

Русская литература XX века (19 часов)

41

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика

Комбини-рованный крок.

Расширить знания о личности и творчестве И.А. Бунина;показать особенности его творческой индивидуальности, развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения

Аналитическая беседа. Рассказ учителя.

Фронтальный и индивидуальный опрос, цитатный план по рассказу. Анализ пейзажных зарисовок.

Портрет писателя

42

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Комбини-рованный урок Изучение нового материала

Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А. И. Куприна, вызвать интерес к его произведениям; выявить нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле

Работа с текстом, беседа, ответы на вопросы после текста (письменно)

Письменный опрос.

Портрет писателя. Иллюстрации к произведению.

43

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна

1

Урок-диспут.

Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в рассказе, выявлять авторскую позицию, сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики. участвовать в дискуссии.

Сбор материала для домашнего сочинения.

Фронтально-индивидуальная.

44

М.Горький, Слово о писателе. «Явление босяка» в творчестве писателя.

Комбини-рованный урок. Изучение нового материала

Углубление навыков комментированного чтения; развитие аналитических навыков

Аналитическая беседа.

Рассказ учителя

Текущий опрос.

Портрет писателя. Выставка книг.

45

М.Горький «Челкаш».

Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.

Комбинированный урок

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; обучение составлению характеристики героя на основе сопоставительного анализа

Письменная характеристика героя рассказа.

Фронтальный опрос

Портрет писателя

46

А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории.

Изучение нового материала

Дать представление о личности А. Блока и об исторической теме в его творчестве; учить выразительному чтению стихотворения поэта

Лекция-беседа. Выразительное чтение и анализ произведении.

Текущий опрос.

Портрет поэта. Аудиозапись стихов поэта.

47

А.А.Блок. Историческая тема в творчестве писателя.

«На поле Куликовом». Анализ цикла. Тема Родины в лирике Блока

Изучение нового материала

Анализ цикла. Тема Родины в лирике Блока.

Сообщения и доклады учащихся

Беседа

Аналитическое чтение

Реализация домашнего задания

Выразительное чтение цикла «На поле Куликовом»

48

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему

Комбинированный урок

Представление о личности С. Есенина и об исторической теме в его творчестве; учить выразительному чтению и анализу поэмы. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

Выступления учащихся

Аналитическое чтение.

Работа над фрагментами поэмы

Проверка домашнего задания. Текущий опрос.

Портрет поэта.

49

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М.Зощенко. «История болезни»

Изучение нового материала

Познакомить учащихся с произведениями Зощенко, Тэффи, приобщить к восприятию сатиры и юмора, выяснить средства создания автором юмористического произведения

Лекция, беседа, работа с книгой.

Реализация домашнего задания.

Выразительное чтение фрагментов


50

М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Изучение нового материала

Ознакомить учащихся с биографией и творчеством М.А.Осоргина, учить выразительному чтению и анализу текста.

Аналитическая беседа. Рассказ учителя.

Углубление навыков комментированного чтения и словесного рисования. Написать мини-сочинение «История одной из моих вещей»

51

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горькго, А. А. Блока, С. А. Есенина

Урок контроля.


52

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме

Изучение нового материала

Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

Представление о фактах биографии Твардовского, об истории создания «Книги для бойца», жанровом новаторстве поэмы

Лекция-беседа, сообщения учащихся. Чтение и обсуждение прочитанного.

Текущий опрос

Портрет поэта. Аудиозапись стихов поэта.

53

Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского

Комбини-рованный урок

Совершенствовать навык анализа поэтического произведения; выделить основные темы и проблемы; отметить стилевое многообразие поэмы

Чтение отдельных страниц «Книги про бойца».

Обсуждение прочитанного.

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Портрет поэта.

54

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

Комбини-рованный урок

совершенствовать навык анализа поэтического произведения, проследить, как в поэме сочетается героика и юмор, выявить определяющие качества Василия Тёркина, определять роль ИВС

Эвристическая беседа. Чтение наизусть отрывков.

Реализация домашнего задания

Индивидуальный опрос.

Письменно ответить на вопрос:

Чем мне нравится солдат Василий Теркин?

Портрет поэта.

55

А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

Изучение нового материала

Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев

Лекция-беседа. Комментированное чтение, сообщения учащихся.

Текущий контроль.

Портрет писателя. Иллюстрации к произведению. Фрагмент фильма. Телевизор, DVD проигрыватель

56

Великая Отечественная война в стихотворениях поэтов и песни военных лет

Комбини-рованный

Развитие письменной и устной речи, формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом стихов, совершенствование навыка выразительного чтения

Урок-концерт.

Выступление учащихся, выразительное чтение стихотворений наизусть, прослушивание песен о ВОВ

Текущий контроль.

Телевизор, DVD проигрыватель Фрагмент фильмов и аудиозаписей.

57

В.П.Астафьев.

Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Изучение нового материала

Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Астафьева; вызвать интерес к теме детства в рассказе «Фотография, на которой меня нет»; совершенствовать навык анализа художественного произведения

Рассказ учителя

Аналитическая беседа

Выборочный пересказ

Текущий контроль.

Телевизор, DVD проигрыватель Фрагмент фильма.

58-59

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»(произведение по выбору учащегося)

Урок контроля.


60-61

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

Комбини-рованный урок

Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского Зарубежья (Иннокентий Анненский. Николай Заболоцкий, Николай Рубцов, Пастернак, Николай Оцуп, Зинаида Гиппиус, Иван Бунин)

Анализ стихотворений

(Письменный анализ по плану в тетради)

Текущий контроль. Проверка домашнего задания.

Аудиозаписи стихов поэтов.

62

Н.А.Заболоцкий. Жизнь-судьба. Основные темы лирики поэтического творчества

Изучение нового материала

Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения

Беседа. Сообщения учащихся. Работа с книгой.

Текущий контроль. Проверка домашнего задания.

Зарубежная литература (5 часов)

63

У. Ш е к с п и р. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

Комбини-рованный урок

Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»

Лекция-беседа. Чтение эпизодов.

Текущий контроль. Сочинение: Почему пьесу Шекспира можно назвать гимном любви?

Портрет писателя. С. Прокофьев. Музыка к балету "Ромео и Джульетта" Телевизор, DVD проигрывательФрагмент фильма

64

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии

Комбини-рованный урок

Сонет как форма лирической поэзии

Лекция, беседа, работа с книгой. Выступления учащихся.

Текущий контроль. Проверка индивидуальных заданий.

Портрет писателя.

65-66

Ж.-Б. М о л ь е р. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

Комбини-рованный урок

Познакомить с творчеством Ж.-Б. Мольера; раскрыть особенности классицистической драматургии

Лекция-беседа. Работа с материалом учебника. Чтение по ролям.

Текущий контроль. Проверка индивидуальных заданий.

Портрет писателя. Телевизор, DVD проигрыватель Фрагмент фильма

67

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» как сатира на государственный строй

Изучение нового материала

Познакомить учащихся с личностью Д. Свифта и его творчеством; выявить глубинное содержание его романа, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста

Лекция-беседа. Работа с учебником.

Проверка домашнего задания. Текущий опрос.

Телевизор, DVD проигрыватель Фрагмент фильма

Итоговые уроки (1 час)

68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. Зачет

Контроль-ный урок.

Письменный зачет (тестирование).



© 2010-2022