Создание учебных ситуаций на уроках русского языка в 5 классе

Данный материал представляет собой методический анализ понятия "учебная ситуация".Содержит материалы работ других учителей. Все источники указаны в работе. Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные дейст...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями своей мысли,

а не одной памятью.

Л. Н. Толстой

Введение


Актуальность данной работы обусловлена стремлением учителя улучшить качество обученности учащихся. Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность - выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие). Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.1 Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Именно при введении ФГОС учитель обязан перевести учебную задачу в такую учебную ситуацию, которая побуждает учащихся к активному действию, создает мотивацию учения, чтобы ребенку было интересно на уроке выполнять определенные действия.

Цель - раскрытие возможностей создания учебных ситуаций на уроках русского языка в 5 классе как средства формирования познавательных и коммуникативных УУД, а также личностного развития обучающихся и повышения качества обученности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить, проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта.

  • Дать определение познавательным и коммуникативным УУД.

  • Познакомиться с передовым педагогическим опытом по созданию учебных ситуаций на уроке.

  • Создать условия для использования учебных ситуаций на практике (разработать задания при объяснении нового материала, на стадии вызова, уроки с элементами использования учебных ситуаций).

Гипотеза представленной работы заключается в том, что, созданные учебные ситуации на различных стадиях изучения и усвоения нового и обучение через алгоритмы действий, тренинги по решению учебных задач обеспечит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и будет способствовать развитию познавательных и коммуникативных УУД учащихся.

Новизна работы связана с новыми требованиями: перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации, с целью формирования у ребенка потребности в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности. Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет. (см. Приложение 1)


  1. Теоретическое осмысление эффективности

создания учебных задач на уроках русского языка.

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер.

Познавательные УУД - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Коммуникативные УУД - это система способов ведения общения, становление и решение многообразных коммуникативных задач, установление и поддержка контактов с другими людьми, определение цели коммуникации в зависимости от ситуации общения.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Учебная ситуация - это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают.

Учебная ситуация - это дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных специфических результатов.

Роль и место учебной ситуации в учебном процессе

Учебная ситуация включает в себя наличие проблемы (противоречия) и способ её решения (т.е. учитель, ставя перед детьми проблему, должен сам глубоко понимать суть поставленного вопроса, а также представлять, как могут ответить дети и быть готовым помочь учащимся не запутаться в составлении алгоритма решения проблемы, рассуждения). Создание учебной ситуации представляет собой процесс проведения проблемного обучения.

Учебная ситуация обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данный метод позволяет развивать познавательные и коммуникативные УУД, обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Метод обучения посредством создания учебной ситуации направлен на:

  • выявление проблемы(затруднения);

  • выбор решения проблемы;

  • умение работать с информацией;

  • слушание и понимание других людей;

  • умения работать в группе.

Задача учителя:

  • создавать учебные ситуации (определиться с педагогической задачей (развивать навык письменной речи);

  • отбирать учебный материал;

  • определять способ организации учебной ситуации (как запустить, что делать каждому);

  • прогнозировать возможные действия детей

  • переводить учебные задачи в учебные ситуации (не только придумать учебную задачу, но и ее «аранжировку» - поставить эту задачу в такие условия, которые провоцируют детей на активное действие, создают мотивацию учения)

Учебных ситуаций на уроке может быть несколько:

  • уроки состоят из учебных ситуаций, следующих одна за другой в определенном порядке;

  • каждая учебная ситуация ориентирована на конкретных учащихся;

  • для каждой учебной ситуации имеются средства работы: внутренние (знания, умения и навыки учащихся); внешние (учебники, приборы)

1

2

3

Источник знаний

Учитель (он говорит, показывает, демонстрирует)

Любые источники, кроме учителя

Учитель и другие источники

Деятельность учащихся


Учащиеся пассивно созерцают

Учащиеся сами контролируют содержание уч. материала, темп, объем

Учащиеся взаимодействуют с учителем на основе обмена информацией

Осуществление контроля

Контроль за объемом, темпом,

выбором форм подачи - за

учителем

Контроль - учитель

Контроль - учитель и учащиеся

Форма работы

Лекция, рассказ, объяснение, демонстрация

Самостоятельная работа с учебником, устные упражнения, письменные работы, лабораторные и практические занятия

Беседы, дискуссии

Виды учебных ситуаций.

1.Выбор. Дается ряд готовых решений, среди которых и неправильные. Необходимо выбрать правильное.

2.Неопределенность. Неоднозначные решения ввиду недостатка данных.

3.Неожиданность. Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.

4.Конфликт. Ситуация, рассматривающая противоположности.

5.Несоответствие. Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

Требования к учебным ситуациям:

  • наличие у учащихся базовых знаний, умений, навыков по предметам (владение программным материалом);

  • способность работать самостоятельно;

  • ценность ожидаемых результатов обучения;

  • способность менять конструкции мышления.

  1. Организация уроков русского языка

с использованием учебных ситуаций.

Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск еѐ решения. Постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Диалог (от греческого разговор, беседа) - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих (общее с проблемно-диалогической технологией).

В основе любой учебной ситуации лежит диалог и для разрешения этой ситуации важно, чтобы диалог состоялся.

Приемы создания учебной ситуации с постановкой и решением проблемы происходят на трех этапах уроков:

актуализация знаний.

постановка проблемы.

«открытие» детьми нового знания.

«Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Мышление необходимо привести в «форму». Поэтому в актуализацию знаний надо включить задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д. В последнем задании запланировано «затруднение». Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией «затруднения» в деятельности.

Создать учебную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Этап постановки учебной ситуации

на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Обстоятельства».

Учитель

Ученики

- Запишите отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Моя звезда»:

Вверху одна

Горит звезда,

Мой ум она

Манит всегда,

Мои мечты

Она влечёт

И с высоты

Мне радость льёт.

Подчеркните обстоятельства.

Ученик у доски подчеркивает обстоятельства:

вверху; всегда.

- Вы справились с заданием? - Нет, так как не подчеркнули обстоятельство «с высоты».

- Каким правилом вы руководствовались?

- Имена существительные, отвечающие на вопросы косвенных падежей, в предложении являются дополнениями.

- Что нам сегодня предстоит узнать?

- Как определить каким членом предложения (обстоятельством или дополнением) является существительное в косвенном падеже?

Второй путь постановки учебной ситуации на уроке - подводящий диалог.

В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.

Этап формулирования темы урока русского языка в 5 классе («Знаки препинания в предложениях с однородными членами»).

Учитель

Ученики

На доске начерчены схемы:

1. [Ө, Ө =].

2. [Ө и Ө =].

3. [Ө, но Ө =].

4. [Ө и Ө, Ө и Ө =].

5. [и Ө, и Ө, и Ө =].

- На доске вы видите несколько схем. Что объединяет все эти схемы?

- Это схемы предложений с однородными членами, в частности с однородными подлежащими.

- Как вы думаете, почему представлена не одна схема, а несколько? (Наводящий вопрос: «Как могут быть связаны однородные члены?»)

- В предложении однородные члены могут быть связаны разными способами: по смыслу и интонационно и при помощи союзов. Соответственно, схемы предложений будут разными.

- Над чем вы всегда задумываетесь, когда встречаете предложения с однородными членами?

- Как правильно расставить знаки препинания.

- Назовите ключевые слова нашего диалога.

- Однородные члены, знаки препинания.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

- Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Третий путь постановки учебной ситуации.

Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.

Приём «яркое пятно» на уроке русского языка в 5 классе

по теме: «Морфологические признаки слов».

Учитель

Ученики

- Послушайте стихотворение О. Высотской «Весѐлые рифмы» и найдите ключевые слова:

Отправляя поздравление,

Помни правила склонения,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

- Склонение, род, число, падеж.

- Какое словосочетание обобщает все эти термины?

- Морфологические признаки.

- Совершенно верно, тема урока «Морфологические признаки слов».

Приём «актуальность» на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Ударение».

Учитель

Ученики

- Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и балова́ть, на́чать и нача́ть, краси́вее и красиве́е, ку́хонный и кухо́нный, укра́инский и украи́нский.

Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному?

- Всѐ зависит от того, на какой слог мы поставим ударение.

- Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах . Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́ла». Но все эти слова произносятся неправильно.

Тема урока, как вы уже догадались:

«Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.

Главный психологический смысл звена постановки учебной ситуации состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того, первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий - логическое мышление, и оба активно развивают речь.

На уроках русского языка используются рассмотренные нами приемы создания учебной ситуации с «затруднением». Типичным для данных уроков является также прием создания ситуации с «удивлением», где:

1) сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;

2) обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Первое, с чем надо определиться учителю: какова тема урока (в некоторых случаях она может стать учебной ситуацией) и в чем именно заключается новое знание (которое предстоит открыть).

  1. Примеры применения учебных ситуаций

на уроках русского языка в 5 классе.

Приёмы создания проблемных ситуаций.

Создание учебной ситуации требует от учителя высокой внимательности и занимает большее время при подготовке к уроку, нежели формулирование обычного задания. Но все усилия оправдываются тем, что обучающиеся интересуются предметом, у них повышаются коммуникативные способности, возрастает интерес в творческой деятельности.

При планировании заданий для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов, рекомендуется использовать глаголы действия: сделать, записать, использовать, организовать, спланировать, составить, предложить, подготовить, провести, раздать, попросить, разработать, обеспечить, создать возможность, доказать и т.д.(Например: подготовить схему для…, предложить учащимся…., использовать фотоаппарат для… и т.п.)2

Учебной ситуацией является выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса», или выполнение практической работы и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (специфичные для данного учебного предмета), осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

При создании учебной ситуации учителю следует применять и т.н. продуктивные задания3, в которых вся необходимая для ответа информация находится в тексте, хотя прямого ответа нет. Имеющиеся сведения нужно перекомбинировать, выделить главное, самостоятельно обобщить и получить новый информационный продукт - вывод, оценку и т.д.

Приёмы создания проблемных ситуаций

1.Учитель сам ставит проблему
«В жизни всегда есть место подвигам», - говорит М.Горький. Что такое подвиг? Возможны ли подвиги в повседневном труде?

2. Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.

Например: дети в 5 классе познакомились с темой «Толковые словари. Лексическое значение слова».Учитель попросил найти в словаре слово «перст» и объяснить его лексическое значение. Далее следует задание :

Витя и Маша прочитали предложение в книге. Витя согласился с тем, что выделенное слово написано правильно, а Маша решила, что допущена ошибка. А как считаете Вы? Почему? Используйте в ходе работы толковый словарь. Что ввело в заблуждение Витю?

*Анна Ивановна воспитывала Маринку с любовью, поэтому не удивительно, что девушка, даже когда выросла, оставалась наперсницей обожаемой тетушки.

Учащиеся вместе с учителем осознают противоречие, опираясь на имеющиеся знания, и формулируют проблемный вопрос.

З. Учащимся предлагаются задания, требующие сравнения фактов.

Обратите внимание на перечисленные слова. Определите лишнее в каждой строке. Выбор объясните.

1)Пролагать, излагать, прилагать, отложить.

2)Доложить, выложить, слагать, уложить.

4. Исследовательское познание произведения через нравственную оценку героев, выяснения авторского отношения к ним и нашего отношения к отношению автора.

5. Задания, стимулирующие исследование языковой ткани произведения в различных аспектах.

Привести пример текста-описания, попросить убрать все прилагательные. Сделать вывод о роли прилагательных в тексте.

Правила создания учебной ситуации

  • Должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть новые знания или действия, подлежащие усвоению.

  • Проблемное задание предшествует учебному материалу, подлежащему усвоению.

  • Через практическое задание, которое не может выполнить ученик, возникает проблемная ситуация. Возникает потребность в изучении нового способа.

Виды учебных ситуаций по типу деятельности

Учебные ситуации с элементами игровой деятельности

Учебные ситуации с элементами творческой, конструктивной, социальной деятельности

Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности

Ежедневно используемые учебные ситуации

Соревнования (индивидуальные, командные)

Сюжетные («поиск сокровищ»)

Ролевые (пишем инструкцию)

«Пишем книгу»

«Готовим праздник»

«Делаем подарки»

«Сообщаем Вам…»

Эксперименты с объектами

Маркировка, группировка, классификация, сравнение и сопоставление, подведение под понятие

Проведение мини-исследований

Описание и оценка

Обсуждение, чтение вслух, письмо, повествование, обсуждение, дискуссия

Примеры применения учебных ситуаций на уроках русского языка в 5 классе.

Для создания учебной ситуации в начале урока можно использовать различные приемы входа в урок:

  • прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Например для освоения вопросной формы английского предложения разыгрывается ситуация поиска потерявшегося питомца, в которой дети примеряют различные роли;

  • прием «удивляй». Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

  • прием «отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание "здесь и сейчас", но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

  • прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека...

  • прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Для вывода из учебной ситуации несоответствия учитель использует побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы. - Почему затрудняетесь в нахождении результата? (Мы такие ещё не выполняли.) - В чём затруднение? ( Не умеем определять спряжение глагола с безударным личным окончанием.) - Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами? ( Научиться определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием.) (Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «интеллектуального несоответствия». Далее приступаем к поиску решения).

Далее учитель предлагает вниманию пятиклассников плакат, на котором прописаны глаголы. Все эти глаголы на плакате никак не сгруппированы, но глаголы I спряжения окрашены в один цвет, а II спряжения - в другой. Учитель сообщает, что все красные слова можно отнести к I спр., а зеленые - II спр.. После этого перед классом ставится проблемный вопрос: «Как вы думаете, почему красные слова можно отнести к глаголам I спряжения, а зеленые - II спряжению?». Для решения данной проблемы дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Они должны сравнивать мысленно.

Другой пример: Тема: «Разноспрягаемые глаголы» на этапе введения нового материала. На этапе актуализации необходимо разделить слова на группы. В последней группе оказались разноспрягаемые глаголы. Предлагаем детям определить спряжение. Дети легко справлялись с глаголами I, II спряжения, зная алгоритм и окончания глаголов I и II спряжения. Затем начали спрягать третью группу слов, используя «старый» способ, возникли затруднения, ситуация несоответствия. -Вы смогли выполнить задание? -Почему не получается? -Чем это задание не похоже на предыдущее? -Подходит ли в этом случае алгоритм, которым пользовались ранее? (Нет.)

Типичным для данных уроков является применение ситуаций с «удивлением», где:

1) сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;

2) обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Поиск решения может идти классическим методом через выдвижение гипотез и побуждающий к гипотезам диалог. Заканчивается поиск решения формулировкой темы урока или вопроса.

Этап поиска решения учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов -чик, -щик в именах существительных».

Учитель

Ученики

Побуждающий от проблемный ситуации диалог. Приѐм 2.

Столкновение мнений учеников.

Формулируют тему урока и проблемный вопрос.

- Посмотрите внимательно на слова. Какие у вас есть идеи? Когда, на ваш взгляд, в существительных пишется суффикс -чик, а когда -щик?

- После звонких пишется -чик.

- Так. Ещё какие есть варианты? (Учитель записывает гипотезы на доске).

- В словах с приставкой пишется -чик.

- Так. Может быть есть ещё предположения?

- После мягких согласных пишется - щик.

- Ещѐ одна гипотеза. Если больше нет предложений, будем проверять ваши гипотезы. Все согласны, что - чик пишется после звонких?

- В слове советчик -чик пишется после глухой.

- Согласны ли со второй гипотезой?

- В слове выдумщик тоже есть приставка, но пишется -щик.

- Проверяем следующую гипотезу.

- Опять же в слове выдумщик после твёрдого согласного пишется -щик.

Учитель делает подсказку.

- Подчеркните согласные, после которых пишется суффикс -чик.

- Д, С, З, Ж, Т.

- Можете теперь сформулировать правило, после каких гласных пишется суффикс -чик.

- После д, с, з, ж, т пишется -чик, а после

других согласных -щик.

- Прочитайте эти фразы: «Ты Же Должен Знать Суффикс -чик! Я ТоЖе ЗДеСь». Какая подсказка в них содержится?

- В этих фразах выделены согласные, после которых пишется -чик.

На уроке русского языка созданию учебной ситуации помогут и такие вопросы:

  • Почему числительное относится к классу имен?

  • На основании названия темы и ключевых слов предположите, какие вопросы будут рассмотрены на уроке.

  • Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?

  • Почему глаголы брить, стелить являются исключением?

  • Мне подарили Тузика. Мне подарили конфеты «Тузик». Почему в 1-м предложении слово Тузик в Вин. п, а во 2-м - в Им. п. и в кавычках?

  1. Методическая работа по созданию учебных ситуаций на уроках русского языка в 5 классе

  1. Ситуация «выбор».

(до)ехал (до)б...рёзы

(по)бежал (по)д...ревне

(про)читал (про) город

(на)кричал (на)с...баку

Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1) слова из словарика и не из него;

2) слова с приставками и предлогами;

3) глаголы и прилагательные

У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.

Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.

  1. Ситуация «неопределенность».

Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал - пил, запевал - пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.

  1. Ситуация «несоответствие».

Помогите проверить орфограмму в слове хв . стуны.

Ребята предлагают проверить так:

Петя - хвост, Ира - хвастун, Даша - хвастаться.

Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Пети не подойдёт, потому что слова «хвост» и «хвастуны» разные по значению. Слово «хвастун» не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом «хвастаться» мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? С 1 класса ребята узнали, что для проверки безударной гласной у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу или падежу. Задача урока: узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не изменение слова, а родственное слово, поэтому такой способ проверки подходит.

  1. Ситуация «неожиданность».

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!

Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово «ветка». На первой строке это слово написано с «е», на последней строке - с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с падежами.

Прием создания проблемной ситуации

Вопросы и предложения для противоречия

Вопросы и предложения для формулирования проблемы

1.Предъявить противоречивые факты

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите?

Какой вопрос возникает?

2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Сколько мнений?

Какова будет задача урока?

3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Что вы предполагали сначала?

Что получилось?

Сформулируйте проблему.

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение?

Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?

5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?

6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний.

Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено?

Какова будет тема урока?


Задание, направленное на активацию мыслительного процесса при создании учебной ситуации.

Используя, ситуации поставьте учебную задачу.

1 группа

«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима - Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

с м…чом - мяч - с мячом

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

2 группа

Картинки:

Солнце, сердце, лестница.

У доски работают 2 ученика. Запись слов по картинкам

Запись слов: Солнце, сердце, лестница.

- Помощники мои готовы? Садитесь, пожалуйста.

- Какое было задание? (Записать слова под диктовку.)

- Проверим.

Доска открывается.

- Смотрим, сравниваем.

Видят несоответствия в написании. Если нет, сама даю другую запись.

- А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.

- Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?

- Сколько мнений в нашем классе? (Два.)

- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.)

- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)

- … , ты почему не написал согласную … в слове … ? (Согласную не слышно при произношении.)

- У кого другое мнение?

Дети поднимают руки. Если нет, сама нахожу ребёнка сделавшего другую запись или предлагаю свою.

- … , а ты … почему написала согласную … в слове…? (Я могу её произнести, значит её надо писать.)

- Чем похожи записанные слова?

- Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)

- Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать

- Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Непроизносимые согласные … Где ? В корне слова).

Да. Тема нашего урока (открываю) «Непроизносимые согласные в корне слова». И чему же мы должны сегодня научиться? (писать слова с непроизносимыми согласными)

На уроках новый материал не предлагается в готовом виде. Обучающимся необходимо вспомнить изученное ранее, понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. И здесь главная проблема - это привычка находить готовый ответ в учебнике, прочитать тему, прочитать правило вместо того, чтобы самим подумать, сформулировать определение, увидеть закономерность, решить учебную задачу самостоятельно. Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?» Учитель никогда не отвечает сразу на вопросы обучающихся. Вместо готового ответа предлагается алгоритм решения противоречия, схема рассуждения. И зачастую ребёнок сам же и приходит к правильному ответу. А награда - похвала учителя, чувство самоудовлетворения, новый опыт.

Практические задания на уроке не только интересны по форме и содержанию, но и направлены на развитие коммуникативной компетенции.

На уроках русского языка можно использовать типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий.

Например:

-Как написать изложение (вместе с обучающимися составляем план действий).
- «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».
- «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои».
- «Найди и выпиши слова, которые являются синонимами к слову…»

-«Четвёртое лишнее» (часто это задание используется в качестве лингвистической разминки или как способ создания проблемной ситуации)

-«Определи, на основе чего распределены слова по группам, добавь свои слова.

- «Распредели слова на группы, озаглавь каждую группу слов». (Причём, может быть несколько вариантов распределения слов на группы. Важно, чтобы ученики объяснили свой принцип).

-«Заполни предложения с пропусками». (Это задание особенно актуально для слабых учащихся).

- «В тексте расставлены не все знаки препинания, пропущены три запятых. Найди и объясни их постановку».

(Приложение 4, 5)

Также на уроках русского языка используются нестандартные задания (Приложение 2).

Задание 1. Тема урока: «Имя прилагательное», 5 класс

  1. Задание «Какой я?»

Составьте небольшое сочинение о своих качествах с использованием только имён прилагательных. Постарайтесь привлечь всё, что вы знаете о себе. «Я» может быть многогранным: внешние качества (физические), сознательные, поведенческие. А также качества могут быть хорошие и плохие. Далее идёт обсуждение, сравнение описания каждого учащегося с мнением сверстников.

  1. Задание « Моё мнение»

Запишите текст, подумайте над главной мыслью и выскажите собственное мнение. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Байкал необыкновенное озеро. Оно влечет манит и завораживает нас. Мне нравится здесь все красота суровой природы туманные озерные дали величавое спокойствие. Тихо плещутся прозрачные волны и плавно кружатся в вышине чайки. Когда тяжело на душе я прихожу сюда. Люблю тебя Байкал всем сердцем мысленно говорю озеру.

Задание 2. Тема урока: «Итоговое повторение», 5 класс

Игра Мозговой штурм.

Дети делятся на группы, им раздаются разноцветные карточки. На одной стороне карточки - вопрос, на другой - ответ. Ведущий группы по кругу раздаёт каждому по очереди по одной карточке. Получивший карточку читает предназначенный ему вопрос и затем отвечает на этот вопрос. Сверив свой ответ с правильной версией, отмеченной на обратной стороне карточки, отвечающий или оставляет карточку себе (если ответ верный), или возвращает карточку ведущему ( если ответ неверный). У кого накопится больше карточек, тот и выиграл.

№ п/п

Задание

ответы

1.

Выбери букву а/о_выр..щенный

выращенный

2.

Выбери букву ли/е_сичка

лисонька

3.

Выбери букву рус/сс_кий язык

русский

4.

Выбери букву в приставке Бес/з_ порядок

беспорядок

5.

Выбери букву в приставке При/пре _школьный

пришкольный

6.

Лыжы ( звук И или Ы)?

[ Ы ]

7.

Запиши правильное окончание у существительного песня, деревня в П.п.

Е

Е

8.

Начальная форма имени существительного?

Им.п., ед. ч.

9.

Определи род существительного неряха, обжора

Общий

10.

Определи род существительного тюль,кофе

М.р.

11.

Почему слова недруг и несчастье пишем слитно?

Можно подобрать синоним без приставки не

12.

Почему слова невидаль и небывальщина пишем слитно?

Без НЕ не имеет смысла.

Не употребляется.

13.

Как написать? Извоз ЩИК/ЧИК

чик

14.

Каким словом проверим слово чёрный?

чернота

15.

Можно ли проверить гласные в слове шоколад?

Нет.

16.

Сколько морфем в слове молочко

3

17.

Подели на слоги слово русский

Рус-ск-ий

Задание 3. Тема урока: «НЕ с существительным», 5 класс

Предлагаю учащимися составить таблицу по данной теме. Эта информация дана в виде текста, необходимо преобразовать его в таблицу. В результате должно получиться следующее:

Слитно

Раздельно

Если без Не не употребляется: неряха, невежда. нелепость

При противопоставлении с союзом «а»: Не правда, а ложь. Не друг, а враг.

Если заменяется синонимом без Не: неприятель - враг, неправда - ложь

Задание 4. Тема урока: «Глагол. Повторение изученного»

Детям предлагается выполнить следующее задание: сконструировать «Дерево Познания о глаголе». На стволе написано «Глагол». На ветвях дети должны написать морфологические признаки глагола (время, спряжение, наклонение и др.), на ответвлениях - уточнить данные морфологические признаки: (время: настоящее, прошедшее и будущее) и т.д.

Заключение

Проблемы есть, и немало. Главная проблема, которая остаётся, - это неумение детей слушать и воспринимать устную речь. Обучающиеся выкрикивают хором ответы, не слушают реплики товарищей, повторяют только что прозвучавшие реплики вместо того, чтобы дополнить или исправить, ленятся или не могут выявить основную информацию в тексте. Отсюда проблемы, возникающие и на других уроках, когда дети «прочитали и ничего не поняли», не могут ответить на, казалось бы, простые вопросы. Дети не приучены к самостоятельной работе и не умеют работать устно.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения посредством учебной ситуации, понятной учащимся, именно тогда речевая деятельность формируется во всех её видах - чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь" - без этих условий нет урока. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у обучающихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у обучающихся, проявляются при сдаче ГИА и ЕГЭ.

ФГОС ориентирует учителя создавать такие условия, чтобы ученики понимали, что каждая выполняемая работа может пригодиться в жизни.

Учебная ситуация - моделирование реальной жизненной ситуации, позволяющая развивать познавательные и коммуникативные УУД.

Цель учебной ситуации состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.

Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель - ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Использование учебных ситуаций выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования.

Анализ опыта работы по данной проблеме, исследования педагогов-психологов позволяют сделать следующие выводы. Благодаря обучению посредством учебных ситуаций у учащихся развиваются пять универсальных компетентностей:

способность к исследованию;

способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия; способность принимать решения;

способность осуществлять принятое решение;

способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

Учебные ситуации применяются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени, и потому объективно необходимы каждому учителю. Данная методика развивает не только ученика, но и учителя. Учитель вырастает как творческая личность, коммуникативный лидер, способный в современных условиях успешно решать сложные педагогические задачи. Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи обучающихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли. Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо).

Применение подобных заданий на уроках русского языка помогают развивать коммуникативные способности обучающихся. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся в процессе обучения русскому языку продиктовано стратегической ролью языка, которую он играет в жизни каждого человека и общества, являясь важнейшим средством общения, воспитания и познания окружающего мира. Поэтому главным направлением в обучении школьников должна стать не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.

В результате исследования гипотеза, основанная на предположении того, что в процессе реализации проекта произойдет значительная трансформация первоначального педагогического опыта по совершенствованию создания и применения учебных ситуаций на уроках русского языка в 5 классе с целью формирования познавательных и коммуникативных УУД обучающихся, нашла свое подтверждение в данной работе.


Список источников

Используемая литература

  1. Асмолов А.Г.. Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли: Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с., ил.

  2. Большова Н.В. - Научный поиск, № 2.1. 2012, стр.18

  3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Изд-во МГУ, 1985.

  4. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

  5. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути еѐ реализации. - М.: Баласс, 1999.

  6. Модуль 2 «Универсальные учебные действия» АНОО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» с. 11

  7. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 151-155.

  8. Проект. Примерная программа по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. -М., «Просвещение». 2010

  9. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999.

Интернет ресурсы

  1. school2100.ru/izdaniya/books/files/tehnologiya_problemnogo_dialoga.pdf

  2. festival.1september.ru

  3. pedsovet.su

13. posobie.sch901.edusite.ru/p26aa1.html

1 Большова Н.В. - Научный поиск, № 2.1. 2012, стр.18

2posobie.sch901.edusite.ru/p26aa1.html

3 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. - 159 с., ил.


© 2010-2022