Урок по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин

  Внеклассное мероприятие по литературе. 9 класс. Тема: Изображение русской зимы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Образовательная цель: формирование навыков осознанного чтения художественного произведения при изучении романа А.С.Пушкина  «Евгений Онегин»; Развивающие цели: формировать коммуникативные функции речи в ходе решения образовательных задач;  развивать творческое воображение, память, внимание учащихся; формировать навыки целостного восприятия художественного произведения;  Воспита...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по литературе. 9 класс.

Тема: Изображение русской зимы в романе А.С.Пушкина

«Евгений Онегин»

Образовательная цель: формирование навыков осознанного чтения художественного произведения при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;

Развивающие цели: формировать коммуникативные функции речи в ходе решения образовательных задач; развивать творческое воображение, память, внимание учащихся; формировать навыки целостного восприятия художественного произведения;

Воспитательная цель: воспитывать уважение к традициям русского народа; воспитывать интерес к разным видам искусства, к творческому наследию А.С. Пушкина.

Оборудование: медиапроектор, иллюстрации зимних пейзажей, музыкальное сопровождение.

Ход урока:

  1. Звучит музыка «Декабрь. Святки». (ученик читает отрывок из романа «Зима!.. Крестьянин, торжествуя,…», на экране слайды с изображением зимних пейзажей)

- Выразительное чтение наизусть

1 ученик:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

  1. Вступительное слово учителя: Конечно, всем известно, что отрывок этот из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В.Г.Белинский назвал этот роман «Энциклопедией русской жизни». И не только русской жизни, но и русской природы. Поэтому мы сегодня окунемся в атмосферу русской зимы во времена самого Пушкина


  1. Чтение наизусть фрагмента из романа (слайды)

2 ученик

Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Все это низкая природа;
Изящного не много тут.
Согретый вдохновенья богом,
Другой поэт роскошным слогом
Живописал нам первый снег
И все оттенки зимних нег: (27)
Он вас пленит, я в том уверен,
Рисуя в пламенных стихах
Прогулки тайные в санях;
Но я бороться не намерен
Ни с ним покамест, ни с тобой,

Певец Финляндки молодой!

4. Читая роман «Евгений Онегин», мы не можем упустить те моменты, в которых А.С.Пушкин показывает русскую жизнь в романе. Какому празднику отводится большее внимание? (рождественские праздники, святки, крещение).

- Рассказ о святочных гаданиях. (учащиеся)

Между рождеством и Крещением проходили новогодние празднества - Святки. Первая неделя святок называлась - святые, а вторая - страшные вечера. Люди гадали, колядовали, пели подблюдные песни, ходили ряжеными по дворам. Рождество христово русская церковь отмечала 25 декабря, святки - это праздник конца декабря начала января, сохранивший отзвуки языческих обрядов. Это время зимнего солнцестояния и нарастания силы солнца, это обновление мира в связи с возрождением солнца, когда оно начинает свой очередной годичный путь, когда начинается новый год в природе, а значит, и в жизни человека, связанного с землей.

Естественно, было задуматься о том, каким он будет, что он принесет природе и человеку. В предугадывании будущего (погоды, урожая, судьбы) проходили святки

5. Отрывки из романа наизусть о процессе гадания (3 человека)

3 ученик

Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.

4 ученик
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости. Вдруг увидя
Младой двурогий лик луны
На небе с левой стороны,

5 ученик
Морозна ночь; все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно...
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна...
Чу... снег хрустит... прохожий; дева
К нему на цыпочках летит
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.

6 ученик
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно-вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
"Там мужички-то все богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!" Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.

6. Гадание (инсценировка: горит свеча выходят ряженные. «Закладывание колец») Звучат подблюдные песни.

7. Слово учителя: Итак, ребята, сегодня мы с вами работали с удивительным художественным материалом: на нашем занятии звучала прекрасная музыка великого русского композитора П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» из музыкального цикла «Времена года». Вы познакомились с полотнами русских художников, на которых изображена русская зима. Мы услышали фрагменты из романа «Евгений Онегин», посвященные зиме. Мы постарались окунуться в атмосферу того времени, когда создавался роман. И в заключении постарайтесь составить синквейн по своим впечатлениям на тему «рождество»

8. Рефлексия. Учащиеся на доске составляют синквейн и озвучивают свою мысль. Предварительно ученики поделены на две группы. Еще раз звучит пьеса «Декабрь. Святки».

9. Заключительное слово учителя.

Урок по роману А.С.Пушкина Евгений ОнегинУрок по роману А.С.Пушкина Евгений Онегин

С.Жуковский, «Зима» С.Жуковский, «Иней»

Составление синквейна

Существительное (1)

Рождество

Прилагательные (2)

Глаголы (3)

Наречие (2)

Предложения (1)


Составить логическую цепочку от слова «Рождество» (10 существительных)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Урок по роману А.С.Пушкина Евгений Онегин

© 2010-2022