ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

При разработке новых основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) колледжам предстоит решить значительное число задач, направленных как на удовлетворение требованиям ФГОС, так и на обеспечение конкурентоспособности своих образовательных программ.Таким образом, новое поколение федеральных государственных стандартов основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», а их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпус...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Корбова Марина Александровна

г.Нижневартовск

Бюджетное учреждение профессионального образования «Нижневартовский пполитехнический колледж»

Процесс введения Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) на ближайшее время предопределил главные направления концентрации интеллектуальных и материальных ресурсов средних профессиональных учебных заведений.

При разработке новых основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) колледжам предстоит решить значительное число задач, направленных как на удовлетворение требованиям ФГОС, так и на обеспечение конкурентоспособности своих образовательных программ.

Таким образом, новое поколение федеральных государственных стандартов основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», а их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников. Очевидны различия с предыдущими поколениями образовательных стандартов, основным компонентом которых являлись требования к минимуму содержания обучения, т.е. фиксированный объем учебного материала, обязательного для изложения преподавателем. Разработка требований к результатам образования происходила путем их соотнесения с дидактическими единицами обязательного минимума содержания образования, обновление которого заключалось в замене «устаревших» дидактических единиц. Таким образом, не провозглашаемые, а реально действующие цели образования сводились к усвоению предметных знаний и умений, что не в достаточной степени позволяло выпускникам осваивать профессиональную деятельность.

Принципиальное отличие нового стандарта является, то, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их

формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения.

Обратимся к термину «компетенция» в традиционном понимании.

Компетенция это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления [3].
В содержании профессионального образования модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС СПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого блочно-модульного подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний и лишь потом на выработку умений [4].

В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.

Рассмотрим характерные признаки профессиональных модулей, определённые ФГОС СПО, на примере специальности 050501

«Профессиональное обучение» специализация «Технология машиностроения».

1. Смысловая завершенность.

Выпускник колледжа, согласно новому стандарту, должен быть готов к

следующим видам деятельности:

- как мастер производственного обучения: к руководству учебной и производственной практикой, воспитанию обучающихся в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих.

- как техник по технологии машиностроения к разработке и внедрению технологических процессов производства продукции машиностроения и организации работы структурного подразделения.

Именно в соответствии с ними и определены профессиональные модули, отражённые в ФГОС.

2. Наличие отчетливой структурной оболочки профессионального

модуля, внутри которой имеются все компоненты учебного цикла от

дидактической цели до методики контрольно-оценочных процедур. Помимо

требований к знаниям, умениям и практическому опыту, в стандартах

определен также перечень формируемых в процессе изучения модуля

компетенций. 2173

3. Междисциплинарный характер с привлечением материала учебных

дисциплин, имеющих прямое отношение к осваиваемому локальному элементу

избранной сферы деятельности. Так, в рамках профессиональных модулей по

специальности 050501 «Профессиональное обучение» есть модули как по

квалификации мастер производственного обучения:

- организация учебно-производственного процесса;

- педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и

внеурочной деятельности;

-методическое обеспечение учебно-производственного процесса и

педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих,

так и по квалификации техник:

- участие в организации технологического процесса.

Каждый профессиональный модуль предусматривает объединение двух и

более дисциплин в один междисциплинарный курс (МДК). Например, МДК

«Теоретические и методические основы педагогического сопровождения

группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» объединяет такие

дисциплины как «Теория и методика воспитательной работы», «Педагогическая

диагностика», «Управление профессиональным персоналом», который

содержательно объединяет все дисциплины, входящие в модуль.

Междисциплинарный характер модуля обеспечивается также его связью с

рядом общепрофессиональных дисциплин, таких как «Общая и

профессиональная педагогика», «Общая и профессиональная психология»,

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена» [2].

4. Наличие рекомендаций по технологии освоения модуля с учетом

интегративного вида различных работ: с преподавателями, в учебной группе,

индивидуально. К такому интегративному взаимодействию преподавателей

разных МДК могут относиться: бинарные занятия, тематические конференции,

изучение материала в соответствии с индивидуальной образовательной

траекторией.

5. Включение методического совета по специальности по конкретным

вопросам реализации модуля. В их числе могут быть следующие: «Оценка

освоения профессионального модуля», «Построение и реализация

индивидуальной образовательной траектории студента как средство

повышения эффективности освоения профессионального модуля», «Формы и

средства взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса

в рамках модульной системы обучения».

6. Новое содержание практико-ориентированного обучения: учебная

практика и производственная практика (практика по профилю специальности и

преддипломная) входят в состав профессиональных модулей по видам

профессиональной деятельности. Особенность производственной практики по

специальности 050501 «Профессиональное обучение» является, то что она

делится на две части: педагогическую и производственную.

Профессиональные модули ПМ.01, ПМ.02 и ПМ.03 направлены на

подготовку будущих мастеров производственного обучения, поэтому логичным 2174

завершением их будет педагогическая практика в учреждениях начального

профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий.

В ходе прохождения педагогической практики, студент будет закреплять

знания психолого-педагогических дисциплин, приобретать практический опыт

изучения личности обучающихся и учебной группы, умение планировать и

проводить различные виды и типы уроков по профессиональной подготовке и

внеклассных мероприятий.

Профессиональные модуль ПМ.04 направлен на подготовку техника в

области технологии машиностроения.

В процессе прохождения практики на действующих предприятиях,

организациях студент закрепит и углубит профессиональные знания о

процессах и технологиях; овладеет умениями самостоятельно выполнять

трудовые приемы, операции и получит рабочую профессию с необходимым

квалификационным разрядом.

7. Сопровождение модуля перечнем учебной литературы и специальной

литературы с указанием изданий, написанных ярким представителем данной

сферы деятельности. Помимо того, считаем важным организацию и

координацию работы педагогического коллектива по созданию необходимых

учебно-методических пособий и методических рекомендаций, электронных

средств обучения, которые могут быть использованы в образовательном

процессе.

8. Наличие предметного глоссария.

Перестройка учебного процесса на принципах модульности

предполагает:

предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания

существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих

фрагментов из учебных дисциплин,

разработку системы реализации профессиональных модулей, которая

потребует качественного обновления материально-технической,

информационно-библиотечной базы учебного заведения,

повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах

реализации модульного подхода к обучению.

Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы

профессиональной подготовки специалистов характеризуется законченностью,

самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей в

ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические

и технологические компоненты профессионального обучения, а также

теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность

всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-

методической структуре дидактических целей, логически завершенной

единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля.

Всё это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс,

повысить качество профессиональной подготовки студентов учреждений СПО. 2175

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

№582 от 12.11.2009 года «Об утверждении и введении в действие

федерального государственного образовательного стандарта среднего

профессионального образования по специальности 151901 Технология

машиностроения (зарегистрирован в Минюст России от 08 декабря 2009 г. N

15446).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

№574 от 10.11.2009 года «Об утверждении и введении в действие

федерального государственного образовательного стандарта среднего

профессионального образования по специальности 051001 «Профессиональное

обучение» (по отраслям) (зарегистрирован в Минюст России от 08 декабря

2009 г. N 15451).

3.Иванов, Д. И. Компетентности и компетентностный подход в

современном образовании/ Д.И. Иванов // Воспитание. Образование.

Педагогика.-2007.-№6(12). - C. 32 -34

4.Колесникова, И. А. Теория и практика модульного преобразования

воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое

пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. - СПб., 2009. - 245 с

© 2010-2022